Методические рекомендации Дидактические игры и упражнения на развитие речи детей
Дидактические игры и упражнения,
способствующие развитию речи детей,
обогащению их словарного запаса.
«Скажи одним словом»
Цель: упражнять детей в образовании сложных слов
Например: длинное ухо – длинноухий, короткий хвост – короткохвостый, длинные рога – длиннорогий, рыжий хвост – рыжехвостый, любит труд – трудолюбивый,
ходит быстро – быстроходный и т.д.
«Почемучки»
Цель: научить детей составлять сложные предложения, используя союз «потому
что». Текст сказки А.Рыбакова «Про Потому и Почему».
«Наоборот»
Цель: учить правильно подбирать слова противоположные по смыслу,
активизировать в подборе антонимов.
Например: вперёд – назад, вправо – влево, сверху – снизу, чёрный – белый,
день – ночь, утро – вечер, длинный – короткий, широкий – узкий, старый –
молодой, здоровый – больной, большой – маленький, мягкий – твёрдый и т.д.
«Закончи стихотворение»
Цель: приучать детей внимательно слушать текст, подбирать слова, не просто
близкие по звучанию, но и походящие по смыслу, а также закреплять навыки
правильного произношения звуков.
«Подбери похожие слова»
Цель: учить детей подбирать слова близкие по звучанию, развивать слуховое восприятие.
Например: ложка – кошка, ножка, окошко; пушка – мушка, сушка, душка: зайчик –
мальчик, пальчик; банки – санки, танки; шина – машина, корзина; сад – клад; точка – бочка, дочка, ночка; потолок – уголок, колосок; и т.д.
«Составь рассказ по картине»
Цель: учить составлять короткие рассказы по предложенным сюжетным
картинкам из двух – четырёх простых .предложений.
«Один – много»
Цель: упражнять детей в правильном назывании слов во множественном числе.
Например: дом – дома, дерево – деревья, вилка – вилки, лист – листья , листок –
листы, стол – столы, машина – машины, поезд – поезда, рука – руки, нога – ноги, окно – окна, стул – стулья, слон – слоны, ухо – уши, нож – ножи, и т.д. «Найди слово на заданный звук»
Цель: учить находить и называть слова с заданным звуком.
Например: на звук «с» - снег, снежинка, сугроб, сила, снеговик; на звук «м» -
машина, масло, мандарин; на звук «к» - колосок, кукла, камень, краски; и т.д.«Расскажи что делает человек»
Цель: учить по картинке составлять простые предложение на вопросы «Что делает?», «Что сделал?» используя в речи глагол нужного времени.
Например: Что делает девочка? – Девочка рисует. Что сделал мальчик? – мальчик
вылепил птичку. Что сделала девочка – девочка выпила молоко. и т.д.
«Составь рассказ по картине»
Цель: учить составлять короткие рассказы по предложенным сюжетным
картинкам из двух – четырёх простых .предложений.
«Сложные слова»
Цель: учить детей образовать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Например: рыбу ловит – рыболов, пчёл разводит – пчеловод, сам летает – самолёт,
лес рубит – лесоруб, птиц ловит – птицелов, и т.д.
«Спортсмены»
Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов – ик,
- ица, - ец, - иха, -ун, -унья, -аст, -астка.
Например: спортсмен (спортсменка), который ходит на лыжах – лыжник –
лыжница, спортсмен (спортсменка), который бежит – бегун – бегунья, спортсмен
(спортсменка), который плывёт в воде – пловец – пловчиха, спортсмен
(спортсменка) который прыгает – прыгун – прыгунья, и т.д.
«Назови профессию»
Цель: учить образовывать существительные при помощи суффиксов – щик,
-тель, -ист.
Например: часовщик, стекольщик, крановщик, каменщик, сварщик, строитель,
учитель, воспитатель, пианист, бульдозерист, тракторист, машинист.
«Магазин»
Цель: учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, и
предполагаемые действия с ним. Развивать связную речь.
«У кого какая мама»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов – ица,
- иха, -енок, -ёнок.
Например: львица – львёнок, тигрица – тигрёнок, лисица – лисёнок, зайчиха –
зайчонок, ежиха – ежонок, курица – цыплёнок, корова – телёнок, коза – козлёнок,
свинья – поросёнок, бельчиха – бельчёнок, и т.д.
«Диктор на радио»
Цель: учить составлять короткий рассказ о ребёнке из группы, описывая его
внешний вид, одежду, чем он любит заниматься. Активизировать речь детей.
Например: диктор садится перед детьми и говорит – «Внимание! Потерялась
девочка, на ней красивый красный свитер, джинсовая юбочка, два белых бантика
на голове. Она хорошо поёт и танцует . Кто знает эту девочку?» Все дети
должны отгадать. Потом диктором выбирается другой.
«Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Например: ребёнок передаёт какое – либо слово соседу и запоминает его. Сосед
другому и так по цепочке. Так узнают, кто напутал, испортил телефон.
«Где лежат продукты?»
Цель: учить образовывать слова по аналогии, правильно называть предметы
посуды.
Например: сахар – сахарница, хлеб – хлебница, селёдка – селёдочница, конфеты –
конфетница, салат – салатница, соль – солянка, масло – маслёнка, перец –
перечница, и т.д.
«Детёныши животных»
Цель: упражнять в умении образовывать названия детёнышей животных в
единственном и множественном числе.
Например: телёнок – телята, ягнёнок – ягнята, поросёнок – поросята, цыплёнок – цыплёнок – цыплята, гусёнок – гусята, щенок – щенята, котёнок – котята, тигрёнок – тигрёнок, зайчонок – зайчата, бельчонок – бельчата и т.д.
«Чудесный мешочек»
Цель: упражнять в определении качеств предметов на ощупь.
Например: предметы из резины, дерева, металла, меха, ткани.
«Чудесный мешочек»
Цель: закрепить умение правильно называть овощи – описывая их форму,
качества, цвет, используя подходящие существительные, глаголы, прилагательные.
«Чей домик?»
Цель: упражнять в образовании существительных в именительном и родительном
падеже множественного числа.
Например: в конуре – щенята, щенков, щенят; в дупле – бельчата, бельчат;
в конюшне – жеребята, жеребят; в скворечнике – скворчата, скворчат; в берлоге – медвежата, медвежат; в норе – лисята, лисят; в логове – волчата, волчат и т.д.«Что из чего сделано?»
Цель: упражнять в образовании слов по аналогии.
Например: Какой сок? – из моркови – морковный, из свеклы – свекольный, из
томатов – томатный, из брусники – брусничный, из тыквы – тыквенный и т.д. Какое варенье? – из малины – малиновое, из вишни – вишнёвое, из яблок –
яблочное, из груши – грушевое, из персиков – персиковое и т.д.
«Большой – маленький»
Цель: упражнять слов по аналогии
Например: дом – домик, книга – книжка, кнопка – кнопочка, колесо – колёсико,
цветок – цветочек, ведро – ведёрко, ложка – ложечка, совок – совочек, лента –
ленточка, картина – картиночка, палец – пальчик и т.д.
«Назови одним словом»
Цель: активизировать в речи детей обобщающие слова.
Например: яблоко, груша, персик, слива, вишня – фрукты; малина, смородина,
клубника – ягода; помидор, огурец, морковь, свекла – овощи; тарелка, кружка,
ложка – посуда; шкаф, стул, стол, кровать – мебель; ромашка, василёк, астра –
цветы; кошка, собака, корова – домашние животные; и т.д.