Рабочая программа по курсу О. Холодовой «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» 4 кл.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 8»
Рассмотрено
на заседании кафедры
протокол № ________
«____»_____20___г.
Зав. кафедрой______
«Согласовано»
зам директора по УВР/УМР
_________________
«____»_____20_____ г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Гимназия № 8»
________________
«___»____20____ г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
умники и умницы
для 4 «Д» класса (начального общего образования)
Составитель: Стрельцова Н.В.
Квалификационная категория: первая
Сроки реализации программы:
01.09 2014 г. – 31.05. 2015 г.
г. Рубцовск, 2014
Оглавление:
Пояснительная записка…………………………………………………....................3
Планируемая результативность курса……………………………………………. 5
Содержание программы курса (занятий) внеурочной деятельности…………. 8
Тематический план курса………………………………………………………........12
Формы оценки результатов внеурочной деятельности……………………….....16
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы... 17
Лист внесения изменений………………………………………………………….. ..19
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирована на использование авторской учебной программы развития познавательных способностей (серия «Умники и умницы») Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой (модифицированной) с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей».
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что есть необходимость у учащихся развивать память, устойчивость и концентрацию внимания, наблюдательность, воображение, быстроту реакции.
Появление курса связано с тем, что:
в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Соответственно действующему плану рабочая программа внеурочной деятельности предусматривает следующий вариант организации занятий в 4 – х классах: полный объём – 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Гимназия № 8» на ступени НОО.
Общая характеристика курса
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развивать психические познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развивать языковые культуры и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
3
Методы, формы и средства организации учебных занятий по курсу в 4 классе: частично – поисковый; наглядности, деятельностно–творческий; наблюдения; совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, творческая работа, математическая игра-тренинг, самостоятельная работа; плоскостные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски и т.п.), печатные пособия (раздаточный материал, графики, таблицы и т.п.), проекционный материал (видеофильмы, слайды и т.п.).
Методы и средства обучения:
Модель урока 4 в классе:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3-5 минут).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10 минут).
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ(10 минут).
На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситаций.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (2-3 минуты).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ (10-15 минут).
В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребёнок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Основное время на уроках занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
4
Планируемая результативность курса
Классификация результатов внеурочной деятельности
Содержание Способ достижения Возможные формы деятельности
Первый уровень результатов Приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта Беседа
Второй уровень результатов Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и к социальной реальности в целом.
Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать). Дебаты, тематический диспут.
Третий уровень результатов Приобретение опыта самостоятельного социального действия.
Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде. Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов.
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
5
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Четвероклассник научится Четвероклассник получит
возможность научиться
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ
целенаправленно сосредотачиваться;
применять специальные приемы для лучшего запоминания;
строить правильные суждения;
сравнивать различные объекты;
выполнять простые виды анализа и синтеза
устанавливать связи между понятиями;
комбинировать и планировать;
самостоятельно действовать;
принимать решения;
управлять собой в сложных ситуациях;
работать в группе.
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию;
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на
нахождение закономерностей, сопоставляя
и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение;
6
выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях;
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии;
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации.
7
Содержание программы курса (занятий) внеурочной деятельности
Учебно-методический план в 4 классе
Темы Количество часов
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. 5
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. 5
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 5
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 5
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 5
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. 5
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. 2
Итого: 34
Задания повышенной сложности (5 ч)
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Нестандартные задачи (5 ч)
Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
8
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
8
8
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
9
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимается по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся например, такие задания, как нахождение закономерностей нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
10
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
11
Формы оценки результатов внеурочной деятельности
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Конкурс эрудитов».
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся. Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Этапы педагогического контроля
Сроки Вид контроля Задачи Содержание Формы Критерии оценивания
Сентябрь Входящий Определить уровень сформированности мыслительных процессов. Тема: «Введение»
Тестиро-вание + допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,- критический уровень (до 60%)
Декабрь Рубежный Определить уровень усвоения программного материала Тема: «Проверка знаний и умений»
(Конкурс эрудитов) Интел-лектуа-льная игра + зачет сдан, - зачет не сдан
Май Итоговый Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года Тема: «Наши достижения» Тестиро-вание
16
+ допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,- критический уровень (до 60%)
Приложение
Входной тест
Логика – это наука о том, как нужно …, …, … .
Назови одним словом, исключив лишнее.
Злость, радость, восторг - … .
Пингвин, журавль, верблюд - … .
Тюмень, Киев, Москва - … .
Желудок, позвоночник, череп - … .
Сравнение.
Сравнить – это значит найти признаки … и … .
Классификация.
Сходство Различие
Книга Тетрадь
Аналогия.
