Календарно-тематическое планирование по биологии для 7го класса


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №28 имени Н.А.Рябова»
(МАОУ «Лицей №28 имени Н.А.Рябова»)
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
учебного материала
по биологии
для 7в класса(химико-математическая группа)
на 2014/2015 учебный год
Количество часов за год: 70
Количество уроков в неделю: 2
Учитель: Белякова Ирина Федоровна

п/п Дата урока Тема урока Тип урока Количество часов Элементы содержания Практическая часть программы Планируемые результаты (УУД)
Тема I Общие сведения о мире животных 5 ч. 1 Зоология – наука о животных
Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии. Вводная беседа 1 Зоология - наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Знать признаки различия и сходства животных и растений
Уметь приводить примеры представителей царства Животные
Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, жизни человека
2 Животные и окружающая среда. Урок изучения новых знаний 1 Биологическое разнообразие животных. Отличия животных от других организмов. Роль животных в природе и их значение в жизни человека. Знать понятия : "среда жизни", "среда обитания", "место обитания".
Уметь описывать влияние экологических факторов на животных.
Использовать различные информационные ресурсы для подготовки по теме "Влияние экологических факторов на животных"
3 Классификация животных и основные систематические группы Урок изучения новых знаний 1 Современная система животного мира. Основные систематические единицы: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Знать принципы классификации организмов Уметь устанавливать систематическое положение таксонов
Систематизировать положение таксонов на примерах
4 Влияние человека на животных Урок изучения новых знаний 1 Положительное и отрицательное влияние человека на животных. Знать Формы и результаты влияния человека на животных
Уметь описывать формы влияния человека на животных
Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения
5 История развития зоологии Урок изучения новых знаний 1 Краткий очерк истории зоологии. Вклад отечественных ученых в развитие зоологии. Знать пути развития зоологии. Роль К.Линнея, Ч.Дарвина и отечественных ученых
Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений
Тема II Строение тела животных 3 ч. 6 Клетка. Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки» Урок изучения новых знаний с элементами практикума 1 Строение животной клетки. Органоиды. Функции органоидов. Сравнение с растительной клеткой. Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки» Знать: процессы жизнедеятельности клетки
Уметь: объяснять их
Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки и типа питания
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
7 Ткани Урок изучения новых знаний 1 Ткани животных, их строение и функции. Знать типы тканей , их функции
Уметь устанавливать взаимосвязь между ними
Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы
8 Органы и системы органов Урок изучения новых знаний 1 Органы и системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, половая. План строения тела животных. Понятие о симметрии.
Знать все системы органов , их функции
Уметь устанавливать взаимосвязь между ними
Тема III Простейшие 5 ч. 9 Класс Саркодовые Урок изучения новых знаний 1 Общая характеристика простейших как одноклеточных животных. Среды жизни. Значение в природе. История открытия простейших. Строение и жизнедеятельность клетки простейших. Внутриклеточные структуры - органеллы. Типы размножения простейших. Классификация. Тип Саркожгyтиковые. Общая характеристика. Отличительные особенности саркодовых и жгутиковых. Амеба протей - представитель саркодовых. Строение. Размножение. Дизентерийная амеба - паразит кишечника человека. Морские саркодовые: раковинные корненожки - фораминиферы и лучевики. Знать характерные признаки подцарства;
Уметь распознавать представителей класса
Обосновывать роль простейших в экосистемах
10 Класс Жгутиконосцы Урок изучения новых знаний 1 Жгутиконосцы. Строение. Размножение. Паразитические жгутиконосцы: трипаносома, лямблия. Вызываемые ими заболевания и их профилактика. Тип Споровики - внутриклеточные паразиты человека и животных. Малярийный плазмодий - возбудитель малярии у человека. Жизненный цикл малярийного плазмодия. Понятие «жизненный цикл» вида. Биоразнообразие споровиков (кокцидии, токсоплазма). Болезни человека, вызываемые споровиками. Меры предупреждения заражения споровиками. Уметь распознавать представителей класса, характеризовать среду обитания Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах.
