Программа по внеурочной деятельности в начальной школе Волшебный крестик
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по обучению детей вышивке «Волшебный крестик» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Актуальность программы
Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.
В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Внеурочная деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Обучающиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия.
Цель программы
Ознакомление младших школьников с одним из видов художественного труда – вышиванием.
Задачи программы
Обучить приёмам и способам вышивки ; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.
Воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса, привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.
Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 3-4 классов.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, 68 учебных часов, 1 час в неделю.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий - 45 минут.
Гибкая форма организации детского труда во внеурочной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультурные минутки.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.
Ожидаемые результаты
Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети научатся:
соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
закреплять ткань в пяльцах;
вдевать нитку в иголку;
завязывать узелок;
принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;
эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.);
использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество.
Формы подведения итогов
подготовка и проведение выставок детских работ;
дни презентаций работ родителям, учащимся школы;
отбор лучших работ для портфолио;
творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
Содержание программы
3 класс
1 занятие.
Вводное занятие. Знакомство с правилами безопасной работы с ножницами и иглой. Задачи и план работы кружка. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды.
2 занятие. Вышивание горизонтального ряда стежков. Особенности вышивания в горизонтальном направлении.
3 занятие. Правильный переход к следующему ряду. Соблюдение правил перехода к следующему ряду.
4 занятие. Вышивание вертикального ряда. Особенности вышивания в вертикальном направлении.
5 занятие. Вышивание по диагонали.
6-10 занятия. Вышивание домика. Использование вышивки стежками в разных направлениях.
11 – 15 занятия. Вышивание салфетки «Снежинка». Использование в работе диагональных стежков.
16 занятие. Оформление салфетки. Знакомство с правилами оформления готового изделия. Как правильно разгладить вышивку?
17 – 24 занятие. Вышивка «Царство цветов». Упражнение в подборе ниток мулине, в выполнении стежков диагонального, горизонтального
и вертикального направления.
25 занятие. Оформление работы. Правила и приемы стирки готового изделия с вышивкой.
26 – 31 занятия. Вышивка повторяющегося орнамента. Использование повторяющегося элемента вышивки.
32 занятие. Закладка. Оформление закладки. Упражнение в выполнении краевой бахромы на канве.
33 – 34 занятия. Подведение итогов работы за год. Выставка и обсуждение работ.
4 класс
1 занятие.
Выставка готовых вышивок крестом. Побуждение к работе по овладению приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды.
2 занятие.
История вышивки. Вышивка на Руси – значение. Народная вышивка.
3-4 занятие.
Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.
5 занятие.
Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.
6-7 занятие.
Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий.
8-9 занятие.
Знакомство с пяльцами. Заправление ткани в пяльца. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).
10-11 занятие.
Самостоятельный выбор рисунка. Вышивание простым крестом и полукрестом.
12 занятие.
Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.
13-15 занятие.
Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.
16 занятие.
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
17 занятие.
Презентация детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ .
18 занятие.
Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.
19-20 занятие.
Подбор схемы и мулине для вышивки. Вышивание по выбранным схемам на тему «Любимые животные»
21-24 занятие.
Самостоятельная практическая работа. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
25 занятие.
Презентация готовых работ учащихся.
26 занятие.
Подбор схемы и мулине для вышивки. Вышивание по выбранным схемам на тему «Герои русских сказок».
27-30 занятие.
Самостоятельная практическая работа. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
31-32 занятие.
Вышивка в интерьере. Оформление подарка с помощью вышивки.
33 занятие.
Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.
34 занятие.
Выставка работ. Награждение учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/пТема занятия Элементы содержания Вид контроля, измерителя Информационно-методическое обеспечение
1 Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения вышивки. Фронтальный Презентация, образцы изделий с вышивкой.
2 Вышивание горизонтального ряда стежков. Подготовка ткани, подготовка мулине. Вышивание горизонтального ряда слева направо, справа налево. Практическая работа Инструкционные плакаты, материалы для работы.
3 Правильный переход к следующему ряду. Каждый следующий ряд обычно сдвигается наружу или внутрь. В этом случае на изнанке будет соединительный стежок двойной длины, но лежать он будет косо. Практическая работа Инструкционные плакаты, материалы для работы.
4 Вышивание вертикального ряда. Вышивание вертикального ряда сверху вниз, снизу вверх. Практическая работа Инструкционные плакаты, материалы для работы.
5 Вышивание по диагонали. Ряд крестиков можно выполнять и по диагонали. Каждый крестик вышивается целиком - и верхний, и нижний стежок. Практическая работа Инструкционные плакаты, материалы для работы.
6 - 10 Вышивание домика. Чтение схемы, выбор цвета нитей, подготовка ткани, вышивание по горизонтали (пол, потолок), по вертикали (стены дома), по диагонали(крышу дома). Практическая работа Инструкционные плакаты, материалы для работы.
11 - 15 Вышивание салфетки «Снежинка». Чтение схемы, выбор цвета нитей, подготовка ткани, вышивание по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Практическая работа Презентация.
16 Оформление салфетки. Оформление салфетки по краям бахромой. Практическая работа Инструкционные плакаты, материалы для работы.
