Урок литературы по рассказу Л.Н. Андреева Кусака.
Тема: Л.Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с основными событиями из жизни и творчества Л.Н. Андреева, его рассказом «Кусака», выявить отношения между людьми и собакой, показать роль композиции пейзажа, роль портретных зарисовок; воспитывать способность к переживанию и сопереживанию, что является проявлением духовности.
Развивающая: развивать навыки анализа художественного текста, работы с иллюстрацией к тексту.
Воспитательная: воспитывать чувство сострадания к братьям нашим меньши, чувство ответственности за тех, кого приручили.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, эврестический, творческое чтение.
Приемы: ответы на вопросы, работа с цитатами, рассказ обучающихся, составление плана к рассказу, краткий пересказ, написание сочинения-метаморфозы.
Оборудование: текст произведения, портрет Л.Н. Андреева.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей урока.
III. Эмоциональная подготовка к восприятию нового материала.
Беседа.
- Ребята, наверное, у многих из вас дома живут домашние любимцы? Как вы к ним относитесь? (обучающиеся говорят о своих питомцах).
- Способны ли вы на жестокое отношение к животным? Ведь они такие же, как и мы: имеют сердце, чувства, привязываются к человеку.
К сожалению, не все люди понимают, что у животных тоже есть душа, что они тоже могут испытывать боль, одиночество. Они маленькие и легкоранимые существа. Человек порой бывает с ними жесток, не всегда осознавая это. Тема взаимосвязи человека и животных во все века затрагивалась поэтами и писателями, потому что сущность человеческая не может раскрыться без отношения человека к природе, к живому царству.
- Вспомните, какие поэты или писатели писали о животных? («Хорошее отношение к лошадям», В. Маяковский, «Муму» И.Тургенев).
Послушайте стихотворение С. Есенина о собаке и ответьте на вопрос: какие эмоции оно вызвало у вас?
«Песнь о собаке» Сергей Есенин
Утром в ржаном закуте,Где златятся рогожи в ряд,Семерых ощенила сука,Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,Причесывая языком,И струился снежок подталыйПод теплым ее животом.
А вечером, когда курыОбсиживают шесток,Вышел хозяин хмурый,Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,Поспевая за ним бежать…И так долго, долго дрожалаВоды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,Слизывая пот с боков,Показался ей месяц над хатойОдним из ее щенков.
В синюю высь звонкоГлядела она, скуля,А месяц скользил тонкийИ скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,Когда бросят ей камень в смех,Покатились глаза собачьиЗолотыми звездами в снег.
(Обучающиеся рассказывают свое впечатление от прослушанного стихотворения).
Поэт Эдуард Асадов в своем стихотворении тоже задавался вопросом: а всегда ли человек гуманно относится к животным?
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
На этот вопрос нам ответит рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Но сначала поговорим об авторе. Что вы о нем узнали из учебника?
IV. Работа над новой темой.
1. Рассказ обучающихся о писателе.
2. Анализ рассказа «Кусака».
Сегодня вы познакомитесь еще с одним рассказом о животных, который написал Леонид Андреев в 1901 году. О собаке по имени Кусака. Его вы прочитали дома. Какое настроение у вас вызвал рассказ? Почему?
Какой эпизод был особенно трогательным?
Вспомним, что такое рассказ?
Какие жанровые признаки рассказа вы можете выделить?
Какова тема рассказа?
На какие эпизоды можно разделить произведение? Давайте составим план по эпизодам.
3. Составление простого плана к рассказу.
Потеря доверия собаки к людям.
Возвращение доверия к людям.
Кусаку снова предали.
Тоска собачья: «Собака выла...».
4. Работа с цитатами.
Выписать из текста цитаты, которые передают настроение каждого эпизода.
5. Пересказ рассказа по плану с использованием выписанных цитат.
6. Твореское задание. А теперь давайте проявим творчество: напишем сочинение-метаморфозу на тему «Я Кусака» или «Я собака без хозяина» и опишем, какие чувства, по вашему мнению, могут испытывать животные, находящиеся в ситуации, когда они никому не нужны и им приходится жить на улице.
V. Рефлексия.
- Как вы думаете, сможет ли Кусака еще раз довериться людям?
- Как вы думаете, правильно ли Лёля поступила, что оставила Кусаку на даче?
- Какова идея рассказа? ( Писатель призывает нас обратить внимание на то, что люди очень жестоки по отношению к животным и друг к другу, эгоистичны и каждый думает только о себе. Никто не задумывается над чувствами ближнего своего. Никто не задумывается, что у животных тоже есть душа, и они могут быть вернее любого человека. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «Мы в ответе за тех, кого приручили». Давайте всегда будем помнить об этом!)
VI. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили».