Анализ лексических средств выразительности речи
Анализ лексических средств выразительности речиПодготовка к ЕГЭ по литературе
Лексический повтор(повторение одного и того же слова, словосочетания) Мощное эмоциональное воздействие Выделение ключевого понятия«Она была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся причёски, прелестны грациозные лёгкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своём оживлении – но было что-то ужасное и жестокое в её прелести» (Л.Толстой «Анна Каренина»)
Лексический повтор часто сочетается с повтором синтаксическим углубление содержания высказыванияпередача тонких смысловых оттенковВы слышите: грохочет барабан.Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.Уходит взвод в туман, в туман, в туман.А прошлое ясней, ясней, ясней… Б.Окуджава
Виды лексического повтораАнафора(повторение слов или группы слов в начале смежных строк поэтического текста) Жди меня, и я вернусь.Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. К.Симонов
Эпифора (повторение слов или словосочетаний в конце строк)Эта стилистическая фигура часто используется в поэтической речиВсё моё, сказало злато;Всё моё, сказал булат.Всё куплю, сказало злато;Всё возьму, сказал булат. А.С.Пушкин
Вид лексического повтораПовтор-подхват, повтор-стык (второе полустишье каждой нечётной строки повторяется как первое полустишье последующей чётной)Я мечтою ловил уходящие тени,Уходящие тени погасшего дня.Я на башню всходил, и дрожали ступени,И дрожали ступени под ногой у меня. К.БальмонтИллюстративная функция повторов: создаётся впечатление тяжёлого переступания со ступеньки на ступеньку башенной лестницы Выделение главной темы: движение-преодоление
Какой художественный эффект придаёт тексту лексический повтор? Какое влияние он оказывает на ритмику, интонацию стихотворения?Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе.Свеча горела.……………….Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Свеча горела на столе.Свеча горела.……………….Мело весь месяц в феврале,И то и делоСвеча горела на столе.Свеча горела. Б.Пастернак
Приём художественной трансформации слова Нарушение лексической сочетаемости слов Средство создания комического эффекта (Д.Хармс) Особенность прозы «потока сознания» (А.Платонов) Намеренно уродливое словоупотребление как рассказ о бытии и хаосе сознания беспомощных героев в бездне непонимания себя и мира«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчёт с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда.» А.Платонов
Нарушение лексической сочетаемости слов в поисках неожиданных образов, яркой экспрессии, оригинальных метафор в поэзииПоэты ходят пятками по лезвию ножаИ режут в кровь свои босые души. В.ВысоцкийК утру расстреляли притихшее горное эхо…И брызнули камни, как слёзы, из раненых скал В.Высоцкий
Нарушение лексической сочетаемости слов служит для создания поэтических троповПоявляются новые и неожиданные оттенки значений слов, образность иэкспрессивность Этот языковой приём – основа метафор, эпитетов, метонимий….Из словариков тропов школьников(раздел «Метафоры»): сонное озеро города (А.Блок) взлетающий бубен метели (А.Блок) крови снегири (В.Хлебников) слов моих сухие листья (В.Маяковский) костёр рябины красной (С.Есенин) трамвай поэзии (Е.Евтушенко) серебряная ложка луны (Ю.Мориц)
Работа со «Словарём эпитетов русского языка» (авт. К.С.Горбачевич)К существительному ВЕТЕР даётся более 200 соответствующих троповПодобрать к этому слову прилагательные –эпитеты, сравнить с эпитетами поэтов:А.Пушкин: быстротечный, летучий, майский, ненастный, поздний, пустынный, шумный;А.Блок: злой, дикий, буйный, чёрный;С.Есенин: неуёмный, резвый, жёлтый, синь-студёный;А.Ахматова: прохладный, чёрный, лебединый, вольный.
