Программа декоративно — прикладного творчества Оч. умелые ручки.


Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Комитет образования администрации города Ставрополя
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы Промышленного района города Ставрополя»
Принята на апробацию
на заседанииметодического совета
от ___ ноября 2016 г.
Протокол № 2
Утверждаю на апробацию:
Директор МБУ ДО
«ЦВР Промышленного района
г. Ставрополя»
_________________ Збицкая И.А.
___ ноября 2016 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Оч. умелые ручки»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Борзенко Светлана Валерьевна,
педагог дополнительного
образования
г. Ставрополь, 2016 г.
Пояснительная записка
«Едва ли есть высшее из наслаждений,
чем наслаждение творить»
Н.В. Гоголь
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Оч.умелые ручки» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Устав МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя» от 15 июля 2015 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - программа) художественной направленности «Оч. умелые ручки» разработана в соответствии с современными требованиямиФедерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,  утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.
Актуальность программы состоит в ее своевременности и востребованности, ведь на протяжении всей истории общества нужна была творческая энергия человека. И современный период требует от личности инициативности, жажды нового, способности находить нетривиальные решения, встающих перед обществом проблем. Следовательно, проблема развития креативного начала в каждом ребенке и сегодня актуальна. Ведь чем больше будет творческих людей, тем богаче будет общество. Но творчество – это еще и тяжелый труд. От него зависит, на какую вершину поднимется в своем творении человек. Есть высказывание Эдисона, что талантливость составляется из 1% вдохновения и 99% тяжелого труда. Одним из эффективных средств формирования и развития творческой личности детей является декоративно-прикладное искусство.
Занятия по программе «Оч. умелые ручки» учат трудолюбию, аккуратности, терпению и самостоятельности, формируют теоретические знания и практические умения в различных видах декоративно-прикладного творчества, расширяют знания учащихся, развивают фантазию, творческое мышление, художественный вкус, стремление к самопознанию и самоопределению, позволяют ребенку выразить собственное эмоциональное состояние.
Типовые образовательные программы декоративно-прикладного творчества не всегда отвечают требованиям детей, родителей и педагогов, поэтому исходя из социального заказа населения (опрос детей и родителей) возникла необходимость создания программы «Оч. умелые ручки».
Программа имеет художественно направленность, она способствует духовно-нравственному, эстетическому, трудовому, физическому, патриотическому воспитанию детей, профессиональному самоопределению. По форме организации педагогического процесса программа является интегрированной.
Отличительной особенностью данной программы является ее принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе дети младшего возраста выполняют творческие задания по тематике одинаковое со старшими, но дети старшего возраста выполняют это же задание в более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство и помогая младшим. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
В течение обучения, учащиеся выполняют задания более длительные по времени, выполняя задания, направленные на изучение и практическое освоение различных художественных техник. Вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей ребят (эти задания могут быть выполнены в разнообразных художественных техниках, как в области изобразительного искусства, так и в области декоративно-прикладного искусства и дизайна).
Программа предполагает построение занятий по проблемному принципу: от проблемы – к конкретному заданию. В течение обучения принцип построения материала противоположный – от конкретных жанров, художественных техник, художественных материалов – к проблемам. Задания, предлагаемые детям, в зависимости от ситуации можно варьировать, переставлять местами. Можно предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в русло программы.
Данная программа адресована для школьников 7-15 лет.
Особенности возраста 7-10 лет 
Им свойственно любознательность, конкретность мышления, стремлением к активной практической деятельности подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на что-либо. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает.
Особенности возраста11-15 лет 
Формируется произвольность воображения.Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, развиваются абстрактные формы мышления. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия.
Объем и срок освоения программы рассчитан на 1 год обучения, 144 часов (при 36 учебных неделях).
Основной формой обучения является практические занятия.
Особенностью организации образовательного процесса является учебная форма. Состав группы – постоянный.
Цель программы формирование и развитие творческого потенциала детей через постижения ими декоративно-прикладного творчества средствами программы «Оч. умелые ручки».
Исходя из целеполагания, определены основные задачи программы:
личностные
формирование творческой активности;
формирование гражданской идентичности;
воспитывать ценностного отношение к труду, человеку, жизни;
формирование культуры общения и поведения;
формирование стремления к самопознанию, самовыражению, самоутверждению.