11 Класс Инфузории Урок изучения новых знаний 1 Тип Инфузории – наиболее сложные простейшие. Среды жизни. Разнообразие форм. Инфузория-туфелька – представитель инфузорий. Строение. Размножение, конъюгация. Биоразнообразие инфузорий: трубач, сувойка, паразитические виды. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших Знать характерные признаки типа
Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений
Обобщать и систематизировать знания по материалам темы , делать выводы
12 Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Урок изучения новых знаний 1 Происхождение и эволюция простейших. Экологическая специализация простейших к разным средам обитания и образу жизни. Роль простейших в биогеоценозе и их значение в жизни человека. Роль простейших в образовании горных пород, очистке вод, почвообразовании, пищевых цепях в биогеоценозах. Простейшие – возбудители заболеваний человека. Меры борьбы с заболеваниями, вызываемыми простейшими.
Знать необходимость выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний , вызываемых простейшими
Уметь распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографиях
Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды
13 Контрольная работа №1: «Строение тела животных. Простейшие» Контроль знаний 1 Класс Саркодовые
Класс Жгутиконосцы
Класс Инфузории
Многообразие простейших. Паразитические простейшие. Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Тема IV Многоклеточные животные 54 ч. 14 Тип Кишечнополостные Урок изучения новых знаний 1 Тип Кишечнополостные - двухслойные животные с радиальной симметрией. Формы морфологического строения: полип и медуза. Пресноводная гидра - представитель кишечнополостных. Наружный слой клеток - эктодерма и внутренний - энтодерма, кишечная полость. Понятие «ткань». Стрекательные клетки и их функции. Питание, дыхание. Бесполое и половое размножение. Диффузная нервная система. Раздражимость. Понятие «рефлекс». Регенерация. Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма Знать характерные признаки подцарства, представителей типа, черты строения
Уметь характеризовать признаки организации
Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения
15 Морские кишечнополостные Урок изучения новых знаний 1 Морские кишечнополостные: гидроидные, сцифоидные, и коралловые полипы. Колониальные гидроидные полипы. Бесполое размножение полипов путем почкования с образованием полипов или плавающих медуз. Половое размножение медуз, образование личинок - планул. Значение чередования поколений у гидроидных (полип и медуза). Отличие сцифоидных медуз от гидроидных. Особенности строения и развития коралловых полипов. Биоразнообразие коралловых полипов. Рифообразование. Охрана коралловых рифов как богатейших биогеоценозов. Происхождение кишечнополостных.
Общие черты строения: двусторонняя симметрия; наличие наружного, внутреннего и срединного слоя клеток (эктодерма, энтодерма, мезодерма), кожно-мускульного мешка и отсутствие вторичной полости тела между внутренними органами и стенкой тела.
Знать отличительные признаки классов
уметь устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функции кишечнополостных
Обобщать и систематизировать знания по материалам темы , делать выводы
16 Тип плоские черви. Урок изучения новых знаний 1 Общая характеристика. Отсyтствие первичной полости тела.. Молочно - белая планария - представитель ресничных червей. Строение кожно-мускульного мешка. Системы органов и их функции (пищеварительная, выделительная). Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие Биоразнообразие планарий. Роль планарий в биоценозах.
Знать основные признаки типа , основных представителей класса , уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов
Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по отношению к кишечнополостным
17 Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни Урок изучения новых знаний 1 Класс Сосальщики - внутренние паразиты животных. Приспособления к паразитизму. Внешнее и внутреннее строение. Жизненный цикл печеночного сосальщика. Типы размножения и смена хозяев (корова - малый прудовик). Кошачий сосальщик и его опасность для человека. Жизненный цикл кошачьего сосальщика: окончательный хозяин (кошка, человек) - промежуточный хозяин (водный моллюск) - дополнительный хозяин (окунь, плотва). Понятия «паразитизм», «хозяин» (окончательный и промежуточный). Роль паразитизма в природе. Профилактика гельминтозов, вызываемых сосальщиками.

Класс Ленточные черви - паразиты кишечника человека и животных. Отличительные особенности класса. Приспособления к паразитизму: органы прикрепления, редукция кишечника и органов чувств, слабое развитие нервной системы, высокая плодовитость. Бычий цепень - представитель ленточных червей. Строение. Размножение. Жизненный цикл бычьего цепня и смена хозяев (человек - корова). Биоразнообразие ленточных червей (свиной цепень, эхинококк). Профилактика гельминтозов, вызываемых ленточными червями. Происхождение плоских червей.
