Аналитическая статья об использовании метода учебного проекта на уроке русского языка

Может ли быть на уроке проектная деятельность? (Из опыта работы)

Кажется, что успех человека в современном мире во многом определяется его умением организовать свою жизнь как проект, то есть определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить, удалось ли достичь поставленных целей после осуществления этого плана. Очевидно, справиться с таким многообразием деятельности может только хорошо подготовленный человек, а лучше сказать, человек, обладающий «проектным типом мышления». Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью организации особого вида деятельности – проектной деятельности.
Несмотря на то что проектная деятельность так широко входит в современные общеобразовательные школы, полностью еще не сформировалось представление о том, какой она должна быть. Иногда проектом называют и реферат, подготовленный учеником самостоятельно, и нестандартный подход к выполнению какого-либо задания.
Нам известно, что проект - это долгосрочный вид исследовательской работы, а может ли проект быть краткосрочным? Существует ли проектная деятельность в рамках одного урока? В каком возрасте лучше начинать заниматься проектной деятельностью? Не правда ли, мы часто задаем себе эти вопросы, прежде чем приступить к проекту? Попробуем разобраться в этом.
Конечно, интерес школьников к такой значительной самостоятельной работе проявляется в среднем или даже в старшем звене школы. Во-первых, подростки обладают достаточными знаниями и опытом исследовательской работы. Во-вторых, они владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления работы. В третьих, ученики этого возраста обладают некоторыми волевыми качествами, необходимыми для длительной самостоятельной работы. И все-таки наше глубокое убеждение: начинать проектную работу лучше в начальной школе. Проектная деятельность удовлетворяет потребностям детей младшего школьного возраста почувствовать себя взрослыми, отвечает их желанию проявить свою самостоятельность и испытать доверительное отношение со стороны взрослых.
Для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом. Эти проекты, сделанные в рамках школьных предметов, привязаны к темам, изучаемым в ходе учебных курсов, и имеют определенную структуру. Особенно велика роль учителя на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Часто сложившаяся проблемная ситуация помогает поставить вопрос: зачем я буду это делать? Чего хочу добиться в итоге? Это позволяет спланировать ожидаемый результат. Продумав все эти вопросы, можно приниматься за работу. Да, именно за работу, потому что проектная система обучения провозглашает «обучение посредством делания». Этот метод дает возможность развить базовые ключевые компетентности учеников: информационные и коммуникативные.
Небольшие учебные проекты, предлагаемые детям уже со 2-го класса, хорошо подходят для формирования алгоритма проектной работы, дают возможность ребенку младшего школьного возраста приобрести необходимый опыт для дальнейшей исследовательской работы.
Вот уже несколько лет педагоги нашей школы глубоко убеждены, что проектная деятельность действительно может уже в начальной школе научить детей умению:
увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности,
спланировать свою деятельность,
выполнить работу и получить ее результат, оформить конечный продукт,
сравнить оформленный результат с заявленной целью работы.
Предлагаем познакомиться с фрагментом урока русского языка во 2-м классе по учебнику Соловейчик М.С. и Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка», который открывает большие возможности для организации проектной деятельности детей на уроке.
Тема данного урока: «Орфографические задачи, которые легко решать».
Цель урока: познакомить детей со способом выбора букв в окончаниях имен существительных в именительном падеже и в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени (без использования морфологических терминов).
Задачи:
1. Формирование умения анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.
2. Формирование умения обобщать приобретенные знания и опыт.
3. Закрепление умения работать в группах.
4. Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами.
Первым этапом урока является постановка учебной задачи – обнаружение детьми незнания чего-то. Детям были предложены слова с пропущенными буквами («окошками»), и учитель попросил закрыть их, воспользовавшись изученными приемами. «Окошки» в словах «улыбк.», «лет.», «мор.» закрыть не удалось. Дети обратили внимание учителя на то, что им неизвестен способ действия в этом случае.
Учитель поясняет:
- Я планировала показать вам, как работать с этой орфограммой, с помощью таблицы. (Имеются ввиду наглядные пособия по русскому языку к учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»: 2-ой класс; таблица № 10, где в названии отражена тема урока.) Но перед уроком обнаружила, что утеряны все детали-вставки. Хотела восстановить на перемене сама, но подумала: если авторы нас уверяют, что эти орфографические задачи легко решать, быть может, вы сами попробуете найти нужный приём, как знатоки из телеигры «Что? Где? Когда?».