метапредметныеразвитие мотивации к прикладному творчеству;
стимулировать познавательную и творческую активность детей в изготовлении поделок в стиле тестопластики;
развитии потребности в саморазвитии;
способствовать развитию волевых качеств и профессиональному самоопределению.
образовательные (предметные)
приобретение знания в области декоративно-прикладного творчества;
знакомство с бросовым материалом и его особенностями;
формирование знания, умения, навыки в вышивании;
развивать творческие способности.
Учебный план

п/п Название тем Количество часов Формы
аттестации /контроля
всего теория практика 1. Тема 1.Вводное занятие «Декоративно - прикладное творчество». 2 1 1 беседа
2. Тема 2.Правила безопасности труда на занятиях рукоделием. Инструктаж по технике безопасности. 4 2 2 самоанализ практической деятельности
3. Тема 3.Поделки из бумаги, картона и бросового материала. Особенности, свойства и качества материалов и инструментов. 26 4 22 самоанализ практической деятельности
4. Тема 4.Топиарий. Особенности, виды и качества материалов. 14 2 12 самоанализ практической деятельности
5. Тема 5.Бисероплетение. Особенности, свойства и качества материалов и инструментов. Виды плетений. Схемы. 14 2 12 самоанализ практической деятельности
6. Тема 6.Вышивка. Особенности материала, виды швов, технология выполнения швов. 24 2 22 самоанализ практической деятельности
7. Тема 7.Тестопластика. Особенности, свойства и качества материалов и инструментов. 16 4 12 самоанализ практической деятельности
8. Тема 8.Участие в выставках декоративно - прикладного творчества. 18 2 16 самоанализ
9. Тема 9.Мастер - классы, экскурсии, посещение выставок. 18 8 10 10. Тема 10.Начальная, промежуточная, итоговая аттестация обучающихся. 6 2 4 диагностика
11. Тема 11.Итоговое занятие. 2 2 самоанализ
Итого: 144 32 112 Содержание учебного плана
Тема 1 (2 часа). Вводное занятие «Декоративно - прикладное творчество». Теория (1 часа): Введение в программу. Цель программы. Декоративно-прикладное творчество как форма искусства.
Практика (1 час):Входная диагностика.
Тема 2 (4 часа). Правила безопасности труда на занятиях рукоделием. Инструктаж по технике безопасности.
Теория (2 часа): Правила безопасности на занятиях рукоделием
Практика (2 час): Практическое занятие по технике безопасности.
Тема 3 (26 часов). Поделки из бумаги, картона и бросового материала. Особенности, свойства и качества материалов и инструментов.
Теория (2 часа):Особенности, свойства и качества материалов: бумага, картон, бросовый поделочный материал.
Теория (2 часа): Особенности, свойства и качества инструментов и оборудования: ножницы, клей.
Практика (2 час): Поделки из бумаги, картона и бросового материала.
Практика (6 часов): Поделки в технике оригами.
Практика(4 часа):Поделки в технике торцевания.
Практика (2 час): Поделки из бросового материала.
Практика (2 часа): Поделки из природного материала.
Практика (4 часа): Поделки в стиле квиллинг.
Обсуждение итогов работы группы.
Тема 4 (14 часов). Топиарий. Особенности, виды и качества материалов.
Теория (4 часа):Виды топиария. История возникновения. Подбор материала для работы. Инструменты, материалы.
Практика (10 часа) Изготовление декоративного материала для топиария
Обсуждение итогов работы группы. Оформление композиции «Дерево»Топиарий парящая чашка с цветами.
Обсуждение итогов работы группы.
Тема 5 (14 часа). Бисероплетение. Особенности, свойства и качества материалов и инструментов. Виды плетений. Схемы.
Теория (2 часа): История бисероплетения. Особенности, свойства и качества материалов и инструментов. Виды плетений. Схемы.
Практика (12часов):Обучение работы по схеме. «Золотая рыбка», «Браслет», «Зимнее дерево».
Обсуждение итогов работы группы.
Тема 6 (24 часа). Вышивка. Особенности материала, виды швов, технология выполнения швов.