Продолжи по аналогии:
Побежал, подарок, походка;
701, 6002, 50003, … .
Маленький, умненький, кисленький, … .
Расшифруй слова:
А Г И К Л О - … Е М А В И Н И Н - …
П Т А Я М Ь - … Ш Л Ы М Е Е Н И - …
Тест «Отношения между понятиями»
Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.
____________
Дятел – птица
Учитель – …
Часы – …
_____________
Улыбнулся – нахмурился
Упрямый – …
Заболел – …
______________
Книга – страница
Здание – …
Рассказ – …
________________
Чай – кофе
Ручка – …
Землетрясение – …
_________________
Кровь – кислород
Яблоко - …
Овца - …
__________________
Ноябрь – декабрь
Утро - …
1/7 - …
__________________
Грубость – обида
Шутка - …
Дождь - …
Напиши аналогичную пару:
Стол – мебель
Китай - …
Машина – кузов
Паровоз - …
Глаза – картина
Уши - …
Широкий – бескрайний
Безымянный - …
Лето – июль
Рубашка - …
Выполни аналогичное задание.
А) Лук – связка лука.
сыр - … чай - …
бензин - … песок - …
суп - … клей - …
молоко - …
Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.
Ель - … - … - … - … .
Апельсин - … - … - … - … .
В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.
Вымыть посуду.
Передохнуть.
Справиться с напряжением.
Находиться в отпуске.
Тянуть лямку.
Гнуть спину.
Испытывать судьбу.
Потерять почву под ногами.
Тест «Язык и логика»
Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
Старые лебеди склонила над ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
Сорняки шипучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
Дети страдали от недоедания пищи.
Закончи фразеологизмы:
Ни к селу, … .
В час по … .
Как снег … .
Совать нос … .
… из мухи … .
Продолжи пословицы.
Январь – году начало, зиме … .
… всякий молод.
Красна птица пером, а человек … .
Крепкую дружбу … .
Мал золотник, да … .
Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
Вести честную игру.
Играть со смертью.
Быть хозяином своей судьбы.
Играть по правилам.
Объясни смысл следующих фразеологизмов:
с минуты на минуту;
утереть нос;
перемывать кости;
говорить в глаза.
Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
полной темноте;
том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
делах, которые идут успешно, удачно;
том, что одно плохое портит много хорошего.
У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.
Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.
Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:
Я под синим пулогом
На холме полугом.
Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
На двери замка ни … .
Живет щегол здесь – первый … .
И утром белка из …
Ему готовит гоголь-моголь.
Тест «Языковая логика»
Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:
дом бабочка
книга лекарство
класс дорога
аппетит взгляд
лето кресло
Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.
Хлеб – ручка.
а) …
б) …
Вымыть посуду. В мгновение ока.
Передохнуть. Пока еще не поздно.
Справиться с напряжением. Лучше поздно, чем никогда.
Находиться в отпуске. В два счета.
Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.
Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.
Объясни смысл следующих сравнений:
Медвежья услуга - … .
Заячья душа - … .
Волчьи законы - … .
Найди синонимы и подчеркни их.
Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
Угадай многозначное слово.
Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
Часть книги ( … ) часть дерева.
Древнее оружие ( … ) овощ.
Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
Свежая газета - …
Свежая рубашка - …
Свежий воздух - …
Свежие новости - …
К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
____________________________ хвост, холод.
____________________________ характер, перстень.
____________________________ нервы, труба.
____________________________ жизнь, конфета.
Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
КОХЙЕК
СНИНЕТ ОЖИВТ ЛУФОБТ
Конкурс эрудитов
Закончи фразеологизмы.
Ни в зуб … .
Как снег … .
Ждать у моря … .
Язык … .
Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.
Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.
ГОР ( … ) ОЛАД.
КАБ ( … ) ОШКО.
ЗА ( … ) ЕЦ.
За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.
Какие эпитеты употребляются со словами:
Ночь Сокол
Вода Леса
Горы Поле
Солнышко Реки
Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий7 Ответ поясни.
Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:
… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.
В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.
Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят.
И радостен для глаза
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы (заря)
Я наблюдать за ней.
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.
Ю К И Л Т
Л Ю Т А Н Ь П
ОЗАРА Л И Ф К А
Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:
Квадрат – куб; d) Жара – зной;
Треугольник - …; Смелый - …;
Дуб – дерево; e) Дерево – ствол;
Стакан - …; Человек - …;
Река – озеро; f) Молоко – сыр;
Яблоко - …; … - печенье.
Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
Не все золото, что блестит.
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
Куй железо, пока горячо.
Один в поле не воин.
Лес рубят – щепки летят.