Знать характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, среду обитания, уметь распознавать их
Соблюдать санитарно - гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями
18 Тип круглые черви. Урок изучения новых знаний 1 Тип Первичнополостные, или Круглые черви. Общая характеристика. Появление первичной полости тела (за счет разрушения паренхимы), наличие сквозного кишечника и плотных покровов - кутикулы. Класс Нематоды - свободноживущие и паразитические круглые черви. Паразиты человека: аскарида, острица, трихинема. Особенности строения аскариды. Строение кожно-мускульного мешка. Системы органов и их функции (пищеварительная, выделительная, нервная). Размножение и жизненный цикл аскариды. Профилактика гельминтозов. Биоразнообразие круглых червей (коловратки, волосатики). Среды жизни. Роль круглых червей в биоценозах. Происхождение круглых червей.
Общая характеристика вторичнополостных животных. Вторичная полость тела (целом) и ее функции. Появление замкнутой кровеносной системы.
Знать характерные черты строения , функции организма, образа жизни круглых червей,
уметь распознавать их
Соблюдать правила гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями
19 Тип кольчатые черви. Многощетинковые черви Урок изучения новых знаний 1 Тип Кольчатые черви - вторичнополостные животные с членистым строением тела. Общая характеристика. Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей. Особенности движения. Строение кожно-мускульного мешка, вторичной полости тела. Системы органов и их функции (пищеварительная, выделительная, кровеносная, нервная). Размножение и развитие. Роль кольчатых червей в биогеоценозах.
Знать черты усложнения строения систем внутренних органов
Формулировать выводы об уровне строения органов чувств
20 Тип кольчатые черви. Малощетинковые черви Урок изучения новых знаний 1 Отличительные особенности классов: малощетинковых, многощетинковых червей и пиявок. Экологическое и морфологическое разнообразие многощетинковых. Роль многощетинковых червей в цепях питания в морских биогеоценозах. Пиявки - хищные и кровососушие кольчатые черви. Биоразнообразие кольчатых червей. Происхождение кольчатых червей.
Знать роль червей в почвообразовании,
уметь распознавать представителей класса, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли кольчатых червей
21 Контрольная работа №2: «Кишечнополостные. Черви» Контроль знаний 1 Тип Кишечнополостные
Морские кишечнополостные
Тип плоские черви.
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни
Тип круглые черви.
Тип кольчатые черви. Многощетинковые черви
Тип кольчатые черви. Малощетинковые черви Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы
22 Тип Моллюски. Общая характеристика Урок изучения новых знаний 1 Общие черты строения: наличие раковины, мантии, мантийной полости, органов дыхания, незамкнутой кровеносной системы с сердцем. Знать особенности строения представителей , черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей
Уметь устанавливать взаимосвязь образа жизни моллюсков и их организации
Осваивать приемы работы с определителем животных, устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации
23 Класс Брюхоногие Урок изучения новых знаний 1 Отличительные особенности класса. Строение брюхоногих. Форма раковин. Отделы тела. Нарушение симметрии в связи со спиральным строением раковины. Особенности внутреннего строения. Системы органов и их функции. Приспособления улиток к жизни на суше. Размножение и развитие. Морские, сухопутные и пресноводные брюхоногие. Биоразнообразие брюхоногих моллюсков. Роль брюхоногих в биогеоценозах и их значение в жизни человека. Знать черты организации класса
Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах
24 Класс Двустворчатые Урок изучения новых знаний 1 Класс Двустворчатые моллюски. Общая характеристика. Внешнее и внутреннее строение. Двустворчатое строение раковины, отсутствие головного отдела. Мантийная полость. Системы органов и их функции (пищеварительная, выделительная, кровеносная, дыхательная и половая). Приспособления к пассивному образу жизни и фильтрации воды для добывания пищи. Размножение и развитие. Биоразнообразие двустворчатых моллюсков. Роль двустворчатых в биогеоценозах. Промысловое значение. Знать черты организации класса
Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса
25 Класс Головоногие Урок изучения новых знаний 1 Класс головоногие моллюски. Отличительные особенности строения. Приспособления к активному плаванию и хищничеству. Утрата раковины, преобразование ноги в щупальца и воронку. «Реактивное» движение. Усложнение строения нервной системы, органов чувств и кровеносной системы. Раковинные и безраковинные головоногие. Биоразнообразие головоногих (наутилус, кальмар, каракатица, осьминог). Роль головоногих в биогеоценозах и их значение в жизни человека. Промысловое значение (кальмары, осьминоги). Происхождение моллюсков от червеобразных предков. Сравнительно-морфологические, эмбриологические и палеонтологические доказательства. Эволюция моллюсков и их экологическая специализация. Роль моллюсков в биогеоценозах и их значение в жизни человека. Охрана биоразнообразия моллюсков. Рациональное использование промысловых видов. Искусственное разведение.