Теория (2 часа):История вышивки. Ознакомление с материалом.
Практика (22 часа):Технология выполнения швов. Вышивка по выбранным схемам. Промежуточная аттестация.
Тема7 (16 часов). Тестопластика. Особенности, свойства и качества материалов и инструментов.
Теория (4 часа):История тестопластики. Знакомство с материалом и технологией изготовления теста.
Практика (12 часов): Изготовление поделок из теста, роспись, покрытие.
Обсуждение итогов работы группы.
Тема 8 (18 часов). Участие в выставках декоративно - прикладного творчества.
Теория (2 часа): Понятие выставки как формы достижений результатов в декоративно - прикладном творчестве.
Практика (16 часов):Участие в выставках декоративно - прикладного творчества.
Обсуждение итогов работы группы.
Тема 9 (18 часов). Мастер - классы, экскурсии, посещение выставок.
Теория (8 часа): Походы, экскурсии, посещение выставок.
Практика (10 часа): Мастер- классы.
Обсуждение итогов работы группы.
Тема 10 (6 часов). Начальная, промежуточная, итоговая аттестация обучающихся.
Теория (2 часа): Начальная аттестация в виде опроса. Итоговая аттестация. Подведение итогов, самоанализ.
Практика (4 часа):Промежуточная аттестация в виде тестирования.
Тема 11 (2 часа). Итоговое занятие.Игровая программа.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной общеразвивающей программы являются основным показателей развития личностных характеристик обучающегося. Исходя из целеполагания программы и ее содержания, следует сформулировать основные предполагаемые результаты освоения программы:
- обучающийся в процессе освоения программы «Оч. умелые ручки» должен приобрести следующие
знания –смысл технологических понятий: материалы, инструменты, бумага, картон, текстильные материалы, поделочные материалы, шитьё, изготовление топиария, бисероплетение, рукоделие, тестопластика. Виды и свойства материалов: бумага, картон, текстиль, бисер и др. Эстетично оформлять изделия из бисера. Виды традиционных народных промыслов.
умения- выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: изделия из бумаги, картона, бисера и бусин, изделия из бросового материала, изделия из соленного теста. Выбирать виды тканей, нитей, инструментов и приспособлений для определённых изделий. Читать схемы и чертежи простых изделий. Выполнять подбор бисера для изделия, уметь работать по схеме. Проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.
- в результате приобретенных знаний и умений у обучающегося формируются социально-психологическаякомпетенция, которая состоитиз коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.
- по итогам освоения программы обучающийся приобретает
личностные результаты –творческая активность, гражданская позиция, ценностное отношение к труду, человеку, жизни, культура общения и поведения, стремления к самопознанию, самовыражению, самоутверждению.
метапредметные результаты – мотивации к прикладному творчеству, познавательная и творческая активность детей в изготовлении поделок в стиле тестопластики, потребность в саморазвитии, развитие волевых качеств и профессиональному самоопределению
предметныерезультаты–знания в области декоративно-прикладного творчества, знание работы с бросовым материалом и его особенностями, формирование знания, умения, навыки в вышивании, развитие творческих способностей.
Календарный учебный график – см. приложение 2.
Материально-техническое обеспечение реализации программы включает в себя:
оборудование:учебные столы, стулья, бумага,креппированнаябумага, бисер, проволока, ножницы, клей ПВА, картон, ленты, нитки мулине, канва, иглы, мука, соль, масло подсолнечное, акриловый лак.
информационное обеспечение: фото, интернет источники;
кадровое обеспечение:Борзенко С.В. педагог дополнительного образования.
Формы аттестации разработаны и обоснованы для определения результативности освоения программы, которые отражают достижения цели и задач программы. В начале учебного года по программе «Оч. умелые ручки» проводится начальная аттестация, для оценивания уровня знаний, умений и навыков работы с материалом. Оценивание проводится по балльной системе (от 1 до 3 баллов). Результаты фиксируются в протоколе аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в виде выставки работ, оценивается и фиксируется в протоколе аттестации (от1 до 5 баллов).
