Статья по дошкольной педагогике на тему Знакомство с ПДД как средство формирования поведения дошкольников.
«Знакомство с правилами дорожного движения как средство формирования правомерного поведения дошкольников»
Исследования отечественных психологов (С.А. Дудникова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, Л.П. Стрелкова и др.) показывают, что дети старшего дошкольного возраста могут понимать моральные мотивы поступков и сочувствовать героям литературных произведений. Совместное обсуждение нравственной стороны поведения литературных персонажей заставляет детей задуматься над моральным смыслом собственного поведения и поступков и оценивать их соответствующим образом.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильным и смелым перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, на сменяющийся сигнал светофора и т.д.).
Поэтому, на этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых
Детский дорожно-транспортный травматизм – это тяжелая болезнь, наносящая невосполнимый урон здоровью всего общества. Родители теряют самое дорогое в своей жизни – детей, государство теряет своих будущих граждан. Едва только вступающие в жизнь малыши погибают, получают тяжелые физические и психические травмы, зачастую приводящие к продолжительной инвалидности.Пронзительную боль в душе у каждого взрослого вызывает статистика дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети.
И наш общий гражданский долг – оберегать жизнь и здоровье наших детей, обучать их правомерному поведению, правилам дорожного движения, воспитывать устойчивые навыки и культуру безопасного поведения на дорогах.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Сегодня уже никого не надо убеждать втом, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожной азбуки, научим его правомерному поведению на дорогах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части дороги. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного правомерного поведения.
Вместе с тем старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличение физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Главная цель воспитания безопасного правомерного поведения у детей – формирование навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка, умения правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля, что столь важно для детей дошкольного возраста.
К основным способам организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях относятся: игра, занятие, экскурсия. Характерной особенностью способов дошкольного воспитания и обучения детей является то, что в их организации и проведении преобладает игра[4].
В дошкольном учреждении дети находятся под наблюдением воспитателей на протяжении целого дня. В этих условиях появляется возможность целенаправленного, непринужденного педагогического воздействия на ребенка в довольно длительный промежуток времени. Планомерная смена игровой деятельности детей в период пребывания в детском саду позволяет организовывать процесс их подготовки по безопасному поведению на улицах и дорогах в зависимости от места их проведения. В ходе бесед, чтения литературы, организации игр и т.д., повышаются возможности усвоения всеми детьми правил дорожного движения, что способствует закреплению материала, который был сообщен воспитателем ранее.
Процесс формирования правомерного поведения дошкольников осуществляется разными методами. Метод обучения – это система последовательных способов, обеспечивающая усвоение ими знаний, умений и навыков основ Правил дорожного движения, а также развитие их познавательных способностей.
В дошкольной педагогике принято методы обучения делить на наглядные, словесные и практические, которыеориентированы на преимущественное решение определенного круга дидактических и методических задач.Воспитателю в своей работе необходимо использовать оптимальные сочетания методов, желательно всех трех групп.
Целенаправленно выбирая и сочетая методы на занятиях изучения детьми правил безопасного поведения на дорогах, воспитатель обеспечит более высокое качество усвоения ими знаний, умений и навыков.
Список использованной литературы
1. Зеленый огонек – 2012 /Под общей ред. Р.Ш.Ахмадиевой. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2012.
2. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. – М.: Издательский дом «Третий Рим», 2002.
3.Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах/авт.-сост.: Р.Ш.Ахмадиева, Е.Е.Воронина и др. – Издание ГУ «НЦ БЖД», 2008.
4.Финкель А.М. Изучаем ПДД легко и быстро. – И.: Изд-во «Эксмо-пресс», 2007.
5. Югова М.Р. Формирование правил безопасного поведения у дошкольников //Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь, 2014). – Казань: Бук, 2014.– 128 с.