Рабочая программа внеурочной деятельности на тему Волшебный крестик
Администрация города Томска
Департамент образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22Г.ТОМСКА
634506, г. Томск, п. Светлый, 33 ИНН 7017115595/КПП 701701001
тел./факс 98-11-77/98-32-78, e-mail: swetliy@yandex.ru, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Волшебный крестик»
Уровень образования 7 класс
Количество часов: 1 час в неделю
Составила: учитель технологии Вялкина Татьяна Владимировна
г.Томск, п.Светлый2016г
Пояснительная записка
Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» (В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям». Киев. 1969, с.220).
В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия. В рамках внеурочки «Волшебный крестик» реализуется художественно - эстетическое направление внеурочной деятельности с учащимися второго класса.
Цель внеурочки: формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Особенностью данной внеурочки является тематика выполняемых работ: православные праздники, храмы, соборы. В ходе реализации данной программы происходит привитие нравственных, духовных и культурных ценностей, а также отработка математических навыков (счет клеточек, развитие пространственных представлений и т.п.), общеучебных навыков (логика, анализ, сравнение, обобщение, построение плана работы, составление алгоритма и т.п.)
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно - прикладного искусства (предметов быта, художественной среды) в жизни общества;
привитие любви к православным традициям;
создание условий для формирования представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой, носителе традиций коллективного опыта;
овладение художественным построением орнамента в процессе изучения техники «вышивка крестом»;
развитие художественно - творческих способностей детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;
обучение навыкам и приемам в работе;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Формы и режим занятий.
Занятия внеурочки проводятся 1 раз в неделю. День занятия руководитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий не более 45 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера. В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей православной культуры, православными праздниками и иконами – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Место внеурочного занятия в учебном плане.
Программа внеурочных занятий рассчитана на 1 год обучения.
На изучение внеурочки «Волшебный крестик» отводится 1 час в неделю, всего- 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания внеурочного занятия.
Одним из результатов преподавания программы «Волшебный крестик» является решение задач воспитания – осмысление и присвоение школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Ожидаемые результаты.
Личностными результатами изучения программы «Волшебный крестик» является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих духовно-нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию);
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
выполнять контроль точности разметки с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
знать
виды материалов (виды канвы, типы ниток), их свойства и названия;
схемы простые, сложные, одноцветные, многоцветные;
названия и назначение ручных инструментов: пяльцы, иголка – правила работы с ними;
технологическую последовательность изготовления несложных работ;
способы разметки рисунка на канве;
способы вышивания без узлов;
способы оформления работ: открытка, салфетка, паспарту, панно, картина;
уметь
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно сложность предстоящей работы, аккуратно выполнять вышивку и эстетическое оформление готовой работы.
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы:
- подготовка и проведение выставок детских работ;
- дни презентаций работ родителям, учащимся школы;
- творческий отчет руководителя кружка внеурочки;
Содержание программы.
Задачи: Знакомство с техникой вышивки крестом, формирование навыка вышивки крестом, навык самостоятельной работы.
Формы мероприятий: Виртуальные экскурсии
Практические занятия
Выставки творческих работ
Тематическое планирование.
№ п/п
темы
Кол-во часов
теория
практика
Вводная часть
3
2
1
Основная часть.
29
29
Заключительная часть
2
2
Итого:
34 ч.
4 ч.
30 ч.
Календарно-тематическое планирование.
1 год обучения
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
теория
практика
Дата проведения
Вводная часть
3
2
1
Вводное занятие. Выставка работ – готовых вышивок.
1
1
Знакомство с правилами обращения с иголкой и ножницами. Организация рабочего места.
1
1
1
Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.
Знакомство со свойствами канвы.
1
1
Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта.
Основная часть.
29
29
Знакомство с техникой вышивки крестом.
1
1
«Новогодняя открытка»
5
5
Оформление работы
1
1
«Рождественское чудо»
4
4
Оформление работы
1
1
«Пасхальный зайчик»
3
3
Оформление работы
1
1
«Пасхальные яйца»
4
4
Оформление работы
1
1
«Ангел»
4
4
Оформление работы
1
1
Украшаем полотенце. Орнаменты обереги
3
3
Оформление работы
1
1
Заключительная часть
2
2
Презентация творческих работ
2
1
Итого:
35 ч.
4 ч.
31ч.
Содержание внеурочного занятия
Вводная часть, 3 часа
Выставка работ – готовых вышивок. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.
Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ об иголке, нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.
Основная часть, 29 часов
Знакомство с техникой вышивки крестом. Выполнение работ «Новогодняя открытка», «Рождественское чудо», «Пасхальный зайчик», «Пасхальные яйца», «Ангел», орнаменты обереги, украшаем полотенце.
