Образовательная программа театрального кружка Сказка для старшего дошкольного возраста
Утверждена
Введена в действие приказом
№ ___ от ______________2014 г.
Заведующая ______ Тишина А. В.
Образовательная программа
театрального кружка
«СКАЗКА»
2014- 2015 г. г.
Рассмотрена и принята на заседании
педагогического совета МБДОУ № 16
протокол № 1 от 28.08.2014 г.
Руководитель : Салеева Елена Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка_______________________________3_____
1.2. Цели и задачи кружка ________________________________3_____
1.3. Основные методы и приёмы___________________________4______
1.4.Мониторинг уровня театрального развития _______________4_____
II.Содержательный раздел
2.1.Перспективный план работы кружка _____________________7_____
III.Организационный раздел
3.1.Организация кружковой деятельности______________________17____
3.2. Материально-технические условия реализации программы_______18______
3.2.Список литературы ______________________________18___________
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
·
·Театр- как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильной модели поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками.
Современная педагогика из дидактической стала развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги- практики начинают осознавать и видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей интересов. В этом плане невозможно переоценить роль развития речи. Этот процесс предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Использование детьми разнообразных средств выразительности речи- важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Такую привычку можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Поэтому в нашем МБДОУ был организован театральный кружок «Сказка». Можно уверенно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать, сопереживать.
Занятия в театральном кружке содействуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребёнка.
1.2 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создавать условия для развития творческой активности детей, развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях, пластическую выразительность и музыкальность. Воспитывать культуру поведения в театре.
Задачи:
Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, быстроты реакций, выдержку.
Умение детей согласовывать свои действия с партнёрами.
Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.
Умение применять на практике полученные знания.
Выявление и развитие индивидуальных способностей детей.
1.3 Методы и приемы работы
1.Восприятие музыки.
2.Музыкально- ритмические движения.
3.Выразительное чтение.
4.Слушание музыкального произведения и создание его пластического образа.
5.Игровые виды деятельности.
6.Беседа.
7.Участие в постановке спектакля.
1.4 СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театрального кружка определяется с помощью мониторинга. Основу её составляет диагностическая таблица, помогающая определить уровень усвоения ребёнком знаний и оценить их по трехбалльной шкале по критериям.
ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Высокий уровень
( 3 балла)
Средний уровень
( 2 балла)
Низкий уровень
( 1 балл)
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и деятельности. Знает правила поведения в театре.
Интересуется театрализованной деятельностью. Знает правила поведения в театре.
Не проявляет интереса к театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре.
Называет различные виды театра, знает их различия. Может охарактеризовать театральные профессии.
Использует свои знания в театрализованной деятельности.
Затрудняется назвать виды театра.
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА
Высокий уровень
( 3 балла)
Средний уровень
( 2 балла)
Низкий уровень
( 1 балл)
Понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание.
Понимает главную идею литературного произведения.
Понимает содержание произведения.
Даёт подробные словесные характеристики главным и второстепенным героям.
Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев.
Различает главных и второстепенных героев.
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета.
Затрудняется выделить единицы сюжета.
Умеет пересказать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно- образные средства выразительности речи.
В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).
Пересказывает произведение с помощью педагога.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ РАЗВИТИЕ
Высокий уровень
( 3 балла)
Средний уровень
( 2 балла)
Низкий уровень
( 1 балл)
Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства выразительности.
Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу. Требуется помощь в выразительности.
Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Высокий уровень
( 3 балла)
Средний уровень
( 2 балла)
Низкий уровень
( 1 балл)
Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности.
Не проявляет инициативу, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Высокий уровень (18-21 балл).
Средний уровень (11- 17 баллов).
Низкий уровень (7- 10 баллов).
По результатам мониторинга заполняется протокол.
№
Ф.И. ребёнка
Основы театральной культуры
Речевая культура
Эмоционально- образное развитие
Основы коллективной творческой деятельности
Уровень
II. Содержательный раздел
2.1 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «СКАЗКА»
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
«Здравствуй, театр!» Дать детям возможность окунуться в мир
фантазии, воображения. Познакомить с
театральным искусством.
Вводная беседа «Театр-это радость!
