Учебное пособие по технологии Ковроткачество

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

«Забайкальский государственный колледж»







«КОВРОТКАЧЕСТВО»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ








О.А. Лаптева
Л.Ю. Деревцова





Чита 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..3
1 История возникновения ковроткачества (ковровой вышивки)..5
2 Инструменты и приспособления, материалы...9
3 Цветовая гамма...12
4 Основные приемы ковровой вышивки.14
5 Оформление интерьера..24
6 Обработка края готового изделия.25
7 Правила безопасности труда..28
8 Список использованной литературы31













ВВЕДЕНИЕ

Прикладные художественные виды труда в виде народных ремесел возникли в глубокой древности.
В настоящее время становится актуальным возрождение народного искусства, в том числе декоративно-прикладного, которое составляет значительную часть духовного богатства народа.
Одним из видов декоративно-прикладного искусства является ковроткачество.
Ковер – это многоцветное или однотонное текстильное изделие, предназначенное для украшения, утепления, звукоизоляции помещений. В настоящее время ковры утратили свою основную практическую функцию – обеспечение теплоизоляции холодного каменного или деревянного пола. Во многих домах появилось центральное отопление, и ковры стали декоративным предметом, созданным для того, чтобы украсить интерьер помещения.
На основании изученного материала, было разработано учебное пособие «Ковроткачество».
Данное учебное пособие по разделу «Ковроткачество» разработано для учащихся общеобразовательной школы, учителей технологии, а также для широкого круга любителей рукоделия, интересующихся вопросами декоративно-прикладного искусства, при проведении учебных занятий в качестве самостоятельного учебного пособия, и в качестве дополнительного материала.
Данное учебное пособие разработано с целью:
совершенствования практических умений и навыков учащихся;
ознакомления с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества;
развития художественной инициативы;
воспитания уважения к народным обычаям и традициям.
Новизна учебного пособия: разработанное учебное пособие позволяет расширить знания и умения и закрепить их в совершенно новом виде деятельности. Учебное пособие рассчитано на преемственность в обучении (от простого к сложному), учитывая возрастные особенности детей и навыки полученные ранее.
Теоретическая и практическая значимость: учебное пособие можно использовать на занятиях дисциплины декоративно-прикладного искусства.























История возникновения ковроткачества

Когда археологи раскопали Пазырыкские курганы на Горном Алтае, они обнаружили среди других предметов древнего быта остатки ковров, сотканных за несколько веков до нашей эры.
Самая древняя находка – изделия из ткани, меха, кожи и войлока, принадлежавшие кочевым племенам, обитавшим в районе Алтая в V – III веках до нашей эры. Благодаря вечной мерзлоте они сохранились, а не рассыпались в прах, когда археологи доставали их из знаменитых Пазырыкских курганов. Войлочные ковры украшены выразительными аппликациями – вставками из цветного войлока. На одном из фрагментов ковра хорошо различается всадник перед богиней, сидящий на троне с цветами в руках. Другой фрагмент украшен символической фигурой получеловека – полульва с оленьими рогами. Настенные шерстяные ковры с изображениями черепах, рыб и водорослей были обнаружены в других местах, например близ Угры в монгольских степях.
Если в Европе ковер использовали в основном для украшения или для утепления жилища, то на востоке к нему всегда было особое отношение. Это и само жилище – натянутые на каркас ковры образовали кибитку, и его обстановка – ложе и сиденья. Ковром и поныне пользуются мусульмане при молитве. Особо ценные ковры всегда выкладывали перед почетными гостями. Их дарили во время свадьбы. Ими пользовались как на похоронах, так и празднуя рождение ребенка.
Ковры ценили всегда. Ими торговали с другими странами, они часто входили в посольские дары. Коврами взималась дань. Многие народы украшали коврами свои жилища. Коврами застилали столы, лавки, сундуки, устилали полы, завешивали стены. Да и теперь без ковра в доме не уютно.
Ковроткачество, как вид декоративно-прикладного искусства, его историю можно рассмотреть в народном искусстве тюменского региона XIX – XX веков наряду с другими художественными ремеслами.
Искусство тюменского ручного ковроделия наряду с другими художественными ремеслами было широко распространено во всех уездах и волостях Тобольской губернии начиная с XVIII столетия. Свидетельство этого мы находим в многочисленных источниках XVIII – XX веков: на страницах столичных и сибирских газет и журналов, в архивных документах, многочисленных путевых записках, письмах, дневниках, статистических отчетах, памятных книжках.
Сложение стилистических особенностей тюменского махрового ковра приходится на вторую половину XIX века (ковер с длинным ворсом и цветочным орнаментом на черном фоне). Именно в это время ковровые изделия получили широкий спрос на многочисленных местных ярмарках и торжках Тобольской губернии и вывозились далеко за пределы Восточной и Западной Сибири, в города Центральной России, Москву, Петербург, Варшаву.
Первые попытки серьезного исследования этого уникального сибирского промысла были предприняты в 1860-е – 1870-е годы. Благодаря энергии и усилиям членов тюменского либерально-демократического кружка «Молодая Сибирь», и в первую очередь его создателя и вдохновителя К. Н. Высоцкого, в Тюмени была открыта ковровая мастерская и школа рисования для мастериц-ковровщиц, организованы художественно-промышленные выставки, на которых впервые демонстрировались тюменские ковры. Все это, безусловно, способствовало улучшению их качества и орнаментального оформления. Новый, очень значительный этап исследования тюменского коврового промысла приходится на 1880-е – 1890-е годы.
Начало комплектования коллекции тюменского ковра приходится на 1980-е годы. Начиная с 1989 года, сотрудники музея ежегодно выезжают в экспедиции с целью сбора материала по тюменскому ковроткачеству. Проведено обследование всех районов – Тюменского, Ишимского, Омутинского, Голышмановского, Армизонского, Упоровского, Бердюжского, Тобольского, - где до сегодняшнего дня сохранился традиционный уклад сибирской деревни и продолжает свое развитие этот уникальный промысел. В настоящее время в фондах музея насчитывается более восьмидесяти лучших образцов авторских ковров 1950-х – 1990-х годов.
Одним из центров ковроделия была Курская губерния, где сначала в семьях-однодворцев, а затем и в среде городского мещанства развилось домашнее производство безворсовых ковров, со второй половины XVIII века превратившееся в промысел. В первой половине XIX века возникают помещичьи ковроткацкие мастерские, и начинается широкое производство ворсовых ковров. Курские ковры по мотивам узоров определяются специалистами как цветочные. Обычно на черном фоне (реже на «поле» другого цвета) изображены букеты, гирлянды, разбросанные розы красного и розового цвета различных оттенков. Розы и листья решены объемно. По колориту, мотивам цветочного орнамента, объемности изображения, сочетанию цвета, фона и узоров курские ковры близки к подносной росписи. Можно предположить, что близость художественных традиций этих двух народных производств, далеких по географическому расположению и по времени возникновения, обусловлена единым пластом народной художественной культуры, на основе которой они возникли, в частности, традициями росписи по дереву, узорного полихромного ткачества и народной вышивки.
С XVII века в Тюменской области ткут махровые пушистые сибирские ковры с геометризованным цветочным узором. В XIX веке в Курганской области возникло производство паласов и махровых ковров из неокрашенной шерсти с геометрическим орнаментом, развившееся в промысел. Курганские ковры отличались сочетанием естественных цветов шерсти: белого, черного, серого. В начале XX века развивается ковроделие в с. Соломинка Пензенской области.
Ручное ковроделие в настоящее время сохраняется в старых центрах промысла – Курской, Тюменской, Пензенской, Курганской областях, существует и во вновь организованных центрах. В отличие от машинных, ковры ручной выработки в известной мере уникальны, хотя выполняются по имеющимся образцам. Развитие художественной традиции промысла идет сложным путем. Это и восстановление локальных традиций ковроделия XVIII – XIX вв. и поиски создания художественных решений.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Инструменты и материалы

Ковры ручного ткачества изготавливаются на простых ковроткацких станках, представляющих собой прямоугольную вертикальную или горизонтальную раму. Внутри рамы расположены верхняя и нижняя перекладины, между которыми протягиваются (вкруговую) нити основы, а по всей ширине основы – нити утка.


