Развитие познавательных процессов учащихся младших классов на занятиях курса Умники и умницы в рамках введения ФГОС


Развитие познавательных процессов учащихся младших классов на занятиях курса «Умники и умницы» в рамках введения ФГОС Учитель начальных классов: Соколова О.А. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса:развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности;развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;развитие языковой культуры и формирование речевых умений;формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;формирование и развитие коммуникативных умений;формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Особенности организации учебного процесса: - материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут;- отсутствие отметок;- применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения;- самостоятельное решение детьми поисковых задач;- коллективное обсуждение;- коллективная проверка решения задач;- используются задачи разной сложности; - ребенок сам оценивает свои успехи; - один вид деятельности сменяется другим;- реализован принцип «спирали» . Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;б) методического руководства для учителя;В) программы курса РПС. Основные принципы распределения материала: 1) системность: задания располагаются в определенном порядке; 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; 4) увеличение объема материала; 5) наращивание темпа выполнения заданий; 6) смена разных видов деятельности. Модель занятия : - «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты);- РАЗМИНКА (3 минуты);- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления;ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут);Решение творческих поисковых задач;- КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минут)- РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХХ ЗАДАЧ. «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 мин). «Качания головой» ( упражнение стимулирует мыслительные процессы): Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд) «Ленивые восьмерки»(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений»(упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь):«наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. РАЗМИНКА Задания на формирование коммуникативных УУД : 1. Его любимая фраза: «Ребята! Давайте жить дружно!» Кто это? 2. Какими нотами можно измерить пространство? 3. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. Кто это? 4. Стоят в поле сестрицы, платьица белены, ша-почки зелены. Что это? 5. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? 6. Кто из обитателей болот стал женой царевича? 7. Что можно разбить, получив не выговор, а благодарность? 8. 7 карандашей дороже 8 тетрадей. Что дороже: 8 карандашей или 9 тетрадей? 9. На сколько частей разделили отрезок, если на нём поставили 3 точки? 10. Цапля, стоящая на одной ноге, весит 10 кг. Сколько весит цапля, стоящая на двух ногах? Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления . - задания на развитие внимания;- задания на развитие памяти; задания на совершенствование воображения;задания на развитие логического мышления. Задания на развитие внимания. Задания на развитие внимания. Задания на развитие внимания. Задания на развитие внимания. Задания на развитие памяти. Задания на развитие и совершенствование воображения. Задания на развитие и совершенствование воображения. Задания на развитие и совершенствование воображения. Задания, развивающие мышление. Задания, развивающие мышление. ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут) Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. Творческо-поисковые задачи У диверсанта обнаружена шифровка. В этой записке самым простым способом зашифрована секретная информация. Всмотритесь внимательно в текст и постарайтесь сообразить, что хотел шпион сообщить своему связному. ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ ОБЕЩАЛИ МНЕ ЕЖЕДНЕВНО БРАТЬ ОКОЛО МАГАЗИНА БОЛЬШИЕ АРБУЗЫ. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ Различаются ли по смыслу следующие пары предложений? Если да, то укажите, в чём именно это отличие: а) Ему медведь на ухо наступил. Медведь ему наступил на ухо. б) У него денег куры не клюют. Куры у него не клюют денег. в) Не делай из мухи слона. Не изготавливай из мухи слона. Сколько слов здесь записано? Составь с ними словосочетания, поясняющие их значение: ХЛОПОК, ПИРОГИ, ОКУНИ, СОЛИ, ПРЯДИ, СРЕЗАЛ, ЗАМОК, МУКИ, СУШИ, ПИЩИ, ПОЛЫ, ДАЛИ, БЕРЕГУ, ПИЛА, ПОКРОЙ, ЖГУТ, СТИХ, ВЕЛИ КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минут) Моргания (полезно при всех нарушения зрения): моргайте на каждый вздох и выдох.«Вижу палец!»: указательный палец руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см и смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же . Но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.«Палец двоится» : вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз. До тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.«Письмо носом»: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. Логические задачи повышенной трудности (нестандартные задачи) Учись решать, стараясь рассуждать. Сосчитай, сколько в комнате кошек, если в каждом из четырех углов комнаты сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по три кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке? Учись решать, стараясь рассуждать. На столе лежат книги, которые надо упаковать. Если их связать по две, то останется одна лишняя книга, если по 3 – то две книги, а если по 4, то останется три книги. Найди наименьшее число, удовлетворяющее этим условиям. Заключение: Таким образом у детей формируется логическое мышление, связная речь (монолог, диалог), ученики учатся дискутировать, рассуждать, доказывать свою точку зрения. Развитие и формирование Внимание Наблюдательность Память Быстрота реакции Воображение Общеучебные умения и навыки Логическое мышление Речь Сенсорная сфера Двигательная сфера Я - концепция На