РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предпрофильной подготовке для 9 класса НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Улукулево муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
  
Рассмотрено
Руководитель
методического
объединения учителей  
________/______________/
ФИО
Протокол №__2_____
от «_7__» __09________201_ г Согласовано
Заместитель
директора по УВР
 
_________/____________/
ФИО
 
«_7__» _09__________201_ г Утверждаю
Директор школы
 
 
__________/_____________/
ФИО
 Приказ №______
от «___» ___________201_г
 
  
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предпрофильной подготовке
для 9 класса
НА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Бабушкина Ольга Петровна
Педагог-психолог
первой квалификационной категории
 
 
2014г
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, на основе программы Г. В. Резапкиной «Я и моя профессия» с дополнением из программы «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С. Н. Чистякова и «Программы занятий по профессиональной ориентации» А. П. Чернявской.Данная программа«Предпрофильная подготовка» разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения.
Цели программы: оказать профессиональную поддержку обучающимся 9-х классов в процессе выбора профиля обучения, направления продолжения обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Необходимо выделить следующие составляющие, определяющие готовность к осознанному и ответственному выбору:
Когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора.
Ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе.
Волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия.
Задачи:
- развитие сознательного отношения обучающихся к профессиональному самоопределениюв соответствии со своими возможностями, способностями и требованиями рынка труда;
- выявление склонностей и возможностей обучающихся в самоопределении, развитие их профессиональных интересов;
- формирование у обучающихся представления об основных психических явлениях (память, внимание, мышление, эмоции) и их значении в профессиональной деятельности;- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
- формирование у слушателей курса целостного представления о мире профессий, соотносимых с профилями обучения, ознакомление с понятиями, характеризующими профессиональную деятельность человека по различным профилям;
- осуществление поддержки мотивации к будущему профилю обучения, формирование мотивов саморазвития, личностного роста;
- развитие навыков и умений школьников по целеполаганию и планированию, самопрезентации, эффективному межличностному взаимодействию.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена высокой значимостью социально- профессионального сопровождения молодежи в решении вопросов профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры.
Анализ ситуации на рынке труда показал значимость формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда. Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. Потенциальные работодатели стремятся отобрать лучших работников, способных успешно и максимально эффективно выполнять свои обязанности. В связи с этим вопросы профессионального становления молодежи и сопровождение данной работы становятся чрезвычайно важными
Новизна программы
Работа по сопровождению процесса профессионального становления школьника, включенная в контекст предпрофильной подготовки, обычно направлена на усвоение информации. В данном случае акцент делается на "пробу сил" и освоение "поля возможностей и ответственности" учащимися и, в конечном итоге, на формирование у них способов принятия решения, которые в ходе реализации данной программы могут формироваться и отслеживаться. Такая работа не является целенаправленным определением варианта профессионального выбора, как это чаще представлено в работе по сопровождению процесса профессионального становления школьников. Это работа учащегося по отслеживанию и рефлексии собственных шагов в ситуации предпрофильной подготовки и принятию соответствующих решений (выбор профиля обучения, определение индивидуального образовательного маршрута, определение варианта будущей профессии). Такой подход к сопровождениюпредпрофильной подготовки позволит учащемуся освоить механизмы анализа себя и собственного опыта познания (в том числе через освоение базовых общеобразовательных, элективных курсов), а также механизмы принятия решения в контексте реальных жизненных задач по определению образовательной траектории в старшей профильной школе (или другом профессиональном образовательном учреждении) и дальнейшего профессионального становления.Теоретическое и методическое обоснование программы
Программа строится на принципах гуманистической психологии, субъектно-деятельностного подхода, основные положения которого можно охарактеризовать следующим образом:
- личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;
- каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;
- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря своим смыслам и ценностям;
- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
В рамках данного подхода решающее значение для профессионального развития личности имеет становление "Я-концепции", т.е. представлений личности о себе во взаимодействии со своим окружением, с реальными ситуациями. Детерминантами "Я-концепции" выступают прошлое личности и ее будущее. Профессиональная карьера понимается как процесс постоянной адаптации личности к миру труда, а развитие карьеры как последовательность решений субъекта. Данные посылки формируют основную стратегию работы в рамках программы, а именно – активная проба сил, получение опыта, самоанализ школьником себя и собственных шагов в ситуации самоопределения относительно будущего профиля обучения, индивидуального образовательного маршрута, возможного варианта профессиональной карьеры. Блоки программы определены с учетом необходимости и достаточности освоения школьником основных условий и факторов выбора, являющихся основой для построения образовательно-профессионального проекта. Позиция специалиста (психолога) и классного руководителя - поддержка и развитие способности личности строить свое собственное профессиональное будущее, помощь школьнику в его собственных шагах по решению вопросов профессионального самоопределения.
