Контрольная работа по обществознанию 9 класс по материалам ФИПИ. Формат ОГЭ
Проверочная работа по обществознанию в 9 классе формата ОГЭ
(по материалам ФИПИ)
Часть 1.
При выполнении заданий 1–20 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Общим качеством и человека, и высших животных является (-ются)
1) представления о сверхъестественных силах
2) создание нового, не имеющего аналогов в природе
3) способность обучать потомство
4) целеполагание
2. Иван интересуется математикой. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Ивана как
1) гражданина
2) индивида
3) личность
4) специалиста
3. Глобальные проблемы, в отличие от других проблем;
1) затрагивают все человечество
2) не имеют путей решения
3) приводят к отрицательным последствиям
4) зародились с переходом к рыночным отношениям
4. Верны ли следующие суждения о потребностях человека?
А. Потребность человека в полноценном здоровом сне является социальной.
Б. Естественной потребностью человека является потребность в общении.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. В 1974 г. американские учёные выяснили, что фреоны, в том числе от обычных аэрозольных баллончиков, поднимаясь в верхние слои атмосферы, разрушают озоновый слой, защищающий нашу планету от ультрафиолетового излучения Солнца. Какая функция науки проявилась в этом предположении?
1) культурно-мировоззренческая
2) познавательная
3) прогностическая
4) образовательная
6. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство воспитывает эстетический вкус человека.
Б. Искусство обращается к эмоциям человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Действие, производимое одним лицом для другого лица в интересах одного или обоих субъектов сделки, — это
1) прибыль
2) труд
3) услуга
4) зарплата
8. Государство финансирует деятельность правоохранительных органов. Какая экономическая функция государства реализуется в данном примере?
1) производство общественных благ
2) правовое регулирование экономической жизни
3) перераспределение доходов
4) установление цен на товары и услуги
9. В государстве К. взимается 15%-й подоходный налог. Объектом налога является
1) предприятие
2) товарная продукция
3) прибыль производителя
4) заработная плата
10. Верны ли следующие суждения о неравенстве доходов?
А. Неравенство доходов есть во всех типах экономических систем.
Б. Неравенство доходов может поставить под угрозу существование общественной системы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Что является характерным признаком нации?
1) общность исторической памяти
2) наличие политической системы
3) конкурентоспособность
4) наличие аппарата управления
12. Какие социальные нормы иллюстрирует следующее предписание: «Свадебное платье и фата невесты должны быть белого цвета. Молодых встречает мать жениха хлебом-солью»?
1) нормы права
2) нормы морали
3) нормы этикета
4) обычай
13. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы не только фиксируются в письменной форме, но и сохраняются в виде неписаных традиций, обычаев, поведенческих ритуалов.
Б. Социальные нормы вырабатываются обществом для поддержания его целостности и стабильного развития.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. К основным признакам государства не относится
1) наличие публичной власти
2) система права
3) язык, отличный от других государств
4) суверенитет
15. В Италии президента страны избирает парламент. Ответственность за издаваемые им акты лежит на министрах, которые их подготовили. Эти факты характеризуют политический строй Италии как республику
1) президентскую
2) федеративную
3) парламентскую
4) суверенную
16. Верны ли следующие суждения?
А. Институтами гражданского общества выступают министерства, ведомства, местные администрации.
Б. Ассоциация учителей «За гражданское образование» представляет собой пример организованной гражданской инициативы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Козлов взял в долг у Смирнова 30 000 рублей на покупку телевизора. В подтверждение о передаче денег была составлена расписка. По истечении срока долг не был возвращён. Куда должен обратиться Смирнов для защиты своих прав?
1) в арбитражный суд
2) в мировой суд
3) в прокуратуру
4) в полицию
18. В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ
1) имеет право участвовать в формировании состава Государственной думы
2) самостоятельно принимает решение о применении вооружённых сил за пределами страны
3) назначает всех членов Совета Федерации
4) назначает выборы Государственной думы
19. Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными людьми и ограблен. Куда ему следует обратиться за помощью?
1) к мировому судье
2) к адвокату
3) в органы внутренних дел
4) к нотариусу
20. Верны ли следующие суждения?
А. Высшей юридической силой на территории России обладает Конституция РФ.
Б. Носителем власти в РФ является народ России.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.
21. Человек и животное относятся к общему биологическому классу — приматы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия человека и животного.