Ворсовую ткань получают обвязыванием шерстяной пряжи в виде узла и закреплением ворса на основе. Каждый ряд узлов закрепляют одной или двумя нитями скрепляющих утков. Ручное ковроткачество развито во многих странах мира является народным художественным промыслом. Ковры имеют традиционный для каждой местности вид и различаются по рисунку, расцветке, способу изготовления. В середине XIX века возникло машинное производство ковров, которое получило широкое распространение благодаря применению Жаккарда машины, позволившей ткать различные узорчатые ковры, а также метода изготовления двухполотных ковров. Машинное ковроткачество более производительное, чем ручное. Однако ковры, вырабатываемые на ручных станках, по качеству исполнения, прочности, долговечности, цветовому решению и сложности рисунка остаются непревзойденными (поэтому их стоимость значительно выше).

Нитки и пряжа
Для нетканого гобелена подходят практически любые нитки с устойчивой окраской. Исключения составляют буклированные нити или пряжа, а также нити слабого кручения, такие, как ровница. Нитки или пряжа могут быть хлопчатобумажными, шерстяными, льняными, смесовыми, искусственными. Каждая разновидность нити дает свою фактуру.
Возьмем, к примеру, хлопчатобумажную штопку и «тюльпан». И та и другая нить сделаны из хлопка, но они различаются по кручению и сложению. Даже если эти нитки одинакового цвета, на поверхности гобелена они будут иметь абсолютно разную поверхность и фактуру.
Рекомендую брать нитки с запасом, с тем, чтобы вам их хватило до конца работы. Если же у вас по какой-либо причине все же не хватило ниток, то лучше на время оставить этот участок работы до тех пор, пока вы не приобретете нитки той же фактуры и цвета. Поскольку нити и пряжа являются важным фактором в работе с гобеленом, остановимся на них поподробнее.

Тканевая основа
Для основы гобелена лучше всего подходит льняное полотно. Предпочтительнее рыхлое или неплотного переплетения. Это условие необходимо для того, чтобы игла не рвала и не протыкала материал, а раздвигала волокна. При следующем проколе нити материала должны зажимать рабочую нить предыдущего прокола. В противном случае, если вы будите работать на хлопчатобумажном или шерстяном материале, то рабочая нить не будет держаться в ткани.
Идеальным материалом для нетканого гобелена является бортовка или суровое полотно, матросовочная ткань, или специальная двунитка аппретированная.
Предпочтительнее выбирать тканевую основу темного цвета, т.к. если вы будете работать на светлом материале темными нитками, то будут видны просветы между петлями и тканевую основу придется подкрашивать с изнаночной стороны. Но если вы работаете на темной основе светлыми нитями, то просветы между петлями не будут видны.

Материалом для ручного ковроткачества служит преимущественно шерстяная (овечья, козья, верблюжья) пряжа. Пряжа из хлопка, льна и других волокон используется главным образом для создания каркаса ковровой ткани в качестве основы и утка. Для ковров машинного производства наряду с пряжей из натуральных волокон широко применяются химические волокна: искусственные (вискозное, медноаммиачное, ацетатное) и синтетические (капрон, нитрон, лавсан и др.).
Для ручного изготовления коврика имитирующего тканый гобелен, который достигается за счет рубчатой лицевой поверхности и неровной поверхности оборотной стороны, образуемой петельными стежками необходимо: подобрать плотную ткань – сукно, хлопок, ситец, двунитку, драп. Не следует использовать как основу ветхие ткани, которые быстро порвутся. В работе потребуются нитки катушечные № 40, пряжа, игла швейная или нитевдергиватель, специальная игла для ковровой вышивки, рамка (или пяльцы), ножницы, резец для перевода рисунка, изображение на бумаге, калька или копировальная бумага, клей ПВА, бустилат, крахмал.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Цветовая гамма ковра