Ожидаемые результаты
- адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг;
- наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта;
- владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора;
- активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта;
- наличие подготовленного (прописанного) образовательно-профессионального проекта у каждого учащегося.
Структура программы
Программа состоит из отдельных блоков, каждый блок следует друг за другом, их последовательность строго определена. Каждый блок и входящие в него занятия завершаются подведением итогов и рефлексией учащихся.
1 блок «Что я знаю о своих возможностях»-8
2 блок «Что я знаю о профессиях»-8
3 блок « Способности и профессиональная пригодность»-9
4 блок «Планирование профессиональной карьеры» -8
Содержание курса Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях.
Самооценка и уровень притязаний. Выбор профессии. Кратко о программе «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Формула самооценки. Успех. Темперамент и профессия. Темперамент. Типы темперамента по Гиппократу. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Чувства и эмоции. Определение типа эмоций. Профессия и эмоции. Стресс и тревожность. Стресс и тревожность. Определение уровня тревожности. Пессимист и оптимист. Определение типа мышления. Продуктивность. Оригинальность. Любознательность. Мужество. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно- символическое, словесно-логическое, наглядно-образное и креативное. Определение типа мышления. Внимание и память. Внимание. Память. Функции памяти. Продуктивность памяти. Типы памяти: слуховая, зрительная, эмоциональная и логическая. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы. Уровень внутренней свободы. Определение уровня внутренней свободы. Раздел 2. Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий. Признаки профессии. Четырехуровневая классификация профессий по Е.А.Климову. 1 уровень – предмет труда (техника, человек, природа, знак, художественный образ); 2 уровень – цель труда (гностические профессии, преобразующие профессии, изыскательские); 3уровень – орудие труда или средства труда. 7 Вещественные орудия труда: ручные скальпель, кисть и т.д.), механические (швейная машина, автомобиль и т.д.), автоматические (автоматические линии и т.д.). Функциональные орудия – глазомер плотника, вдохновение музыканта и т.д. Условия труда: обычный, бытовой микроклимат (лаборант, продавец и т.д); открытый воздух (агроном инспектор ГИБДД и т.д.); необычные условия (шахтер, космонавт и т.д.); повышенная моральная ответственность ( учитель, врач и т.д). Определение типа будущей профессии. Определение типа будущей профессии с помощью методики Е.А.Климова. Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Определение профессии. Получение формулы своей будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение своих интересов с помощью модификации методики «Карта интересов» А.Голомштака. Определение профессионального типа личности. Шкала приспособленности различных типов личности к шести профессиональным областям американского психолога Дж. Голланда. Определение профессионального типа личности с помощью модификации методики Дж. Голланда. Профессионально важные качества. Профессионально важные качества конкретного типа профессий. Профессия и здоровье. Предъявляемые требования (условно разбитые на 4 группы) к здоровью человека в зависимости от рода профессии. Оценка состояния своего здоровья. Девять шагов уверенности в себе. Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности. Общие и специальные возможности. Способный человек. Способности к практическим видам деятельности. Развитие способностей. Уровень развития технических способностей. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности: учитель, врач, юрист, психолог и т.д. Подростковый возраст. Определение уровня умственного развития. Способности к профессиям социального типа. Конфликтология. Определение особенностей своего поведения в конфликтных ситуациях с помощью теста Томаса. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности. Способности к изобразительному искусству. Одаренный человек. Функциональная асимметрия. Уровни профессиональной пригодности. Степени профессиональной пригодности: профессиональная непригодность к конкретной профессии; профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий (относительная, абсолютная профпригодность); соответствие конкретной профессиональной деятельности; призвание – высший уровень профессиональной пригодности. Классификация людей (отношение человека к труду) немецкого психолога Э.Фромм: - Рецептивный. - Эксплуататорский. - Стяжательский. - Рыночный. - Творческий. Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры. Мотивы и потребности. Мотив. Мотив поведения. Мотивация. Определение мотивации с помощью методики Е.Головахи. Потребности. Типы потребностей: физиологические, потребность в защищенности, социальные, потребности в уважении и самоуважении, потребность в самореализации. 8 Ошибки в выборе профессии. Ошибки: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествив интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Современный рынок труда. Рынок труда (рынок рабочей силы). Трудовое соглашение (контракт). Заработная плата. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Определение профессионального выбора с помощью Матрицы. Государственный образовательный стандарт РФ (две системы высшего профессионального образования). Дистанционная форма обучения и экстернат. Среднее специальное образование. Высшее образование. Навыки самопрезентации. Правило тридцати секунд. Важные моменты самопрезентации. Безупречный внешний вид. Грамотная речь. Резюме. Стратегия выбора профессии.