Наблюдение за словом, образное употребление которого приводит к созданию поэтических метафор и олицетворенийСлово БЕРЁЗА в поэзии С.Есенина Злой октябрь осыпает перстни С коричневых рук берёз.Улыбнулись сонные берёзки… О тонкая берёзка, Что загляделась в пруд? За прощальной стою обедней Кадящих листвой берёз. Над ним берёза. Веткой упираясь, Говорит сквозь слёзы, Тихо улыбаясь.
Слова-символы в поэтическом текстеПоэтическая символикаКаждое слово связано с целым рядом образов и эмоций (поэтические ассоциации)Древние славянские символыДОЖДЬ – в народных произведениях символ печали, слёзНе осенний частый дождичекБрызжет, брызжет сквозь туман:Слёзы горькие льёт молодец На свой бархатный кафтан. А.ДельвигКУКУШКА – славянский символ одинокой тоскующей женщины, одиночество, тоска (Ярославна в «Слове о полку Игореве»)
Поэты Х1Х-начала ХХ в. использовали не только народную символику, но и античную, и христианскуюРАДУГА – надежда, вера и благополучие (библейская легенда)ЗМЕЯ (змий) – христианский символ дьяволаО люди! Все похожи выНа прародительницу Еву:Что вам дано, то не влечёт,Вас непрестанно змий зовётК себе, к таинственному древу. А.С.ПушкинИмена мифических существ, героев, богов Древней Греции и Рима заменяли нарицательные существительные:Марс – война, Феб - поэзия
Образ дерева как символ, поэтический культБерёза – символ России, образ Родины Словарики поэтической символикиЕсенинская берёза «похожа на майское деревце русских народных обрядов: ветки заплетены в косы, ствол обряжен в холщовый сарафан или белую юбку….Берёзовая крона и ствол делают её похожей на молодую женщину, заглядевшуюся в пруд, как в зеркало…. М.Н.Эпштейн
Тщательный отбор мастера русской речи точного и выразительного слова из синонимического рядаСинонимы – основа такой стилистической фигуры, как ГРАДАЦИЯ («постепенное повышение», «ступень, степень») – расположение ряда слов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения.Определите, по степени нарастания или уменьшения производимого впечатления расположены слова, являются ли они синонимами:Всякую национальную культуру фашизм стремится разгромить, уничтожить, стереть саму память о ней. (А.Толстой)
Определите, являются ли синонимами слова, составляющие градацию.И мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут. А.С.ПушкинПринёс он смертную смолуДа ветвь с увядшими листами,И пот по бледному челуСтруился хладными ручьями. А.С.ПушкинНе жалею, не зову, не плачу,Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. С.А.Есенин
Градация может быть создана на основе антонимических противопоставленийКлянусь твоим последним взглядом,Твоею первою слезой. М.Ю.ЛермонтовАнтитеза – «противоположение» – стилистическая фигура контраста, противопоставления понятий, образов, состояний в художественной речиРасстаться казалось нам трудно,Но встретиться было б трудней! М.Ю.Лермонтов
Определите, какие художественные приёмы применяет А.Ахматова, изображая глубину переживаний человека, смену чувств и эмоций, создавая психологический портретИ сердце то уже не отзовётсяНа голос мой, ликуя и скорбя.Всё кончено…И песнь моя несётсяВ пустую ночь, где больше нет тебя.…………………………………………Как белый камень в глубине колодца,Лежит во мне одно воспоминанье.Я не могу и не хочу бороться:Оно – веселье и оно – страданье.
Оксюморон – стилистическая фигура с необычным соединением слов, противоречащих друг другу, находящихся в антонимических отношениях О как мучительно тобою счастлив я! (А.С.Пушкин) Благодарю за наслажденья, За грусть, за милые мученья. (А.С.Пушкин) И день настал…Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой… (А.С.Пушкин) Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М.Ю.Лермонтов)
Слово – основная единица языка, самый заметный элемент его художественных средствСлово есть воссоздание внутри себя мира. К.С.Аксаков