Внеклас сное мероприятие «Дети блокадного Ленинграда»

Тема: Дети блокадного Ленинграда.

Цель: Дать представления о героизме детей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну;
Развивать умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои мысли).
Всем героическим защитникам Ленинграда,
Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,
Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых
ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Звучит песня « Давным, давно была война».

Учитель. Дорогие дети! Сегодня мы собрались вместе на необычный урок, сегодня мы проводим урок Памяти, посвященный знаменательной дате 68-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, которая длилась с 22 июня 1941 года по 9 Мая 1945 года - День Победы!
1418 дней и ночей приближали солдаты этот день. Приближали дорогой ценой - цена нашей Победы 27 миллионов человек, погибших и умерших за эти годы. Победу приближали не только взрослые. В годы войны вместе с отцами на борьбу с фашистами шли мальчишки и девчонки, многие из них были вашими ровесниками - им было по 8-10 лет. Вот сегодня на нашем уроке мы мысленно перенесемся с вами в те далекие, героические годы Великой Отечественной войны и перелистаем лишь некоторые странички той войны.
Поможет нам в проведении этого урока бабушка Н. Мирошниковой, дитя той далекой войны, бывший директор и учитель истории нашей школы- Котельникова К. Г.

Снова звучит один куплет песни « Давным, давно была война ».

К. Г. Дорогие ребята. Да, 68 лет отделяет нас от того радостного дня, когда умолкли орудия, когда перестала литься кровь на полях сражений и на нашу землю пришла долгожданная победа. Ни у одного из наших праздников нет слез на глазах – у этого есть. Ни у одного из наших праздников нет седины на висках – у этого есть. Долгим и трудным был путь к – Победе - к маю 1945 года.
Каждый день мы теряли 14104 наших соотечественников, каждый час погибало 588 человек, каждую минуту – 10 человек, каждые 6 секунд уносили одну человеческую жизнь.
Нет семьи, кто не потерял бы отца или сына, брата, сестру или дочь. Нет дома, которого бы не коснулось горе.
Дорогие ребята! Вы, конечно, понимаете, что мы не сможем в рамках нашего урока вспомнить и рассказать обо всех страницах войны.
Свой урок мы посвятим одной странице из истории войны – героической обороне города Ленинграда (Санкт – Петербурга), детям блокадного Ленинграда.
А сейчас послушаем, как все начиналось.

Звучит « Довоенный вальс»

- это еще не война, это все еще накануне. В школах выпускные вечера, выпускники идут встречать рассвет.

Уч-ся. Июнь! Клонился к вечеру закат
и белой ночи разливалось море,
и раздавался звонкий смех ребят,
не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,
со школьных вечеров к Неве шагая,
что завтра будет первый день войны,
а кончится она лишь в сорок пятом,
в мае.

И песня над родной лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,
Не знали мы еще тогда с тобой,
что с детством мы и с юностью прощались.

Снова звучит « Довоенный вальс».

К. Г. Обратите внимание, как начинает нарастать тревога, нарастание чувств - орудийные залпы, рев бомбовозов, пулеметные очереди - это они взорвали утреннюю тишину 22 июня 1941 года. Люди замерли в ожидании чего-то страшного, не поправимого.
Звучит в записи текст, прочитанный в первый день войны диктором центрального телевидения Ю. Левитаном:

« Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза. Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны, германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война».

Звучит песня « Священная война».

К. Г. Эта песня подняла наш народ на священную народную войну. Весь народ поднялся на защиту своего Отечества.
В этой войне было несколько битв, которые определили ее исход – битва под Москвой, Сталинградская битва, но история человечества не знает такого беспримерного мужества, какой проявили воины и жители Ленинграда, защищая свой город 900 дней и ночей.
Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки и девчонки.

Уч-ся. Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,
И только бы жить начинать сорванцам,
как их завертели такие метели,
какие, пожалуй, не снились отцам.
К. Г. Дети войны. Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине. Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои. Орлята Великой Отечественной войны!

Уч-ся. Жила в сердцах их взрослая отвага
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.

В далеком тревожном военном году
под гром батарей, у Земли на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда!

На парте осталась раскрытой тетрадь-
Не выпало им дочитать, дописать
Когда навалились на город
фугасные бомбы и голод.

Среди четырех юных патриотов, которые были удостоены звания Героя Советского Союза - ленинградка Зина Портнова. Она по заданию партизан расклеивала листовки. Однажды фашисты схватили юную разведчицу, во время допроса она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала врагам. Немцы казнили Зину.

