Организация работы кружка в детском саду Лаборатория народной медицины


Методика работы кружка.
Работа кружка в дошкольном учебном заведении приобретает большую популярность, становится частью учебного процесса.
Важно во время работы кружка не копировать учебные за содержанием и за методикой проведения занятия. Нельзя привлекать детей без учета их реального желания, склонностей.
Кружок в дошкольном учебном заведении есть самостоятельная дополнительная форма образовательного процесса. Его цель – удовлетворить потребности и интерес ребенка к данному виду деятельности, развивать ее природные склонности, общие и специальные способности, своевременно выявить одаренных детей.
Наполняемость группы: 10-12 детей на одном занятии.
При образовании кружка следует учитывать несколько правил:
- Интересы и способности воспитанников, чьи нравы изучают родители, педагоги во время ежедневных наблюдений за детьми на занятиях, в самостоятельной деятельности, в играх и т.д.;
- Желание родителей, которое выявляется с помощью анкетирования, устному опросу, в беседах;
- Наличие материальных условий для организации результативной работы (специальных помещений, материалов, инвентаря).
Для руководства работы кружка следует привлекать родителей детей, других взрослых членов семьи. Но важно выявить их способности к общению с детьми, интерес и склонности к педагогической деятельности и помочь в подготовке кружковых занятий.
Руководитель кружка составляет перспективный и календарный планы кружковой деятельности.
Перспективный план разрабатывается на месяц или на квартал. В нем указывается дата проведения, тематика и основная цель занятия.
Календарно- тематический план содержит разработки занятий на 2-4 недели (с учетом 1 занятия еженедельно). Определяется тема, программные задания, материал, атрибуты и (схематично) ход каждого занятия. Целесообразно планировать проведение кружковой работы в другой половине дня - во время, отведенное для игр и самостоятельной деятельности детей.Продолжительность кружковых занятий должна отвечать возрасту детей и не преувеличивать установленных норм для учебных занятий.
Задание и содержание работы лаборатории народной медицины
Цель данной программы - ознакомить детей старшего возраста с одним из видов украинской культуры - народной медициной. Дать элементарные знания о целебных свойствах лекарственных растений, изготовление из них лекарства. Формировать умение практично использовать приобретенные знания, воспринять развитию поисково-исследовательской работы; логического мышления. Обогатить память, опыт ребенка. Создать добрые условия для социальной адаптации и эмоционального комфорта ребенка.
Основные задания - ознакомление детей с культурой народной медицины.
Работа лаборатории составляется с 4-х блоков:
1.Чудо - овощи;
2.Лечебные кусты;
3.Чудесные травы;
4.Лекарства на подоконнике.
Лабораторные работы с исследовательно - поисковой деятельностью проводятся через неделю (1;3 неделя месяца). На других занятиях в лаборатории (2;4 неделя) дети учатся использовать и закреплять уже приобретенные знания: приготавливают салаты здоровья, каши, напитки, соки и угощают ими всех друзей.
Заведующим лаборатории стал один из героев народной сказки «Катигорошко». Даже по сказке мы видим, что в давние часы люди использовали нетрадиционную народную медицину. Но так как Катигорошко живет в сказке, то можно общаться по телефону и проводить телемосты, на которых герой спрашивает детей о том, что они нового узнали во время работы кружка.
Детям для закрепления темы даются игровые ситуации и практические задания. Используется народный фольклор - пословицы о здоровье, дети больше понимают культуру родного края.
Формы работы с родителями
Работу с родителями можно начать с проведением на начало учебного года родительского собрания.
Тема собрания. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления их с народной медициной.
План подготовки к проведению собрания.
- Индивидуальные беседы с родителями с целью изучения знаний родителей о народных способах лечения.
- Оформление стенда. «Лекарства вокруг нас».
- Проведение «Дня открытых дверей».
- Ознакомление родителей с планом работы лаборатории народной медицины.
Чтобы родители могли продолжить работу дома, начатую с детьми в детском саду, после каждого занятия в лаборатории можно предложить для них в родительском уголке различные задания и советы. Катигорошко стал заведующим лаборатории народной медицины и символом одной из страниц «Уголка для родителей». Он приносит различные домашние задания. Задания время от времени изменяется.
Домашние задания в «Уголке для родителей»
- С чего выйдет полезный сок: с огурцов, яблок, помидор, морковки? Попробуйте проверить.
- Найдите знакомые лекарственные растения на улице. Как они называются? Можно ли собирать лекарственные растения возле дороги? Почему?
