Рабочая прграмма внеурочной деятельности Играйте на здоровье 2-4 классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»
«Рассмотрено»
на заседании
методического объединения
протокол № _______
от «___»_________2014г. «Рассмотрено»
на заседании
научно-методического совета
протокол № _______
от
«___»_________2014г.
«Согласовано»
заместитель директора
____________________
( роспись курирующего заместителя директора)
«___» __________2014г.
Утверждено приказом
директора Лицея
_________________
от
«___»__________2014г.
№____________
Рабочая программа курса дополнительного образования
по физическому воспитанию
секция общей физической подготовки «Играйте на здоровье!»
(наименование учебного предмета)
Начальная школа, 2-4 классы
(уровень, ступень образования)
2 класс – 30 ч, 3-4 класс – 32 ч.
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Пахтеева Светлана Александровна, учитель физической культуры
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Югорск, 2014 г.
Пояснительная записка
Согласно ФГОС, Федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательногопроцесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды
деятельности школьников по решению задач их воспитания и социализации.
Стратегическая цель в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры. Система образования Югры должна стать основой динамичного экономического роста и социального развития региона, фактором его благополучия и безопасности. Согласованность целей программы с целями образовательного учреждения (Программа развития на 2011-2016 г.г.) и автономного округа, позволяют вносить вклад в эффективную реализацию образовательного процесса в лицее, добиваться решения стратегических задач по развитию образования в автономном округе и страны в целом.
Рабочая программа и тематическое планирование составлены в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.
Способ решения педагогических задач:
- через взаимодействие разнообразных социальных институтов, прежде всего
взаимодействие семьи, участие в олимпиадах;
-при проектировании занятий программы учитываются социальнопсихологические особенности учащихся (соответствие возрасту, интересам), учебно-материальная база, соблюдение санитарно – гигиенических норм.
Формы представления результатов решения педагогических задач
внеурочной деятельности: педагогический мониторинг, участие в олимпиадах и конкурсах. Для формирования основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности обучающихся в проведении разнообразных форм занятий физической культурой реализуются формы обучения: соревновательная, игровая. В процессе решения задач применяются методы воспитания: убеждение, совет, одобрение, создание воспитывающих ситуаций, соревновательный.
Для повышения двигательной активности и привития мотивации к занятиям физическими упражнениями используются современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений.
личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры.
Актуальность выбора определена следующими факторами: В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации здоровьесберегающего обучения, который затрагивает ряд проблем:
учет физиологических аспектов младшего школьного возраста;
организация учебной работы в школе с учетом здоровьесберегающих технологий;
организацию уроков здоровья как путь к улучшению функционального состояния организма учащихся.
Таким образом, через внеурочную деятельность по стандартам второго поколения можно привести учащихся к осознанию необходимости ведения здорового образа жизни. Так возникла идея организации спортивной секции общей физической подготовки «Играйте на здоровье!», девиз которой: «Движение – это жизнь».
Направление спортивной секции:
мотивация здорового образа жизни человека;
пропаганда активного двигательного режима ребенка;
познание своего организма посредством рассматривания вопросов:
валеологической культуры;
из истории медицины;
традиционных и нетрадиционных способов оздоровления (сохранения здоровья);
влияние окружающей среды на уровень здоровья человека.
Цель:
Формирование основ здорового образа жизни и увеличение двигательной активности учащихся через системный подход к внеурочной деятельности. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Задачи:
Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
Формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Календарно - тематический план.
«Путешествие на остров Здоровья» 2 класс
№
урока Дата Тема урока
Теоретические элементы содержания урока Основные виды практической двигательной деятельности
План Факт 1 12.09 Кто я? Я не похож на других!
