Активизация познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития на уроках русского языка с использованием игровых методов обучения
Активизация познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития на уроках русского языка с использованием игровых методов обучения
Е.В. Югина, учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР муниципального
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 68», г. Ярославль, Россия
Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ей посвящены работы психологов Л.С. Выготского, Н.П. Блонского, В.А. Крутецкого, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера. Большое внимание данной проблеме уделяли ученые Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Все они едины во мнении, что активизация познавательной деятельности обучающихся является эффективным средством обучения и воспитания школьников, направлена на овладение знаниями, умениями, навыками, активизирует познавательный интерес, который содействует умственному развитию ребенка.
У обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) учебная мотивация выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР, поэтому главная задача учителя на уроке – обеспечение самостоятельной деятельности обучающихся. Для этого учитель должен создать условия для активного включения обучающихся в познавательный процесс и обеспечить их необходимой эмоциональной поддержкой [2, с. 17].
Коррекционная направленность уроков в специальных коррекционных классах VII вида должна обеспечиваться системой и методами изучения учебного материала, учитывающими индивидуальные особенности развития обучающихся. Учебный процесс в таком классе должен выстраиваться через совместную деятельность учителя и ученика в атмосфере делового сотрудничества. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают.
Одним из главных рычагов активизации познавательного интереса в учебной деятельности является создание условий, обеспечивающих ребенку успех, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей с ЗПР, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка [5, с. 39].
Применение игровых методов обучения на уроках русского языка позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность и повысить познавательную активность школьников. Кроме того, игра дает возможность даже самым слабым обучающимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.
Несмотря на всю важность и знание игры в учебном процессе, она не должна становиться самоцелью или средством развлечения учеников. Дидактическая игра – это традиционное упражнение, облеченное в занимательную форму. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включаться в детскую игру – тоже один их показателей педагогического мастерства учителя. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний [1, с. 49].
Например, при изучении раздела «Письмо. Орфография» в пятом классе для развития навыка грамотного письма можно использовать дидактическую игру «Найди потерявшуюся букву» (найти недостающие буквы в словах: б...гряный, бел..нький, з...леный, г...лубой, л...зурный). При изучении раздела «Лексика» в пятом-шестом классах для развития логического мышления можно использовать игру “Кто быстрее” (из букв предложенного слова составить другие слова: инопланетянин – енот, тина, план, пила, пол). При изучении раздела «Морфология» в шестом-седьмом классах для развития внимания к фактам языка можно использовать дидактическую игру «Четвертый лишний» (найти слова, не относящиеся по морфологическим признакам к деепричастиям: пробежав, читая, темнеющий, засыпая). При изучении раздела «Синтаксис. Пунктуация» в восьмом-девятом классах для активизации познавательной активности обучающихся с ЗПР можно использовать игру «Помоги рассеянному» (вставить недостающие знаки препинания в предложения: Вот терем странный и милый, высится в тени листвы. Полоса света, подкравшись сзади понеслась навстречу другим полосам и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой).
Многие занимательные упражнения и задания можно строить на материале различной трудности. Такой подход даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к обучающимся с ЗПР, обеспечивая участие в одной дидактической игре учеников с разным уровнем знаний.
Дидактические игры и занимательные задания должны представлять собой систему. С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, учитель меньше затрачивает времени на пояснение содержания и правил игры. С другой стороны, постепенно усложненная игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает. В процессе правильно организованной игры, дети выполняют большое количество заданий и упражнений в быстром темпе [4, с. 124].
Использование игровых методов обучения на уроках русского языка позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала обучающимися с ЗПР. Благодаря активной познавательной деятельности они становятся самостоятельнее, активнее, способны работать уже не на репродуктивном уровне, а самостоятельно делать выводы, изобретать, творить. Посредством использования дидактических игр на уроках русского языка школьники учатся применять собственные знания в новых ситуациях, самостоятельно добывать их и использовать в практической деятельности.
Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание обучающихся к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, а значит, и качества образования.
Активная познавательная деятельность делает урок интересным для учеников с ЗПР, сама по себе способствует организации их внимания, развития индивидуальных способностей, психических функций [3, с. 58].
Преобразования познавательной сферы, происходящие с ребенком в школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития личности и психики человека в целом. Одна из главных задач учителя, работающего в специальных коррекционных классах VII вида, – это активное включение обучающихся с ЗПР в познавательный процесс, реализуемый на уровне возможностей и способностей каждого ученика.
Литература
1. Конева Е.В. Учителю о детях с задержкой психического развития / Е.В. Конева, С.Б. Корнилова. – Ярославль: Ремдер, 2003. – 134 с.
2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Просвещение, 1989. – 387 с.
3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Просвещение, 1992. – 358 с.
4. Минский Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1996. – 156 с.
5. Слепович Е. С. Игровая деятельность школьников с ЗПР. – М.: АРКТИ, 2002. – 236 с.
6. Тригер Р. Д., Владимирова Е. В. Дидактический материал по русскому языку для детей с ЗПР. – М.: ВАКО, 1992. – 224 с.
7. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М.: Просвещение, 1995. – 217 с.
15