Игры: «Угадай, что я делал», «Найди
предмет»
А. В. Щеткин
«Театральная деятельность в детском саду»
стр. 15
________________________________________________________
2 неделя
Театральная игра «Сказка, приходи» Вспомнить с детьми сказку
С. Я. Маршака «Теремок»
Развивать внимание, память, воображение.
Показ спектакля по пьесе С. Я. Маршака
«Теремок»
К.Ю. Белая
«Разноцветные игры» стр. 63
А. В. Щеткин
«Театральная деятельность в детском саду»
стр. 16
__________________________________________________
3 неделя
Работа над инсценировкой «Ушки-неслушки» Расширять творческие возможности детей, обогащать их жизненный опыт.
Пробуждать умение сострадать, стремление помогать близким.
Чтение пьесы «Ушки- неслушки»
Беседа по пьесе.
Н. Б. Караваева «Ушки- неслушки»
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском
саду» стр. 18
_________________________________________________________
4 неделя
Работа над инсценировкой «Ушки- неслушки» Выучить с детьми
текст, совершенствовать внимание,
память.
Работа над техникой речи.
Репетиция.
Журнал «Музыкальный руководитель»
артикуляционная гимнастика, №8, 2006.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Работа над инсценировкой «Коза- огороду гроза» Разучить с
детьми текст, обращать внимание на
работу артикуляционного аппарата,
дыхание, голос.
1. Упр. Для губ, языка, мышц лица.
2. Работа над текстом.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность
в детском саду» стр.22
Журнал «Ребёнок в детском саду», №2, 2007.
2 неделя
Работа над инсценировкой «Коза- огороду гроза» Совершенствовать память, внимание, воображение. Работа над техникой речи.
1. Эпизоды (репетиция)
2.Репетиция песен.
3.Импровизационная игра «Вновь все овощи
собрались»
А. И. Буренина «Ритмическая мозайка»
стр. 20
Журнал «Музыкальный руководитель»
№6, 2004, №5, 2007, №4, 2009.
__________________________________________________________
3 неделя
Культура и техника речи. Формировать произношение, быстроту и чёткость проговаривания слов и фраз.
1. Организационный момент.
2. Работа над скороговорками.
3. Репетиция инсценировки «Коза- огороду
гроза»
А. В. Щеткин «Театральная деятельност
в детском саду» стр.27
Сборник скороговорок.
__________________________________________________________
4 неделя
Театральная игра. Учить детей импровизировать игры- драматизации на тему известных сказок.
Организационный момент.
Инсценирование сказки С. Аксакова
«Аленький цветочек»
А. В. Щеткин «Театральная деятельность
в детском саду», стр. 61
С. Аксаков «Аленький цветочек
__________________________________________________________
НОЯБРЬ
1 неделя
Работа над инсценировкой к Новому году «Сказочные герои»
Познакомить детей с муз. произведениями
отрывки из которых будут звучать в
инсценировках.
Работа над эпизодом «Сказочные герои»
Журнал «Музыкальная палитра» № 2, 2007.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»
стр. 24
__________________________________________________________
2 неделя
Работа над инсценировкой к Новому году «Сказочные герои»
Работа над выразительностью речи.
Прослушивание муз. произведений.
· Журнал «Музыкальная палитра» № 2, 2007.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр. 25
__________________________________________________________
3 неделя
Работа над инсценировкой к Новому году «Сказочные герои»
Репетиция эпизода «Снеговик и звери»
Репетиция песен и танцев.
Работа над выразительностью речи.
Журнал «Музыкальный руководитель» № 8, 2009.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр. 28
4 неделя
Работа над инсценировкой к Новому году.
1. Репетиция эпизода «Волшебный лес»
2.Повторение песен и танцев.
3.Работа над техникой речи.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр. 28
Журнал «Музыкальный руководитель» №8,
__________________________________________________________
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Работа над инсценировкой к новому году»Снеговик и звери»
Продолжать работу над инсценировкой.
Упражнение на дыхание, артикуляцию.
2. Репетиция.
А. Михайленко «Снеговик и звери»
Журнал «Музыкальная палитра» № 5, 2006.
__________________________________________________________
2 неделя
Работа над инсценировками к Новому году.
1. Заключительная репетиция эпизода
«Сказочные герои»
2. Репетиция эпизода «Снеговик и звери»
3. Подведение итогов.