Выбор цветовой схемы при изготовлении ковра, может привести в легкое замешательство, но на самом деле это не сложнее, чем подобрать цвета для более мелкого изделия.
В таком случае полезно будет обратиться за помощью к цветовому кругу, чтобы напомнить себе о возможных вариациях цветов, от более темных оттенков (они расположены по внешней стороне круга), до светлых тонов (они представлены в центре). Собственно, само помещение, в котором будет располагаться ковер, может задать один или несколько цветов, которые вы будете использовать, или даже предоставить вам готовую цветовую схему, если вы внимательно рассмотрите все предметы обстановки.
Различные нитки, ткани и пряжа обладают собственной, индивидуальной фактурой и качеством. Это, разумеется, влияет на количество поглощаемого или отражаемого света. Гладкие, блестящие ткани, такие как нейлон, шелк и сатин отражают свет, поэтому кажутся светлее, если сравнить их с матовыми поверхностями. Чем более тусклой и неровной является поверхность (например, хлопок, шерсть и лен), тем больше света она поглощает и тем темнее кажется по сравнению с блестящими тканями.
Природная палитра всегда может снабдить надежной цветовой схемой. Если внимательно присмотреться к миру природы, например, к цветам и растениям, то можно обнаружить необычные и ни на что не похожие комбинации цветов.
Если вы не уверены в выборе цвета, сделайте несколько маленьких набросков своего ковра, сделайте копии их и попробуйте раскрасить по-разному. Вы сразу увидите, какие цвета смотрятся выигрышно и сбалансировано, какая схема перелает тот эффект, которого вы хотите добиться, завершив работу над ковром.
Монохромная схема включает в себя оттенки и тона одного цвета, например, в гамме бледно-абрикосового, оранжевого и терракотового. Такая комбинация срабатывает всегда, но иногда подобный выбор кажется слишком осторожным и предсказуемым.
Комплементарная схема состоит из двух цветов, которые в цветовом круге расположены друг напротив друга, таких как красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый. Такой подбор цветов почти всегда создает более интересную комбинацию, но только если один цвет доминирует в общей массе.
Смежная схема основывается на двух или трех цветах, расположенных в цветовом круге рядом друг с другом, и предоставляет широкие возможности для создания интересных и оригинальных комбинаций.














Основные приемы ковровой вышивки

Начинают работу с составления композиции в цвете. Эскиз делают в натуральную величину на кальке. Для перевода рисунка на ткань можно использовать резец, шариковую ручку или любой подобный инструмент. Если ткань черная, то можно перенести его припорохом.
Пересняв рисунок, ткань закрепляют на рамке небольшими гвоздиками или кнопками, следя за тем, чтобы она была туго натянута по нити основы. Затем в соответствии с выбранным рисунком подбирают цвет пряжи.
Для вдевания пряжи в рабочую иглу используют обычную швейную иглу с ниткой или нитевдергиватель из тонкой проволоки. Конец пряжи закрепляют узелком между двойной ниткой.
Пропускают швейную иглу с закрепленной пряжей через полую ручку рабочей иглы, вдевают ее в ушко. При правильной заправке пряжа должна свободно двигаться внутри рабочей иглы.
После этого приступают к ковровой вышивке, сначала заполняя петельными стежками крупные элементы композиции. Причем ткань прокалывают с изнаночной стороны. Рабочую иглу держат как пишущую ручку и прокалывают ткань до последнего ограничителя (обычно их 2, 3 или 4) под углом 45 – 50 градусов. Заполняют рисунок стежками, не отрывая носик иглы от ткани, иначе на рабочей поверхности могут образоваться петли, что является браком. Стежки укладываются «кирпичиком»; длина каждого из них должна быть не более 3 мм. Лучше всего работать с двумя ограничителями.
После того как стежками будет заполнена вся поверхность, необходимо закрепить изнаночную сторону клеем ПВА, разведенным водой, и высушить. Затем изделие снимают с рамы и обрабатывают края швом вподгибку с закрытым срезом. Можно для него связать крючком бахрому или вставить в рамку.
Последовательность действий
Сторона с рисунком - это изнаночная сторона работы. Игла пробивает работу с изнанки, чтобы создать «петли» на лицевой стороне. Каждая петля создается простым прокалыванием в ткани. Иголку нужно держать косым срезом по ходу движения иглы.