Знать черты организации класса
Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли моллюсков в природе и жизни человека
26 Тип Членистоногие. Класс ракообразные. Урок изучения новых знаний 1 Общая характеристика как вторичнополостных (целомических) животных. Прогрессивные черты организации типа (хитиновый покров, членистые конечности, развитая мышечная и нервная системы, органы чувств). Полость тела смешанного происхождения, незамкнутая кровеносная система, opгaны дыхания. Черты сходства членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные - водные членистоногие, дышащие при помощи жабр. Отличительные особенности класса: Три отдела тела (голова, грудь, брюшко),двуветвистые членистые конечности, наличие на голове двух пар усиков (антенн), жаберное дыхание: Среды жизни. Внешнее и внутреннее строение ракообразных. Разнообразие конечностей и их функции. Системы органов и их функции (пищеварительная, выделительная, дыхательная, кровеносная). Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Биоразнообразие ракообразных. Жаброногие: жаброноги, щитни, дафнии. Челюстеногие: циклопы, усоногие, карпоеды, уточки. Высшие ракообразные: Разноногие (бокоплав), Равноногие (водяной ослик, мокрица), Десятиногие (креветки, раки, раки-отшельники, крабы). Особенности строения и образа жизни. Экологическая специализация ракообразных. Роль ракообразных в биоценозах и их значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов.
Знать особенности строения представителей ,
Уметь устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии ракообразных
27 Класс Паукообразные Урок изучения новых знаний 1 Класс Паукообразные - сухопутные членистоногие. Отличительные особенности класса: отделы тела (головогрудь, брюшко), одноветвистые конечности, отсутствие усиков на голове. Шесть пар конечностей на головогруди: хелицеры, педипальпы и четыре пары ходильных ног. Строение паутины и ее роль. Органы дыхания. Среды жизни. Внешнее и внутреннее строение паукообразных. Системы органов и их функции (пищеварительная, выделительная, дыхательная, кровеносная, нервная и половая). Размножение и развитие. Приспособления к жизни на суше. Биоразнообразие паукообразных. Отряды паукообразных (Скорпионы, Сольпуги, Пауки, Сенокocцы, Клещи). Роль паукообразных в биогеоценозах и их значение в жизни человека. Экологические группы клещей: почвенные, водные, растительноядные, хищные, кровососущие, паразитические. Ядовитые пауки. Кровососущие иксодовые Клещи - переносчики опасных заболеваний человека и животных. Профилактика заболеваний, переносимых иксодовыми клещами.
Знать черты организации класса
Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса
Осваивать приемы работы с определителем животных , аргументировать необходимость мер защиты от заражения клещевым энцефалитом
28 Класс насекомые.
Лабораторная работа №2 «Внешнее строение насекомого» Урок изучения новых знаний с элементами практикума 1 Класс Насекомые - сухопутные членистоногие с органами воздушного дыхания - трахеями. 0тличительные особенности класса: расчленение тела на голову, грудь, брюшко; наличие на голове усиков, ротовых частей, на груди трех пар конечностей и у большинства - крыльев. Прогрессивные черты организации: совершенство органов передвижения, способность к полету, высокое развитие нервной системы и органов чувств, широкий спектр приспособлений к разнообразным условиям существования. Приспособления к жизни на суше: многослойная кутикула, органы воздушного дыхания - трахеи, мальпигиевые сосуды. Внешнее и внутреннее строение насекомых. Отряды с неполным превращением: Стрекозы, Таракановые, Прямокрылые, Равнокрылые хоботные, Вши, Полужесткокрылые (Клопы). Хозяйственное значение отдельных видов. Вредители сельского хозяйства, паразиты человека и животных. Хищные виды и их значение. Отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые
Общие черты строения вторичноротых животных. Образованиe рта. Двухслойность кожи; внутренний скелет.
