Открытый урок по биологии на тему Соцветия

МОУ Евлановская основная общеобразовательная школа


Открытый урок
по биологии
в 6 классе
на тему
«Соцветия»








I






Учитель: Проскурина Н. П.
2010-2011 учебный год




Тема: Соцветия.

Цель: познакомить уч-ся с наиболее распространенными видами соцветий, раскрыть их биологическое значение; формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Оборудование: Гербарий «Соцветия», раздаточные гербарные материалы, Демонстрационные материалы, таблица «Соцветия».

Ход урока.

Организационное начало.
На каждую парту раздаются жетоны, которые при правильном ответе разбирают дети.
Проверка домашнего задания.

Устный биологический диктант по теме «Части цветка».
(Я даю определение каждой части цветка и показываю на таблице «Строение цветка»)
Пестик
Тычинка
Венчик чашечка
Рыльце пестика
Завязь
Столбик
Семязачатки
Тычиночная нить
Пыльник
Лепесток
Чашелистик
Цветоложе
Цветоножка

Фронтальный опрос.
Какие части цветка находятся в его центре и каково их строение? (пестик: рыльце, столбик, завязь с семязачатками; тычинка: тычиночная нить, пыльник с пыльцой).
Чем простой околоцветник отличается от двойного? (Двойной состоит из венчика и чашечки, а простой – только из венчика).
Чем обоеполые цветки отличаются от однополых? (В обоеполых цветках находятся и пестик и тычинки, а в однополых – либо пестик, либо тычинки).
Растения с однополыми цветками могут быть двудомными и однодомными. Какие растения называются однодомными? Приведите примеры. (это растения, с однополыми цветками, располагающимися на одном растении. Береза, огурец, кукуруза: пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении.)
Какие растения называются двудомными? (Это растения с однополыми цветками, располагающимися на разных растениях: тычиночные на одном, а пестичные – на другом. Крапива двудомная, облепиха, ива, тополь).
Охарактеризуйте по формулам цветки растений: лютика – Ч5Л5Т
·П
·; сурепки – Ч2+2Л4Т2+4П1; гороха – Ч(5)Л3(2)Т(5+4)1П1.
Используя таблицу «Строение цветка», составьте его формулу. (Ч5Л5Т5П1)
Решите биологическую задачу. В цветках вишни развит околоцветник, образованный чашечкой и венчиком. Чем образован околоцветник тюльпана? (Лепестками венчика).
Решите биологическую задачу. Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата по несколько десятков. С чем это связано? (Это связано с количеством семязачатков в завязи пестика. В завязи вишни 1 семязачаток – 1 семя, а в томате несколько десятков семязачатков и столько же семян).
Биологическая задача. В начале цветения огурцов распускаются цветки, так называемые «пустоцветы», а затем появляются цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии пустоцветов? Ответ поясните.( Нет , урожай огурцов при отсутствии пустоцветов получить нельзя. Пустоцветы – тычиночные цветки, с огурчиками – пестичные. Без пустоцветов не произойдет опыления и огурчиков не будет.)

Ребята, считаем количество набранных вами жетонов и получаем оценки за домашнее задание.

ІІІ. Работа по теме урока.
Сообщение темы, цели урока.
Изучение новой темы.

Демонстрация комнатных растений с одиночными цветками и с соцветиями.

Вопрос. Почему мелкие цветки собраны в группы на стебле, а крупные, как правило, расположены по одному? ( Мелкие цветки мало заметны насекомыми, поэтому они собраны в группы.)
Группа мелких цветков, близко расположенных друг к другу в определенном порядке, называется соцветием. Соцветия делятся на простые и сложные. В простых соцветиях цветки располагаются на главной оси соцветия, а в сложных – на боковых осях соцветия, которые располагаются на главной оси.
Рассказ с использованием демонстрационного материала.
Простые соцветия.
Различаются длиной и толщиной главной оси, расположением на ней цветков на цветоножках или сидячих.
Кисть. Колос. Щиток. Зонтик. Головка. Початок. Корзинка.
Сложные соцветия.
Сложный зонтик. Сложный колос. Метелка или сложная кисть.

















Закрепление темы.

А) Игра «Угадай соцветие».
По картинкам демонстрационных материалов и соответственно описанию соцветия учителем дети называют предложенные им соцветия.

Б) Работа в парах с гербарием. Определение соцветий.
(Дети записывают в тетрадь название растения и определяют тип соцветия.)
Лук репчатый – зонтик шаровидный.
Клевер средний и клевер гибридный – головка.
Спирея – щиток.
Ландыш, белая акация, черемуха обыкновенная – кисть.
Кукуруза – метелка, початок.
Подсолнечник – корзинка.
Вех ядовитый, морковь – сложный зонтик.

В) Игра «Четвертый лишний»

1) Календула, осот, одуванчик, тюльпан. (одиночный цветок)
2) Черемуха, белая акация, клевер, ландыш. (головка)
3) георгина, астра, вишня, мать и мачеха. (зонтик)
4) Морковь, укроп, герань, петрушка. (простой зонтик)
5)Пшеница, пырей, ячмень, подорожник. (простой колос)

Г) Беседа по вопросам.
Что называется соцветием?
Чем различаются соцветия кисть и метелка?
Как называется соцветие у черемухи, ландыша?
Чем различаются простые соцветия кисть и колос?
В чем заключается биологическое значение соцветий?

ІV. Итоги урока.
V. Домашнее задание. §13; заполнить таблицу.

15