- Сделайте вместе с родителями салат из капусты.
Родители должны с уважением относится к новому увлечению ребенка. Обязательно нужно их познакомить с советами для родителей Терри Мелоу, автора книги «Монтессори и ваш ребенок»:
1.Никогда не подгоняйте и не подталкивайте вашего ребенка. Ритм жизни ее отличается от вашего, он медленней.
2.Ребенок учится на своем личном опыте. Для взрослого важно есть результат действия, а для ребенка - его процесс. Не останавливайте вдруг какую-либо работу вашего сына или дочери.
3.Вашему ребенку нужна свобода для приобретения личного опыта.
4.Шанс на удачу, постоянная поддержка и понимание со стороны взрослого нужна каждому ребенку.
5.Помните, что лозунгом Монтессори - педагогики всегда были слова: «Помоги мне сделать самому».
После бесед и анкетирования с родителями на тему: «Как я лечу своего ребенка», можно сделать вывод, что лечение детей проходит за бабушкиными рецептами, тогда можно провести экспериментальные родительские собрания для бабушек. На этих собраниях бабушки с удовольствием делятся рецептами лечения и профилактики болезней, дают интересные советы к рецептам народной кухни. Можно предложить помочь заготавливать летом лекарственные растения.
Ориентировочная тематика разных форм работы с родителями
Дискуссии
1.Что дает народная медицина?
2.Взаимосвязь человека с природой.
3.Нетрадиционная медицина.
Лектории
1.Экология вокруг нас.
2.Зоровый способ жизни.
«Круглый стол»
1.Народная кухня здоровья.
2.Здоровье ребенка в наших руках.
Консультации
1.Аппетит и полезные продукты.
2.Профилактика простудных заболеваний народными методами.
3.Чем полезный мед.
4.Целебные напитки.
Беседы
1.Нетрадиционная медицина: «за» или «против».
2.Простудные заболевания.
3.Сокотерапия.
4.Внимание- ядовитые растения! Помощь при отравлении.
5.Полезные для ребенка- ваши друзья витамины.
4. На помощь педагогу
Общие сведения о растениях и веществ, которые используются в народной медицине
Собирать растения для лечебной цели нужно в сухую и ясную погоду. Траву и цветы нужно собирать, когда растение цветет; корень - осенью, когда наземные части растения уже вянут, или ранней весной, когда стебли и листья еще только начинают расти; плоды - когда они полностью созреют.
Бывают и исключения с этого общего правила, они определены в описаниях растений.
Сушить большинство растений нужно в тени, на чердаках или в сарае, так, чтобы они все время проветривались; некоторые растения нужно сушить на солнце, а остальные те, с которых собирают корни, -в теплой печи.
Корни перед сушением нужно мыть, и только корни некоторых растений (например, лопуха) нужно только очищать от земли щеткой и, конечно, перед сушением разрезать поперек.
Сберегать высушенные растения всегда нужно в подвешенном виде бумажных пакетиках или в обертках; если просто в ящиках, то их нужно застелить в середине бумагой. Трава лекарственных растений годна на протяжении одного года, а корни, плоды и семена - два года и даже более. Помещение для сохранения высушенных растений нужно выбирать сухое и прохладное.
Формы лекарственных препаратов с растений
Заготовщик должен знать не только, как собирать лечебные растения, но и как готовить из них лекарства. Чаще для внутреннего употребления, а иногда и для внешнего приспособления с растений готовят отвары.
Отвары бывают двух видов: одни «временные», с настаиванием (около суток) лечебным веществом в холодной воде, в которой его потом кипятят, а другие – легче, когда определенную дозу растения заваривают, как чай, и не кипятят, а только настаивают в теплом месте на протяжении 15-20 минут.
Порошки готовят чаще в металлической посуде. Растительное вещество толкут, пока оно не превратилось в муку. Сберегать порошок нужно в хорошо закрытой стеклянной посуде.
Мази готовятся на основе, чаще такой, как свиной внутренний вытопленный жир, который легко проникает в кожу человека, и коровье масло или вазелин. В основу помещают порошок с растений. Доза приготовления -1:4, т.е.1 часть растения на 4 части основы.
Лечение пчелиным медом
Мед - вещество, которое пчелы добывают с растений, имеет много лечебных свойств. Этот клад, в котором содержится много разных компонентов, очень ценный и полезный для человеческого организма.
Особенно он полезный для детей. Добавление в молоко, он становится хорошим способом для лечения малокровия.