Лабораторная работа №2 «Внешнее строение насекомого» Знать черты организации класса
Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса
Осваивать приемы работы с определителем животных, выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы
29 Типы развития и многообразие насекомых. Урок изучения новых знаний 1 Размножение и. развитие насекомых. Фазы развития насекомых с неполным превращением: яйцо - личинка (нимфа)- имаго (взрослое насекомое). Фазы развития насекомых с полным превращением: яйцо-личинка- куколка - имаго. Биоразнообразие насекомых. Знать типы развития насекомых, принципы классификации насекомых,
Уметь устанавливать систематическую принадлежность насекомых
Обобщать и систематизировать знания по материалам темы , делать выводы
30 Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Урок изучения новых знаний 1 Хозяйственно важные виды: медоносная пчела, шелкопряды. Происхождение членистоногих от древних кольчатых червей. Эволюция членистоногих. Сравнительно-морфологические и эмбриологические доказательства эволюции. Экологическая специализация членистоногих. Роль членистоногих в биоценозах и их значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов насекомых. Разведение редких видов насекомых Знать состав и функции членов семьи общественных насекомых, роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности,
Уметь объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о разнообразии насекомых, систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем
31 Насекомые – вредители и переносчики заболеваний человека Урок изучения новых знаний 1 Блохи. Вредители сельского и лесного хозяйства. Паразиты и переносчики опасных заболеваний. Знать насекомых, приносящих вред , последствия воздействия вредных для человека насекомых на его организм,
Уметь устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых
Систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем, осваивать приемы работы с определителем животных
32 Контрольная работа №3: «Беспозвоночные животные» Контроль знаний 1 Класс Брюхоногие
Класс Двустворчатые
Класс Головоногие
Тип Членистоногие. Класс ракообразные.
Класс Паукообразные
Класс насекомые.
Лабораторная работа №2 «Внешнее строение насекомого»
Типы развития и многообразие насекомых.
Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.
Насекомые – вредители и переносчики заболеваний человека Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы.
33 Тип хордовые. Примитивные формы Урок изучения новых знаний 1 Тип Хордовые - двусторонне - симметричные животные с внутренним скелетом. Общая характеристика хордовых как прогрессивной группы животных. Среды жизни. Общие черты строения: наличие хорды, нервной трубки, жаберных щелей, замкнутой кровеносной системы.
Подтип Бесчерепные наиболее примитивные хордовые.
Класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Образ жизни. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными. Прогрессивные черты организации: оформление головного мозга, появление сердца, костно-хрящевого скелета, почек. Среды жизни. Лидирующее положение в биосфере.
Знать принципы деления типа на подтипы, особенности внутреннего строения ,
Уметь выделять основные признаки хордовых
Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными, обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых
34 Класс рыбы. Внешнее строение рыб.
Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб» Урок изучения новых знаний с элементами практикума 1 Надкласс Рыбы - низшие первично-водные позвоночные животные. Общие черты организации. Внешнее и внутреннее строение рыбы. Отделы тела. Плавники. Особенности строения покровов. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб» Знать особенности внешнего строения рыб,
Уметь наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
35 Внутреннее строение рыб. Урок изучения новых знаний 1 Системы органов и их функции (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная и половая). Нервная система и органы чувств. Знать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций
Уметь выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде
Характеризовать черты усложнения организации рыб
36 Размножение и развитие рыб. Урок изучения новых знаний 1 Экология рыб: питание, размножение и развитие. Знать особенности размножения рыб, роль миграций в жизни рыб,
Уметь описывать поведение рыб при появлении потомства черты приспособленности к его сохранению
Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб в ходе лабораторной работы
37 Основные систематические группы рыб Урок изучения новых знаний 1 Класс Хрящевые рыбы (акулы, cкаты). Морфологические особенности. Образ жизни. Распространение. Класс Костные рыбы. Отличия костных рыб от хрящевых. Подкласс Лучеперые рыбы: Осетровые; Костистые (Сельдеобразные, Лососеобразные, Угреобразные, Щукообразные, Карпообразные, Окунеобразные, Трескообразные и др.). Подкласс Лопастеперые рыбы: Кистеперые, Двоякодышащие. Общие черты организации. Современное распространение. Особенности кистеперых рыб, связанные с выходом на сушу, происхождение рыб и их многообразие в прошлые эпохи. Знать принципы классификации рыб, признаки организации хрящевых и костных рыб,
Уметь распознавать представителей классов, устанавливать систематическую принадлежность рыб
Осваивать приемы работы с определителем животных, обосновывать место кистеперых рыб в эволюции позвоночных
38 Значение рыб. Экология рыб. Урок изучения новых знаний 1 Промысловые рыбы. Их использование и охрана Роль рыб в водных биогеоценозах и их значение в жизни человека, промысел рыб. Рыборазведение и охрана рыбных ресурсов. Aкклиматизация рыб. Прудовое хозяйство, аквариумное рыборазведение.
