Контрольная работа по обществознанию, формат ЕГЭ-2016,Раздел Право.
Пояснительная записка.
Представленный вариант контрольной работы по обществознанию разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы первого блок-модуля (раздела) кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию – «Право». При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2016, допущено единственное несоответствие. Вопрос № 10 Проекта – график, показывающий взаимосвязь понятий «спрос» и «предложение».
Подобный вид вопросов уместен только в разделе «Экономика», поэтому в данном варианте контрольной работы заменён на другое задание – бывший вариант В5, задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений.
При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов
1. http://xn--80abdlcki2bbdd8an9g.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/. «Решу ЕГЭ»: обществознание, образовательный портал Д. Гущина.
2. http://fipi.ru/. Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://ege.edu.ru/. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.
4. Котова О.А, Лискова Т.Е. ЕГЭ-2014. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий. М., 2014.
5. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.,2016.
5. Воронцов А.В, Соболева О.Б, Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию 2015. Пособие для подготовки. СПб, 2015.
ЕГЭ 2016 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс.
Часть 1
Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: ___________________________.
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово (словосочетание).
обсуждение законопроекта в парламенте, законодательная инициатива, законотворческий процесс, парламентские слушания, отклонение законопроекта
Ответ: ___________________________.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правонарушение».
1) Деяние;
2) соблюдение закона;
3) правовой обычай;
4) неосторожность;
5) умысел;
6) вина.
Ответ:
4. Найдите в приведённом ниже списке положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) признание прав и свобод человека высшей ценностью
2) условия и порядок заключения трудового договора
3) верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории
4) обстоятельства, исключающие уголовную ответственность
5) идеологическое многообразие
Ответ: ___________________________.
5. Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОСНОВАНИЯ ПЕРКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В РФ
А) Аттестационная комиссия подтвердила отсутствие у Марка Г. достаточного уровня квалификации для занимаемой должности. 1) Инициатива работодателя
Б) Виктор П. неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, имел несколько дисциплинарных взысканий. 2) Инициатива работника
В) 24-летний Роман В. был направлен на военную службу по призыву. 3) Обстоятельства, не зависящие от воли сторон
Г) Ирина А. вышла замуж и переезжает в другой город. Д) По истечению срока трудового договора Пётр М. не был избран на ранее занимаемую им должность заведующего кафедрой философии. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
6. Степану 14 лет, Ивану 12 лет. Какие из приведённых ниже действий Степан вправе осуществлять самостоятельно, в отличие от Ивана? Запишите цифры, под которыми они указаны
1) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами
2) быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению всего места жительства при разводе родителей
3) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения
4) осуществлять права автора музыкального произведения
5) заключать трудовой договор (работа карьера) с согласия родителей
6) совершать мелкие бытовые сделки
Ответ: ___________________________.
7. Найдите в приведённом списке отличительные признаки кооператива. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности
2) устав должен содержать условия о размере паевых взносов членов коммерческой организации
3) участником может быть одно лицо, которому в этом случае деятельность коммерческой организации полностью подконтрольна
4) генеральный директор на практике чаще всего выступает в качестве единоличного исполнительного органа коммерческой организации
5) высшим органом управления коммерческой организации является общее собрание членов этой организации
Ответ: ___________________________.
8. Установите соответствие между правами супругов и видами прав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВА
ВИДЫ ПРАВ
А) Право каждого из супругов по своему желанию выбирать при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии 1) Личные права
Б) Равенство супругов в вопросах материнства и отцовства, воспитания и образования детей
2) Имущественные права
В) Право собственности одного из супругов на награды, денежные призы, ценные подарки, полеченные им за спортивные достижения
Г) Право совместно владеть вещами, приобретёнными в браке
Д) Свобода каждого из супругов в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства Ответ:
А Б В Г Д
9. Татьяна и Леонид познакомились во время вступительных испытаний в университет и решили заключить брак сразу после поступления. Однако у них возникли сомнения, может ли данный брак быть зарегистрирован. Какие могут быть препятствия для регистрации брака в общем порядке?
1) Брачующиеся не достигли взрастал 18 лет.
2) У будущих супругов отсутствуют источники доходов.
3) Один из брачующихся не является гражданином России.
4) Брачующиеся стоят в близком родстве.
5) Медосмотр, который прошли будущие супруги, выявил у одного из них наследственное заболевание.
6) Один из будущих супругов вступает в брак по принуждению родственников.