Заключительная часть, 2 часа
Итоговый урок: презентация творческих работ.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для работы учащимся необходимы:
индивидуальное рабочее место;
простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом, цветные ручки;
материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: канва разной плотности, нитки для вышивания разных цветов и видов;
специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к занятиям: коробки, укладки, подставки, папки и пр;
образцы рисунков для вышивки, иллюстрации вышивки в разной технике
Другим средством наглядности служит оборудование для демонстраций: компьютер, принтер, классная доска с приспособлениями для крепления картинок и схем.
Библиотечный фонд.
.Герлингс Ш., Вышивка крестом. Пошаговые мастер-классы для начинающих. М. Эксмо, 2013.
Маринова Г.Г. Вышивка. 100 главных швов и мотивов. М. АСТ, 2013.
Мережкова Г. 100 уроков вышивания. М. ООО ТД «Издательство Мир книги», 2005.
Плотникова Т.Ф. Учимся вышивать крестом. М. Владис, 2011.
Сотникова Н.А. Русская вышивка. Большая иллюстрированная энциклопедия. М. Эксмо, 2013.
Юнкин И.Б., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Золотое шитье. Старинная техника в современном исполнении. М. АСТ – Пресс, 2013.
журналы для вышивки крестом.
1000 узоров для вышивания крестом. М., 2010.
Интернет сайты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Критерии оценки.
Критерии Баллы
1
2
3
4
5
Правильность нанесения рисунка
Правильность выполнения шва
Правильность выполнения «крестиков» одним цветом в цветной работе
Последовательное выполнение работы
Соблюдение цветовой гаммы
Аккуратность выполнения работы
Аккуратность выполнения работы с обратной стороны
Эстетическое оформление работы
Соответствие самостоятельно выбранной работы тематике кружка
Методические рекомендации
Ведущей формой реализации программы является вышивание крестиком, когда ребенок выполняет задания, предлагаемые педагогом, и самостоятельно выбирает для себя работу по своим возможностям и интересам. Главная позиция программы – динамичное развитие самостоятельности учащихся, которое реализуется по следующим ступеням: от простого к сложному.
Схемы работ на начальном этапе предлагает учитель, а во время итоговых творческих занятий обучающиеся самостоятельно выбирают схемы работ.
Выбор схемы на итоговое творческое задание должен соответствовать тематике занятий всего года обучения.
Работая над вышиванием картины, необходимо проводить эвристическую беседу о сюжете картины. Возможно, и рекомендуется прослушивать классическую или церковную музыку во время вышивания.
Вышивание картин близко детям, так как вышиванием занимались некоторые члены семьи (связь поколений, возрождение семейного рукоделие, сплочение семьи) и ценность икон и святых мест близка и знакома детям.
Для ребенка овладение каким-либо рукоделием это возможность сделать подарок своими руками близким. Участвуя в занятиях данной программы, дети знакомятся с окружающим миром посредством образов, красок, звуков. Чтобы ребенок смог правильно и аккуратно создать свою работу ему помогут дополнительная информация педагога, музыкальное сопровождение, позитивный настрой на успех.
Основные требования к организации занятий:
содержательность и разнообразие тематики;
отработка четкого алгоритма работы над переносом схемы на ткань и пошаговым вышиванием;
небольшой состав работающей группы;
постоянный контроль педагога за ходом выполнения работы;
постоянное включение вышивки во все формы организации образовательного процесса;
максимальная активность детей во время проведения занятия;
сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми во время вышивания;
заинтересованность родителей в успехе учащихся, моральная поддержка.
Важное место в восприятии ребенка занимает музыка, поскольку правильно и умело подобранная музыка помогает создать «рабочую» атмосферу на занятиях, полнее раскрыть представленную педагогом историю. Вышивание помогает сконцентрировать, вырабатывает на непроизвольном уровне усидчивость и внимательность. Творческий подход к вышиванию у школьников даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность индивидуально выбирать выполняемые работы на итоговом занятии, что он умеет. Такими общими усилиями рождалась «картинная галерея» творческих работ учащихся и проявляются индивидуальные особенности каждого.
Для вышивания используются разные материалы и инструменты:
нитки: мулине, акриловые, шерстяные, золотая нить;
вышивание происходит в разное количество сложений нити;
вышивание происходит в разное построение «крестика»: полный, на половину, ј, ѕ ;
канва разной плотности и цвета;
на начальных этапах может использоваться полотенечная «вафельная» ткань.
При выборе сложности работы учитываются возрастные особенности детей, их развитие. Работы должны быть увлекательными, легко выполняемыми (в начале) для формирования чувства удовлетворенности и успешности в данном направлении. Предложенный в программе набор работ на год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.
Музыка – неотъемлемая часть занятий, она способствует его эмоциональное восприятие. Выбор музыки определяется содержанием занятия.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 515