Знать основные группы промысловых рыб, причины разнообразия рыб
Уметь обосновывать роль рыб в экосистемах
Проектировать меры по охране ценных групп рыб
39 Контрольная работа №4: «Рыбы». Контроль знаний 1 Тип хордовые. Примитивные формы
Класс рыбы. Внешнее строение рыб.
Внутреннее строение рыб.
Размножение и развитие рыб.
Основные систематические группы рыб
Значение рыб. Экология рыб. Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы.
40 Класс земноводные. Среда обитания и строение. Урок изучения новых знаний 1 Класс Земноводные, или Амфибии, - примитивные наземные позвоночные со слабовыраженными приспособлениями к жизни на суше. Общая характеристика класса. Прогрессивные черты организации. Среды жизни. Внешнее строение. Знать характерные черты внешнего строения, прогрессивные черты строения скелета, опорно-двигательной системы по сравнению с рыбами
Уметь характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде
Осваивать приемы работы с определителем животных
41 Внутреннее строение земноводных. Размножение. Развитие и происхождение земноводных. Урок изучения новых знаний 1 Системы органов и их функции (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная). Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие лягушки. Происхождение амфибий от древних Кистеперых рыб. Вымершие стегоцефалы - предки современных амфибий. Знать строение внутренних органов и систем органов
Уметь определять черты организации земноводных
Обобщать и систематизировать знания по материалам темы , делать выводы
42 Многообразие.
Экология амфибий. Урок изучения новых знаний 1 Биоразнообразие земноводных, Отряды: Хвостатые (тритоны, саламандры), Безногие (червяги), Бесхвостые (лягушки, жабы, квакши). Экологическая специализация современных амфибий. Роль земноводных в биоценозах и их значение в жизни человека. Охрана биоразнообразия земноводных.
Знать развитие амфибий, влияние сезонных изменений на жизненный цикл
Уметь сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб
Обобщать материал о сходстве и различии рыб в виде таблицы или схемы, обосновывать выводы о происхождении земноводных
43 Класс пресмыкающиеся. Внешнее строение и скелет. Урок изучения новых знаний 1 Общая характеристика класса. Среды жизни. Прогрессивные черты организации по сравнению с земноводными. Внешнее строение. Особенности строения покровов. Знать признаки внешнего строения рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше
Уметь находить отличия скелета рептилий от скелета амфибий,
Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий
44 Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся
Урок изучения новых знаний 1 Системы органов и их функции (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная). Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие Знать строение внутренних органов и систем органов, их функций, среды обитания,
Уметь определять черты организации земноводных, характеризовать процессы размножения и развития детенышей
Использовать информационные ресурсы для презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий , заботе о потомстве
45 Многообразие пресмыкающихся.
Происхождения пресмыкающихся. Урок изучения новых знаний 1 . Биоразнообразие пресмыкающихся. Отряды: Клювоголовые, Чешуйчатые (ящерицы, хамелеоны, змеи), Черепахи и Крокодилы. Происхождение пресмыкающихся от земноводных. Эволюция пресмыкающихся. Разнообразие древних вымерших пресмыкающихся - динозавров. Знать отличительные признаки представителей разных групп рептилий, меры предосторожности в природе
Уметь определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам
Осваивать приемы работы с определителем животных, соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей
46 Экология рептилий. Урок изучения новых знаний 1 Экологическая специализация современных видов. Роль пресмыкающихся в биоценозах и их значение в жизни человека. Охрана биоразнообразия пресмыкающихся. Знать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека
Уметь устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии и значении пресмыкающихся, их происхождении и месте в эволюционном процессе
47 Контрольная работа №5: «Земноводные и пресмыкающиеся». Контроль знаний 1 Класс земноводные. Среда обитания и строение.