Ответ: ___________________________.
10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
(А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявлении вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.
Определите, какие положения текста носят
фактический характер
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
А Б В Г Д
11. Найдите в приведённом списке конституционные требования к судьям судов РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гражданство Российской Федерации
2) стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет
3) постоянное проживание в стране не менее 10 лет
4) достижение 25-летнего возраста
5) высшее историческое образование
Ответ: ___________________________.
12. Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «Школьник без спроса взял из открытой сумки одноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно. Хозяин телефона не узнал об этом. Совершил ли школьник, взявший телефон, правонарушение? »
Результаты выполнения задачи (в процентах от общего числа учащихся класса) приведены в диаграммах.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Доля учащихся, связывающих правонарушение с причинением материального ущерба, в 9 «Б» больше, чем в 9 «А».
2) Доля учащихся, считающих, что действия школьника являются правонарушением, в 9 «А» больше, чем в 9 «Б».
3) Около четверти учащихся каждого класса уверены, что действия школьника не являются правонарушением.
4) Большинства учащихся обоих классов не знают признаков правонарушения.
Ответ: ___________________________.
13. Найдите в списке примеры административных проступков и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гражданин Н. провозил в метро баллончик со слезоточивым газом.
2) Гражданка К. припарковала свой автомобиль на газоне в парке.
3) Бригада строителей нарушила сроки строительства загородного коттеджа для гражданина П.
4) Молодой человек, гуляя в парке с подругой, написал на скамейке свое имя и имя девушки ярким маркером.
5) Директор фирмы уволил заместителя главного бухгалтера на основании утраты им доверия.
Ответ: ___________________________.
14. Установите соответствие между конкретной ситуацией и типом правоотношений, который она иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите ответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИИ ТИПЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ
А) Супруги открыли семейный ресторан 1) Уголовные
Б) Автомобилист превысил разрешённую скорость в населённом пункте 2) Семейные
В) Отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора 3) Административные
Г) Супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака 4) Гражданские
Д) Родители подарили сыну легковой автомобиль Ответ:
А Б В Г Д
15. Найдите в списке права налогоплательщика и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом
2) уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объёме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определённого вида налога)
3) на соблюдение и сохранение налоговой тайны
4) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведённых налоговых проверок
5) представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать
6) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
Ответ: ___________________________.16. Конституция РФ закрепляет принцип политического плюрализма в качестве одной из основ конституционного строя нашего государства. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
2) Никакая идеология не может устанавливаться в РФ в качестве государственной или обязательной.
3) В РФ признаётся идеологическое многообразие.
4) В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.
5) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Ответ: ___________________________.
17. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую они представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СТОРОНА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
А) Прокурор 1) Обвинение
Б) Адвокат 2) Защита
В) Следователь Г) Потерпевший Д) Обвиняемый Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
18. Гражданин Р. постоянно припарковывает свой легковой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники экологической милиции предупредили его о неправомерности таких действий. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Трудовое право;
2) административный проступок;
3) дисциплинарная ответственность;
4) штраф;
5) конституционное право;
6) судимость.
Ответ: ___________________________.
19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Альтернативная гражданская служба в Российской Федерации представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы по призыву. (Б) Альтернативная гражданская служба не является разновидностью государственной, в том числе военной или муниципальной, службы. (В) Однако, по мнению специалистов, она обеспечивает различные виды социальной деятельности. (Г) Альтернативная гражданская служба реализует конституционное право граждан на возможность отказа от исполнения воинской обязанности в форме прохождения её по призыву. (Д) Становление в России такого общественного института, как альтернативная гражданская служба, является одним из шагов в формировании гражданского общества и правового государства.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Ответ:
А Б В Г Д
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Международное ___ (А) – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между ____(Б) и другими субъектами международного общения. К отношениям, регулируемым нормами международного права, отснят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными _____ (В), между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют ____(Г) международного права. ____ (Д) международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений _____ (Е) международного права или иных субъектов.
Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и её применение является неоднократным.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) право
2) поведение
3) предмет
4) субъект
5) предприятие
6) организация
7) норма
8) государство
9) гражданин
Ответ:
А Б В Г Д Е
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Право и закон
[Существует следующее понимание сущности права]: право — это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...
Н.И. Матузов
21.Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.
22. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
23. Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.
24. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение о полномочных органах, ведущих делим о гражданстве Российской Федерации.