Кроссовая подготовка, п/и «Догонялки», «Шалунишки»
2 19.09 Я расту- измерение роста, веса, размера ноги и ладони. (диагностика Обучение технике высокого старта, бег 30м на ускорение, п/и «Нос-ухо», эстафеты
3 26.09 Как нужно ухаживать за собой? Обучение технике прыжка в длину с места, п/и «Садовник»
4 3.10 Что такое хорошо? Совершенствование прыжка в длину с места, эстафеты
5 10.10 Чтобы кожа была здоровой Обучение технике низкого старта, бег 20м на ускорение, п/и «Палочка-выручалочка»
6 16.10 Времена года Обучение навыку подтягивания на перекладине (высокая, низкая), п/и «Вышибалы»
7 24.10 Что я знаю об одежде?
Д/и «Оденься правильно» Обучение комплексу «Силовые упражнения»,
п/и «Шмель»
8 31.10 Игровое занятие П/и «Вышибалы», «Салки-ёлочки», «Хвостики»
9 14.11 Дневник самоконтроля
релаксация «Отдых» Обучение комплексу «Утренняя зарядка», эстафеты
10 21.11 Твой режим дня
Совершенствование навыка подтягивания на перекладине, п/и «Часы»
11 28.11 Зачем человек ест?
Д/и «Что лишнее?» Совершенствование техники низкого старта, бег 20м на ускорение, п/и «Съедобное-несъедобное»
12 5.12 Какая пища полезней?
Д/и «Что полезно детям?» Совершенствование метания мяча в цель, п/и «Слепой медведь»
13 12.12 Зачем мы спим?
Релаксация «Тишина» Обучение навыку сгибания рук в упоре лежа, п/и «Лягушки»
14 19.12 Я и мое настроение
Д/и «Угадай настроение» Обучение навыку челночного бега 3х10 м, п/и «Вышибалы», «Нос, пол, потолок»
15 26.12 Мой мозг
Д/и «Тренируем мозг» Закрепление комплекса «Силовые упражнения», поднимание туловища из положения лежа за 30с, п/и «Краски», эстафета
16 16.01 Головной мозг – мой начальник Совершенствование челночного бега 3х10, 4х10, п/и «Кошки-мышки»
17 23.01 Почему я слышу?
Д/и «Слушай внимательно» Обучение различным видам передвижений на ограниченной площади опоры, п/и «Живая мишень»
18 6.02 Как я распознаю запахи?
Д/и «Угадай по запаху»
Упражнения на развитие гибкости с использованием мешочков с наполнителем, п/и «Мяч через сетку»
19 20.02 Как мы дышим и зачем?
Д/и «Легкий комочек» (игра с ваткой) Комплекс упражнений на развитие гибкости с использованием мешочков с наполнителем, п/и «Пятнашки»
20 27.02 Красивая осанка – это просто!
Д/и «Дефиле спортивной одежды» Обучение подниманию туловища из положения лежа за 30с, п/и «Утки и охотники»
21 6.03 Ухаживай за руками и ногами, самомассаж рук и ног
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия
П/и «Липкие пни», «Волк во рву»,
22 13.03 Как работает сердце? Мой пульс Лучший тренер – короткая скакалка, п/и «Салки», «Любимый самокат»
23 20.03 Органы пищеварения
Обучение метанию в цель – « Дартс»,
п/и «Перестрелка»
24 3.04 Чтобы зубы были крепкими
Закрепление навыка метания в цель – «Дартс»
Эстафеты с преодолением горки матов
25 10.04 Откуда берутся болезни? Самомассаж от простуды Совершенствование сгибания рук в упоре лежа, п/и « Школа мяча»
26 17.04 Лекарства – друзья и враги
Закрепление навыка поднимания туловища
Эстафеты с прыжками через предметы.
27 24.04 Закаливание
Д/и «Эмблема здоровья» Лучший тренер – длинная скакалка, наклон вперед (развитие гибкости), п/и «Два Мороза»
28 8.05 Знакомство с лекарственными растениями: ягоды, травы и цветы. Д/и «Собери цветок» Совершенствование челночного бега 3х10 м, 4х10 п/и «Мяч через сетку»
29 15.05 Почему я вижу? Г-ка для глаз «Божья коровка».