В 1 стакане меда-100 калорий, а в стакане молока 124 калорий. Таким образом, выходит высококалорийный напиток.
Дети в любом возрасте, принимая мед, быстро прибавляют в весе и лучше развиваются, поэтому рекомендуется систематически добавлять в молоко, сыр, кашу и другую пищу 1 чайную или столовую ложку меда. Лечебной основой многих растений есть сок и нектар, поэтому соединение сока и меда особенно полезное для организма (на стакан сока добавлять 1 столовую ложку меда).
Ангина- полоскание горла водой с медом.
Бронхит- смешать стакан свежего сока морковки с 2-3 чайными ложками меда. Принимать по столовой ложке 4 р. на день.
Натереть черную редьку и выжать сок через марлю. Хорошо смешать литр этого сока с 400г жидкого меда. Пить по две столовых ложки перед едой и перед сном.
Ларингит- при остром ларингите возьмите стакан меда, смешайте с ½ стаканом соком с ежевики. Прокипятить 5 минут на слабом огне. Полученный отвар принимать по чайной ложке с интервалом в 3 часа.
Дозировка меда - хоть мед и не относится к группе сильнодействующих веществ, но при лечении его доза и время приема имеют значение. Мед- это лекарство, которое с удовольствием принимают как дети, так и взрослые. С лечебной целью его лучше принимать в жидком виде, что облегчает проникновение множество составляющих в кровяное русло, а потом в клетки и ткани организма.
Клинические наблюдения показали, что для взрослого человека суточная доза меда должна составлять не более 100г, максимальная лечебная- не более 200г.
Принимать мед с лечебной целью нужно на протяжении 2 месяцев. Детям необходимо давать по чайной ложке, но не более 30г в день. Во время приема меда следует исключить с рациона все сладости.
В народной медицине мед добавляют к многим лекарствам с растений.
Чудо чайного гриба
С давних времен в народной медицине чайный гриб используют для лечения разных внутренних заболеваний.
Кроме дизентерии чайный гриб хорошо снимает воспаление в носовой и ротовой полости. Для усиления противовоспалительного действия раствор гриба, напиток немного подогревают в эмалированной посуде. При ангине полоскание нужно повторять каждый час. При насморке используют марлевые тампоны, смоченные этим раствором. Для более быстрого действия тампоны обновляют через каждые полчаса.
Перспективный план работы кружка
« Лаборатории народной медицины»
на 2015/2016 учебный год
Название блока Дата проведения Тематика Основная цель
1 блок
«Чудо-овощисентябрь-
октябрь 1.Тыква
2.Свекла
3.Редька
4.Лук Ознакомить детей с лечебными свойствами тыквы.
Ознакомить со способами изготовления капель в нос.
Ознакомить детей со способами получения лекарства с редьки и меда.
Закрепить знания о целебных свойствах овощей и изготовление лекарства с лука.
2 блок
«Целебные кусты» ноябрь-
декабрь 1Калина
2.Малина
3.Шиповник
4.Бузина Практически использовать
приобретенные знания в
приготовлении лекарства.
Ознакомить со способами изготовления лечебного варенья.
Знакомить с целебными свойствами шиповника.
Учить изготовлять лекарства с цветков бузины.
3 блок
«Чудо травы» январь-февраль 1.Ромашка
2.Укроп пахучий
3.Одуванчик
4.Подорожник Познакомить детей с изготовлением лекарства с ромашки.
Учить использовать растение в лечебных целях.
Ознакомить со способами приготовления лекарств с лечебной и профилактической целью.
Дать знания о целебных свойствах подорожника.
4 блок
«Лекарства
в горшочках» март- апрель 1.Алоя
2.Каланхое
3.Герань
4.Новое растение Ознакомить с приготовлением лекарства с алое.
Учить изготовлять капли для носа.
Изготовление лосьона с герани.
Познакомить детей с новым комнатным лекарственным растением.
1 блок : «Чудо овощи»
Программное содержание. Познакомить детей с разными видами овощей, их формами, цветом, вкусовыми качествами; с традициями, обычаями, связанные с овощами, вызывать желание выращивать и готовить овощи; развивать познавательные способности детей.
Реализация темы « Чудо овощи» в разных разделах программы,
как предыдущая работа к лаборатории народной медицины
Раздел программы Темы занятий
Ребенок и окружающий мир
Родная природа
Речевое общения
Математика
Рисование
Аппликация 1.Экскурсия на огород
2.Знакомство с фельдшером
3.Овощи.Д/И «Опиши овощи»
4.Овощи- обереги
1.Собирание овощей на огороде.
