«Человек и мир — основная тема философских размышлений»


Тема: «Человек и мир - основная тема философских размышлений».
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.
Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии.
Мир и человек. Основной вопрос философии.
Мир един и многообразен – в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм материального движения существует в единстве. Действительное единство мира состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой, единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах, все многообразие мира – это многообразие форм единой материи, единого материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают единство материального мира.
Философия - теоретически сформулированое мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении философии употребляются понятия теоретическое мировоззрение, система взглядов.
В мировозрении всгда присутвуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.
Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.
Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии, материальном, то сюда относится все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.
При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.
Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.
Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир? Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.
Парвый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые устойчивые общие черты.
Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.
К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от других видов теоретического познания (в математике, естествознании) философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.
В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции отдельных наук.
 Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение "мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой познаваемости мира, трудно - такова природа философии.
Отношение человека к миру как предмет философии.
Философия как исторический тип мировоззрения появляется последней, после мифологии и религии. Основной вопрос мировоззрения (об отношении человека к миру) философия решает в теоретической форме (т.е. теоретическое обоснование мировоззрения). Это означает, что возник новый тип рациональности, для которого не нужен ни человеческий, ни сверхъестественный компонент. Философию интересует сам объективно существующий мир без человеческой роли в нем.
В философском мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: 1) направление сознания "вовне" – формирование той или иной картины мира, универсума; и 2) его обращение "внутрь" – к самому человеку, стремление понять его суть, место в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода (по определению Р. Декарта, вещь мыслящая, страдающая и т.д.). От всего остального его отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться и т.д. "Полюсами", создающими "поле напряжения" философской мысли, выступают мир "внешний" по отношению к человеческому сознанию и мир "внутренний" – психологическая, духовная жизнь. Различные соотношения этих "миров" пронизывают всю философию.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые "узлы" – мир и человек. Для философской мысли существенно не раздельное рассмотрение этих полюсов, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее ярко, составляет основу всех размышлений. Различные проблемы философского мировоззрения, размещаясь в "силовом поле" между этими полюсами, "заряжены", направлены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.
Проблема "мир – человек", по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему ее можно в определенном смысле назвать основным вопросом философии.
Основной вопрос философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания. Данный вопрос является основным потому, что без него не может быть никакого философствования. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Основной вопрос философии, как отмечается в литературе, не только «лакмусовая бумага», с помощью которой можно отличить научный материализм от идеализма и агностицизма; он становится одновременно средством ориентировки человека в мире. Исследование соотношения бытия и сознания является условием, без которого человек не сможет выработать своего отношения к миру, не сможет ориентироваться в нем.
Характерной особенностью философских проблем является их вечность. Это означает, что философия занимается проблемами, которые во все времена сохраняют свое значение. Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта. Это следующие философские вопросы: 1) о соотношении духа и материи (для идеалистов первичен дух, для материалистов – материя); 2) познаваемость мира (гносеологические оптимисты считают, что мир познаваем, объективная истина доступна человеческому разуму; агностики считают, что мир сущностей принципиально непознаваем; скептики считают, что мир не познаваем, а если и познаваем, то не до конца); 3) вопрос о первоначалах бытия (монизм – либо материя, либо дух; дуализм – и то, и то; плюрализм – у бытия множество оснований).
Человек и мир в философии и культуре Древнего Востока.Середина 1-го тысячелетия до н. э. — тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации — Китае, Индии и Греции — практический одновременно возникает философия. Общность генезиса не исключает путей формирования систематизированного философского знания в различных очагах древней цивилизации. В Индии этот путь пролегал через оппозицию брахманизму, ассимилировавшему племенные верования и обычаи, сохранившему значительную часть ведического ритуала, зафиксированному в четырех самхитах, или Ведах («веда» — знание), сборниках гимнов в честь богов. Каждая веда позднее обросла брахманом (комментарием), а еще позднее-араньяками («лесные книги» предназначенные для отшельников) и, наконец упанишадами («сидеть у ног учителя»). Первым свидетельством самостоятельного систематического изложения индийской философии являлись сутры (изречения, афоризмы), VII–VI век до н. э. Вплоть до нового времени индийская философия практический исключительно развивалась в русле шести классических систем-даршан (Веданта, Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса), ориентированных на авторитет Вед, и неортодоксальные течения: локаята, джайнизм, буддизм.Ведантисты отстаивали монистическую модель мира, в соответствии с которой Брахман — идеальное Единое, причина мира.