Внутреннее строение земноводных. Размножение. Развитие и происхождение земноводных.
Многообразие.
Экология амфибий.
Класс пресмыкающиеся. Внешнее строение и скелет.
Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся
Многообразие пресмыкающихся.
Происхождения пресмыкающихся.
Экология рептилий. Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы.
48 Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц. Урок изучения новых знаний 1 Общая характеристика класса. Среды жизни. Прогрессивные черты организации. Внешнее и внутреннее строение. Знать особенности внешнего строения птиц ,строение и функции перьевого покрова птиц
Уметь устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий
Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы , соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
49 Опорно-двигательный аппарат птиц. Урок изучения новых знаний 1 Особенности строения опорно-двигательного аппарата птиц в связи с полетом. Знать строение и функции мышечной системы птиц, взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету
Уметь изучать и описывать строение скелета птицы
50 Внутреннее строение птиц. Урок изучения новых знаний 1 Системы органов и их особенности в связи с полетом. Механизм дыхания птицы.. Знать строение и функции систем внутренних органов , обмен веществ
Уметь выявлять черты организации , устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц
Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств по сравнению с рептилиями
51 Размножение и развитие птиц. Урок изучения новых знаний 1 Строение яйца птицы. Размножение и развитие. Забота о потомстве Знать особенности строения органов размножения и причины их возникновения, строение и этапы формирования яйца, развитие в нем зародыша
Уметь распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах
Прогнозировать зависимость численности птиц от экологических и антропогенных факторов
52 Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Урок изучения новых знаний 1 Сезонные явления в жизни птиц. Происхождение птиц от пресмыкающихся: древние первоптицы. Эволюция птиц. Экологическая специализация птиц по типам питания, по распределению в биотопах. Знать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям, поведение птиц в период размножения
Уметь объяснять роль гнездостроения, причины кочевок и миграций птиц
Устанавливать причины кочевок и миграций птиц, их разновидности; использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о мигрирующих и оседлых птицах
53 Многообразие птиц.
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц Урок изучения новых знаний 1 Биоразнообразие птиц. Надотряды Пингвинообразные, Страусообразные, Гагарообразные, Буревестникообразные, Аистообразные, Курообразные, Гусеобразные, Соколообразные, Воробьинообразные.
Многообразие птиц.
Охрана птиц. Промысловые виды. Важнейшие породы домашних птиц и их происхождение. Птицеводство. Разведение декоративных пород птиц. птиц. Искусственное разведение редких и вымирающих видов. Знать принципы классификации птиц, признаки выделения экологических групп,
Уметь приводить примеры классификации птиц по типу и местам обитания
Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта сообщения о разнообразии экологических групп птиц
54 Экология птиц. Урок изучения новых знаний 1 Экология птиц. Роль птиц в биоценозах и их значение в жизни человека. Значение заповедников и зоопарков для сохранения биоразнообразия птиц.
Знать роль птиц в природных сообществах,
Уметь аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц
55 Контрольная работа №6: «Птицы». Контроль знаний 1 Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.
Опорно-двигательный аппарат птиц.
Внутреннее строение птиц.
Размножение и развитие птиц.
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.
Многообразие птиц.
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц
Экология птиц. Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые в ходе изучения темы.