Второй этап урока: поиск нового знания. Именно на этом этапе мы и предлагаем использовать метод учебного проекта. Для этого объединяем детей в 3 группы.
- Давайте вспомним последовательность работы знатоков. (Детям знакома эта форма работы, поэтому учитель демонстрирует плакат с алгоритмом и обсуждает выполняемые действия).
1. Сформулировать вопрос, на который предстоит ответить.
- Какой же вопрос сегодня стоит перед нами? (Как выбрать букву безударного гласного на конце слова, обозначающего предмет).
2. Получить материал для изучения.
Учитель выдает группам черные ящики. 1 группа получает карточки со словами ж.р., записанными с «окошками»: конфет . , ягод . , дорог . . 2 группа – ср. р.: масл . , зеркал . , яблок . . 3 группа – карточки со словами во множественном числе: макарон . ,
дет . , слив . . Кроме этого каждая группа получает соответствующее слово - указатель: она, оно, они.
3. Распределить обязанности внутри группы.
4. Изучить материал и сделать вывод.
5. Получить продукт.
- Что будет являться продуктом в нашем случае? (Восстановленная таблица).
Очевидно, что учебный проект, предлагаемый в игровой форме, находит эмоциональный отклик у детей. Мы советуем использовать музыку из телепередачи, юлу с лошадкой, черные ящики, письма с вопросами, создавая тем самым положительный настрой на работу.
Второй этап работы предполагает аналитическую деятельность детей. Цель этого этапа – найти новое знание. Учитель лишь наблюдает за четко спланированной им ранее работой. На нашем уроке в ходе обсуждения каждая группа должна была выдвинуть гипотезу о том, что буква на конце слов-указателей могут подсказать буквы безударных гласны на конце предложенных слов.
Немаловажным умением, которое следует формировать при организации групповой работы, является умение планировать деятельность группы. Младшие школьники ориентированы исключительно на себя. Групповой проект помогает сплотить детей, учит их радоваться не только своим победам, но и достижениям своих товарищей, ведь успех группы складывается из слаженных действий всех ее членов. Поэтому, используя этот метод, необходимо следить, чтобы каждому ребенку нашлось дело. На нашем уроке на этапе поиска нового знания сначала осуществлялось планирование работы, т. е. распределение обязанностей в каждой группе. Так кто-то читал слово – указатель, другие дети по очереди зачитывали предложенные слова с «окошками». В ходе этой работы рождалась догадка, какую букву следует писать в окончаниях. 1 группа предположила, что в окончания слов следует вставить букву «а», т. к. в слове – указателе на конце пишется буква «а». 2 группа вставила в предложенные слова букву «о», 3 группа – буквы «ы», «и». Несколько детей занимались проверкой этих предположений по словарю. Когда внутри группы появлялась уверенность в правильности сделанного вывода, необходимо было решить, кому следует поручить озвучить результат своей работы всему классу. Нельзя было забывать и о главной цели этой работы – таблице, поэтому один представитель от каждой группы должен был зафиксировать вывод в этой таблице с помощью деталей – вставок. Лишь верно спланировав деятельность внутри группы, можно было уложиться в отведенное для работы время.
Третий этап: ликвидация незнания и контроль за достижением результата. Основные виды мыслительной деятельности на этой стадии – анализ, синтез, сравнение, умозаключение и обобщение. После восполнения детьми пробелов в таблице, учителем была создана ситуация, когда ученики начинают сомневаться в правильности выполненной работы.
- Ребята, а вдруг мы неверно восстановили последовательность действий при работе с этой орфограммой и нашей таблицей пользоваться нельзя? Как себя проверить? (Дети говорят, что надо проверить предположение по учебнику).
Сравнивая свои выводы с правилом в учебнике, дети замечают, что авторы указали для слов, к которым подходит слово - указатель «оно», не только букву «о» в окончании, но и букву «е». Это несоответствие явилось мотивом для поиска дополнительной информации, которому способствовало одно из упражнений учебника (№ 141).
Итогом проектной работы стала скорректированная таблица, которой учащиеся начали смело пользоваться на следующих этапах урока: применение нового знания, присвоение нового знания (на этом этапе рекомендуем, используя первую часть таблицы, по аналогии разработать алгоритм для работы со словами, обозначающими действие предметов) и рефлексия.


Таким образом, проектная деятельность, организованная в форме дидактической игры, отвечает возрастным потребностям учащихся, мотивирует их познавательную деятельность, одновременно позволяя учителю решать свои задачи: учить детей ставить перед собой цель, планировать работу, анализировать материал и делать выводы.
Исходя из сказанного, считаем, что учебную проектную деятельность целесообразно использовать уже в начальных классах, в том числе даже в рамках одного урока.
Зам. директора ГБОУ СОШ № 782 Калмыкова В.В.


Жафарова Гюзель Рашидовна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №782
Паспорт: 45 03 898846, выдан 30. 08. 2002. ОВД Новогиреево гор. Москвы, код подразделения 772-102.
Стаж работы 17 лет
Закончила МГЗПИ в 1993 г. Диплом ЦВ № 238135






15