Санхьяики и йогины склонялись к дуализму: они признавали не проявленное пракрити, обладающее не поддающимися определению элементами-гунами.
Локаятики или чарваки — индийские материалисты — утверждали, что первоначалу присущи четыре «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь.
Представители ньяя и особенно вайшешики относились к числу древних атомистов (атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон дхарму).
Позиция буддизма была серединой в том смысле, что согласно ей Вселенная представлялась бесконечным процессом отдельных элементов материи и духа, появляющихся и исчезающихся, без реальных личностей и без постоянной субстанции. Во многом аналогична было и становление древнекитайской философии. Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе сносились с ведизмом, то в Китае — с конфуцианской ортодоксией (соперничающие школы даосизм, моизм и легизм). Древние мифы описывают происхождение космоса не иначе как по аналогии с биологическим рождением. У индийцев то было брачное сочетание неба и земли. В воображении китайцев из бесформенного мрака родились два духа, упорядочившие мир: мужской дух ян стал управлять небом, а женский инь — землей. Постепенно упорядочивание хаоса и организация мироздания начинают приписывать «перво-человеку». В ведических мифах это тысечеглавый, тысечерукий Пуруша. Ум или дух которого породили луну, глаза — солнце, уста-огонь, дыхание-ветер. Пуруша-это не только модель общества, но и человеческого сообщества с самой ранней социальной иерархией, проявлявшейся в делении на «варны»; из рта Пуруши возникли жрецы (брахманы), из рук-воины, из бедер-торговцы, из ступней все остальные (шудры). Аналогичным образом в китайских мифах происхождение связывают со сверхъестественным человеком Паньсу. Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира в разнообразных проявлениях его постоянства и изменчивости человек должен был по новому увидеть и свое место, предназначение в нем в котором отражено и специфика общественного уклада древнеазиатского общества: централизованный деспотизм и сельская община. В Китае единое- «великое начало» обожествлено в Небе-«Тянь». В «Ши цзине» (Канон стихов) Небо всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и дает правило жизни: государь должен быть государем, сановник-сановником, отец-отцом…Конфуцианство, заложившего с древности идеологический фундамент китайского общества, выдвинуло в качестве краеугольного камня социальной организации — ли, — норма, правило, церемониал. Ли предполагало поддержанию навечно рангово-иерархических различий. В Индии образующий реальное и нереальное Брахма не только «вечный творец» существ, но и определяющий для всех имена, род деятельности (карма) и особое положение. Ему приписывается установление кастового деления («Законами Ману»), высшее положение в котором занимают брахманы. В Древнем Китае рядом с этической концепцией конфуцианства, ориентированного на поддержание гармонии человека с социумом, существовал даосский «выход» за пределы социума в космос, ощутить себя не винтиком мощного государственного механизма, но микрокосмосом. Кастовая система в Древней Индии жестко детерминировала человека, не оставляя надежд на возможности избавления от страдания иным путем, чем путь перерождений. Отсюда путь аскезы и мистического поиска в «Благавадгите», развернутом еще более в буддизме. Восхождение по пути совершенствования человека в буддизме завершается состоянием нирванны (неопределенная конечная цель — нирвана — огромный смысл, нет конца совершенствованию). Колебание между двумя крайностями: обоснованием общественного статуса морали за счет принижения реального индивида или утверждением конкретного индивида за счет игнорирования социальной сути морали было универсальной характеристикой античной эпохи. Однако особенности социального бытия древнеазиатского общества сказались неблагоприятно для развития свободы личности. Это, в свою очередь и определило дальнейшее развитие философской мысли, которая на протяжении веков, оставалась в замкнутом пространстве традиционных мыслительных структур, занята была преимущественно комментированием и толкованием.
Проблема человека в современной философии.
С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: "Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!".
В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: "Что такое человек?" остается по-прежнему актуальным.
