Рабочая программа по внеурочной деятельности Я изучаю родной край.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова
«31» августа 2016 года
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
на 2016 – 2017 учебный год
Мысова Марина Валериевна
Ф.И.О. преподавателя
«Я изучаю родной край»
название кружка
3 «Е» класс / 1 час в неделю
Классы / количество часов в неделю
3 класс / 34 часа в год
Классы / количество часов в год
Подольск
2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
духовно-нравственного направления
«Я изучаю родной край»
Структура документа
Рабочая программа включает:
краткую пояснительную записку, содержащую статус документа, обоснование выбора данной программы, общую характеристику курса , ценностные ориентиры содержания данного курса и его место в плане внеурочной деятелности «МОУ Гимназии № 7»;
содержание курса;
планируемые результаты обучения;
учебно-методическое обеспечение;
тематическое планирование с характеристикой деятельности (УУД) по тематическим разделам;
календарно-тематическое планирование с характеристикой деятельности (УУД) по тематическим разделам .
Реализация рабочей программы рассчитана на 1 год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа кружка «Я изучаю родной край» разработана:
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
на основе авторской программы курса «Краеведение» Григорьев Д. В., Степанов П. В., приведённой в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и возможностями УМК «Начальная школа XXI века»
в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» города Подольска, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Обоснование выбора курса
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление.
Программа курса «Я изучаю родной край» направлена на знакомство с родным краем, обобщение и углубление знаний о нём. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностное отношение к своей стране, краю, району, городу; дети научатся работать с различными источниками информации; анализировать, обобщать и представлять готовый продукт деятельности.
Общая характеристика кружка
Курс «Я изучаю родной край» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Цели кружка:
Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Основные задачи:
формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов учебного плана);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам станицы, города, района, изучения учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Московской области, (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, изучения вариативных учебных дисциплин);
Ценностные ориентиры содержания кружка
Программа курса «Я изучаю родной край» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе.
Программа интегрированного курса «Я изучаю родной край» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Место кружка в плане внеурочной деятельности МОУ «Гимназия № 7»
В плане внеурочной деятельности МОУ «Гимназия №7» духовно-нравственного направления на кружок «Я изучаю родной край» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа.
Планируемые результаты
Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан- гражданственность.
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
Учебно-методическое обеспечение
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.– М.: Просвещение, 2010 г.;
2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы/ под ред.
Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
Д. Д. Панков «Фронтовые дороги Подольска». Очерки по истории Подольского края» (ч. №№ 1, 2), «Земля моя Подольская», «На пути к Берлину», «В моем сердце Отчизна одна»
Тематическое планирование
с характеристикой деятельности
№ п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
3 класс
1
«Горжусь тобой - мой край родной».
12
Знакомство с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю
2
Подольск – родимая земля.
7
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
3
Народные мастера Подмосковья.
8
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
4
Моя семья.
6
Слушать и понимать речь других людей.
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.
Резерв
1
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование
с характеристикой деятельности детей 3 «Е» класса
П/П
Наименование разделов и тем
Всего часов
Дата
Характеристика деятельности
План
факт
Горжусь тобой – мой край родной
12
Знакомство с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю
1
Что изучает краеведение.
05.09-09.09
2
Россия Родина моя. Символы государства.
12.09-16.09
3
Символ России – береза.
19.09-23.09
4
Москва – столица России.
26.09-30.09
5
Подмосковье – частица России. Символика края.
03.10-07.10
6
История возникновения города Подольска.
10.10-14.10
7
Территория и географическое положение города.
17.10-21.10
8
Территория и географическое положение города.
24.10-28.10
9
Исторические памятники родного края.
07.11-11.11
10
Конкурс стихов «Моя край родной»
14.11-18.11
11
Художники Подмосковья.
21.11- 25.11
12
Экскурсия в художественный музей.
28.11- 02.12.
Город в котором я живу
7
13
Подольск город воинской славы.
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
05.12-09.12
14
Экскурсия в музей боевой славы.
12.12-16.12
15
Культурное наследие Подольска.
19.12- 23.12
16
Музеи Подольска.
10.01- 13.01
17
Архитектурные памятники Подольска.
16.01- 20.01
18
Подольск – промышленный город.
23.01- 27.01
19
Викторина «Мой город»
30.01- 03.02
Народные мастера
8
20
ДПИ Подмосковья. Глиняная игрушка.
Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
06.02-10.02
21
ДПИ Подмосковья. Вышивка.
13.02-17.02
22
ДПИ Подмосковья. Плетение.
20.02-24.02
23
ДПИ Подмосковья. Ткачество.
27.02-03.03
24
Мастера ДПИ Подмосковья.
06.03-10.03
25
Экскурсия в историко - краеведческий музей.
13.03-17.03
26
Земляки, которыми гордится Подольск.
20.03- 24.03
27
Выставка детских поделок.
03.04- 07.04
Моя семья
7
Слушать и понимать речь других людей.
Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.
28
Моя семья. Моя родословная.
10.04-14.04
29
Я и моё имя.
17.04- 21.04
30
История моей фамилии.
24.04-28.04
31
Мой дом – моя крепость.
01.05-05.05
32
Герб моей семьи (творческая работа).
08.05-12.05
33
Игра – конкурс «Папа, мама и Я».
15.05-19.05.
34
Резерв
22.05-
26.05
Всего:
34
Рассмотрено на заседании
кафедры начальных классов
протокол № 1
от « 30 » августа 2016 года
Руководитель кафедры ___________
/М.А. Копылова/
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________/ О.М.Пискурева /
«30» августа 2016 года
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
15