К. Г. 21 октября 1941 года в молодежной газете «Смена» был опубликован наказ: «Юные участники обороны Ленинграда!
Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт, и всем, чем только можно, помогайте своему народу в уничтожении фашистских варваров».
Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв: они вместе со взрослыми рыли окопы, собирали металлолом. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Бутылка с такой смесью при ударе загоралась. Школьники за одну неделю собрали более миллиона бутылок. За короткий срок были изготовлены «стеклянные гранаты» и отправлены в воинские части.
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Работающие в день получали 250 г хлеба, а служащие, иждивенцы и дети получали 125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам. Зимой 1941-1944 года в городе не было топлива и электроэнергии, замерзли водопроводы, ленинградцы жили в не отапливаемых домах. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне с взрослыми переносили дети и подростки.

Уч-ся. Девочка с ведерком пустым
Чуть движется.А за Невою
Клубится пожарища дым
А там, меж сугробов горбатых,
где трудно и взрослым шагать,
на саночках узких ребята
везут свою мертвую мать.

К. Г. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.
Портрет Тани Савичевой.

Уч-ся. Ленинград в тисках блокады
У ворот ликует враг,
рвутся бомбы и снаряды,
дует ветер, давит мрак.
От коптилки не согреться.
И ни крошки, ни глотка,
и выводит кровью сердце
на страницах дневника.

К. Г. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

Уч-ся. Будьте бдительными, люди.
Люди, вслушайтесь в дневник-
В нем звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик.

Выходят девочки и по очереди читают записи Тани.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.
К. Г. «Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня».
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли в детский дом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.
Этот дневник на процессе в Нюрнбергском
был документом, страшным и веским,
плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник-это боль Ленинграда
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!».
А сейчас послушайте несколько детских воспоминаний и воспоминаний воспитателей ( это отрывки из рассказов записанных самими детьми или с их слов - воспитателями).
Я вспомнил, как у нас умерла мама. Мне жалко ее. Она ушла рано утром за хлебом и «целый день до ночи не возвращалась, а дома было холодно, мы лежали в кровати вместе с братом и все слушали, не придет ли мама. Как только хлопала дверь, так мы думали, что это наша мамочка идет. Стало темно, а мама наша все не шла, а когда она вошла, то упала на пол. Я испугался, побежал воды просить у соседей. Они не дали воды, воду трудно было привозить. Я побежал через дом и там достал воды. Дал маме, а она не пьет. Я ее на кровать притащил, она была очень тяжелая, а потом соседка сказала, что она умерла. Я так испугался, что даже не плакал. ( Эрик, шести лет)
«Крошечная, крошечная девочка. И большие, большие по – взрослому серьезные глаза. Вот, что прежде всего встает передо мною, когда я восстанавливаю в памяти первые дни работы в приемнике – пишет воспитательница Т. А. Комарова. – Кирочка Васильева была так слаба, что ходить совсем не могла. В столовую ее носили на руках. Почему так слаба эта крошка? Почему у нее такие серьезные глаза? Такой задумчивый взгляд? Трое суток просидела она, запертая в комнате, где лежал труп ее матери. У нас в приемнике девочка немного окрепла. Она бегала, играла, смеялась. Как – то Кируша увидала принесенную к нам кем-то из сотрудников кошку. Она восторженно закричала: « Смотрите, бежит нескушанная кошка!» Этот возглас многое нам объяснил».

К. Г. В трудных условиях блокадного города дети не переставали учиться в школах. Трудно поверить, но это факт - А. Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились, учились, несмотря ни на что»
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, в рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Урок продолжался 25 минут. Больше в таком холоде выдержать нельзя было. Все записи приходилось делать карандашом.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия (истощение). Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось – и прямо в классе.

Уч-ся. Девочка руку протянула
И головой-
На край стола
Сначала думали-
Уснула.
А оказалось-
Умерла
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки-
После похорон.

К. Г. Фадеев писал, что « навеки сохранится в истории города прекрасный и мужественный облик Ленинградского учителя, которые наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба была одинаковая со всеми – 125 грамм с огнем и кровью пополам. Для некоторых ребят, чьи отцы были на фронте, а матери на заводе (или совсем не было), учитель становился самым близким человеком.
Зинаида Павловна Шатунина – было ей уже за 60, в это лютое время она приходила в школу в темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас. Мы смотрели на нее и думали «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу. Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком».
И вот наступил долгожданный 1944год, когда 27 января окончательно была снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей. Всего от голода, болезней, бомбежек погибло около 1 млн. ленинградцев. В Ленинграде находится самое крупное захоронение в мире – Пискаревское кладбище, где захоронено 490 тысяч.
А вот еще одна страшная цифра. Только на одном пятачке размером всего 3 км, где была прорвана блокада Ленинграда, погибло 300 тысяч человек.

