Мотивация педагогов использования ИКТ в работе


Правдина Н.В.
Мотивация педагогов использования ИКТ в преподавательской деятельности
Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования. В настоящее время Министерством образования РФ реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно – методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных дисциплин, а не только информатики. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями новых государственных образовательных стандартов образования. В России использование ИКТ в образовании до недавнего времени во многом сдерживалось техническими сложностями. Но сегодня, когда, по информации правительства РФ, учебные заведения активно преодолевают технические трудности и подключаются к всемирному Интернету, весьма существенным остаётся психологический, компетентностный барьер педагогов при использовании ИКТ. При этом стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. Кроме того, уже даже ученик средней школы является уверенным пользователем IT-технологий, самостоятельно учится искать информацию, извлекать, систематизировать и структурировать огромный поток хаотичной информации получаемой из интернета. Можно с уверенностью сказать, что наступил момент, когда компьютер и другая мультимедийная техника могут и должны стать мощным техническим средством обучения, коммуникации.
Первым предложил использовать компьютеры в обучении детей профессору Сеймур Пейперт. Работая с Ж. Пиаже, С. Пейперт в 60-е г. прошлого столетия пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде. В наше время не только зарубежные, но и массовые исследования российских ученых, психологов и педагогов убедительно доказывают возможность и целесообразность использования компьютера в образовательных учреждениях, его особую роль в развитии интеллекта и в целом личности учащегося, (Е.И.Булин-Соколова, Я.А. Ваграменко, З.П. Дьенеш, Е.И. Машбиц, С. Новоселова, И. Пашелите, Г. Петку, Б. Хантер и др.). Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. И как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить и современную школу. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса. Однако сегодня действующая система образования в России существенно отстает от процессов, происходящих в обществе, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
В связи с этим изменение системы образования в России в целом, упор, сделанный на самостоятельное освоение большого объема информации и самостоятельной работы обучающихся на всех этапах обучения (от начальной до высшей школы) вынуждает педагогов в корне менять устоявшуюся систему преподавания. Здесь же важным компонентом образования было и остается воспитание зрелой социальной личности, способной креативно мыслить и свободно ориентироваться в условиях динамично меняющейся жизни. Таким образом, учитывая информатизацию современного общества, изменения в законодательстве об образовании, технические возможности оснащения образовательных учреждений, увеличившуюся образовательную нагрузку на обучающихся, и требования, предъявляемые к образованию и профессиональной деятельности педагогических работников, перед педагогами остро встает задача повышения своего уровня владения ИКТ. Возникает необходимость повышать квалификацию, направленную преимущественно на формирование компьютерной грамотности, и многие педагоги с многолетним опытом преподавания разумно задаются вопросом «а стоит ли овчинка выделки?», как отказаться от уже разработанных и оправдавших себя, доказавших свою эффективность форм обучения? Для ответа на подобный вопрос необходимо разобраться с терминологией некоторых слов:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, определяющих поведение, сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Другими словами тему данной статьи иначе можно озвучить следующим образом «Потребность (цель, стремление) педагога использования в своей работе программно-технических средств для сбора, хранения, обработки, распространения, использования информации в интересах пользователей».
Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете. Однако многие педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности. Желание педагогов не всегда совпадает с их умением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий, а актуальная необходимость использования информационных технологий в процессе своей деятельности с неподготовленностью к работе с ИКТ. Исходя из этого, педагогический состав любого образовательного учреждения можно условно разделить на 4 группы:
Уровень работы на компьютере нулевой, мотивация низкая
Уровень работы на компьютере нулевой, мотивация высокая
Уровень работы на компьютере базовый, мотивация низкая
Уровень работы на компьютере базовый, мотивация высокая
Группа 1 и 3 отличаются скептическим отношением к возможностям ИКТ, поскольку если высокое качество обучения достигается традиционными формами, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИКТ. И если для групп 2 и 4 достаточным является повышение ИК – компетентности через систему повышения квалификации, то категорию 1 и 3 необходимо замотивировать, лично заинтересовать в использовании ИКТ.
Рассмотрим несколько примеров использования ИКТ в различных сферах преподавательской деятельности:
Контроль выполнения домашнего задания.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1.   презентацию докладов обучающегося, либо конспекты параграфа учебника с использованием PowerPoint;
2.   тесты, кроссворды, самостоятельные работы, контрольные работы подготовленные с использованием Excel, Word;
2. Объяснение нового материала с помощью ИКТ.
Для решения дидактической задачи данного этапа можно  использовать:1.   демонстрацию слайдов (презентация), содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации с использованием PowerPoint; видеофрагменты фильмов; изображения - фотографии, отсканированные изображения; коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений с использованием PhotoShop;
2.    диаграммы, схемы, таблицы подготовленные с использованием Excel;
3. Закрепление и систематизация знаний.
Для решения дидактической задачи данного этапа можно использовать:1.   презентацию - задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ с использованием PowerPoint;
2.   мобильный класс: работа в группе – заданием может выступать составление текста для слайдов презентации; иллюстративное сопровождение для текста с применением PhotoShop, PowerPoint;
Использование ИКТ во внеурочной деятельности
Для ее организации используются следующие технологии:
1.   презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы, подготовленные при помощи PowerPoint;
2.   стенные газеты, буклеты, памятки - информационный материал; брошюра - сборник дидактических, методических материалов; плакат, заголовки  - текстовое оформление стендов, помещений; открытка - оригинально оформленное поздравление; анкета - документ для сбора статистических данных выполненные с использованием Excel , Word, Publisher.5. Использование ИКТ при выполнении проектной работы преподавателя в процессе прохождения аттестации и повышения квалификации.
выполнение исследовательской части проекта, получения или систематизации данных помогут Интернет, электронные учебники, электронная библиотека;
оформление портфолио проекта при помощи Word, PowerPoint;
создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Кроме того присутствует реальная экономия времени при разработке дидактических материалов, презентабельность оформления материалов, переход преподавателя на новый уровень педагогического мастерства.
Для достижения максимального результата при использовании ИКТ и их целевого использования, образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду признаков:
1. По решаемым педагогическим задачам:
•    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
•   средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
•   вспомогательные средства (энциклопедии, википедии, словари, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
•    комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
•  информационно-обучающие (электронные: библиотеки, книги, периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные консультационные системы); • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
• поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
•   электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, справочники и т.п.);
•   электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; схемы, диаграммы);
•  электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
•   электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией.
3. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
•      урочные;
•      внеурочные
4. По форме взаимодействия с обучаемым:
•      технология асинхронного режима связи – «offline» (оценка результатов осуществляется преподавателем с комментариями, работой над ошибками)
•      технология синхронного режима связи – «online» (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой)
В результате актуальность и необходимость использования различных образовательных средств ИКТ в процессе обучения подтверждается следующими аспектами:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся.
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы оформлении материала, для создания индивидуальных тестовых мини-уроков, для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ на всех этапах обучения от подачи нового материала до контроля знаний обучающихся.
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
•      при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
•      при фронтальной  либо групповой формах работы.5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Становится очевидным, что педагог, который ведет занятия с использованием ИКТ (мультимедиа-проектор, компьютер, Интернет), обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Занятия, которые проводятся на основе и при помощи ИКТ по всем дисциплинам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме, стимулируют непроизвольное внимание обучающихся благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно.