Развитие эстетического вкуса учащихся как средство формирования мотивации школьников к изучению информационных технологий
Хаустова О.В.
Развитие эстетического вкуса учащихся как средство формирования мотивации школьников к изучению информационных технологий
Развитие информационной компетентности учащихся - это не только умение школьника самостоятельно находить теоретические знания, но и практические навыки использования компьютерных технологий при обработке найденной информации. Новые ФГОС нацеливают учителя формировать следующие умения школьника:
распознавать практические задачи,
формулировать их,
переводить проблемы в формат задач,
анализировать и оценивать свой результат,
развивать творческую активность ученика,
формировать навык работы в команде.
Одним из значимых информационно-коммуникационных умений современного школьника становится способность оформлять результаты своей деятельности, проекта по законам красоты.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, в быту. Общение с искусством и природой, как и межличностное общение, ярко демонстрируют, что прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль в жизни любого человека. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Таким образом, проблема выявления и анализа педагогических средств и условий, способствующих эстетическому воспитанию учащихся в процессе выполнения творческих заданий по информатике и впоследствии формирующих у школьников интерес к изучению информационных технологий, сегодня очень актуальна.
В решении задач эстетического воспитания большую помощь оказывают современные технические средства и новейшие информационные технологии. Компьютер является мощным познавательным средством для изучения всего того прекрасного, что за долгие годы накопило человечество, а также инструментом формирования художественного вкуса, развития фантазии и творческих способностей учащихся.
В практике нашей работы сложилось собственное понимание методики проведения урока информатики с точки зрения задачи формирования эстетически развитой личности. Для формирования мотивации к изучению информационных технологий нами выстраивается эстетическое содержание урока: творческие задания; использование возможностей компьютера для формирования художественного вкуса учащихся; осуществление межпредметных связей и т.п. На уроках гармонично соединяются изобразительное искусство, литература, история, музыка. Благодаря этому дети выводятся на путь самостоятельного творчества, что мотивирует их изучать информационные технологии. Школьники учатся тиражировать свои рисунки, дополнять композиции текстами собственных сочинений, создавать уникальные монохромные и многоцветные композиции. Для реализации таких задач на уроках информатики применяются индивидуальные творческие задания, отличающиеся по объёму и уровню сложности, например:
оформление почётной грамоты, поздравительной открытки;
титульной страницы любой книги или компьютерных иллюстраций к ней;
создание компьютерных макетов афиши для кинотеатров и рекламных щитов;
разработка фильмов-презентаций учебного характера и по любой интересующей теме;
оформление этикеток фармацевтических препаратов;
создание товарного знака, разработка условной символики семьи, школы;
восстановление старых и повреждённых фотографий;
моделирование различных физических процессов и явлений;
разработка прайс-листов и т.д.
Конечно же, развитие эстетического вкуса учащихся, их эстетическое воспитание в целом, неразрывно связано с индивидуальными психологическими особенностями детей, в частности, с их творческим мышлением, т.е. способностью отражать действительность, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Задача учителя – помочь школьнику приобщиться к миру прекрасного.
15