Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.


Урок 10. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.
Цели деятельности учителя Способствовать формированию умения обращаться с лабораторным оборудованием, готовыми микропрепаратами.
Тип урока Исследование
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получать возможность научиться: работать с лабораторным оборудованием, готовыми микропрепаратами.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентностность): овладеют способностями понимать учебную задачу урока, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстрационный; групповая, фронтальная, индивидуальная.
Практическая работа.
Образовательные ресурсы Сухова, Т. С. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. М.: Вента-Граф, 2014.
Оборудование Лабораторное оборудование: микроскоп, набор готовых микропрепаратов, изображения одноклеточных организмов, клеток многоклеточных организмов.
ПК, медиапроектор.
Наглядно-демонстрационный материал Зрительный ряд: изображения одноклеточных организмов, клеток многоклеточных организмов.
Основные понятия и термины Признаки живого.
Ткань.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
Организация начала урока Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала Вступительное слово.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с удивительным и загадочным микромиром. Но перед этим давайте вспомним правила работы с микроскопом. Познавательная: слушают, объясняют правила работы с микроскопом.
Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем.
Фронтальная.
Индивидуальная. Регулятивные: оценивают свои знания и знания одноклассников.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают и принимают значения знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Организация рабочего места.
Устные ответы.
Изучение нового материала Беседа
Работа с учебником и рабочей тетрадью, выполнение практической работы.
Беседа.
Практическая работа. Сегодня наше исследование будет касаться одноклеточных и многоклеточных организмов. Посмотрите в учебник, на рисунке 30 в учебнике изображены одноклеточные организмы (хламидомонада, инфузория-туфелька, дрожжи). Одна клетка представляет собой целый организм и обладает всеми признаками живого. Назовите эти признаки самостоятельно и запишите их в тетради.
-Приступим к практической работе.
-Какова ее цель? Верно, познакомиться с одноклеточными и многоклеточными организмами.
-Рассмотрите под микроскопом предложенные вам микропрепараты. Зарисуйте клетку-организм (по выбору) в тетради. Не забывайте о технике безопасности при проведении практической работы.
-Посмотрите на следующий рисунок, на нем представлены группы сходных по строению и выполняемой функции клеток многоклеточных организмов (растений-клетки мякоти листа, кожицы листа, клетки стебля; животных-клетки кожи, мышцы, костная ткань).
Такие групп клеток, объединенных сходным строением, общим происхождением и выполняемой функцией, называют тканью.
-В многоклеточном организме клетки выполняют какую-то определенную функцию. Вспомните, для чего нужны зеленые клетки листьев.
-А как вы думаете, какую роль играют мышечные клетки?
-А клетки кожи?
-А если сравнить клетку одноклеточного организма и многоклеточные? Функции у них одинаковые или нет?
-Как вы думаете, каких организмов на планете больше: многоклеточных или одноклеточных? Почему?
- Все верно – многоклеточных организмов больше, так как одной клетке труднее выжить в изменяющихся условиях окружающей среды?
- Продолжаем работу.
- Рассмотрите под микроскопом и зарисуйте в тетради клетки многоклеточного организма, используя готовые микропрепараты. Познавательная: отвечают на вопросы, делают записи, работают с лабораторным оборудованием.
Регулятивная: контролируют записи в тетради, сличая их с эталоном в учебнике.
Коммуникативная: строят понятия для партнера высказывания.
Познавательная: отвечают на вопросы
Познавательная: работают по заданиям в учебнике, в рабочей тетради, делают выводы.
Коммуникативная: слушают. Индивидуальная.
Групповая, индивидуальная.
Фронтальная.
Фронтальная.
Групповая, индивидуальная.
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников (материалы учебника, тетради, беседа учителя).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.
Познавательные: формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия.Познавательные: извлекают необходимую информацию при работе с учебником, слушая учителя.
Регулятивные:
делают выводы.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Устные ответы, работа в тетради.
Итог урока. Рефлексия деятельности Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. -Наш урок подходит к концу.
-Что нового вы узнали на этом уроке, чем он вас удивил?
-Работа с микроскопом очень ответственное занятие. Не забывайте о правилах работы. Коммуникативная: отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение. Фронтальная. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Регулятивные:
Оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету.
Устные ответы.