Презентация на тему Художественное ковроткачество


Методическая разработка
Педагога дополнительного образования МБОУ СОШ № 15.Эльдеровой Марии Загировны.
В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных и животных материалов.
В работе с шерстью есть, какая то магическая притягательность. И тот, кто впервые соприкоснулся с этим теплым, воздушным материалом становится страстным поклонником ковроткачества как вида художественного ремесла.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством.
Творчество занимает значительное место воспитании молодого человека, становлении его личности, развитии активности, трудолюбия, терпения, чувства эстетики, гармонии, красоты.
Из за любви к детям от того, что в них воспитывать любознательность, привить любовь к искусств, именно методами технологиями ковроткачество, воспитывать в детях коллективизм, любовь к родному краю, справедливость такта взаимоотношений, любовь к труду все, что есть хорошее в человеке можно воспитывать с помощью методики и педагогики. Прежде, чем начать работу с детьми в объединении, я знала, что нравственная репутация и духовный авторитет всегда ценились выше, чем богатство и власть. Ведь человеческие ценности, моральный, культурный и интеллектуальный потенциал россиян остаются нашим главным достоянием.
Основной задачей объединения, я считаю формирование у учащихся практических трудовых навыков, творческой инициативы и воспитание эстетических вкусов. Ведь в объединении закладываются приоритетные нравственные принципы, идет подготовка к жизни в обществе.
Кроме теоретических знаний, воспитанницам приходится овладевать рисованием, черчением, развивать зрительную память. Огромную помощь оказывают экскурсии на природу, в Сити-Чесс, музеи, храмы, хурулы и театры республики, выставки.
Поэтому участие в смотрах, конкурсах, выставках – это предвосхищенные общественной потребности.Считаю традиционным участие в ежегодном республиканском смотре – конкурсе по национально-прикладному творчеству «Наследие наших предков сохраним и приумножим». Юные ковровщицы; Мукаевпа Валентина, Глушко Мария и Басхаев Арслан. Заняли второе-третье место,(март, 2013г.), Мукаева Валентина и Басхаев Арслан, первое место в номинации «Ковроткачество» в выставке декоративно-прикладного творчества «Город мастеров» (сентябрь, 2014г.) и провела мастер-класс для истинных ценителей народного творчества и прикладного искусства. Частью программы мастер-класса стала демонстрация техники изготовления ковров, воспитанницами, постигающими мастерство ковроткачества, развивающими рисунки и узоры в соответствии со своей творческой фантазией и эстетическим вкусом современных реалий.
Учащиеся объединения «Ковроткачество» приняли участие на выставках республиканского форума женщин в 2014-2015гг. где получили высокую оценку женской общественности.
Индивидуальные творческие поиски и находки, нетривиальные авторские подходы и выполнению изделий привели моих воспитанниц В.Мукаевой,, М.Глушко, А.Манджиевой, З.Манджиевой и А.Басхаева на республиканских, на Всероссийских конкурсах и Международных выставках декоративно-прикладного искусства (Элиста, март-сентябрь 2013-2014-2015гг.,Канны (Франция) апрель -2014г., Париж (Франция) июнь 2012г., Канны (Франция) май 2015 г., г.Москва октябрь 2015 г. «Суперфинал», «Салют –Талантов» где они заняли первые - вторые место. Это обогатило знания учащихся, расширило наши связи по взаимопроникновению культур.
Активно участвуя в общественной жизни республики, мы традиционно выставили ковровые изделия в сентябре 2015 г. на День города Элисты, в День поселка Аршан, рамках Дней литературы и искусства Калмыкии в школе, на высоком организационном и методическом уровне провели мастер-классы по ковроткачеству на базе школы. Джангариада сентябрь 2015, выставка в СОШ-15 декабрь 2015г. выставка ковровых изделий в музее МБОУ «СОШ 15» февраль-март 2013г. совместная выставка учащихся и студентов 2015 г. в музее Калмыцкого государственного университета, выставка ковровых изделий посвященное республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание учащихся в контексте этнокультурной коннотации». (Волковские чтение). Школа № 2 2013 г.
Объединения «Ковроткачество» приняли участие: 06 января 2013-2016гг.. Выстаке декоративно-прикладного искусства «Рождество христово », г.Элиста, ГКЗ, РК;
За время работы в лицее у меня сложилось определенное понятие педагогической деятельности, где ученик выступает не в роли объекта воздействия со стороны учителя, а как полноценный субъект взаимодействия «учитель – ученик». Я считаю, что на сегодняшний день актуально развитие творческого потенциала личности и таких качеств личности как гибкость, адаптивность, толерантность, восприимчивость, ведь основной целью школьного образования является решение триединой задачи – это усвоение опыта, развитие и воспитание Гражданина.
В своей работе также использую как традиционные, так и развивающие педагогические технологии.
Традиционно использую устоявшиеся формы и методы обучения основам ковроткачества - это классно-урочные формы занятий, практические занятия, поисковый метод обучения.
Считаю, что необходимо сохранять все позитивные традиции и достижения отечественной школы, заимствовать их из множества инновационных педтехнологий лучшие и пригодные в наших условиях. Новые педтехнологии рассчитаны на умение учащихся учиться самостоятельно, тогда, как традиционная дидактика не ставила задачи научить учащихся учиться.
Технологии, которые наиболее приемлемые в преподавании Ковроткачества:
Технология дифференцированного обучения. Использую различные по уровню сложности рисунка, техники исполнения ковроткачества, упражнения.
2.Технология развивающего обучения.
Ученику отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой личностный ориентации учебного процесса, опираюсь на познавательный интерес учащихся и их индивидуальный опыт и творческие потребности. Например: при изучении темы «Калмыцкий народный орнамент», учащиеся знакомятся не только с историей калмыцкого народа, но и с бытом, его культурой, особенностями орнаментального рисунка и с чем это связано. Кроме этого у нас есть проекты о Б.Б.Городовикове, «Калмыцкий орнамент», Степнячка, Герои эпоса Джангр и т.д., то есть я использую тот материал, что помогает формировать национальное самосознание, интерес к родной культуре и истории.
3.Интегрированный подход к обучению.
Интеграция ковроткачества с математикой, физикой, химией, биологией, экономикой, рисованием, историей. Целью интегрированных занятий ставлю формирование целостного и гармоничного понимания и восприятия мира. Например: при изучении тем моделирования и составления ковровой композиции, создание презентаций использую математические (решение уравнений, построение схем, набросков т.д.), химические, (состав ниток, красок и т.д.) экономические (стоимость изделия расчет заработной платы, курс рубля, доллара, евро) и биологические (виды насекомых, животных). Главное, на что я делаю акцент – это интерактивность в учебном процессе. Учащиеся воспринимают материал лучше, когда они активно вовлечены в процесс обучения.
4. в системе учебных занятий уделяю внимание нетрадиционным формам занятий. Например: практикумы, консультации, зачетные выставки, игра-путешествие и т.д.
Я считаю, что вовлечение учащихся в изучение предмета под различным углом дает возможность им почувствовать себя в центре изучаемых событий. Тогда они начинают прилагать больше умственной энергии, то есть готовятся к занятиям тщательным образом, собирают достаточно большое количество информации конкретно для каждого своего проекта и изучаемое явление фиксируется в памяти с более обширным пониманием сути этого явления или объекта.
Все это выполнимо лишь тогда, когда сам учитель, как личность оказывается на должном высоте. И ничто не возвышает личность как она сама своим действием.
Руководитель: М.З.Эльдерова