Как получаются петли, пошагово: в левой руке пяльца, в правой игла с заправленной нитью. Во время работы нитку рукой не придерживаем (рук для этого просто уже нет), петли получаются сами в процессе работы. Главное, не поднимать иглу высоко над тканью и не тянуть нить, иначе петельки распустятся.

Правила по выполнению петлистого стежка:
Иглу втыкать в ткань до упора, чтобы ворс на лицевой стороне был ровный, одинаковой высоты;
Иглу передвигать по принципу «игла впереди – нить за ней»;
Стежки выполнять короткие, близко друг к другу;
При смене направления стежка (снизу вверх, сверху вниз), иглу поворачивают;
Застилать узор можно: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, по кругу (выбрать одно направление, сочетание всех сразу не рекомендуется);
Застилать рисунок стежками следует так, чтобы сквозь петли на лицевой стороне не просвечивала ткань;
Нельзя вкалывать иглу близко от рамки, чтобы не сломать иглу или не притупить (тупая игла рвёт ткань);
Нитки, идущие от клубка, должны идти свободно (не натянуты).
Перенос рисунка на ткань
Способ перенесения идеи на материал, из которого будет изготовлено панно или коврик зависит от выбранной вами техники. Перед началом работы нужно перенести на основу придуманный дизайн. Рисуйте прямо по базовому материалу - мешковине, дерюге или холсту. Воспользуйтесь для этого маркером или мелом.
Закрепите рисунок, а затем растяните холст или мешковину на окно или просматриваемое стекло. Обводя линии рисунка, перенесите их на ткань основу. Если решили воспользоваться этим методом убедитесь, что линии вашего оригинального образца достаточно четкие, и вы без труда сложите увидеть их через ткань.

Если вы в качестве базовой ткани выбрали дерюгу, можете воспользоваться следующим методом. Положите копирку на ткань, а поверх нее поместите рисунок. Возьмите тонкий тупой предмет, например, вязальную спицу, и с нажимом обведите им линии рисунка так, чтобы они перешли на ткань. Сделайте набросок придуманного дизайна, затем переверните бумагу и обведите рисунок мягким карандашом по обратной стороне, затем положите рисунок на ткань основу лицевой стороной вверх. Еще раз с нажимом обведите все линии карандашом: тогда мягкий карандашный рисунок с обратной стороны листа отпечатается на ткани. Это еще один метод, который эффективен при работе с мешковиной (дерюгой).
Если элементы дизайна вашей работы крупные и несложные, можете вырезать их из бумаги или картона. Затем наложите их на базовую ткань и обведите контуры.
Когда перенесете на базовую ткань основные контуры, можете раскрасить рисунок. Используйте для этого акриловые краски (их лучше слегка разбавить, чтобы не забились отверстия в дерюге или холсте).
Надо помнить, что поверхность, по которой вышивают в этой технике, изнаночная сторона работы. Ее лицевая сторона будет с другой стороны подрамника. Поэтому рисунок, нанесенный на ткань с изнанки, с лицевой стороны будет выглядеть зеркально. Для некоторых работ это не имеет большого значения (например, если узор симметричный). Но если вы не хотите иметь зеркальное изображение, то с помощью той же копировальной бумаги сделайте еще один вариант рисунка, подложив копирку красящей стороной под ваш рисунок.
Перед началом вышивания еще раз проверьте, правильно ли нанесен рисунок. Если вы предполагаете использовать рисунок несколько раз, целесообразно перевести его на кальку. С кальки, кстати, удобнее переводить рисунок в зеркальном отображении. Надо просто перевернуть ее на обратную сторону.





Натягивание ткани
Ткань можно натягивать на специально изготовленную рамку, а можно использовать пяльцы.
Рамка – деревянный каркас, на который натягивается материал. Для удобства лучше брать рамку больше размера задумываемой вами работы. Например, если вы хотите сделать работу размером 40х40 см, то идеальная рабочая рамка – 50х50 см. То есть должен быть припуск не менее чем по 5 см. с каждого края. За неимением рабочей рамки можно использовать ту рамку, в которую вы будете вставлять готовую картину. Но помните, что при работе игла будет втыкаться в рамку, и расщеплять ее.