Уч-ся. На Пискаревском кладбище
Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На Пискаревских плитах нет имен.
На Пискаревских плитах только даты.
Год сорок первыйГод сорок второй
Полгорода лежит в земле сырой.

На Пискаревском кладбище,
на последней черте
не цветы, не венок.
На могильной плите
Только хлеба кусок
и записка была:
«Ты прости меня, доченька,
что тогда не смогла
этот хлеб тебе дать».

К. Г. Я родом не из детства, из войны. (воспоминания)
Дорогие ребята! Я принадлежу к числу тех, кто отдал своих отцов на алтарь Победы. Когда началась война, мне было 4 года. Очень смутно помню, как мы в первые же дни после объявления войны провожали папу на фронт, запомнила его руки, когда он поднял меня высоко на призывном пункте и сказал, что сегодня их не забирают, а на следующий день мама провожала папу одна. Помню, как мама рассказывала об одном единственном письме, которое пришло с фронта (1941), в котором он писал, что идут в бой, если родится сын – назови Юрой. И брата моего в октябре 1941 года рожала уже молодая вдова, моя мама. Так и не узнал отец, что у него родился сын, а брат мой никогда не видел своего отца.
Из нашей семьи на фронт ушли еще два папиных брата, которые тоже не вернулись с фронта. Никаких документов о судьбе моего отца Григория Васильевича не было, лишь после войны мама получила ответ на свой запрос, в котором сообщалось, что Лихачев Григорий Васильевич пропал без вести, в списках погибших и умерших не значится.
Без вести.. Такие сообщения получали тысячи и тысячи семей. И сколько тысяч безымянных героев на нашей земле. Этим безымянным героям, которые отдали свои жизни за Победу, во многих городах, в том числе и в нашем городе, установлены памятники и горит Вечный Огонь.
В 2000 году ( в год 55 летия Победы) в нашем парке 30 летия Победы оформили замечательные стены Памяти, на которых написаны фамилии всех кропоткинцев, которые ушли на фронт, а оттуда не вернулись( призвано около 10 тысяч, а не вернулось больше 6 тысяч.) На этих стенах я увидела фамилию, имя и отчество своего отца. Встреча с ним произошла через 59 лет, уходил на фронт, когда ему было 30 лет, а встретились, когда ему было бы 89 лет..
Теперь у нас есть возможность – мне и моей дочери и внучке приходить к этому священному месту, чтобы отдать дань тем, кто сложил свои головы на алтарь Победы.
Сегодня нам, детям войны, которым тогда было 3-5 лет, уже за 70, всех нас объединяет военная безотцовщина. Мы, конечно, благодарны нашим отцам и дедам за то, что они сохранили для нас нашу Родину, дали возможность жить под мирным небом вам – нашим внукам, в том числе и моей внучке Наташе Мирошниковой.

Звучит песня В. Высоцкого « Он не вернулся из боя».

Стихотворение А. Барто « Письмо брата ». (Дорохов)

К. Г. Наступил 1945 год. Пришла долгожданная Победа.

Запись От Советского Информбюро.

К. Г. Дорогая цена Победы – 27 млн. человек.

Звучит второй куплет песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».

Уч-ся. Давайте почтим воевавших,
Душою и сердцем скорбя,
В борьбе за спасение павших,
Для нас не щадящих себя.

Кто сердце подставил под пули,
Бессмертным оставшись на век.
Их пытками страшными гнули.
Но выдержал все человек.

Он кровью на камне граните
Святую оставил черту,
Их память костями отлита,
Врастая в немую плиту.

К. Г. Минута молчания.


Уч-ся. Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они?

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок память жжет в груди.
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя
Великой Армии простой солдат.

Звучит запись песни « День Победы ».

К. Г. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней хранят,
об этой муке,
и дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
« Взываю к мудрости отцов,
Я обращаюсь к вам, мужчины,
Чтоб вечно был над миром свет,
Чтоб вечно улыбались дети,
Наложим на войну запрет, на все века, на всей планете».

Вместе:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Исполняется песня «Аист на крыше».

Учитель. На этом наш классный час подходит к концу. Мне хочется сказать огромное спасибо Клавдии Григорьевне за оказанную помощь в проведении нашего мероприятия и низкий ей поклон за тот героизм, который ей пришлось проявить в те далекие, страшные, военные годы.
Мы с вами сейчас живем под мирным небом, и не хотелось бы заканчивать урок на такой грустной ноте, поэтому ученики 3 «А» класса станцуют нам танец «Разноцветная игра».
15