Методическое оснащение программы и организационные формы работы
Для достижения поставленных целей и задач планируется проведение лекционных и практических занятий, индивидуальных консультаций и самостоятельная работа учащихся в соответствии с выделенными тематическими блоками.
Большинство занятий включает теоретическую и практическую формы работы.
Реализация программы предполагает индивидуальные (консультации, диагностика, работа с рабочей тетрадью) и групповые формы работы (игры, дискуссии, обсуждения и т.д.), работу под руководством преподавателя или самостоятельную работу (выполнение практических заданий в рабочей тетради, выполнение домашних заданий). Среди методов работы используются такие, как дискуссии, информационные сообщения. Как отдельную группу следует представить методы диагностики учащихся.
Ряд используемых упражнений и процедур, предусмотренных программой и приведенных в соответствующих литературных источниках, допускают внесение определенных корректировок с учетом целей соответствующего занятия и особенностей группы, в которой реализуется данная программа.
Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Приоритетными формами обучения являются: проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, групповые дискуссии, ролевое проигрывание.
Большинство участников занятий по окончанию курса делают первоначальный профессиональный выбор. Для его закрепления психологу необходимо оказывать участникам следующую поддержку:
- расширить информационное пространство, то есть ознакомит со списком литературы, где можно найти материал о той или иной сфере трудовой деятельности, сориентировать на рекламные проспекты образовательных учреждений;
- дать общие рекомендации по формированию элементарных профессиональных умений, в том числе сопутствующих;
- при необходимости организовать тренинговую группу на добровольной основе и провести тренинг с целью усиления веры в успех и собственные возможности.
Если участники по окончании курса не имеют четко выраженной профессиональной направленности (сомневаются в выборе или профессиональные интересы отсутствуют), то с ними необходимо провести индивидуальную работу. Необходимо выявить причины отсутствия интереса к профессиональному выбору и провести коррекционную работу с подростком.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны
знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности: темперамент, память, внимание, мышление, эмоции:
- уровни самоопределения (профессиональное, личностное, жизненное);
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- профессия, должность, карьера, горизонтальный и вертикальный рост;
- профессиональная мобильность;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма и требования профессий к определенным качествам личности;
- личный профессиональный план;
- виды обучения: «универсальное обучение», «профильное обучение»;
- рынок труда;
- способы сохранения (профилактики) психоэмоционального здоровья в профессиональной деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план и резюме;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: подготовка проекта, выполнение творческой или исследовательской работы, реферата, теста, конструирования, моделирования и др. Критерии и результаты оценивания заносятся в портфолио ученика (при его наличии) в разделы: проекты, творческие работы и социальная практика.
Способы проверки ожидаемых результатов
- анкетирование учащихся (см. Контрольные вопросы к курсу «Путь к профессии»);
- практические задания в ходе реализации занятий курса;
- подготовка каждым учащимся индивидуального образовательно-профессионального проекта;
- задания на рефлексию по итогам каждого занятия.