Пяльцы
Сейчас разнообразие пяльцев на высшем уровне. Перечислим некоторые из них:
1 Круглые, пластмассовые, с пластмассовым винтом: они бывают разных размеров.
2 Деревянные пяльцы с металлическим винтом: они более надежны, нежели пластмассовые, лучше держат ткань.
Использование обоих вариантов пялец одинаково на меньший обруч кладут ткань, прикрывают большим (винт должен быть ослаблен), натягивают ткань и не слишком сильно закручивают винт; затем снова натягивают ткань и теперь уже накрепко фиксируют ткань, заворачивая винт до отказа. Если узор не помещается в окружность пялец, кольца в процессе работы передвигают с одного участка на другой. В процессе работы ткань будет по-немногу терять натяжение, поэтому изредка ее придется подтягивать. По окончании работы вышивка вынимается из пялец.
3 Самые простые пяльцы два вставляющихся друг в друга кольца, между которыми зажимается ткань. Так как ткань должна быть хорошо натянута, разница в диаметрах колец очень невелика. Кольцо меньшего диаметра кладется на ровную поверхность, на нее кладется и разравнивается ткань, и сверху накладывается второе кольцо.
4 Двухобручевые пяльцы без винтов нижний обруч сделан из упругого металла, верхний из пластмассы. Такие пяльцы тонкие и предназначены для машинной вышивки, но при должной сноровке их можно приспособить и для ручной вышивки.
5. Модификация классических двухобручевых пялец внутреннее кольцо таких пялец изготовлено из жесткой пластмассы, внешнее из «резиновой» различных цветов. Винта здесь нет, зато имеется металлическая петелька для повешения на стену.
После окончания вышивка стирается, вставляется назад, излишки ткани обрезаются и рукоделие в рамке-пяльцах вешается на стену. Следует отметить, что эти пяльца отлично держат ткань натянутой.

6. Настольные или напольные пяльца с кронштейном он поможет освободить обе руки для работы, да и угол положения пялец можно менять, что позволит вышивать, сидя на любимом диване.

7. Квадратные пяльцы «с прокручивающимися перекладинами»-
они используются не только в вышивке крестом, но и в шелкографии, пэчворке и т. д.

Пользоваться ими довольно легко ткань кладется на прямоугольную рамку и фиксируется зажимами, эта конструкция позволяет не мять ткань.
Виды наложения стежков.
Теперь мы готовы, чтобы приступить к началу работы. Но прежде чем мы сделаем первый стежок, несколько слов о самой технике.
Существует два вида наложения стежков – и контурный и штриховой. Штриховое наложение стежков представляет собой проход нити через ткань строго по вертикали вниз, затем вверх слева направо параллельно друг другу и долевой или уточной нити, но, ни как не по диагонали.
Контурное наложение стежков представляет собой наложение стежков по контуру детали и по спирали, сужающейся к середине.
Закрепление нити на ткани
При вышивке на канве специального закрепления нити не требуется, концы обрезанных нитей вливаются в бахрому узора и если нужно подрезаются ножницами под общую длину петелек.
Если петли в ткани сидят довольно устойчиво и не выскакивают, нити можно не закреплять. В противном случае изделия, которые часто стирают необходимо проклеить с изнаночной стороны клеевой прокладкой. Если нет клеевой прокладки, то можно закрепить катушечными нитками стежком за иголку каждый третий или четвертый стежок вышивки.
Окончательная обработка вышитых изделий
Коврики и другие изделия можно смазать по изнаночной стороне любым клеем (даже канцелярским). Клей наносят кисточкой. После каждой стирки операцию повторяют. Это особенно необходимо в тех случаях, когда длинные петли разрезают, чтобы получить ровную стриженую поверхность.
Настенные коврики и пано натягиваются на деревянные рамки, сбитые из четырех нешироких досточек. Прибивают гвоздями или прикалывают кнопками, главное, чтобы ткань была хорошо натянута и не свисала.
Коврики которые стелятся на пол обрабатываются с изнаночной стороны подкладочной тканью. Стачанные по рисунку детали соединяют с бортовкой для жесткости и чистого оформления изнаночной стороны. Для этого деталь верха и бортовку складывают лицевыми сторонами внутрь и стачивают по всем срезам, оставляя только небольшое отверстие для выво-рачивания. Вывернутый на лицевую сторону и расправленный коврик утюжат со стороны бортовки.



