17 - 24 Вышивка «Царство цветов». Выбор рисунка, чтение схемы, выбор цвета нитей, подготовка ткани, вышивание по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Практическая работа Инструкционные плакаты, материалы для работы.
25 Оформление работы. Разглаживание изделия, оформление работы в рамку. Практическая работа Инструкционные плакаты, материалы для работы.
26 - 31 Вышивка повторяющегося орнамента. Закладка. Выбор картины, чтение цветной схемы, выбор цвета нитей, подготовка ткани, вышивание по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Практическая работа Инструкционные плакаты, материалы для работы.
32 Оформление закладки. Стирка и разглаживание вышивки, оформление края закладки бахромой. Практическая работа Презентация.
33 - 34 Подведение итогов работы за год. Выставка и обсуждение работ. Организация и оформление выставки работ обучающихся. Выставка Презентация, работы обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/пТема занятия Элементы содержания Вид контроля, измерителя Информационно-методическое обеспечение
1 Знакомство с работой кружка. Техника безопасности. Выставка готовых вышивок крестом. Побуждение к работе по дальнейшему овладению приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Фронтальный Готовые работы, презентация по ТБ, фото с видами одежды.
2 История русской вышивки. История вышивки. Вышивка на Руси – значение. Народная вышивка. Фронтальный Презентация «Вышивка на Руси»
3 Орнамент, цвет, композиция – что это? Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине. Практическая работа Образцы орнаментов, образцы канвы.
4 Такие разные нитки. Классификация мулине. Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине. Практическая работа Нитки разных видов и производителей.
5 Куда иголочка – туда и ниточка. Повторение правил обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Практическая работа, тест Иголки, нитки,презентация по ТБ, ножницы.
6 Выполняем крест. Повторение приемов выполнения простого креста, полукреста. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий. Практическая работа Иголка, нитки, ножницы, канва.
7 Выполняем полукрест. Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий. Практическая работа Иголка, нитки, ножницы, канва.
8 Знакомство с пяльцами. Работа с пяльцами. Заправление ткани в пяльца. Повторениес правил работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка). Практическая работа Пяльца, ножницы, игла, нитки, канва.
9 Правила работы с пяльцами. Знакомство с пяльцами. Заправление ткани в пяльца. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка). Практическая работа Пяльца, ножницы, игла, нитки, канва.
10 Выполнение шва «крест» и «полукрест». Самостоятельный выбор рисунка. Вышивание простым крестом и полукрестом. Практическая работа Пяльца, игла, ножницы, нитки.
11 Выполнение шва «крест» и «полукрест». Самостоятельный выбор рисунка. Вышивание простым крестом и полукрестом. Практическая работа Пяльца, игла, ножницы, нитки.
12 Выполнение шва «крест» и «полукрест». Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов. Практическая работа Пяльца, игла, ножницы, нитки, инструкционные плакаты.
13-15 Выполнение шва «крест» и «полукрест». Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка. Практическая работа Пяльца, игла, ножницы, нитки.
16 Подготовка выставки работ. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. Практическая работа Готовые работы учащихся.
17 Защита работ. Презентация детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ. Выставка Готовые работы, презентации.
18 Как читать схемы? Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме. Практическая работа Схемы, нитки.
19 Подбор схемы и ниток для вышивки. Подбор схемы и мулине для вышивки. Вышивание по выбранным схемам на тему «Любимые животные» Практическая работа Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема.
20 Практическая работа. Подбор схемы и мулине для вышивки. Вышивание по выбранным схемам на тему «Любимые животные» Практическая работа Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема.
21-24 Практическая работа. Самостоятельная практическая работа. Индивидуальная помощь со стороны руководителя. Практическая работа Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема.
25 Презентация готовых работ учащихся. Выставка Готовые работы, фотографии.
26 Что за прелесть эти сказки! Подбор схемы и мулине для вышивки. Вышивание по выбранным схемам на тему «Герои русских сказок». Практическая работа Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема.
27-30 Практическая работа. Самостоятельная практическая работа. Индивидуальная помощь со стороны руководителя. Практическая работа Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема.
31 Украшаем подарок. Вышивка в интерьере. Оформление подарка с помощью вышивки. Практическая работа Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема. Предметы интерьера, украшенные вышивкой.
32 Украшаем дом. Вышивка в интерьере. Оформление подарка с помощью вышивки. Практическая работа Пяльца, игла, ножницы, нитки, схема. Предметы интерьера, украшенные вышивкой.
33 Подготовка к выставке работ. Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке. Практическая работа Работы детей. Рамки, ножницы, клей.
34 Подведём итоги года. Выставка работ. Награждение учащихся. Выставка Готовые работы учащихся. Презентация.
Оборудование для занятий:
1. Канва Аида №11.
2. Набор цветных ниток мулине .
3. Иглы №26, №28.
4. Ножницы с тупыми концами.
5. Пяльца.
6. Карандаши простые.
7. Подборка готовых вышивок (у руководителя).
8. Схемы для вышивания.
9. Иллюстрации вышивок в различной технике.
Учебно – методическое обеспечение программы
Журналы «Вышиваю крестиком» за 2006-2013 гг.
Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. Москва, 2000.
Школа рукоделия: Вышивка крестом. Москва: Росмен, 2005.
Ресурсы сети Интернет.