Учебно-методическая литература для учителя
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Холодова О., Москва: РОСТ, 2012 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)» Методическое пособие для 4 класса
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения). Пособие для учителя
3. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы») Программа развития познавательных способностей учащихся
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
Дополнительная учебно – методическая литература для учителя
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Языканова Е.В. М.:Издательство «Экзамен», 2012 «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс» » Учебное пособие
2. Орг А.О., Белицкая Н.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2011 «Олимпиады по математике. 3 класс» Пособие
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция ЦОР;
http://psychology.area7.ru/?m=1654 - Психолог в школе;
https://pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей;
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов;
https://proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей;
http:// pedsovet.org - Факультативные курсы, программы;
7. http:// viki.rdf.ru - «Детские презентации» - ...по развитию познавательных способностей.
Учебная литература для учащихся
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Холодова О., Москва: РОСТ, 2012 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)» Рабочие тетради в 2-х частях.
17
Дополнительная учебная литература для учащихся
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Языканова Е.В. М.: Издательство «Экзамен», 2012 «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс» » Учебное пособие
2. Орг А.О., Белицкая Н.Г.,-М.:Издательство «Экзамен», 2011 «Олимпиады по математике. 3 класс» Пособие
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
Компьютер с программным обеспечением. Мультимедийный проектор. Магнитная доска
Принтер лазерный чёрно-белый.
Оборудование класса
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Магнитная доска.
Технологическая карта контроля
Занятие 1. «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления».
Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)» (1 часть), Москва: РОСТ, 2012 г с. 1 - 3 (занятие 1)
Занятие 34. «Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года».
Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)» (2 часть), Москва: РОСТ, 2012 г с. 48 – 50 (занятие 34).
18
Тематический план курса
№ занятия /№ занятия в теме
Дата (месяц) проведения урока
Раздел/ Тема занятия формы организации занятия
Информационные ресурсы
I ЧЕТВЕРТЬ (8 ЧАСОВ) 1/1 сентябрь Вводное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Инструктаж по ТБ. Игра-тест 2/2 сентябрь Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 3/3
сентябрь Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 4/4 сентябрь Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 5/5 октябрь Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 6/6 октябрь Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум http://school-collection.edu.ru/catalog/ pupil - Определение характера закономерности в цепочке объектов и добавление пропущенных объектов «Закономерность-1»
(интерактивный объект).
7/7 октябрь Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. Игра-моделирование http://school-collection.edu.ru/catalog/ pupil –
Построение направленного графа по заданному описанию отношений «Графы -1,2» (интерактивный объект).
8/8 октябрь Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. Самостоятельная работа http://viki.rdf.ru - Задания по развитию познавательных способностей (презентация).
12
II ЧЕТВЕРТЬ (8 ЧАСОВ) 9/1 ноябрь Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. Игра-практикум 10/2 ноябрь Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 11/3
ноябрь Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 12/4 декабрь Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 13/5 декабрь Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум http://school-collection.edu.ru/catalog/ pupil - Определение характера закономерности в цепочке объектов и добавление пропущенных объектов «Закономерность-2» (интерактивный объект).
14/6 декабрь Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. Игра-моделирование http://school-collection.edu.ru/catalog/ pupil –
Построение направленного графа по заданному описанию отношений «Графы -3,4» (интерактивный объект).
15/7 декабрь Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. Самостоятельная работа https://pedsovet.su – Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи (презентация).
16/8 декабрь Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. Игра-практикум III ЧЕТВЕРТЬ (10 ЧАСОВ)
17/1 январь Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 18/2 январь Тренировка слуховой памяти. Совершенствование Игра-практикум
Учебно-методический план по РПС в 4 классе
13
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. 19/3 январь Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 20/4 февраль Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум http://school-collection.edu.ru/catalog/ pupil - Определение характера закономерности в цепочке объектов и добавление пропущенных объектов «Закономерность-3» (интерактивный объект).
21/5
февраль Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. Игра-моделирование http://school-collection.edu.ru/catalog/ pupil –
Построение направленного графа по заданному описанию отношений «Графы – 5,6» (интерактивный объект).
22/6 февраль Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. Самостоятельная работа 23/7 февраль Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. Игра-практикум 24/8 март Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум https://proshkolu.ru – Развитие внимания, мышления (план-конспект занятия).
25/9 март Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 26/10 март Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум IV ЧЕТВЕРТЬ (8 ЧАСОВ)
27/1 апрель Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум
14
28/2 апрель Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. Игра-практикум .
29/3 апрель Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. Самостоятельная работа 30/4 апрель Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. Игра-практикум 31/5 май Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Самостоятельная работа 32/6 май Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 33/7 май Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Игра-практикум 34/8 май Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Игра-тест
15
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ п\п № урока /тема по рабочей учебной программе Тема с учетом корректировки Сроки корректировки Примечание
19