А. Михайленко «Снеговик и звери»
Журнал «Музыкальная палитра» № 5, 2006.
__________________________________________________________
3 неделя
Культура и техника речи. Учить детей коллективно сочинять сказку.
Организационный момент.
Сочинение сказки «Хитрая лиса»
Работа со скороговорками и стихами.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность
в детском саду», стр. 60.
4 неделя
Выступление детей театрального кружка на Новогоднем
празднике с инсценировками: «Сказочные герои», «Снеговик
и звери», «Волшебный лес»
_________________________________________________________
ЯНВАРЬ
2 неделя
Ритмопластика. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.
Организационный момент.
Упр. «Не ошибитесь
Упр. «Это ты?»
Гимнастические упр. под музыку.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность
в детском саду», стр. 87
А.И. Буренина «Ритмическая мозайка»
__________________________________________________________
3 неделя
Театральная игра. Развивать мимику и жесты, фантазию, наблюдательность и память детей.
1. Организационный момент.
2. Игра «Выбери себе профессию»
3. Подведение итогов.
М. Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» стр. 91
__________________________________________________________
4 неделя
Основы театральной культуры. Познакомить детей с правилами поведения в театре.
Организационный момент.
Театральная игра: «Сегодня мы идём в театр»
А. В. Щеткин «Театральная деятельность
в детском саду», стр. 71
К. Ю. Белая «Разноцветные игры»
__________________________________________________________
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Музыкально- пластические импровизации. Учить детей передавать в пластических, свободных образах характер и настроение муз. произведений.
1. Упр. «Деревья в серебре»
2. Упр. «Бабочки»
3. Упр. «Утро»
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр. 40
Журнал «Ребёнок в детском саду»
А. И. Буренина «Ритмическая мозайка»
__________________________________________________________
2 неделя
Культура и техника речи. Скороговорки. Формировать правильное произношение, артикуляцию. Учить детей быстро и чётко проговаривать труднопроизносимые слова.
Игра «Хи-хи-хи, ха-ха-ха»
Работа со скороговорками.
Подведение итогов.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр. 80
Журнал «Ребёнок в детском саду», №2, 2005.
__________________________________________________________
3 неделя
Репетиция над сценками к 8 Марта: «Дружная семейка», «Сватовство» Развивать дикцию, память, внимание, воображение.
Чтение пьес А. Рубана «Дружная семейка» и
Э. Фишера «Сватовство».
2. Беседа, распределение ролей.
А. Рубан «Дружная семейка»
Э. Фишер «Сватовство»
__________________________________________________________
4 неделя
Репетиция над сценками к 8 Марта «Дружная семейка», «Сватовство». Развивать память, внимание, согласованность действий детей.
Работа над техникой речи:
игра «Испорченный телефон»
Репетиция.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в
детском саду», стр. 44
МАРТ
1 неделя
Работа над спектаклем «Звонкий ручеёк». Развивать воображение, память, фантазию детей.
Чтение пьесы.
Беседа о прочитаном.
Выбор ролей.
Журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2008.
2 неделя
Работа над спектаклем «Звонкий ручеёк».
1. Работа над техникой речи.
2. Репетиция эпизода «Колокольчики»
3. Подведение итогов.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр. 52.
Журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2008.
3 неделя
Работа над спектаклем «Звонкий ручеёк». Создать положительный эмоциональный настрой. Закрепить понятие «рифма»
Знакомство с рифмой.
репетиция эпизода «Весна потерялась»
Подведение итогов.
Журнал «Музыкальный руководитель», № 2, 2008.
К. Ю. Белая «Разноцветные игры»
__________________________________________________________
4 неделя
Работа над спектаклем «Звонкий ручеёк». Продолжать работу над поэтическим текстом. Добиваться плавности и пластичности в передаче образов героев.
Игра «Тень»
Работа над спектаклем.
Журнал «Музыкальный руководитель», № 2, 2008
А. И. Буренина «Ритмическая мозайка»
__________________________________________________________
АПРЕЛЬ
1 неделя
Эмоции. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (страх, грусть, радость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.
Упр. на гласные и согласные звуки.
Игра «Зеркало»
Игра «Это ты?»
М. Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» стр. 97.
Журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2006.