Д/и «Зеркало» Совершенствование бега 30 м с максимальной скоростью, п/и «Салки - догонялки»
30 22.05 Что мы запомнили? Кроссовая подготовка, п\и «Перестрелка»
«Путешествие в страну Спортландию» 3-4 класс
№
урока Дата Тема урока
Теоретические элементы содержания урока Основные виды практической двигательной деятельности
План Факт 1 10.09 Дневник самоконтроля, диагностика
Обучение технике высокого старта, бег 30м на ускорение, п/и «Салки-догонялки»
2 17.09 Каждый человек имеет право на имя Обучение технике эстафетного бега , п/и «Нос-ухо», эстафеты
3 24.09 Правила поведения в случае болезни Обучение технике прыжка в длину с прямого разбега, п/и «Садовник»
4 1.10 С врачами нужно дружить
Совершенствование прыжка в длину с места, эстафеты
5 8.10 Закаляйся, если хочешь быть здоров! Совершенствование техники прыжка в длину с прямого разбега, п/и «Палочка-выручалочка»
6 16.10 Как устроен человек: скелет, мышцы Обучение навыку подтягивания на перекладине (высокая, низкая), п/и «Вышибалы»
7 22.10 Сила и доброта у человека рядом. Силовые упражнения Обучение комплексу «Силовые упражнения»,
п/и «Шмель»
8 29.10 Игровое занятие П/и «Вышибалы», «Свечка», «Штандер», «Уголки»
9 12.11 Питание спортсмена
Обучение технике низкого старта, бег 20м на ускорение, п/и «Пас ногой»
10 19.11 Выпадение молочных зубов у детей Совершенствование метания мяча в цель п/и «Часы», «Мяч капитану»
11 26.11 Органы дыхания Совершенствование прыжка в высоту с прямого разбега, п/и «Догонялки»
12 3.12 Органы кровообращения Совершенствование навыка подтягивания на перекладине, п/и «Слепой медведь»
13 10.12 Органы чувств
Совершенствование навыка сгибания рук в упоре лежа, п/и «Школа мяча», «Живая мишень»
14 17.12 Берегите глаза – органы зрения. Г- ка для глаз «Куда едет машинка?» Обучение навыку челночного бега 3х10 м, 4х10, п/и « Меткий стрелок», «Салки-ёлочки»
15 26.12 Нервная система. Д/и на внимание «Не перепутай» Обучение подниманию туловища из положения лежа за 30с, п/и «Попади по катящемуся мячу», «Любимый самокат»
16 14.01 Силу воли воспитывает утренняя зарядка
Закрепление навыка поднимания туловища из положения лежа за 30 сек, п/и «Кошки-мышки»,
«Мяч капитану»
17 21.01 Исправление нарушения
осанки Комплекс упражнений на развитие гибкости с использованием мешочков с наполнителем,
п/и «Мяч через сетку»
18 28.01 Профилактика плоскостопия Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия, п/и «Пас ногой», эстафеты
19 4.02 Олимпийские игры: зимние и летние Обучение различным видам передвижений на ограниченной площади опоры, п/и «Утки и охотники», «Липкие пни»
20 11.02 Стрельба как вид спорта Совершенствование метания мяча на дальность, техники метания в цель – «Дартс», п/и « Школа мяча» с метанием: в цель, на дальность, прицельно по катящемуся мячу
21 18.02 Туризм как вид спорта Обучение лазанию по канату
п/и «Пятнашки», п/и «Живая мишень»
22 23.02 Будь осторожен дома!
Комбинированные эстафеты с гимнастическим оборудованием: г/стенка, г/козел, н/бревно, г/скамейка, горка матов, фитболы, скакалка, обруч
23 4.03 Когда домашние животные бывают опасны? Совершенствование наклона вперед (развитие гибкости), п/и «Мяч через сетку»
24 11.03 Как вести себя в случае пожара? Совершенствование сгибания рук в упоре лежа,
эстафета «Тренировка пожарных»
25 18.03 Когда тебе грозит опасность?
Совершенствование навыка лазания по канату.
П/и «Перестрелка»
26 8.04 Что такое переутомление?
релаксация «Сон» Совершенствование навыка подтягивания на перекладине, п/и «Пионербол»
27 22.04 Проверь себя! (Дневник контроля, диагностика) Лучший тренер – длинная и короткая скакалка, п/и «Мяч ловцу»
28 29.04 Правила поведения в общественном транспорте Совершенствование техники низкого старта, бег 20м на ускорение. Эстафеты с преодолением горки матов, с прыжками через предметы
29 6.05 Правила поведения на улице Совершенствование челночного бега 3х10 м, прыжка в длину с прямого разбега и с места, п/и «Волк во рву»
30 13.05 Королева спорта - легкая атлетика Совершенствование бега 30 м с максимальной скоростью, п/и «Мяч ловцу», эстафеты
31 20.05 Творческий отчет. Совершенствование техники эстафетного бега, кроссовая подготовка, п/и «Штандер»
32 27.05 Итоги работы кружка. Любимые п\и: «Перестрелка», «Салки-ёлочки», «Чай-чай».
Содержание и структура изучаемого курса.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе рабочих программ: 1)«Физическая культура. Предметная линия учебников А.П. Матвеева 1–4 классы» (А.П. Матвеев – М.: Просвещение, 2011), 2)«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: просвещение, 2005), 3) «Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. (Л.Н. Волошина. АРКТИ, 2004), 4)«Уроки здоровья в начальной школе, стандарты второго поколения» (Э.Н. Петлякова. ООО «Феникс» 2011). Работа спортивной секции общей физической подготовки «Играйте на здоровье!» построена на трех принципах: доступность, эмоциональность и эффективность. Доступность основывается на использовании простых, но полезных общеразвивающих упражнений, спортивных и подвижных игр. Эффективность заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Эмоциональность достигается путем использования музыкальных сопровождений и образных упражнений по видам спорта, которые отвечают возрастным особенностям младших школьников, склонных к подражанию. Особый эмоциональный эффект вносит применение в работе компьютера, интерактивной доски, магнитофона.
Работа спортивной секции общей физической подготовки «Играйте на здоровье!» строится в два этапа:
- 2 класс «Путешествие на остров Здоровья»
Задачи:
формировать у детей потребность к здоровому образу жизни;
выявить физиологическую и психологическую предрасположенность каждого ребенка к определенному виду спорта, информировать родителей, как законных представителей детей с предложением записать ребенка в городскую секцию для углубленного занятия спортом.
- 3-4 класс «Путешествие в страну Спортландию»
Задачи:
ознакомить детей с максимальным количеством видов спорта;
развить творческое воображение, фантазию детей, обогатить речь детей спортивной терминологией;
повышать уровень валеологической образованности детей как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения в непредвиденных ситуациях оказания элементарной медицинской и психологической помощи себе и окружающим людям.
Планируемые результаты
В процессе теоретической и тренировочной деятельности учащиеся:
1) должны отражать полученные знания:
овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнение технических действий из базовых видов спорта; применение их в игровой и соревновательной деятельности.
должны уметь:
-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
-использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
-измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
-характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении физических упражнений, проявлять доброжелательное и уважительное отношение в подвижных и спортивных играх;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
-соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Методическое обеспечение
(материально-техническое оснащение)
Аудио-центр с системой озвучивания спортивных залов, интерактивная доска, компьютер, принтер лазерный, спортивное оборудование, нестандартный инвентарь.
Список литературы.
«Тело человека» энциклопедия для детей. Москва «Махаон» 2008
«Уроки здоровья в начальной школе, стандарты второго поколения». Э.Н. Петлякова. ООО «Феникс» 2011
«Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет». Л. Ф. Тихомирова Ярославль Академия развития 2002
Энциклопедический словарь юного спортсмена. Москва «Педагогика» 1980
Всеобщая история физической культуры и спорта. Л. Кун Москва «Радуга» 1982
«Лыжный спорт» Азбука спорта. И.Б. Масленников Москва «Физкультура и спорт» 1984
«Подружись с «королевой спорта». Е. А. Малков Москва «Просвещение» 1987
«Физическая культура. Предметная линия учебников А.П. Матвеева 1–4 классы» А.П. Матвеев – М.: Просвещение, 2011
«Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. Л.Н. Волошина. АРКТИ, 2004