2.Зачем нам витамины? Д/И «Найди овощи, которые растут в России»
3.Путишествие королевы Тыквы.
1.Обогатить словарь словами: овощи, свекла, лук, редька, тыква.
2.Маленькие рассказчики: «Полезные овощи», «Королева Тыква»
3.Д/И «Продолжи слово», «Кто больше назовет овощей».
1.Д/И «Урожай собирай». Счет всех героев.
1.Домик из тыквы для мышек.
2.Свекла.
1.Закатываем овощи в банку.

2 блок: «Целебные кусты».
Программное содержание. Раскрыть целебные качества кустовых растений; познакомить детей с традициями, обычаями, связанные с кустовыми растениями: калина, малина, шиповник, черная бузина. Развивать интерес природного края; воспитывать желание собирать и заготавливать лекарственные растения.
Реализация темы «Целебные кусты» в разных разделах программы, как
предыдущая работа к лаборатории народной медицины
Раздел программы Темы занятий
Ребенок и окружающий мир
Родная природа
Речевое общения
Художественная литература
Математика
Рисование
Аппликация
1.Калина красная. Экскурсия в лес.
2.Беседа на тему : «Шиповник»
3.Д/И «Найди полезные растения»
1.Сравнение деревьев и кустов.
2.Бабушка Маруся вареньем лечит.
3. Собирание плодов шиповника.
1.Маленькие рассказчики: «Калиновая сказка», «Медведь- малиновый лакомка».
2.Беседа на тему: «Шиповник- брат розы».
3. Рассказ детей «Бабушкино варенье»
1.Пословица: «Калинка».
2.Народная мудрость о целебных растениях.
1.На какие геометрические фигуры похожи ягоды калины, малины, шиповника, бузины.
1.Гроздь калины (Нетрадиционным способом).
2. Сладкая малинка.
3.Цветок шиповника.
1.Узор калины на скатерти.
2.Растительный орнамент
3 блок: «Чудо травы»
Программное содержание. Ознакомить детей с лекарственными травами родного края, вызывать интерес к давним народным обычаям лечения травами. Воспитывать интерес к народным традициям, желания собирать и сушить лекарственные растения.
Реализация темы «Целебные кусты» в разных разделах программы, как
предыдущая работа к лаборатории народной медицины
Раздел программы Темы занятий
Ребенок и окружающий мир
Родная природа, ВалеологияРечевое общения
Художественная литература
Математика
Рисование
Ручной труд 1.Знакомство с лекарственными травами родного края.
2.Беседа о лекарственных и ядовитых растений.
3.Просмотр гербария лечебных трав «Лекарства под ногами»
1.В стране здоровья.
2. Ромашкова больница.
3.Посев укропа, петрушки.
1.Описать одуванчик.
2. Д/И «Ромашка, расскажи»
3.Пекучая крапива.
1.Пословицы о лекарственных травах.
2.Загадки и стихи.
1.Счет лепестков ромашки .1.Ромашки- сестрички
2.Одуванчики- дочечки солнышка
1.Изготовление подушечек с лекарственных трав.
4 блок: «Лекарства на подоконнике»
Программное содержание. Раскрыть знание детей о лекарственных комнатных растениях : алое, каланхое , герань. Закрепить умения ухаживать за комнатными растениями. Вызывать желание разводить лекарственные растения.
Реализация темы «Лекарства на подоконнике» в разных разделах программы,
как предыдущая работа к лаборатории народной медицины
Раздел программы Темы занятий
Ребенок и окружающий мир
Родная природа
Речевое общения
Художественная литература
Рисование 1.Знакомство с комнатными лекарственными растениями.
2.Д/И « С какого растения листочек»
1.Размножение комнатных растений.
2.Алое- помощник
1.Маленькие рассказчики: « Растение ,здоровье»
2.Рассказ с личного опыта: «Целебные растения на подоконнике дома».
1.Поговорки о лекарственных растениях.
2.Загадки, стихотворения
1.Разноцветная герань.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Лабораторная работа №1
Тема. Тыква- помощница.
Информация для воспитателя. Тыква обыкновенная, или столовая. С лечебной целью используют семена и мякиш плода. Тыква имеет несколько лечебных свойств. Тыквенное семя используют при глистах , поросячьих цыпках. Кроме семян, в народе определяют и целебный мякиш тыквы.
