Исследовательская работа : «Народный промысел елецкие кружева: истоки и современность»
Региональная научно-практическая конференция обучающихся
«К вершинам знаний - 2016»
Секция: краеведение
Тема: «Народный промысел елецкие кружева: истоки и современность»
Автор:
Детцель Екатерина
9 класс
Научный руководитель:
Дунаева Ольга Николаевна
учитель технологии
Место выполнения работы:
МАОУ СОШ №29 г.Липецка
2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………………………4
Глава 1. Народный промысел елецкое кружево………………………..…4
Глава 2. Технология аппликации по мотивам елецкого кружева………..7
Заключение………………………………………………………………….10
Список литературы и интернет-ресурсы………………………………….11
Приложения………………………………………………………………...12
ВВЕДЕНИЕ
Покуда связь времен жива –В Ельце плетутся кружева…Она плела, когда жил Пушкин,Наш город был тогда другим,И, незаметно став старушкой,Все завещала молодым.И вот уж маленькая внучка,Забросив старые игрушки,Своей невинной детской ручкойБерет старинные коклюшки.Пусть голодно, и власть сменилась,Война гражданская идет,Но ремесло все ж не забылось,И вот уж девушка плетет.Взрывали, рушили, крушили,И плакал город о церквях,Но красоту не погубили –Она осталась в кружевах.Порой узор морозный тронет,Иль паутинки тонкой сетка,И эта красота напомнитРучного кружева салфетку…Прошли года и лихолетья,В Ельце сменилось столько лиц.Но краше всех чудес на светеТалант елецких кружевниц!Покуда связь времен жива –В Ельце плетутся кружева…
Е. Богатикова, работница фирмы «Елецкие кружева».
Актуальность исследования:
Кто-то из вас, может быть, слышал о елецких кружевах? Уже несколько веков существует промысел, переживающий сейчас подъем. Центром кружевного искусства является город Елец Липецкой области. Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. Старинное елецкое кружево отличалось необычайной тонкостью и тщательностью отделки. Елецкие мастерицы выработали свой особый стиль кружевоплетения, отличительной особенностью которого является мелкий стиль и тонкие, изящные мотивы. К сожалению, в 90-х годах технология елецкого кружевоплетения была почти забыта, мастериц, владеющих секретами ремесла практически не осталось. В своей работе я хотела бы выяснить, можно ли найти альтернативу применению елецкому кружеву в декоративно-прикладном искусстве, можно ли использовать традиционное кружево в новых нестандартных ситуациях оформления предметов быта.
Гипотеза: Если народный промысел елецкие кружева сочетает в себе неповторимость русских традиций и отличительных особенностей, изысканность и уникальность, то аппликация по мотивам елецкого кружева отражает креативный, новаторский подход к современным способам декорирования предметов быта и одежды.
Цель исследования: рассмотреть характерные особенности народного промысла «Елецкие кружева» и современное применение кружева для декоративного оформления и отделки предметов быта.
Задачи исследования: обобщить разрозненные сведения по истории создания
промысла, о его настоящем и будущем;
выявить характерные особенности елецкого кружева;
выяснить, елецкие кружева – это ремесло или промысел;
выполнить аппликацию по мотивам елецкого кружева.
Объект исследования: народный промысел елецкое кружево.
Предмет исследования: аппликация по мотивам елецкого кружева.
Методы исследования: анализ литературы по декоративно-прикладному творчеству, обобщение фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация, моделирование.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Народный промысел елецкие кружева
Слово «кружево» впервые появляется в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит».
В духовной грамоте XV века говорится о ларце «с костьми, а в нём каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».
Новый вид рукоделия – плетение узора из нитей на коклюшках – привезён в Россию из Западной Европы в начале XVII века, где кружевоплетение появилось во второй половине XVI века (до этого были известны лишь шитые кружева). Вот тогда-то слово «кружево» укрепилось именно за сплетенными ажурными изделиями, не имеющими тканой основы.
История елецкого кружева
Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. Однако…
Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались кружева исключительно для домашнего обихода и, главным образом, для украшения полотенец. Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения. (рис.1 приложения).