Оформление интерьера

Мы часто не знаем, как оформить диван, если есть необходимость закрыть его чехлом, чтобы сберечь дорогую обивку или, наоборот, спрятать старую, уже утратившую свои первоначальные краски. Оказывается, это не так сложно. В комплекте с чехлом или покрывалом хорошо смотрятся диванные подушки, изготовление которых доставляет немало творческого удовлетворения.
Интерьер не будет завершен без оформления стен и пола. Можно изготовить различные панно, прикроватные коврики, а так же коврики в ванную и туалетную комнаты.
Для детской можно предложить много интересных, забавных и веселых вещей: подушки-игрушки, интересные наволочки, декоративные куклы.
Все эти вещи можно изготовить любой техникой имитирующую ковровую поверхность.













Обработка края готового изделия

Когда разработан и воплощен в жизнь дизайн вашего ковра, единственное, что остается на последок, - это подобрать идеальную отделку краев и соединительные элементы.
При решении оформлении края следует учесть несколько факторов, например размер готового изделия, высоту ворса, структуру ковра, материалы, текстуру, цвет и дизайн. Оценив результаты, выберите оформление краев, которое, на ваш взгляд, больше всего подходит данному проекту.
Обработка края имеет огромное значение для внешнего вида и качества изделия. Зачастую небрежно обработанные края сводят на нет всю предыдущую работу. Вид обработки края зависит от очень многих факторов: плотности ткани, формы изделия, вида вышивки и т.п.
Существуют разные варианты отделки края, один из них отделка счетной гладью с бахромой. Такой вид обработки края хорош, как правило, для работ выполненных счетными швами. Для отделки края бахромой вначале из ткани удаляется одна или две нити для обозначения границы бахромы. Обработку края начинают от угла с самого маленького стежка, а каждый последующий увеличивается на одну нить ткани. Нужно довести длину стежка до самой высокой точки вышивки, а затем продолжать вышивание по схеме рисунка.
Если рисунок счетной глади, которой отделан край изделия, состоит из ритмически повторяющихся элементов, то целесообразнее вначале удалить нити по двум соседним сторонам, чтобы рисунок получился симметричным. Избыток или недостаток нескольких нитей ткани по длине стороны изделия может исказить весь рисунок.

Для образования бахромы, лишние нити из ткани удаляются после того, как все работы на изделии будут выполнены, а само изделие выстирано и отглажено.
Обработать край изделия можно таким же образом и «петельным» швом.  Для того, чтобы шов был более ровным и выпуклым нужно прометать край изделия одним - двумя рядами шва «вперед иголку».
Перед обработкой «петельным» швом, края изделия можно подвернуть на ширину 5-7мм и приметать. Длина стежка «петельного» шва должна быть равна глубине подворота.
Фасонные края из ткани

Такое оформление краев подходит для ковров, изготовленных крючком. Их делают из ткани, а потом пристрачивают на машинке к холсту до начала работы над ковром. Изготовьте шаблон той формы, которой вы выбрали для оформления края, и вырежьте по нему по две полоски ткани для каждой стороны ковра. по краям оставьте припуск на швы 1,5 см. Сложите вместе две полоски отделочной ткани лицевую сторону к лицевой и обстрочите вокруг фигурного края. прямой край оставьте открытым.
Выверните эту двухслойную кайму на лицевую сторону, прогладьте края и пристрочите каждую из оставленных свободными прямых сторон к краю холста. Если эти ленты из ткани кажутся слишком тонкими по сравнению с самим ковром, можете добавить в них немного набивочного материала. Зубчатая кайма (фестоны) – очень удачная форма, и на ее основе можно создать интересные вариации. Мы часто не знаем, как оформить диван, если есть необходимость закрыть его чехлом, чтобы сберечь дорогую обивку или, наоборот, спрятать старую, уже утратившую свои первоначальные краски. Оказывается, это не так сложно. В комплекте с чехлом или покрывалом хорошо смотрятся диванные подушки, изготовление которых доставляет немало творческого удовлетворения.



















