Трехэтапная ликвидация пробелов в знаниях учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике


Трехэтапная ликвидация пробелов в знаниях учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике
Умственное развитие учащихся осуществляется в процессе обучения, а именно в процессе овладения умениями, навыками, изучения новых знаний. Однако новые знания не усвоить без базовых знаний.
Поэтому для более успешной подготовки учащихся к ЕГЭ необходима трехэтапная ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
1. В начале учебного года (на входе).
2. На уроках перед изучением новой темы и на каждом уроке непосредственно.
3. В конце учебного года (при повторении школьного курса).
В самом начале работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся необходимо изучить учебные возможности каждого учащегося, определить уровень обученности. Осуществить это возможно с помощью анкетирования и несложных диагностик. Для чего это нужно делать?
Обученность определяет темп продвижения. Для учащихся с высоким уровнем обученности достаточно 1-2 повторений и у учащегося формируются обобщенные способы действий по решению типовых задач. Для учащихся со средним уровнем обученности - 3-6 повторений, а с низким уровнем - до 12 повторений.
Как правило у одиннадцатиклассников существуют 2 основные причины несоответствия уровня знаний и уровня обученности:
- пробелы в знаниях, накопленные предыдущими годами обучения (пропуски занятий по некоторым причинам, непонимание темы);
- низкий уровень мотивации обучения, т.е. нежелание учиться.
При организации приемов и методов, направленных на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся, на уроках необходимо:
а) учитывать уровень обученности каждого учащегося класса;
б) использовать на уроках не отдельные приемы, а разнообразные их сочетания;
в) создание уверенности каждого учащегося в своих силах.
Рассмотрим поэтапно работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Итак, первый этап - контрольная работа на первой неделе обучения. Ее целью является выявление пробелов по конкретным разделам и темам. Эта работа, как отправная точка для построения цепочки дальнейших действий. Учащиеся самостоятельно могут выявить свои проблемные места. Совместно с учителем составляют так называемый план работы по устранению пробелов.
Второй этап - на уроках перед изучением новой темы и на каждом уроке непосредственно. Одним из наиболее эффективных приемов является проведение на каждом уроке математические диктанты. Это позволяет прежде всего дисциплинировать учащихся, а также многократное повторение пройденного материала. Также эффективной является парная работа. Работая вместе, ученики помогают друг другу, проговаривают изученные правила, оценивают работу друг друга. Это способствует формированию самостоятельной и информационной культуры школьников, повышает качество усвоения материала.
На данном этапе работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся в своей работе я использую блочную систему, что наиболее эффективно для среднего и слабого звена учащихся. Блочная система подачи материала позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении, дает возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах), способствует повышению уровня качества обученности учащихся. На уроках учащиеся с высоким уровнем обученности выполняют индивидуальную работу повышенной сложности. Учащимся со средним уровнем обученности предлагается составить самостоятельно типовые задания по теме. Учащиеся с низким уровнем обученности выполняют задания по образцу с проработкой и многократным повторением правил и формул. Методы и приемы отрабатывают до автоматизма. И в конце работы составляют типовые задания по теме.
И заключительный третий этап - повторение школьного курса математики в конце года. На каждом уроке эффективно проводить ликвидацию конкретного "кусочка" пробелов. Здесь уже каждый учащийся самостоятельно определяет каким темам и разделам уделять больше сил и внимания, а какие усвоены на достаточном уровне.
Одной из главных задач, которые я ставлю перед собой на уроках - привести учащихся к успеху. Добиваясь успеха шаг за шагом, ученик не только овладевает знаниями, но и развивает интерес к учебе, повышает чувство собственного достоинства, раскрывает свой интеллектуально-творческий потенциал.