Анализ занятия по теме: Формирование образности речи у старших дошкольников












Формирование образности речи у старших дошкольников





Выполнила:
учитель-логопед
Булыгина И. В.




Новосибирск 2010г.



Актуальность. В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только знание и соблюдение языковых норм, но и умение использовать выразительные средства языка, что характеризует степень искусности речи: лексическое богатство, точность, образность и т. п. Речь детей тяготеет к экспрессивности, эмоциональности. Необходимо помочь им реализовать это стремление, научив не только придерживаться языковых правил, но и осознанно пользоваться всеми средствами образности.
I этап.
Цель. Определение детьми разницы между двумя стилями – научным и художественным и обращение внимания на главное отличие художественного стиля – эмоциональность, яркость.
Детям предлагалось послушать и сравнить два описательных текста: один был составлен Знайкой, а другой – поэтом Цветиком. Знайка дал научное энциклопедическое описание леса в осенний период: «Осенью в лесу происходят изменения. Лиственные деревья меняют окраску с зеленого на желтый и красный цвет. Постепенно листва с ветвей опадает, образуя на земле толстый слой из опавших листьев. Деревья становятся голыми». А Цветик предложил художественное описание осеннего леса, в котором использовал средства образности, передающие его восхищение яркими красками золотой осени: «Красиво в осеннем лесу! Легкая дымка окутывает деревья. Все вокруг окрашено в золотисто-желтый цвет. Только кое-где краснеют листья осины, торжественно переливаются багряно-золотые клены и красно-бронзовые дубы. Осеннее солнце отдает последнее тепло. Его мягкие лучики озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Все гуще становится под ногами разноцветный ковер из опавших листьев, закрывая последние участки бурой травы. Красота осеннего леса очаровывает и манит под свои покровы».
В последующей беседе дети определяли отношение Цветика к красоте осеннего леса, уточняли, какие слова использовал поэт для описания деревьев, листвы, солнца. Так дети начали видеть различия между текстами без использования и с использованием авторской оценки.
II этап.
Цель. Поиск и анализ средств образности в художественном тексте.
Анализ сравнений в художественном тексте предполагал ответ на вопрос: «Почему автор так сказал?», обсуждение образных выражений: «лес, точно терем расписной», «как вышки, елочки», «листья, как мыши». Подобные упражнения способствуют осознанию и запоминанию образных выражений, развитию языкового чутья, формированию навыков использования образных средств в речи.
Аналогичная работа проводилась не только на занятиях. В повседневной жизни воспитатели загадывают детям загадки, читают стихотворения, из которых не только объясняются встречающиеся образные выражения, но и подбираются новые сравнения к словам.
III этап.
Цель. Закрепление представлений о художественном описании.
В работе использовалась игра «Укажи, что лишнее». Требовалось исправить текст, написанный в деловом стиле: убрать нехарактерные для него «красивые» слова – сравнения и эпитеты.
На занятие к детям пришло заявление из зоопарка о пропаже белого медведя. В этом заявлении, написанном в деловом стиле присутствовали такие выражения, как: «белый как снег», «красивая пушистая шуба», «мохнатый великан».
«Из зоопарка пропал белый медведь. Работники зоопарка написали неверное заявление, в котором есть слова: «Вчера из зоопарка украли белого медведя. Наш медведь очень большой, ему три года. Он белый как снег. У него красивая пушистая шуба. Мохнатый великан ростом примерно 2 м. Отличительные признаки: оборванное левое ухо»».
Дети определяли, почему это заявление неправильное, указывали лишние слова и выражения. Такие задания помогали детям понять назначение делового описания и увидеть разницу между художественным стилем и научным, деловым текстом.
Полученные детьми представления о художественном описании позволили углубить работу по развитию языковой образности путем формирования навыков использования в речи сравнений, эпитетов и метафор.
IV этап.
Цель. Использование сравнений, построенных на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
На занятиях использовался символ в виде человечка Сравнилки – друга писателей, который помогает им составлять красивые описания. В одной руке у него солнце, в другой – апельсин. Сравнилка – мастер красивых сравнений. Он очень внимательный, поэтому увидел, что апельсин похож на что? Правильно, на солнце. Для того чтобы сравнивать так же умело, как Сравнилка, нужно быть наблюдательным.
В корзинке у Сравнилки
Сравнений миллион.
Сравнит вам что угодно
И с чем угодно он.
Как вербочки – цыплята,
Как солнце – апельсин,
А солнышко на небе –
Совсем как рыжий блин.
Чтение стихотворения сопровождалось показом иллюстраций сравниваемых в тексте предметов.

Перед детьми раскладывались следующие картинки: цыпленок, одуванчик, груша, лампочка, колокольчик, звонок, огурец, крокодил, оранжевый листик, пламя, тетрадь в линейку, тигр, букет цветов, бабочка. Дети находили пары похожих по какому-либо признаку объектов. Педагог показывал образец выполнения задания: «Цыпленок похож на одуванчик». У детей должны были получиться сравнения: «Груша похожа на лампочку», «Колокольчик похож на звонок».
2. Затем детям необходимо было найти похожие объекты, выделяя и называя признак сравнения: «Апельсин такой же круглый, как мячик», «Лампочка такой же формы, как и груша», «Листик такой же яркий, как огонь», «Букет цветов такой же разноцветный, красивый, яркий, как бабочка».

Далее задание усложнялось. Детям требовалось выбрать два предмета, похожих на тот, что у них в руках, и сравнить их, выделяя признаки: «Тигр такой же полосатый, как зебра, а по цвету похож на пчелу».

Цветочная полянка.
Дети усаживались возле картины и по очереди просили у полянки цветочек, используя образные слова.
Педагог показывал пример оценивания: «Мне нравится букет, потому что в нем незабудки, как синие глазки, а гвоздики алые, как пламя, такие яркие, что их издалека видно. Красиво смотрятся красные и синие цветы в букете». Такой пример помогал детям вспомнить определения и сравнения в ответах друг друга.
Таким образом, формирование у дошкольников образности речи в описательных высказываниях – многоступенчатый процесс. Он предполагает развитие представлений о художественном стиле речи, объяснение предназначения лексических средств образности, их распознавание в тексте и формирование навыков использования в речи.
15