Правила безопасности труда

Работу следует выполнять, соблюдая правила техники безопасности.
Правила техники безопасности при работе с утюгом.
1 Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2 Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.
3 Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.
4Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.
5 Работать, стоя на диэлектрическом коврике.
6 Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.
7 Включать утюг в сеть и выключать из неё только сухой правой рукой.
8 При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.
9 Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура.
10 Не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук.
11 Не оставлять без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара.
12 Следить за нормальной работой утюга, не давая ему перегреться.
13 Влажно-тепловую обработку выполнять спокойно, утюгом не стучать.
14 По окончании работы утюг отключить, вынимая только за вилку.
15 Привести в порядок рабочее место.
16 Снять спецодежду, вымыть руки.
Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
1 Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2 Ножницы хранить закрытые в чехле.
3 Во время работы ножницы должны лежать на столе с правой стороны кольцами к себе, с закрытыми лезвиями.
4 Передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия кольцами вперёд, запрещается бросать, не ронять ножницы.
5 Не баловаться с ножницами.
6 Нож канцелярский хранить в закрытом виде.
7 Во время работы лезвие слишком длинно не выдвигать. Ставить на стопор.
8 Держать нож при работе за ручку, обхватив её всей рукой.
9 Резать только на подставке из ДСП, оргалита, картона и т.п.
10 Левой рукой прижимать или держать заготовку только сбоку или сверху от направления продвижения ножа.
Правила техники безопасности при работе с иглами и нитками.
1 Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
2 При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
3 Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
4 Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
5 Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
Правила техники безопасности при работе с клеем.
1 Клей хранить в плотно закрытой упаковке.
2 Выдавливать только необходимое количество клея.
3 Клей наносить кистью.
4 Запрещается резко надавливать на емкость с клеем.
Как оборудовать рабочее место
1 Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.
2 Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 35 – 40 см, чтобы не развивалась близорукость.
3 По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку.
































Список использованной литературы

1 Авраменкова, О.И, Душацкая, Г.Я. Хобби – ковроткачество/И.О. Авраменкова, - М.: Проспект, 2006. – 48 с.

2 Асылханов, Е.С. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства / Е.С.Аслыханов. – Семипалатинск, - 2000. – 212 с.
3 Бешенков, А.К., Бычков, А.В.: Методика обучения технологии. – М.: Дрофа, 2003. – 286 с.
4 Бондарева, Н.И. Ковроткачество своими руками / Н.И. Бондарева. – 5-е изд. – Р-н/Д: «Феникс», 2007. – 48 с.

4 Гончарова, Т. В. Педагогические условия развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета: дис. канд. пед. наук / Т.В.Гончарова; науч. рук. Р. А. Гильман; МаГУ. – Магнитогорск, 2003. – 160с.

5 Гончарова, Т.В.: Что такое устойчивый интерес и его роль в процессе художественной деятельности учащихся / Мир детям через культуру и искусство: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 9-10 февраля 2000. – Магнитогорск, 2000.
6 Гренберг, Ю.И.: Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV XIX вв. - С-Пб.: Наука, 1995. - Т. 1. - 448с.
7 Давыдов, В.В. Педагогика: Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 2000. - 424с.
8 Еременко, Т.И.: Иголка – волшебница. – М.: Просвещение, 2000.
9 Калинич, М., Савиных, В.: Рукоделие для детей. – Минск: Пламя, 2000.
10 Марченко, А.В., Сосова, И.А.: Сборник нормативно-методических материалов по технологии. – М.: Вентана-граф, 2005. – 357 с.
11 Сконцова, М.: Технология. Обслуживающий труд. – Р-н/Д: «Феникс», 2004. – 198 с.
12 Шпикалова, Т.Я. и др. Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Т.Я. Шпикалова, М.А. Некрасова, Г.А. Покровская, Н.Д. Бордюг Н.Д. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.



























13PAGE 15


13PAGE 142815