Статья Школа раннего развития как ступень в осуществлении преемственности дошкольного и начального общего образования
И.В.Грызунова, учитель начальных классов
негосударственного общеобразовательного учреждения
«Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего
образования ОАО «Российские железные дороги»
Школа раннего развития как ступень в осуществлении преемственности дошкольного и начального общего образования
В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Школы претерпевают радикальные изменения. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является процесс создания системы непрерывного образования. Одним из основных условий обеспечения такой системы является осуществление преемственности дошкольного и начального образования.
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность является объективной необходимой связью между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.
В нашей школе на протяжении нескольких лет действует «Школа дошкольника» как одна из ступеней образования. Эта услуга востребована. Среди поступивших детей есть те, которые посещают дошкольные учреждения, а есть неорганизованные дети (для них это особенно актуально).
Дошкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования и делает доступным качественное обучение на первой ступени. Программа подготовки к школе поможет ребенку быть готовым к обучению, благодаря занятиям, проводимым в игровой форме в атмосфере доброжелательности, позволит ребенку учиться без стресса, преодолеть тот барьер, который зачастую возникает при переходе к условиям школьного обучения, знакомству с новыми людьми (одноклассниками, учителями).
С первого урока до последнего в течение всего учебного года занятия проводятся в непрерывной сказочной форме. Сказочную атмосферу помогают создать игрушки, которые и являются главными персонажами сказки, а также звуковое сопровождение и презентационные слайды. Сказка тематическая. Мы «путешествуем» на волшебном поезде. У нас есть помощники. Это мудрая сова, лисенок и ежик. Мне значительно легче привлечь внимание детей с помощью этих сказочных персонажей. Используются различные игровые методы – системы последовательных взаимосвязанных способов работы, которые направлены на достижение дидактических задач. Таким образом, учебные действия переносятся в условный план, который задается сценарием сказки.
Основные используемые игровые методы – это воображаемая ситуация и дидактическая игра. Каждый игровой метод состоит из игровых приемов: внезапное появление игрушек и других объектов, выполнение мной различных игровых действий, загадывание загадок, введение элементов соревнований.
Прием внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает у детей чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира.
К приему выполнения мной различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они сопровождаются речью. Данный прием использую в том случае, если я являюсь непосредственным партнером детей в игре.
Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чем-то. Загадка создает эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями. Всегда использую загадки при изучении новой буквы или цифры.
Введение в занятия приема соревнования подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребенка. Я считаю, что отсутствие в занятии приема соревнования превращает игру в упражнение, которое становится не интересным детям.
Использование приема создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приема является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае наша игра носит озорной, увлекательный характер.
Использование игровой формы обучения позволяет создать атмосферу доброжелательности и заинтересованности. В ходе игры дети кооперируются, помогают друг другу, работают в группах и в парах. Это приводит к тому, что дети легче находят общий язык между собой и учителем.
В дидактической игре все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с ее содержанием и правилами, а также в контроле над их выполнением. В такой игре идет активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование. Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения.
Занятия с дошкольниками проводятся один раз в неделю по 3 урока. Продолжительность уроков – 30 минут. Перемена – 10 минут.
Используемая мной программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100».
Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для каждого из них. День за днем ребенок делает самостоятельные открытия и активно участвует в процессе обучения.
Программа «Подготовка к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» предназначена для развития математических представлений дошкольников. В игровой форме (например, в виде конкурсов, соревнований) мы знакомимся с количеством и счетом, измеряем и сравниваем величины, учимся слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно.
Программа «Подготовка к школе «По дороге к азбуке» позволяет развивать устную речь детей, подготавливает к обучению грамоте в начальной школе, логопедические упражнения помогают предупредить ошибки при чтении и письме. Также я разучиваю с ними стихотворения к каждой букве, с которыми они выступают на последующих уроках. Эти стихи мы вклеиваем в тетрадь, что остается для них наглядным материалом.
В рабочих тетрадях «Наши прописи» мы продолжаем изучать и закреплять материал, с которым познакомились на уроках «По дороге к азбуке». Прописи предназначены, прежде всего, для подготовки кисти руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивать внимание, память и воображение ребенка.
Основными в системе работы по подготовке к письму являются такие упражнения, как обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, раскрашивание.
В конце каждого урока дети производят самоанализ. Для этого я использую наклейки с изображением солнышка и колокольчика. Каждый ребенок выбирает себе то изображение, которое, по их мнению, соответствует их работе на уроке.
Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному.
Я уже несколько лет провожу занятия с дошкольниками и наблюдаю за их дальнейшей учебой в школе и могу сделать вывод, что «Школа дошкольника» приносит значительную помощь в дальнейшем как самим ученикам, так и учителю. Уже в 1 классе это позволяет достигать оптимальных результатов.
Список используемых источников
1. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004.
2. Губанова О.В., Левкина И.С Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа, 2007
3. Луговская А.Если ребенок боится идти в школу. М.,2002.
4. Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования / под ред. В.Т.Кудрявцева. – М., 2001
5. Слободчиков В.И., Которкова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция / М., 2005
6. http://www.psychological.ru/
7. http://pedsovet.su/
15