__________________________________________________________
2 неделя
Эмоции. Изображать эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
Рассматривание репродукций, картин.
Игры: «Угадай эмоцию»
«Испорченный телефон»
А. В. Щеткин «Театральные деятельность в детском саду», 53.
Выставка картин художников.
3 неделя
Репетиция пьесы «Золотой ключик» на новый лад. Начать работу над поэтическим текстом, добиваться чёткого произношения слов героев.
1. Игра «Тень»
2. Работа над пьесой.
3. Беседа о предлагаемых обстоятельствах.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр.48
А. Михайленко «Золотой ключик»
А. И. Буренина «Ритмическая мозайка», стр. 90.
__________________________________________________________
4 неделя
Репетиция пьесы «Золотой ключик» на новый лад. Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность. Добиваться чёткого произношения слов.
Работа над техникой речи (дыхательная гимнастика)
Игра «Узнай по голосу»
Работа над пьесой.
А. Михайленко «Золотой ключик»
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», стр.50
__________________________________________________________
МАЙ
1 неделя
Репетиция пьесы «Золотой ключик» на новый лад. Совершенствовать элементы актёрской игры, память, внимание, фантазию.
Ритмопластика.
Репетиция на импровизированном тексте
эпизода.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», стр. 69.
А. И. Буренина «Ритмическая мозайка»
__________________________________________________________
2 неделя
Театральная игра «Морское путешествие». Дать детям возможность представить себя в образе матросов. Развивать фантазию и воображение.
Беседа о профессии моряка.
Разучивание песни «Бескозырка белая»
Игра «Морское путешествие»
А. В. Щеткин «Театральная деятельность
в детском саду»,стр.71.
3 неделя
Ритмопластика. Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.
Беседа на тему: «Руки - главный орган
движения»
Упр. для рук «Волна» и «Плавники».
Упр. «Утро»
М. Д. Маханёва «Театральные занятия в детском
саду», стр. 84.
__________________________________________________________
4 неделя
Разыгрывание этюдов. Познакомить детей с понятием «этюд». Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
1. Беседа на тему: «Что такое этюд?»
2. Работа над этюдом «Утешение»
3. Разыгрывание этюдов на основные эмоции:
радость, гнев, грусть, удивление.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» стр.28
Использование различных муз. произведений (по выбору).
III. Организационный раздел
3.1 Организация кружковой деятельности
Программа кружка подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В кружок отбираются дети по желанию родителей. Занятия проводятся в музыкальном зале, два раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Оптимальное количество детей-12 человек.
Важно чередование различных видов деятельности на занятиях, присутствие игровых форм, что позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомление детей.
На каждом занятии (независимо от темпа) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; слушание музыки.
При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на группы:
1. Солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными, театральными данными или перспективой их развития.
2. Актёрская группа: основные действующие лица на сцене.
Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую.
Итогом деятельности детей является их участие в постановке спектакля.
3.2Материально-технические условия реализации программы
- наличие музыкального зала;
- костюмы и декорации;
- аудио-и видеотехника;
- библиотека изданий по предмету;
- фонотека;
- наглядные и демонстрационные пособия.
3.3.Список литературы
1. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М., 2007.
2. Бодраченко И. В. Театрализованные музыкальные
Представления для детей дошкольного возраста.- М., 2006.
3. Гринер В. А. Ритм в искусстве актёра.- М., 1992. 4. Гаврилюк Л. А. Музыкальные игры и упражнения.-М., 2008.
5. Бердышева Т. М. Сюрпризные моменты.- Волгоград, 2011.
6. Глухих И. С. Играем вместе с музыкой.- М., 2010.
7.Маханёва М. Д. Театральные занятия в детском саду.- СПб.,
2000.
8. Прасолова Е. Е. Театр- это здорово!- М., 2009.
9. Ерух А. С. Вместе весело играть.- СПб., 2012.
10. Мерзлякова С. А. Театрализованные игры- путь к детскому
творчеству.- М., 2005.
11. Шильгави В.П. Начнём с игры.- Л., 1980.
12. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства.- М.,
1993.
13. Погорелова Г. С. Музыкально- игровая гимнастика.- М., 2001
14. Никитина А. Б. Театр, где играют дети.- СПб., 1999.
15. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду.- М.,
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
15