56 Класс млекопитающие. Места обитания и внешнее строение млекопитающих. Урок изучения новых знаний 1 Общая характеристика класса. Прогрессивные черты организации. Среды жизни. Внешнее строение. Особенности строения покровов; полифункциональность кожи. Знать характерные признаки класса,
Уметь характеризовать функции и роль желез млекопитающих
Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий
57 Внутреннее строение млекопитающих Лабораторная работа №4 «Строение скелета млекопитающих» Урок изучения новых знаний с элементами практикума 1 Скелет и мускулатура. Системы органов и их функции (пищеварительная, выделительная, кровеносная). Нервная система и органы чувств. Поведение, способы общения. Лабораторная работа №4 «Строение скелета млекопитающих» Знать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы
Уметь проводить наблюдения и фиксировать их результаты. Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
58 Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Урок изучения новых знаний 1 Размножение и развитие. Забота о потомстве. Сезонные явления. Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровностиУметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений
Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов
59 Происхождение и многообразие млекопитающих. Урок изучения новых знаний 1 Биоразнообразие млекопитающих. Подклассы и отряды. Яйцeклaдyщиe. Сумчатые. Плацентарные. Насекомоядные, Рукокрылые, Неполнозубые. Приматы, Грызуны. Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие. Китообразные. Непарнокопытные. Парнокопытные. Знать черты сходства и различия млекопитающих и рептилий
Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотографиях, устанавливать систематическую принадлежность
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах и мерах по их охране
60 Отряды насекомоядные и рукокрылые Урок изучения новых знаний 1 Характеристика отряда насекомоядные и рукокрылые. Знать принципы классификации млекопитающих
Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли животных разных отрядов в экосистемах, об особенностях строения и поведения.
61. Отряды грызуны и зайцеобразные, хищные Урок изучения новых знаний 1 Характеристика отряда грызуны и зайцеобразные, хищные. Знать принципы классификации млекопитающих
Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия
Систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц
62. Отряды китообразные, ластоногие Урок изучения новых знаний 1 Характеристика отряда китообразные, ластоногие. Знать принципы классификации млекопитающих
Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия
Систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц
63 Отряды парнокопытные и непарнокопытные, хоботные Урок изучения новых знаний 1 Характеристика отряда парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. Знать принципы классификации млекопитающих
Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия
Систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц
64 Отряд приматы. Урок изучения новых знаний 1 Характеристика отряда приматы. Знать характерные черты строения приматов, черты сходства строения человекообразных обезьян и человека
Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации об эволюции хордовых животных
65 Экологические группы млекопитающих Урок изучения новых знаний 1 Происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся. Основные экологические группы современных млекопитaющих.
Знать экологические группы животных,
Уметь характеризовать признаки животных экологической группы
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о экологических группах млекопитающих
66 Значение млекопитающих для человека Урок изучения новых знаний 1 Роль млекопитающих в биоценозах и их значение в жизни человека. Домашние животные и их происхождение. Животноводство. Промысловые млекопитающие, рациональный промысел. Разведение, акклиматизация и реакклиматизация зверей. Охрана редких и вымирающих видов. Значение заповедников и зоопарков для сохранения биоразнообразия млекопитающих. Знать особенности строения представителей класса Млекопитающие, основные направления животноводства, особенности строения и образа жизни предков домашних животных
Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации по охране диких животных, об этике отношения к домашним животным, о достижении селекционеров в выведении новых пород
67 Контрольная работа №7: «Млекопитающие» Контроль знаний 1 Класс млекопитающие. Места обитания и внешнее строение млекопитающих.
Внутреннее строение млекопитающих Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.
Происхождение и многообразие млекопитающих.
Отряды насекомоядные и рукокрылые
Отряды грызуны и зайцеобразные, хищные
Отряды китообразные, ластоногие
Отряды парнокопытные и непарнокопытные, хоботные
Отряд приматы.
Экологические группы млекопитающих
Значение млекопитающих для человека Формулируют и объясняют основные понятия, формируемые
в ходе изучения темы
Тема V Развитие животного мира на Земле 2 ч. 68 Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Урок изучения новых знаний 1 Причины многообразия животного мира. Эмбриональное развитие. Историческое развитие животных. Учение Ч. Дарвина об историческом развитии органического мира. Понятия «изменчивость» и «наследственность». Искусственный отбор. Естественный отбор. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. Знать принципы классификации животных, стадии зародышевого развития, основные положения учения Ч. Дарвина
Уметь приводить примеры многообразия животных,
Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле
69 Основные этапы развития животного мира на Земле. Современный животный мир. Экологические проблемы. Урок изучения новых знаний 1 Основные этапы развития животного мира на Земле. Развитие от одноклеточных животных к многоклеточным. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. Расцвет пресмыкающихся. Расцвет зверей и птиц. Уровни организации жизни: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный.
Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных
Уметь устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах
Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных этапов эволюции животных
70 Итоговый урок Письменный контроль
1 Раздел «Животные» Уметь систематизировать знания по темам раздела "Животные"
Применять основные виды деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям
Всего 70