1) использование природных орудий для достижения результата
2) изменение в ходе эволюции
3) творческий, созидательный характер деятельности
4) потребительский, непроизводящий характер активности
Черты сходства Черты различия
22. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАК КУЛЬТУРЫ ОБЛАСТЬ
А) выдвижение гипотез 1) наука
Б) создание художественных образов 2) искусство
В) формирование чувства прекрасного Г) эстетическое наслаждение Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.
В стране Z в 2003 и 2013 годах проводились социологические опросы. Участникам задавали вопрос: «В какой поддержке от государства нуждается сегодня семья?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.
Варианты ответа 2003 20213
Выплаты регулярных денежных пособий на содержание детей 40 25
Поддержка молодых семей в приобретении жилья 25 20
Развитие сети дошкольный учреждений 25 35
Создание рабочих мест в регионах 10 20
23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Число тех, кто выступает за создание новых рабочих мест, за десятилетие удвоилось.
2) В 2013 г. доля тех, кто заинтересован в непосредственной денежной помощи государства семье с детьми, сравнялась с количеством людей, выступающих за строительство новых дошкольных учреждений.
3) Наблюдается тенденция роста сторонников помощи молодым в приобретении жилья.
4) В 2003 г. наименьшее число опрошенных высказывались за расширение сети дошкольных учреждений.
5) За прошедший период среди опрошенных снизилась доля тех, кто поддерживает такую меру, как непосредственные денежные выплаты на детей.
24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z. за десятилетие возросли темпы жилищного строительства.
2) Граждане страны Z. стали больше ценить возможность собственного заработка для поддержания семьи.
3) Государство расширило направления поддержки многодетных и неполных семей.
4) Государству следует больше внимания уделять строительству новых дошкольных учреждений.
5) В обществе страны Z. снизилась ценность семьи и брака
25. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В государстве Н. была зарегистрирована новая политическая партия. (Б) В ее программе есть требование изменить избирательный закон. (В) Такое изменение положительно повлияет на политическую жизнь в стране.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
А Б В
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 26—31.
Социальный конфликт
В современных условиях, когда общение людей становится все более интенсивным и напряженным, возрастает роль науки по преодолению конфликтов — конфликтологии. Конфликтология включает в себя изучение возникновения и развития различных конфликтов: от конфликтов в системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми...
Обычно выделяют две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки принятых отношений и разумных аргументов. Деструктивные конфликты возникают в случаях, когда одна из сторон не желает учитывать интересы другой или когда пытаются психологически подавить оппонента, унизить его.
Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. Чаще всего конфликт возникает из-за мелочи: неудачно сказанное слово, неверное понимание смысла высказывания, незначительный инцидент. Последний приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего решения.
Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей. Если это так, то можно наметить стратегические пути разрешения конфликта: либо перестроить реальность под ожидания оппонента, либо попытаться изменить отношение оппонентов к существующему положению дел.
Разрастание, «эскалация» конфликтов происходит по такой схеме: от межличностного конфликта к межгрупповому и от него к общеколлективному конфликту. Это объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержку у окружающих, завоевывает себе сторонников. Исходный конфликт обрастает новыми участниками с их интересами и противоречиями между ними. При этом эмоции возрастают.
(А. Аграшенков)
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Что изучает наука конфликтология? Почему возрастает ее значение в современных условиях?
28.Что лежит в основе конфликта? Назовите две стратегии разрешения конфликтов.
29. Как происходит разрастание конфликта? В чем, на взгляд автора, причина такой эскалации? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример втягивания в конфликт все новых участников.
30. Однажды на сессии ООН переводчик неправильно перевел слова советского представителя. Содержащееся в выступлении выражение «А воз и ныне там», он перевел так: «Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не предпринимает никаких шагов в данном направлении». Возник небольшой скандал. Что стало причиной конфликта в этом случае? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на вопрос.
31. В тексте говорится о конструктивных и деструктивных конфликтах. Какой критерий их различения выделяет автор? Приведите еще один критерий, который можно использовать при сравнении этих видов конфликта.
Ответы
Тестовые задания
№ вопроса № правильного ответа К-во баллов
1 3 1
2 3 1
3 1 1
4 4 1
5 2 1
6 3 1
7 3 1
8 1 1
9 4 1
10 3 1
11 1 1
12 4 1
13 3 1
14 3 1
15 3 1
16 2 1
17 2 1
18 4 1
19 3 1
20 3 1
21 1234 1
22 1222 1
23 15 1
24 24 1
25 112 1
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указание по оцениванию Баллы
Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) наука конфликтология
2) два вида конфликтов
3) причины конфликтов
4) пути разрешения конфликтов
5) как разрастается конфликт
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным
2
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи частей текста.
ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста 1
Не выделены основные смысловые фрагменты текста.
ИЛИ Название выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
27. Что изучает наука конфликтология? Почему возрастает ее значение в современных условиях?
Содержание верного ответа и указание по оцениванию Баллы
Должны быть приведены следующие положения:
1) конфликтология изучает возникновение и развитие конфликтов;
2) ее значение возрастает, так как общение людей становится более интенсивным и напряженным.
Ответы на вопросы могут быть сформированы иначе Правильно даны ответы на два вопроса 2
Правильно дан ответ на любой один вопрос 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
28 Что лежит в основе конфликта? Назовите две стратегии разрешения конфликтов.
Содержание верного ответа и указание по оцениванию Баллы
В ответе должны содержаться следующие компоненты:
1) дан ответ на вопрос: в основе конфликта лежит противоречие между фактическим положением дел и ожиданиями людей;
2) названы две стратегии:
— перестройка реальности под ожидания;
— изменение отношения к положению дел.
Правильно дан ответ на вопрос и названы две стратегии 2
Правильно дан ответ на вопрос и названа одна стратегия 1
Ответ неправильный
Или только дан ответ на вопрос
ИЛИ только названы две стратегии 0
Максимальный балл 2
29. Как происходит разрастание конфликта? В чем, на взгляд автора, причина такой эскалации? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример втягивания в конфликт все новых участников.
Содержание верного ответа и указание по оцениванию Баллы
В ответе должны содержаться следующие компоненты:
1) показано, как разрастается конфликт: от межличностного конфликта к межгрупповому и от него к общеколлективному;
2) названа причина разрастания: участники конфликта ищут поддержки у окружающих;
3) приведен пример втягивания в конфликт новых участников, допустим: в переполненном автобусе один из пассажиров попросил юношу уступить место пожилой женщине. Молодой человек не спешил это сделать. Несколько пассажиров стали громко возмущаться его поведением. Одна женщина выступила в защиту парня.
Может быть приведен другой пример. Показано, как разрастается конфликт, названа причина разрастания, приведен пример втягивания в конфликт новых участников 3
Показано, как разрастается конфликт, названа причина разрастания
ИЛИ названа причина разрастания, приведен пример втягивания в конфликт новых участников
ИЛИ Показано, как разрастается конфликт и приведен пример втягивания в конфликт новых участников 2
Приведен пример втягивания в конфликт новых участников 1
Ответ неправильный
Или показано, как разрастается конфликт
ИЛИ названа причина разрастания 0
Максимальный балл 3
30. Однажды на сессии ООН переводчик неправильно перевел слова советского представителя. Содержащееся в выступлении выражение «А воз и ныне там», он перевел так: «Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не предпринимает никаких шагов в данном направлении». Возник небольшой скандал. Что стало причиной конфликта в этом случае? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на вопрос.
Содержание верного ответа и указание по оцениванию Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указана причина конфликта: неверное истолкование фразы. Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
2) приведен фрагмент текста: «Чаще всего конфликт возникает из-за мелочи: неудачное слово, неверное понимание смысла высказывания, незначительный инцидент». Дано правильное объяснение причины конфликта, приведён фрагмент текста 2
Правильно дано объяснение причины конфликта
ИЛИ правильно приведён фрагмент текста 1
Ответ неправильный
ИЛИ приведены рассуждения общего характера 0
Максимальный балл 2
31. В тексте говорится о конструктивных и деструктивных конфликтах. Какой критерий их различения выделяет автор? Приведите еще критерий, которые можно использовать при сравнении этих видов конфликта.
Содержание верного ответа и указание по оцениванию Баллы
В ответе должны содержаться следующие компоненты:
1) указан критерий, использованный автором: поведение сторон в конфликтной ситуации;
2) приведен еще один критерий, например: последствия конфликтов.
Могут быть приведены другие критерии. Правильно указан критерий, использованный автором, приведен еще один критерий 2
Правильно указан критерий, использованный автором
ИЛИ правильно приведен свой пример критерия 1
Ответ неправильный
ИЛИ приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. 0
Максимальный балл 2
Оценивание. Перевод баллов в оценку
К-во баллов Оценка
0-14 2
15-24 3
25-33 4
34-39 5