В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им "формулу счастья". Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Достаточно сказать, что в Средние века сущность человека виделась в его душе, обращенной к Богу; в эпоху Нового времени Б. Паскаль определял человека как "мыслящий тростник"; философы-просветители XVIII столетия усматривали сущность человека в его разуме; Л. Фейербах указывал на религию, в основе которой видел любовь; К. Маркс определял человека как социальное существо – продукт общественного развития и т.д. Следуя этим путем, философы открывали все новые и новые грани человеческой натуры, но это не приводило к прояснению картины, а скорее усложняло ее.
Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина. среди представителей этого подхода видное место занимает К. Маркс.
Еще один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам, о чем пойдет речь в нашей лекции.
Ряд исследователей отмечает очень важную сторону человеческой природы, а именно то, что в ходе исторического развития человек осуществляет саморазвитие, т.е. он "создает" самого себя (С. Кьеркегор, К. Маркс, У. Джемс, А. Бергсон, Тейар де Шарден). Он – творец не только самого себя, но и своей собственной истории.
Таким образом, человек историчен и преходящ во времени; он не рождается "разумным", а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого рода.
Есть и другие подходы, о них подробнее можно прочитать в работе Э. Фромма и Р. Хирау "Предисловие к антологии "Природа человека" (см. список литературы в конце лекции).
Прежде чем приступить к изложению конкретных вопросов, сделаем одно терминологическое пояснение. Речь идет о том, что философия человека в специальной литературе именуется философской антропологией (от греч. anthropos – человек и logos - учение). Этот термин используется в данной лекции.
Абстрактный индивид и универсальный человек К.Маркса.
В 1844 году соединились в творчестве Маркса важнейшие компоненты для создания единой, целостной философско-мировоззренческой концепции. Политикоэкономический анализ действительности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики с критической переработкой теорий утопического социализма и коммунизма Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялось Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция.
Она была создана тогда же летом 1844г. под названием "Экономическо-философские рукописи 1844года". Основное в работе - идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоление отчужденности в исторической перспективе коммунистического будущего. Отчужденный труд ( подневольный ) Маркс рассматривает в четырех аспектах. Во-первых, рабочий используя материалы, которые в конечном счете взяты у природы и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда.
Ни исходный материал, ни продукты ему рабочему, не принадлежат - они ему чужие. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются в производстве, - средствами жизни. Во-вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе обеспечить возможности существования. Но такой труд- "не удовлетворяет в потребности труда, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей...".
Далее, рабочий и в процессе труда остается подчиненным - контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий освобождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себя свободным осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд - форма жизнедеятельности специфический человеческая - для рабочего, напротив, представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции, античеловеческим занятием. В третьих, труд подневольный вообще отнимает у рабочего "родовую жизнь".
Род человеческий живет в природе. Сам человек - природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в котором главное - труд, производство,"...производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь.". Но для рабочего, наоборот, труд - лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизнь "рода".
Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как рабочий, т.е. отчужденно, даже враждебно. В-четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Люди живущиеся в условиях отчужденного труда, отчуждения, "частичные", "абстрактные" индивиды ( все эти термины употреблял Маркс для характеристики унижения и извращения "человеческого" начала в людях ).
Отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Частная собственность - основа экономической жизни, которую политэкономы не обсуждают, считая "естественной предпосылкой". Негативная философская оценка "атомарного индивида" и жизненной реальности совпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральный переворот Маркс не питает.
Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе - в труде, в производственной деятельности. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение человеком собственной подлинной человеческой сущности Маркс связывает этот процесс с общественным преобразованием, с "общечеловеческой эмансипацией", с тем освобождением, которое в своей основе имеет уничтожение отчужденного труда. Или, другими словами, труд превратиться в средство саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших личностных сторон: в такую свободную деятельность, отдаленно напоминают детские игры или творческие профессии.
Характер "присвоения" человеком собственной сущности рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и в процессе отчуждения: а) по присвоению предмета труда и его результата; б) по присвоению или освобождению самой деятельности; в) по присвоению человеком труда общей "родовой сущности"; г) по гармонизации отношений человека с человеком, "Я" и "Ты" в самой деятельности.Заключение.
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитромных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.
Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно-историческими и иными причинами. В-третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования. По сути история антропологии - это история осмысления процесса выделения человека из внешнего мира (античность), противопоставления ему (Возрождение) и, наконец, - слияния с ним, обретения всеединства (русская религиозная философия и иные учения).