А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
Литературное чтение
Тема урока: А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Цели:
- создать условия для развития интереса к творчеству поэта;- способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения;
- содействовать умению грамотно выражать свои мысли;
- способствовать формированию русского национального самосознания и духовного здоровья учащихся;
- содействовать воспитанию культурного, образованного и высоконравственного русского человека.
Оборудование: учебник; портрет А.С. Пушкина; выставка книг; толковый словарь С.И.Ожегова; музыкальные композиции
Ход урока.
I. Орг. момент
У. Дорогие ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из различных школ Белгородской области. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
II. Мотивация
У.Сядьте удобно. Повторяйте за мной.
(Звучит спокойная музыка).
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
III. Актуализация опорных знаний
Речевая разминка.
Запись на доске:
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
У. Прочтите скороговорку. Теперь повторим хором, но вполголоса. А сейчас прочитайте эту скороговорку, но уже по-другому, с разной интонацией.
Осторожно. Какой усердный ученик!
С осуждением. Какой неаккуратный ученик!
С удивлением. Почему щеки в чернилах?
2) Проверка д/з
У. Кто придумал свою скороговорку?
Ответы детей.
IV. Работа по теме урока
У. Прочтите записи на доске и подумайте, что объединяет все эти произведения.
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Вот север, тучи нагоняя», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Уж небо осенью дышало»
Д. Это произведения, которые написал А.С.Пушкин.
У. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Д. Мы будем говорить о Пушкине, читать его произведения.
У. Правильно. Мы будем говорить о солнце русской поэзии- так называют А.С.Пушкина.
У. Сегодня на уроке вас ждет встреча с поэмой. Мы познакомимся с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила».
Что такое поэма?
Д.Большое стихотворное произведение.
У. Ребята, а каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Д. Интересным, веселым, познавательным, занимательным.
У.Посмотрите внимательно на портрет А.С.Пушкина, вглядитесь в его лицо. Как вы думаете, какой это был человек?
Д. Добрый волшебник, задумчивый, мечтательный.
У. Что вы знаете об А.С.Пушкине? Что можете прочитать наизусть?
Ответы детей.
У.Любовь ко всему русскому- языку, природе, фольклору- заложила в маленького Пушкина няня, Арина Родионовна Яковлева.
V. Физ. минутка
«И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела»
У., Из какой сказки прозвучал отрывок?
Д. Из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
VI. Работа по теме урока
У. Ребята, каждый из вас, наверное, давно знает строки: «У лукоморья дуб зеленый» Но сколько ни произноси их вслух, сколько ни повторяй про себя - они всегда новы, всегда волнуют. А написаны знаменитые строки в селе Михайловском, в родовом имении матери Пушкина. Как это было?
«Той осенью Пушкин жил в селе Михайловском. Он любил это время года и так описал его:
Октябрь уж наступил-
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей
Представьте, за окном огромный дуб роняет последние листья. На лежанке дремлет старый кот. В няниной избушке тихо, тепло
Горит свеча. Ветер потряхивает ставни. Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет:
По цепи ходит кот кругом-
Не схожий ни с одним котом,
Направо- сказочку мурлычет,
Налево- песнь мяучит он
Секунду помедлив, жирно перечеркнул написанное, улыбнулся и начал с новой строки:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том
Скрипнула дверь, и большой серый кот легко прыгнул на стол, улегся среди бумаг. «Каков нахал»,- подумал Пушкин. Но перо уже вновь бежало по белому листу:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Комната заполнялась неясными звуками, шорохами. Запахло морем. Послышалась мерная тяжелая поступь, звякнули доспехи
-«Боже мой! Опять они, надоели»,- простонала русалка на дубе.
«А почему обо мне ни слова?»- обиженно проворчал заросший мхом леший.
«Лицом не вышел»,- прошамкала в ответ Баба- Яга.
«Видали красавицу»,- рассвирепел кот. – Тоже мне звезда- Костяная нога!»
Дядька Черномор осторожно кашлянул в боевую рукавицу, кот пробурчал:
«Ходят тут всякие, наследили. Ноги надо вытирать.- И неожиданно пропел:- Вы ему не мешайте да в море ступайте».
Тут Пушкин поставил точку, повернулся от стола. Оглядел обступивший его со всех сторон сказочный люд, посмотрел озорными глазами на смущенных витязей, улыбнулся и тихо сказал: «Обо всех напишу, никого не забуду. Дайте срок».
Уже за полночь Арина Родионовна в соседней комнате странные неразборчивые голоса и подумала спросонья: «С кем это он?- Потом догадалась:- Работает голубок мой»,- с тем и уснула.
Наступило утро. Голубеет высокое небо. Ночью пришла зима.
Пушкин в накинутом полушубке вышел на крыльцо:- «Вот оно- мое Лукоморье! Здесь так глубоко и вольно дышится. Здесь теплый дом, добрые соседи и старая няня моя»
А в его комнате на столе, на полу валялись исписанные бумаги. Сломанные гусиные перья. На одном листе, забрызганном чернилами, можно было прочитать: «У Лукоморья дуб зеленый»
У. Что вы поняли, ребята?
Д. Все сказочные герои были рядом с поэтом, Пушкин как будто с ними беседовал. А Лукоморьем, где рождались сказки, было родное Михайловское.
Чтение отрывка учителем.
У., Какие чувства вызвал у вас этот отрывок из поэмы?
Д. Удивление, радость, гордость за Россию.
Работа с текстом (в парах).
У. Самостоятельно прочтите стихотворение, отмечая непонятные слова.
Запись на доске трудных слов, разбор.
лукоморье
дол
златая
Упражнение в выразительном чтении отрывка.
У. 1) Какие чудеса происходят у Лукоморья? Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, расскажите.
У., Каким вы представляете кота ученого?
2) Каким голосом, в каком темпе надо читать стихотворение?
Д. Тихим голосом, напевно, загадочно, таинственно.
3) Создание «живой картины».
автор
герои
Чтение на фоне музыки.
VII. Домашнее задание
У. Выучить наизусть отрывок из поэмы, выполнить задание №1 в «Рабочей тетради».
VIII. Итог
У. Что вам понравилось? Что нового узнали?
О чем захотите рассказать друзьям, родителям?
Жанры произведений А.С.Пушкина
поэмы
сказки
стихотворения
Заголовок 1Заголовок 215