Оценивание выставочных работ:
- Техника выполнения работы и качество оформления;
- Композиция;
- Полнота освещения выбранной темы, образность;
- Цветовое решение работы;
- Оригинальность;
- Линия, пластика;
- Полнота демонстрации природных и декоративных свойств материала.
Итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года в виде выставки работ (бальная система) показывает степень сплоченности и уровень развития детского коллектива – это определяется через  готовность и умению работать в малых группах всем коллективом при выполнении совместных работ. Результаты итоговой аттестации также фиксируются в протоколе аттестации.
В пакет оценочных материалов необходимо включить:
Контрольная работа в виде тестирования и практической работы (приложение 3).
Методические рекомендации по реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Оч. умелые ручки» включают в себя логику организации и сопровождения образовательного процесса. Методика работы включает в себя:
- особенности организации образовательного процесса – очное обучение;
- методы обучения – словесный, наглядный, практический; объяснительно иллюстративный, исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, репродуктивные, частично - поисковые; воспитания – упражнение, мотивация;
- формы организации образовательного процесса – индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;
- формы организации занятия – беседа, выставка, конкурс, мастер-класс, наблюдение, поход, праздник, практическое занятие, экскурсия, ярмарка.
- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, др.;
- алгоритм занятия предполагает следующую структуру: актуализация целеполагания темы занятия (концентрация внимания на основную цель занятия и ее принятия каждым участником) – теоретическое содержание темы (знаниевый компонент является основанием для осознанной практической деятельности) – практическая работа (формирование определенных практических навыков по теме занятия) - самоанализ деятельности каждого обучающегося (на данном этапе каждому обучающемуся осознать результативность своей деятельности на занятии) – обсуждение итогов работы группы (рефлексия поможет увидеть положительные и слабые стороны занятия и учесть это в дальнейшем);
- дидактические материалы к занятиям по программе «Оч. умелые ручки» см. приложение 3.
Список литературы
Список литературы для педагога:
Божко Л.А. Бисер. - М.: Издательство "Мартин", 2005.
Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание. - Киев: Выща школа, 2009.
Кудрина С.В.Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. - КАРО, 2004.
Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Секреты мастерства: - М.: Издательский дом "МиМ" ,2007.
Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера. - М.: Книжный клуб, 2009.
Мартынова Л. Фигурки из бисера.- Издательство "культура и традиции", 2004.
Серова В.В. Всё об оригами. - СПб.: СЗКЭО, КРИСТАЛЛ, 2009.
Список литературы для педагогов (дополнительная):
Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “handmade”. - Ростов н/Д: “Феникс” ,2009.
Данкевич Е. Лепим из соленого теста. - СПб: Кристалл, 2001.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития,2002.
Корнеева Г.М. Чудесные поделки из бумаги. -М.: «Просвещение»,2012.
Кискальд И., Соленое тесто. - М.: «Харвест», 2008.
Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. –М.: «Астрель», 2008.
Список литературы для обучающихся и родителей (основная):
Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. - М.: Издательство "Мартин" 2004.
Гончарова Т.А. Рукоделие. - М.: Изд-во Вече, 2008.
Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. -М.: Издательский дом "МиМ" 2007.
Бойко Е.А. Квилинг, или бумажная филигрань.-М.:АСТ:Астрель,2010.
Корчинова О.В. Детское прикладное творчество. - Р.: «Феникс» 2005.
Ликсо Н. Л. Бисер. Уроки, приемы и схемы, а также полезные советы и поэтапные цветные иллюстрации. – Минск: ООО «Харвест», 2006
Мирошниченко С.А. Без скуки на все руки. Как с пользой провести семейный досуг. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. 
Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. - М.: Астрель: АСТ, 2008.
Фирсова А.В. Чудеса из соленного теста. – М.: Айрис- пресс 2008.
Список литературы для обучающихся (дополнительная):
Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф Аким, 2009.
Васильева Л. Г. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 2008.
Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
Шорохов Е.В. Основы композиции. – М. 2009.
Интернет-ресурсы
http://kitchenremont.ru/dekor/topiarii/topiarii-svoimi-rukami-dlia-nachinaiushchikhhttp://уроки-рукоделия.рф/topiarij-dlya-nachinayushhix/http://docsyg.ru/urok-po-vyshivke-krestom/