Документально подтвержденной датой рождения елецкого кружева следует считать 1801 год. К этому времени относится сохранившееся кружевное полотенце. На полотенце – белые кружева, льняные, с золотой шёлковой сканью по контурам фигур. Среди фигур – олень, птица и цветочный куст. Они выполнены «полотнянкой» и «сеткой».О елецком происхождении данного кружева говорит изображение оленя и наличие «сетки» (рис.2 приложения).
К середине ХIХ века домашнее женское ремесло кружевоплетения превращается в Ельце в художественный промысел. Кружево плели и по заказам и для себя. Император Николай 1 своим указом от 1 июня 1846 года в торговых правах уравнял в торговых правах Елец с российскими губернскими и портовыми городами. К середине ХIХ века домашнее женское ремесло кружевоплетения превращается в Ельце в художественный промысел.
В своем исследовании, намереваясь выяснить, что такое «промысел» и «ремесло», я обратилась к словарям…В электронной энциклопедии Википедия мы находим:
Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок.
С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью.
Про́мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслы по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой.
В толковом словаре Ожегова С.И. одно из значений слова «промысел» рассматривается как мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном сельскохозяйственном.
Итак, промыслы — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.
Если, по мере своего развития, промысел или ремесло повышает свой эстетический аспект, и его продукция, не теряя своей утилитарности, приобретает всё большую художественную ценность, то такое ремесло может называться прикладным искусством (плетение кружев, производство игрушек (лаковых и керамических), ковроткачество, золотошвейное ремесло).
Таким образом, кружевоплетение превратилось в кружевной промысел, он городского происхождения. Кружевной промысел Елецкого уезда является одним из наиболее крупных кустарных промыслов в России. Сначала появился в Ельце, а оттуда перешел в уезд. Первое исследование местного кружевного промысла было произведено С.А.Давыдовой по поручению комиссии по исследованию кустарной промышленности в России в 1880 году.
Расцвет истории елецкого кружева приходится на 1870–1880-е годы, его производство по своему объему занимало в России первое место. А центром кружевоплетения становится Елецкий Знаменский женский монастырь. Двести его насельниц создали своего рода школу для елецких кружевниц. Здесь выполнялись заказы для украшения церквей, одежды священнослужителей, делались штучные изделия из золотых и серебряных нитей для особ императорского двора. Известно, что всего за месяц монахини изготовили неповторимые по красоте платья Великим Княгиням Романовым – Ольге и Ксении.
В Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц, изготовляющих не менее 2 миллионов аршин кружев, на сумму до 300 тысяч рублей. Накануне первой мировой войны мастериц стало больше сорока тысяч.
В 1913-1914 годах по Елецкому уезду было зарегистрировано 30352 взрослых женщин и девушек, 103243 подростка и 15 мужчин, занимавшихся плетением кружев. Такое увеличение количества было обусловлено тем, что в 80-е годы ХIХ века в деревню стали проникать денежные отношения и перед местным населением остро встал вопрос: где брать деньги? Распространению промысла за пределами города способствовало и появление торговых посредников, скупщиков.
Первая мировая война (1914г) произвела большие перемены на российском кружевном рынке. Сократилось промышленное изготовление и, следовательно, возрос спрос на кустарные кружева. Но подорожание сырья, снижение закупочных цен на кружева, переход на плетение белого кружева, требовавшего большей аккуратности и умения, повлекло за собой сокращение производства.
Отличительные особенности елецкого кружева
Постепенно кружево приобрело свой неповторимый облик. Главной отличительной чертой стали природные мотивы и растительные орнаменты. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В елецком кружеве нашли свое отражение сказочные морозные узоры на окнах, изящность и легкость падающих снежинок, неброская красота русского подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен. В свободных растительных узорах кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности – «елецкий край», «шашки», «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «реченка» (рис.3-6 приложения). Ажурные узоры по-особому воздушны, напоминают легкую пену, цветение яблоневых и вишневых садов, которых в нашем крае довольно много.