Мякиш тыквы, поскольку в нем есть много сахара, каротина и витаминов С,В1,В2 и др. полезные для организма веществ, рекомендуют употреблять для улучшения функциональной деятельности кишечника(при запорах) и как добрый мочегонный способ. Чаще мякиш тыквы употребляют в виде каши на пшене, рисе и манной крупе с молоком и сахаром - по вкусу.
Цель. Ознакомить детей с качествами тыквы, и ее лечебными свойствами. Учить доставать семена с тыквы и изготовлять лекарства. Формировать умение практично использовать приобретенные знания. Расширить словарный запас, удосконавливать трудовые навыки.
Материал. Тыква, семена с тыквы, которое уже высохло на воздухе, ступка, вода, мед, стакан, лабораторная посуда. Ход работы
Ходит по огороду,
Большого рода,
Ноги- как лопаты
А след не узнать.
(тыква)
Сегодня мы с вами узнаем, какие же лекарства можно приготовить с тыквы.
Сначала нужно вымыть тыкву и разрезать ее пополам. Посмотрите, что у нее в середине. Это семена, они очень полезные. Тыква имеет несколько лекарственных свойств. Тыквенные семена применяют при глистах. Кроме семян в народе признают за целебное и мякиш(«мясо») тыквы.
Мякиш тыквы, поскольку в нем есть много сахара, витаминов и других полезных для организма веществ, рекомендуют употреблять для хорошей работы желудка. Чаще мякиш тыквы употребляют в виде каши на пшене, рисе и манной крупе с молоком и сахаром.
Внешне сок с сырого мякиша можно употреблять при опеках и ранках. Последствия всегда бывают хорошими.
А для борьбы с глистами приготавливают лекарства с семян тыквы.
Дети, а откуда берутся глисты? Вспомните правила личной гигиены:
Руки мойте перед едой, после посещения туалета, после какого-либо загрязнения.
Не реже как 1 раз в неделю мойтесь в ванне.
Часто меняйте нижнюю одежду, через каждые 10 дней меняйте постель.
Следите за ногтями на руках и ногах, держи их в чистоте.
Сейчас мы будем учиться изготовлять лекарства от глистов. С начало нужно выбрать с тыквы все семена и просушить их. Пока семена будут сушиться, вот возьмите уже высушенные семена, которое я приготовила раньше. Нужно с начало очистить от кожуры (300г), потом потереть ее небольшими порциями в ступке, подливать немного воды, чтобы вышла жидкость, похожая на молоко. К этой жидкости додают для вкуса ложечку меда. Жидкость слить в стакан. Вот и вышло сладенькое лекарство. Давайте их попробуем на вкус.
Для больных на глисты это природное лекарство нужно пить утром натощак.(дети выполняют все вместе с воспитателем).
Телемост с Катигорошком
- Какая польза от тыквы?
- Как собирать тыквенные семена?
- Какие игры с тыквой вы знаете?
Игровые ситуации (практические задания)
Приготовьте тыквенную кашу для куклы на обед.
Лисичка съела Колобка, а он был очень грязный, потому что катился по дороге. У нее появились глисты. Как лисичке помочь?
С народной мудрости
* Без здоровья нет счастья.
* Здоровье человека- здоровье страны.
* Не заботиться о здоровье- грех.
* Здоровому - все здорово.
* Здоровье дороже чем золото.

Лабораторная работа №3
Тема. Черная редька.
Цель. Закрепить знания детей о целебных свойствах овощей. Ознакомить детей со способами получения лекарств с редьки и меда. Воспринять развитию познавательных процессов. Расширить словарный запас; удосконавливать трудовые навыки. Воспитывать интерес к природе.
Материал. Редька черная, мед, клеенки, пластмассовые ножи и ложечки, тарелочки, бумажные салфетки, бинт.
Ход работы
Сегодня позвонил Катигорошко, ему опять нужна помощь нашей лаборатории народной медицины. Узнайте, героям какой украинской народной сказки мы будем помогать?
Выпал снег на порог,
Кот слепил себе пирог.
Пока жарил, пока пек,
Весь пирог водою стек.
Кот не знал, что на пирог
Нужно тесто , а не снег.
Да, это герои сказки « Кот и петушок». А сейчас я вас научу, как можно помочь котику с помощью лекарств с черной редьки.
В народной медицине редьку часто употребляют как простудный, мочегонный и такой, что проявляет аппетит. Ее употребляют при заболеваниях горла и легких. Редьку используют и как вытягивающий способ вместо горчичников( действует немного слабее). Для этого нужно разрезать редьку на кольца, положить кольца на спину больному и укрыть теплым одеялом.