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания расторжения брака в судебном порядке.
27. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Права гражданина как субъекта отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ, и их защита». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
С9.5 Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А. Ф. Кони)
С9.5 Правоведение: «Право — это формализованный гуманизм» (А. Круглов).
С9.5 Правоведение: «Следы многих преступлений ведут в будущее» (Е. Лец)
С9.5 Правоведение: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем» (Ш. Монтескье)
С9.5 Правоведение: «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций)
С9.5. Правоведение: «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б. П. Вышеславцев).
С9.5 Правоведение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» (М. Бакунин).
С9.5 Правоведение: «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).
С9.5 Правоведение: «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).
С9.5. Правоведение: «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж. Маритен).
С9.5 Правоведение: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» (И. Кант).
С9.5 Правоведение: «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон)
С9.5 Правоведение «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк)
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
Часть 1
Задания 1–3, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 4–11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
№ задания Ответ Баллы
1 ПРАВИТЕЛЬСТВО 1
2 Законотворческий процесс 1
3 23 1
4 135 2
5 11323 2
6 145 2
7 125 2
8 11221 2
9 146 2
10 11123 2
11 124 2
12 4 1
13 124 2
14 43124 2
15 1346 2
16 234 2
17 12112 2
18 24 2
19 31212 2
20 186374 2
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Право и закон
[Существует следующее понимание сущности права]: право — это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...
Н.И. Матузов
21.Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны быть указаны два подхода к пониманию сущности права:
1) право — это законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа;
2) право — это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста В ответе правильно указаны два подхода к пониманию сущности права 2
В ответе правильно указан только один подход к пониманию сущности права 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
22. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
1) Должно быть сказано, что автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права (законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа);
2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:
- размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;
- затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;
- затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;
- размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;
- открывается простор для произвола в политике;
- остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;
- порождается правовой нигилизм. Правильно назван авторский подход; правильно названы три аргумента. 2
Правильно назван авторский подход; правильно названы один – два аргумента. 1
Правильно назван только авторский подход; аргументы названы неправильно, ИЛИ неправильно назван авторский подход при любом количестве аргументов.
ИЛИ ответ неверный. 0
Максимальный балл 2
23. Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:
1) приведен термин, который употребляет автор, — «форма выражения права»;
2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;
3) указаны три других источника права:
- правовой обычай;
- судебный прецедент;
- нормативный договор.
Могут быть приведены другие источники права Правильно приведен термин, который употребляет автор, правильно приведено авторское мнение, правильно указаны три других источника права. 3
Правильно приведен термин, который употребляет автор, правильно приведено авторское мнение, правильно указаны только один -два других источника права.
2
Правильно приведен термин, который употребляет автор, правильно приведено авторское мнение, другие источники права не названы.
Или Неправильно приведен термин, который употребляет автор, правильно приведено авторское мнение, правильно указаны три других источника права. 1
Правильно указаны только три других источника права.
ИЛИ Правильно приведен термин, который употребляет автор,
ИЛИ Правильно приведено только авторское мнение
ИЛИ Ответ неверный 0
Максимальный балл 3
24. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:
1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.
2) Могут быть указаны любые три других функции права:
- экономическая функция;
- политическая функция;
- социальная функция;
- охранительная функция. Правильно названа авторская функция, правильно указаны три другие функции права 3
Правильно названа авторская функция, правильно указаны две другие функции права 2
Правильно названа авторская функция, правильно указана только одна другая функция права
ИЛИ Авторская функция названа неверно, правильно указаны три другие функции права 1
Правильно названа только авторская функция
ИЛИ, правильно указаны только одна-две другие функции права
ИЛИ Ответ неверный 0
Максимальный балл 3
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение о полномочных органах, ведущих делим о гражданстве Российской Федерации.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение об основаниях приобретения гражданства, опирающейся на знания курса, например: «Гражданство может быть получено человеком от рождения или в порядке принятия гражданства»;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любой из принципов российского гражданства, например: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству». (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия 3
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понят 2
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия 1
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания расторжения брака в судебном порядке.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания расторжения брака в судебном порядке:
1. Если один из супругов, уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГСа
(Пример ответа: Муж гражданки А. не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака
2. При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. (Пример ответа: Гражданка Р. отказывается дать согласие на развод, так как не решен вопрос о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью
3. При наличии у супругов общих несовершеннолетних детей. (Пример ответа: Гражданин К. подал заявление о разводе, имея двух несовершеннолетних детей. Одновременно с расторжением брака, суд может разрешить возникшие между супругами споры: при ком из них будут проживать дети после развода и о взыскании средств на содержание детей.)
Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы примерами другие основания расторжения брака в судебном порядке. Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания 3
Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами. ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера 2
Правильно названы одно–три основания, одно из которых проиллюстрировано примером. ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера 1
Правильно названы только одно–три основания. ИЛИ Приведены только один–три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
27. Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть указаны следующие нарушения КЗоТа:
1. Превышена норма продолжительности рабочего времени в сутки, она не должна составлять более 2, 5 часов в данном случае.
2. Продолжительность рабочего времени в неделю превышена, она не должна составлять больше 24 часов.
3. Подростки не имеют право работать в ночное время, а работа после 22:00 считается ночной.
4. С учениками можно заключить трудовой договор для выполнения работы в свободное от учебы время, а 12:00 – явно учебное время.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках Правильно указаны три нарушения КЗоТа, допущенные в трудовом договоре. 3
Правильно указаны два нарушения КЗоТа, допущенные в трудовом договоре. 2
Правильно указано только одно нарушение КЗоТа, допущенные в трудовом договоре. 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Права гражданина как субъекта отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ, и их защита». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) При анализе ответа учитывается:
наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Имущественные права граждан:
а) объекты имущественных прав;
б) классификация вещей (движимые и недвижимые, неделимые и сложные).
2. Личные неимущественные права (нематериальные блага) граждан:
а) жизнь и здоровье;
б) право на имя;
в) личная неприкосновенность;
г) честь и доброе имя, достоинство личности;
д) деловая репутация, право авторства и иные права.
3. Способы защиты имущественных и неимущественных прав:
а) признание права;
б) восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
в) признание оспоримой сделки недействительной;
г) самозащита права;
д) возмещение убытков;
е) взыскание неустойки;
ж) компенсация морального вреда и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие любых двух из 1, 2 и 3 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу Структура
предложенногопланаНаличие пунктов
плана, без которых
данная тема не может быть раскрыта по существу Корректность формулировок пунктов плана Баллы
Три или более
пункта, любые два из которых
детализированы в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть
содержание темы по существу 3
Два пункта
детализированыв подпунктах.
ИЛИ
Три пункта, любой один из которых
детализированв подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть
содержание темы по существу 2
ИЛИ Три или более пункта, любые два из которых
Детализированы в подпунктах Два Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть
содержание темы, отдельные неточности в формулировках
не искажают плана по существу План по своей
Структуре является
Простым и содержит
не менее трёх пунктов Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть
содержание темы по существу 1
ИЛИ Три или более пункта, любые один-два из которых
детализированы в подпунктах Один ИЛИ Три или более пункта, любые один-два из которых
Детализированы в подпунктах Два В плане наряду с корректными
Формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие
отдельные аспекты раскрытия темы Два пункта, любой один из которых
Детализирован в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть
содержание темы по существу Два пункта, один-два из которых
детализированы в подпунктах Два Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть
содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям
выставления оценок в 1, 2 и 3 балла 0
ИЛИ План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы Максимальный балл 3
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
С9.5 Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А. Ф. Кони)
С9.5 Правоведение: «Право — это формализованный гуманизм» (А. Круглов).
С9.5 Правоведение: «Следы многих преступлений ведут в будущее» (Е. Лец)
С9.5 Правоведение: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем» (Ш. Монтескье)
С9.5 Правоведение: «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций)
С9.5. Правоведение: «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б. П. Вышеславцев).
С9.5 Правоведение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» (М. Бакунин).
С9.5 Правоведение: «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).
С9.5 Правоведение: «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).
С9.5. Правоведение: «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж. Маритен).
С9.5 Правоведение: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» (И. Кант).
С9.5 Правоведение: «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон)
С9.5 Правоведение «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк)
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
№ Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании 1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
0
К2 Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания
положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл
(с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы 2
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения 1
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0
К3 Качество фактической аргументации
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие
к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие
о непонимании используемого исторического, литературного,
географического и (или) другого материала, не засчитываются при
оцениванииФакты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников:
используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного
социального опыта и собственные наблюдения.
Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников) 2
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт
и житейские представления.
ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа.
ИЛИ
Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример 1
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису 0
Максимальный балл 5