Статья Нетрадиционные формы сотрудничества семьи и школы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ.
Н.В. Булашева
Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна
О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социальных опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В тоже время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Всё труднее педагогам находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и всё-таки приходят в школу за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем.
Какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.
Главными формами взаимодействия школы с семьёй являются групповые формы работы и индивидуальные. К групповым можно отнести такие формы сотрудничества, как родительские собрания ( обмен мнением, диспут, конференция, круглый стол), вечера вопросов и ответов, родительские университеты, презентации достижений семей, лекции, Дни творчества школы, выездные собрания, совместная подготовка и проведение школьных праздников «День знаний», «Честь школы», танцевальное шоу, фестиваль патриотической песни, смотр строя и песни, «Последний звонок», конкурс «Интеллектуал года», «Ученик года», концерты, совместные экскурсии и походы, рейды. Все перечисленные формы успешно используются в МОУ Кутарбитской средней общеобразовательной школе. Групповые формы работы уместны для организации психологического и педагогического просвещения родителей, для встреч с администрацией по самым насущным проблемам школьной жизни. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания форм взаимодействия и управлении школой. Такая возможность предоставлена родителям в нашей школе через работу Управляющего совета, школьный и классные родительские комитеты.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести следующие: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, час откровения, родительский дневник, родительский клуб, родительские ринги.
Родительские чтения.
Очень полезной и необходимой формой работы с семьёй являются родительские чтения. Они дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определённой проблеме, высказать своё к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковой среде. Родители сами определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют, библиотекарь подбирает литературу, родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чтениях. Родительские чтения позволяют пересмотреть многим родителям свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребёнка и на своё отношение к нему.
Родительские вечера.
Их уместно проводить для сплочения коллектива родителей класса и школы. Проводить можно 1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Они собираются для того, чтобы понять друг друга, помочь друг другу, поделившись опытом воспитания с другими родителями. Примерные темы родительских вечеров: - Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу? - Друзья моего ребёнка. – Праздники нашей семьи. – Наказания и поощрения в семье. – День рождения нашей семьи. – Взаимоотношения поколений. – Как мы учим своего ребёнка трудиться. – Роль папы в семье. Семейные диалоги.
Родительские тренинги.
Родительские тренинги достаточно эффективная форма формирования культуры быть родителем. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность возрастает. Тренинги проводятся с группой, состоящей из 12-15 человек. Родители должны активно в них участвовать и регулярно посещать. Проводится психологом, включает в себя 5-8 занятий. Возможны занятия вместе с детьми. В отсутствии психолога можно проводить часы откровения, исходя из тех проблем, которые сложились в семье ребёнка.
Родительский дневник.
Он заводится на первой встрече с родителями, ведёт каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям, рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребёнком. Первая страница дневника посвящена ребёнку (рост, вес, интересы, увлечения, любимые книжки, песни, положительные черты характера, любимые игры и другое). Вторая страница посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребёнка. Следующие страницы дневника могут быть посвящены содержанию родительских собраний: рубрики «Азбука педагогики», «Народная мудрость о воспитании» и другие. Страничка Радости заполняется классным руководителем перед каждым собранием. Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией и ещё долго служить в семье педагогическим пособием по воспитанию детей.
Родительский клуб.
Родительские клубы – это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания. Организация клубов родителей – благодатное дело. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблемы подросткового возраста. Заседания клубов проходят три-четыре раза в год. Родителям предлагается тематика заседаний, в которую они могут вносить свои коррективы. Занятия в клубе создают единомышленников-энтузиастов, способных впоследствии стать авторитетными друзьями для многих ребят, столкнувшихся с серьёзными жизненными проблемами. В школе должны поощрять участие родителей в клубной работе, красивой традицией школы может стать ежегодная презентация работы клуба (видеофильм, выставка работ, благотворительный аукцион).
Родительский ринг.
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребёнка, уровень его реального учебного потенциала. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что делают не совсем так. Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, а также ребята-старшеклассники. Необходимо приглашать специалистов для участия во встрече. Примерные темы: - Плохие привычки – наследственность и влияние социума? –Как научить ребёнка всегда и везде быть человеком? – Трудности школьного урока. В чём они состоят? – Школьная форма. « За» и «против».
Одна из важнейших форм взаимодействия семьи и школы – индивидуальная консультация. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе, по рекомендации учителей-предметников или самих родителей, инициативе самого ребёнка. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Педагог предоставляет родителям возможность рассказать о тех проблемах, с которыми они хотели бы познакомить его в неформальной обстановке. Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребёнка. В индивидуальных консультациях могут участвовать не только педагоги. Если в этом есть необходимость, то в них участвуют психолог, социальный педагог, представитель школьной администрации. Однако надо помнить, что консультация полезна лишь в том случае, если она помогает разрешить проблему, является своеобразным моментом истины в жизни семьи и ребенка. Темы консультаций: - Если ученику учиться неинтересно. – Ребёнок и компании. – Если ребёнок неуправляем. – Если подросток пьёт. – Об ответственности за свои поступки.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями
Сотрудничество принесёт свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребёнок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!
Список использованной литературы.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. // СПб., 1994.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. // М., 2006.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. // М., 2000.
Справка об авторе.
Булашева Наталья Владимировна.
МОУ Кутарбитская средняя общеобразовательная школа
Тобольского района Тюменской области
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
15