Подготовка к сочинению – описанию предмета декоративно-прикладного искусства в 6-м классе (жостовский поднос)
Урок развития речи. Подготовка к сочинению – описанию предмета декоративно-прикладного искусства в 6-м классе (жостовский поднос)
Цели:
Знакомство учащихся с русскими народными промыслами.
Формирование читательских интересов школьников в результате чего учащиеся знакомятся с историческим прошлым своего народа, его жизнью, трудом.
Активизировать лексику по теме “Произведения народного декоративно-прикладного искусства”.
Подготовка к сочинению-описанию предмета декоративно-прикладного искусства.
Оборудование урока:
Хохломская деревянная посуда;
павловская шаль;
вещи из дерева, глины, ниток, соломы, лозы;
гжельская посуда; жостовские подносы.
<Рис. 1>
Содержание урока:
1. Вступительное слово учителя.
Беседа с учащимися (цель беседы – подготовить к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи сочинения).
Приложение
– Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов народного декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная посуда, здесь и павловские шали, и вещи из дерева, глины, соломы. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.
Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.
Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, то есть писать сочинения-этюды. Предмет описания – один из жостовских подносов, которые вы здесь видите.
<Рис. 2>
Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25 километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Е.Ф. и Л.Ф.Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру.
Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой, их дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.
Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне, который дает возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе! Они как живые, объемные, в них чувствуется игра света.
По своей форме подносы разные: здесь и круглые, и овальные с фестончатыми краями, и прямоугольные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи разная: “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши, они привлекают своей яркостью, в чем сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.
Основная мысль сочинения.
– Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый, неповторимый мир красоты и дарит его людям. Посмотрите, как много общего в живописном рисунке жостовских мастеров, вы отличите их подносы от нижнетагильских, например, и при этом рисунок никогда не повторяется!
<Рис. 4> <Рис. 5>
В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия с миром. В Жостове трудятся заслуженные художники, которые передают молодежи свое мастерство.
5. Беседа с учащимися:
Внимательно рассмотрите подносы, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете подносы?
Что бы вы сказали о мастерах Жостова, об их искусстве?
Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским подносам.
Обобщить ответы учащихся, отметить лучшие заголовки.
. Работа над композицией и планом сочинения.
– Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Для нашего сочинения он может быть таким:
1. Вступление.
Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.
2. Основная часть.
Описание жостовского подноса:
а) общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса;
б) описание жостовской росписи (композиция букета, цветы, бутоны, травка, орнамент по борту и т.д.);
в) впечатление от подноса.
3. Заключение.
Мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника, к народному прикладному искусству.
Материал для словарной работы.
1. Выяснение значения слов и составление с ними предложений: народное декоративно-прикладное искусство; искусные мастера; традиция; орнамент.
2. Работа над значением и правописанием слов: украшать; красота; Жостово; жостовский поднос; талантливые мастера; традиционные художественные промыслы.
3. Форма подноса: круглая; овальная с фестончатыми краями; прямоугольная; гитарообразная.
4. Композиция росписи: “Букет собранный”; “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак, георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки, бутоны, травка, вьюны, лепестки.
5. Цвет: традиционный черный фон; черно-лаковый с яркой росписью; красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный, темно-зеленый, коричневый, синий, голубой, бирюзовый; интенсивные, сочные и выразительные цвета.
Самостоятельная работа.
Задание: описать один из жостовских подносов ( один из предметов декоративно-прикладного искусства); подобрать заголовок к сочинению-этюду.
8. Подведение итогов урока.
Чтение двух-трех работ учащихся. Класс отмечает, чему научились на уроке, что является удачным или неудачным в работах и ответах учащихся.
Возможные варианты работ учащихся:
Жостовский поднос “Дыхание лета”.
Подносы расписывают в России с 17 века. Начинался этот промысел в Нижнем Тагиле, но уже в начале прошлого века обосновался в Подмосковье. В 1825 году братья Вишняковы, откупившись от барина и получив вольную, стали свободными людьми. Они жили в подмосковной деревне Жостово, что в 25 километрах от Москвы. Там они и построили мастерскую, где уже полтора века жостовские мастера создают черные лакированные подносы разной формы, с разным орнаментом - великолепными цветочными росписями.
Жостовцы изготавливают подносы из кровельного железа. Прежде чем подносу попасть в руки художника, он проходит массу сложных операций. Когда уже готовый поднос попадает в руки мастеров по оформлению, тот дает волю своим мыслям и чувствам.
Один из таких подносов есть и у меня в доме. Он висит на стене для красоты. Форма у него овальная, по краю черного лакированного подноса вьется витиеватый орнамент в виде каймы из мазков желто-золотистого цвета. В центре подноса – композиция из разнообразных цветов: пионов, анютиных глазок, георгинов. Цветы, собранные в большой букет, словно живые. Фоном для них мастер избрал резные листья разной формы и размеров. Автором очень удачно использована богатая цветовая гамма. Мазки белого цвета на листьях и пионах создают спокойный тон, оживляя их. Когда в зимние долгие вечера смотришь на этот поднос, то ощущаешь теплое дыхание лета.
В особенные для семьи дни наш поднос покидает свое обычное место и становится украшением праздничного стола: на нем дорогим гостям подают ароматный чай.
Ученица 6-го класса Киселева Екатерина
<Рис. 7>
Домашнее задание:
Чтение дополнительной литературы о народном прикладном искусстве.
Отредактировать написанные в классе работы.
Приложение
15