А сейчас будем приготавливать сироп с редьки. В редьке просверлить или выдолбить (но не до дна) место и заполнить его медом, закрыть кусочком редьки и поставить редьку в теплое место на 4 часа. Вышедшую жидкость налить в стакан. Вышел очень полезный сироп от кашля и горла. Маленькие дети пьют по 1 ч.ложке 3 раза в день.
Телемост с Катигорошком
- Чем можно вылечить котика?
- Как приготовить лекарства с редьки?
- Кто придумал эти лекарства?
- Можно кушать редьку?
Игровая ситуация
(практическое задание)
Коза и семеро козлят
(украинская народная сказка)
Жила в лесу коза и было у нее семеро козлят. Один раз бегали козлята, играли в холодной воде, попили водичку, а на утро пропал голосок у козлят, начался кашель. Что делать маме козе? Где растет редька? Как приготовить лекарство?
С народной мудростиЯгоды, овощи, фрукты- полезные продукты.
Болезнь человека не красит.
Здоровье имеем - не заботимся, а теряем – плачем.
Горьким лечим, а сладким - калечим.


Лабораторная работа №14
Тема. Каланхое - нос лечит.
Цель. Учить изготовлять капли для носа с каланхое. Закрепить знание детей о целебных свойствах комнатных растений; формировать умение практично использовать приобретенные знания. Воспринять развитию познавательных процессов, логического мышления; обогатить память; расширить словарный запас. Воспитывать любовь к природе.
Материал. Каланхое, клеенки, марлевые и бумажные салфетки, пипетки, лабораторная посуда.

Ход работы
Дети, мы с вами собирались посетить Катигорошка в сказке, но он позвонил и сказал, что заболел. У него насморк. Давайте ему сейчас приготовим лекарство и передадим ему, чтобы Катигорошко быстрее вылечился.
С чего можно приготовить лекарства от насморка? Сейчас мы приготовим капли для носа с комнатного цветка- каланхое.
Эти капли приготавливаются с сока каланхое. Для этого нужно сорвать листочек с растения, вымыть его, мелко порезать на тарелочке, подавить ложечкой, а потом все переложить в марлевую салфетку и выдавить сок. Пипеткой перенести его во флакон. Капли готовы.
Предложить детям закапать носики.
Телемост с Катигорошком
- Что случится, когда носик закапать соком каланхое?
- Как еще можно помочь носику?( промыть соленой водой)
- Какие комнатные цветы лечат людей?
Практическое задание
Катигорошко хочет завести себе такой волшебный цветок. Как это сделать? Рассаживание каланхое.

Учим детей готовить

Салат с редьки с грецкими орехами
Редьку и морковь натереть на терке. Орехи и чеснок растолочь и все смешать. Залить растительным маслом.

Салат витаминный
Зерна кукурузы смешать с нарезанной капустой, морковкой, зеленым луком и яблоками; заправить соком лимона, солью, сахаром и сметаной.

Салат с одуванчиков
Свежие собранные листья одуванчика вымочить 30 минут в соленой воде, просушить и мелко нарезать. Добавить вареные яйца, зеленый лук, соль. Заправить сметаной.

Для слабых детей.
1ст.ложка овсяных хлопьев, 3 ст. ложки воды, половина лимона, 1-2 яблока или малины, смородины, 1 ст.ложка сухофруктов или орехов, 1 ст.ложка сгущенного молока.
Напиток витаминный
1-2 чайной ложки меда,1 чайную ложку сироп или настойку шиповника, лимонный сок по вкусу, размешать в стакане воды и выпить.
Грудной чай
(от кашля)
Цветы липы, трава зверобоя, листья подорожника. Все смешать в равных частях. Заварить столовую ложку сбора стаканом кипятка, настоять час в термосе. Процедить и разделить на 4 приема.
Листья мать-и-мачехи, цветы ромашки- все смешать в равных частях. Заварить столовую ложку сбора стаканом кипятка. Настаивать час в термосе. Процедить и разделить на 4 приема. Употреблять в течении дня.
Трава душицы- 10г, цветы ромашки- 10г,корень алтея-20г, листья мать -и- мачехи-20г. Все смешать, 2 чайной ложки сбора залить стаканом кипятка, настаивать 20 минут. Процедить, принимать по ¼ стакана 4 раза на день.