Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования ИКТ
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ.Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным простран-ством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. Информационные технологии обучения (ИКТ) - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства. Практика проведения уроков с ис-пользованием ИКТ показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению ум-ственных и практических действий. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности,повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет вести дифференцированную работу с каждым учеником.Цель моего педагогического опыта - создание условий для активизации мыслитель-ной деятельности учащихся посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:1. Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам через ис-пользование ИКТ.2. Создавать атмосферу сотрудничества, коллективизма, совместной деятельности.3. Внедрять ИКТ для развития мыслительного интереса учащихся, формирования логиче-ского и системного мышления, развития рефлексии.4. Воспитывать у учащихся мыслительную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.Общими методами, связанными с применением средств ИКТ, являются следующие: проблемное обучение; метод проектов; практические методы (практические компьютер-ные работы); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций); ролевой метод. Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно представить в виде таблицы Использование информационно-коммуникационной технологии обучения в системе существенно влияет на формирование образовательных компетенций школьников Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты. Занимательна форма подготовки творческого задания в виде выполнения презентации. Данный приём помогает каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, самих добывать информацию, развить способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства.На уроках русского языка и литературы ученики с помощью ресурсов Интернета выпол-няют задания Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основ-ным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоя-тельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно Использованная литература:1.Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных техно-логиях.2.Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ.– М.: МГПУ, 2003. С. 102-106. 3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.– М.: Народное образова-ние.1998