Методическое оснащение программы и организационные формы работы
Для достижения поставленных целей и задач планируется проведение лекционных и практических занятий, индивидуальных консультаций и самостоятельная работа учащихся в соответствии с выделенными тематическими блоками.
Большинство занятий включает теоретическую и практическую формы работы.
Реализация программы предполагает индивидуальные (консультации, диагностика, работа с рабочей тетрадью) и групповые формы работы (игры, дискуссии, обсуждения и т.д.), работу под руководством преподавателя или самостоятельную работу (выполнение практических заданий в рабочей тетради, выполнение домашних заданий). Среди методов работы используются такие, как дискуссии, информационные сообщения. Как отдельную группу следует представить методы диагностики учащихся.
К программе прилагается список литературы для ведущего курс, позволяющей педагогу всесторонне, дифференцированно, вариативно подходить к построению занятий.
Ряд используемых упражнений и процедур, предусмотренных программой и приведенных в соответствующих литературных источниках, допускают внесение определенных корректировок с учетом целей соответствующего занятия и особенностей группы, в которой реализуется данная программа.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Общее количество часов – 34 ч
Мы используем:
методика «Профиль» (модификация «Карты интересов» - Г.В. Резапкиной);
опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной);
опросник тип мышления (сокращенный вариант);
тест Айзенка (определение типа темперамента);
диагностические методики изучения познавательных процессов (мышления, памяти);
методика «корректурная проба»;
методика Беннета (оценка уровня технического мышления);
методика ОПГ А.Н. Кабардовой;
активизирующая профориентационная методика «За и против – 1,2» Н.С. Пряжникова.
Тематическое планирование
Номер
урока Содержание
(разделы, темы) Количество
часов Дата проведения примечание
планируемая фактическая 1.Что я знаю о своих возможностях 8
1 Введение. Основы профессионального самоопределения 1 1.09 2 Самооценка и уровень притязаний 1 8.09 3 Темперамент и профессия. 1 15.09 4 Чувства и эмоции. Тест эмоций. 1 22.09 5 Что такое стресс? 1 29.09 6 Определение типа мышления. 1 6.10 7 Внимание и память Познавательные способности. 1 20.10 8 Обобщающей урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» 1 27.10 2.Что я знаю о профессиях – 8
10 Формула профессии. Профессии, специальность 1 10.11 11 Классификация профессий. Признаки профессии 1 17.11 12 Определение будущей профессии. 1 24.11 13 Интересы и склонности в выборе профессии 1 1.12 14 Определение профессионального типа личности 1 8.12 15 Профессионально важные качества.
1 15.12 16 Профессия и здоровье
1 22.12 17 Обобщающий урок по теме
«Что я знаю о профессиях» 1 29.12 3.Способности и профессиональная пригодность - 9
18 Способности общие и специальные. 1 19.1 19 Интерес и выбор профессии 1 26.1 20 Способности к интеллектуальным видам деятельности. 1 2.02 21 Способности к профессиям социального типа. 1 9.02 22 Артистические способности. 1 16.02 23 Способности к офисным видам деятельности 1 25.02 24 Способность к предпринимательской деятельности. 1 2.03 25 Уровни профессиональной пригодности. 1 16.03 26 Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность» 1 6.04 Планирование профессиональной карьеры -8
27 Мотивы и потребности. 1 13.04 28 Ошибки в выборе профессии. 1 20.04 29-30 Современный рынок
Пути получения профессии 1 27.04 31 Навыки самопрезентации. 1 4.05 32-33 Стратегия выбора профессии
Профили школы 1 11.04 34 Защита проекта «Моя будущая профессия». 1 18.05 ЛИТЕРАТУРА.
.Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога.// Школьный психолог. 2004. № 44
Вачков И. Методы психологического тренинга в школе. // Школьный психолог. 2004. № 47.
Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М. 1990.
Лаборатория для учащихся 10–11-х классов на тему "Составление личного профессионального плана", Бардина Елена Викторовна, учитель
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996.
Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника, Г. В. Резапкина, Москва, Издательство "Генезис", 2005г.
Элективный курс "Основы личностного самоопределения" Багова Римма Хамидбиевна, педагог-психолог, МОУ «СОШ № 21», г. Нальчик