Технологическая карта к уроку Суджанское ковроткачество
Технологическая карта урока
Автор Ткаченко Е. А., учитель изобразительного искусства
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 им. Г. К. Жукова» г. Курск
Предмет КурсковедениеКласс 3 класс
Автор УМК
(Программы учебного курса) Тема урока «Курские промыслы. Суджанский ковер.»Тип урока Урок получения новых знаний
Цель урока -Давать представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с Суджанским ковроткачеством: его содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.
-Развивать умение творчески преображать формы реального растительного мира в условно-декоративные.
-Воспитывать эстетическое отношение к действительности
Планируемые результаты Предметные - учащиеся научатся последовательности выполнения эскиза ковра, закрепят умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном как средствами художественной выразительности.
Метапредметные (УУД): регулятивные - уметь выполнять действия по образцу. Проявлять познавательную инициативу.
Коммуникативные - умение работать при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и коллективом - слушать собеседника, излагать свое мнение.
Познавательные - проявлять познавательную инициативу. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям.
Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к малой Родине.
Зрительный ряд Презентация «Суджанское ковроткачество»
Оборудование к уроку Тонированный лист А-4, гуашь, кисть № 7, № 4
Тема урока: «Курские промыслы. Суджанский ковер»
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
1. Организа-
ционный этап Организация местоположения каждого ученика. Приветствие.
Все расселись по местам.
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!» Занимают места, приветствуют учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками 1 мин
2. Мотивация и актуализация знаний Учитель организует работу для определения темы урока:
Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
- Наша Курская земля – это земля мастеров.
Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.
Курский народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льняной пряжи ткали ковры. Все делалось руками. И это похоже на волшебство! Внимание на экран!
(демонстрация отрывка из м/ф «Царевна-лягушка»)
-Ребята, попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь?
Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему урока. Коммуникативные: планирование сотрудничество с учителем и одноклассниками
Познавательные: умение структурировать знания, строить речевое высказывание
3-5мин
3. Постановка учебной задачи Учитель активизирует знания учащихся, чтобы точнее сформулировать тему.
- Сегодня мы будем говорить об одном из древнейших ремесел - КОВРОТКАЧЕСТВЕ
Рассматривают слайд, ставят задачу, называют тему. Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные: самостоятельное формирование познавательных целей.
3 мин
4. «Открытия» обучающими-ся новых знаний Учитель представляет новый материал, структурирует материал, оживляет внимание обучающихся;
предлагает рассмотреть, полюбоваться коврами, о которых мы, современные люди, уже давно забыли.
Демонстрирует презентацию.
- Посмотрите какие красивые ковры.
- Зародилось ковроткачество в Курской губернии во второй половине XVIII в. сначала в семьях крестьян-однодворцев Фатежского, Старооскольского, Щигровского и Суджанского уездов, а затем и в среде городского мещанства. Со второй половины XVIII в. ковроделие превратилось в доходный промысел и получило распостранение в губернии. В первой половине XIX в. возникают помещичьи ковроткацкие мастерские и начинается массовое производство ворсовых ковров. Наиболее известными в Курской губернии были фабрики-ковродельни: кн. Изъединова в с. Никольском Фатежского уезда и А. А. Лутовикова в с. Ивановка Старооскольского уезда. Расцвет ковроткачества в губернии пришелся на первую половину XIX в., когда ковры в больших количествах сбывались на ежегодных ярмарках в Коренной пустыни, откуда расходились по всей Российской империи. Особенно популярны были ковры Ирины Петровны Долженковой (ум. в 1897) и Аграфены Анпилоговой, получившей за свои ковры премию на выставке сельских произведений в 1851 г. Ее дочери Анна Алексеевна и Варвара Алексеевна Анпилоговы из д. Прилепы Фатежского уезда выставляли свои ковры на Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1882 г., на которой ковры Анны Алексеевны были отмечены серебряной медалью. Во время 1-й мировой войны (1914-1918) ковроткачество в Курской губернии почти прекратилось. Ковры, изготовленные в 1937 г. экспонировались на Всемирной Парижской выставке, а через год — на Нью-Йоркской. В октябре 1941 г. накануне немецкой оккупации Суджи в период Великой Отечественной войны, рабочие ковроткаческой артели разобрали станки, а их детали, как и нитки для ковров, спрятали у себя по домам. 5 марта 1942, т. е. спустя 2 дня после освобождения Суджи от немецких оккупантов, ковроткаческая артель снова приступила к работе. В 1962 г. на базе артели была образована специализированная Суджанская ковровоткаческая фабрика. Так однажды 6 ковров по 32 метра были изготовлены для гостиницы «Россия» (Москва). Для библиотеки имени Ленина (Москва) был выткан ковёр с портретом русского первопечатника Ивана Федорова. Суджанские ковры украшали министерство иностранных дел СССР, а также посольства Югославии и Монголии. В настоящее время специалистов по ковроткачеству готовят на отделении «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Суджанского музыкального училища. Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению.
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации Познавательные: построение логической цепи рассуждений
6 мин
5.Первичное закрепление Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает ответить на вопросы:
-Какие элементы декора вы рассмотрели?
-Какие основные цвета присутствуют?
-Какой смысл, символическое значение они имеют?
-Какую роль играет декор в ковровом искусстве? Учащиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о связях произведений искусства с природой. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками
Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить и произвольно речевое высказывание
5 мин
6.Динамическая пауза Учитель предлагает отгадать загадку и показать, как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить. Изображают движения - имитация ручного труда. Личностные: самоопределение
1 мин
7.Творческая практическая деятельность Учитель организует деятельность по применению новых знаний, уточняя задачу.
- В центре расположите главный цветочный мотив:
- Скажите, каким цветом мы будем выполнять цветы? (красным или желтым по черному или синему фону).
Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, желтый – солнце, синий – небо, чистоту, черный – богатство, плодородие земли. Во время практической работы учитель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы.
Звучит русская народная музыка.
Выполняют творческое задание под музыку.
Работу начинают с центральной цветочной композиции путем примакивания кисти и нанесения мазков, имитирующих лепестки цветов. Затем украшаются углы.
Выполненное задание анализируют и выставляют для обозрения. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение
.21 мин
8.Рефлексия деятельности Организует рефлексию:
-у меня получилось,
- я сделал.
-я хотел сделать.
Заключительное слово учителя.
Домашнее задание: узнать у своих бабушек, есть ли в вашей семье старинные ковры. Подготовить и принести фото этих ковров. Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают вывод, что знать историю промыслов своей малой родины очень важно.
Выходят к доске с готовыми работами. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование.
5 мин