Нитки и ткани окрашивались экологически чистыми, растительными составами собственного приготовления – из лепестков желтоцвета получали желтую краску, из полевого василька – голубую.
Своеобразие елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Особенностью елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность.
Специфика крупных Елецких штучных изделий в построении композиции центрального поля из отдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона (рис.7 приложения). Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностей Елецкого кружева.
Техника плетения кружева
Кружево вырабатывают различными способами: плетением, вязанием, вышиванием, ткачеством и др. Плетут кружева по особым рисункам – сколкам, которые наносят проколами на бумагу или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы. Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры (рис. 8, 9 приложения). Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка. Техника плетения елецких кружевных изделий – парный способ, реже – сцепные кружева. Часть кружев (применяемых в основном для отделки швейных изделий) вырабатывают на кружевных машинах по рисункам, созданным в характере елецких кружев ручного плетения (рис.10 приложения). Кружевницы Ельца свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким уровнем мастерства и искусства кружевоплетения, которое используют при выполнении разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и многих других изделий.
Современная фирма ЗАО «Елецкое кружево»
В 1960 году основан Елецкий комбинат художественных изделий, с 1974 – ПО «Елецкие кружева». Сейчас – ООО фабрика НХП «Елецкие кружева» — уже более двух столетий является ведущим производителем как кружевных, так и строчевышитых изделий, а место его расположения является федеральным памятником России. В ассортименте продукции ООО фабрики НХП «Елецкие кружева» более 2000 наименований: оригинальное постельное белье в благородных кружевах тончайшего плетения, кружевная отделка одежды, носовых платков, скатертей, детских тканых изделий придает каждой вещи свой особый неповторимый стиль (рис.11 приложения). Эксклюзивные изделия – это новые декоративные решения и технологические приёмы с использованием прежних традиций народно-художественного промысла, высокохудожественного искусства Елецкого кружевоплетения (рис. 7 приложения).
Иностранцы обращают внимание на «Елецкие кружева» не случайно: в активе предприятия – более 600 дипломов и почетных грамот только за последнее время плюс две престижных золотые медали за качество. На предприятии к этим наградам относятся серьезно: это не только заслуженная оценка труда, но и повышение престижа елецких кружев – «бренда» Липецкой области.
Современная фирма «Елецкие кружева» – это около тысячи работающих как в цехах (рис.9 приложения), так и на дому опытных кружевниц, это новые декоративные решения и технологические приемы. Но бережно чтутся и применяются прежние традиции искусства кружевоплетения. Не случайно лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих хранилищ народного искусства, так и в частных собраниях.
Глава 2. Технология аппликации по мотивам елецкого кружева.
Творческое задание
Используя креативный подход, а также материалы - кружево, белую и цветную бумагу (картон), белый карандаш, ножницы - выполнить работу в технике кружевной аппликации, отражающей характерные черты елецкого кружева.
Кружевная аппликация
Аппликация — один из древних способов декоративного оформления предметов быта.[5] Своеобразие аппликации заключается в том, что элементы изображения вырезаются из одного материала и накладывают на фон из того же или другого материала. Материал может быть разнообразен: бумага, картон, фольга, ткань, фетр, кожа и т.д. Интересно выглядит работа из двух материалов, например, из ткани, наложенной на бумагу, соломы, соединенной с деревом, разноцветной бумаги, наклеенной на картон. От выбранного материала зависит инструмент, которым работать. Для бумаги, ткани, картона лучший инструмент — ножницы, для соломы можно использовать острый ножик, лезвие для бритья. Чтобы закрепить фоновое изображение, чаще всего используют клей из картофельной или пшеничной муки, столярный, БФ-2. Ткань с тканью соединяют с помощью нитей, а дерево к дереву или фольгу к дереву прикрепляют гвоздями.
Аппликация (как и всякая техника) имеет свои особенности, присущие только ей. Так, например, аппликацией невозможно передать тонкие переливы цвета, присущие акварели; нельзя использовать в аппликации длинные и тонкие штрихи, как это делается в гравюре. Аппликация требует упрощенных, обобщенных лаконичных форм и декоративной их трактовки.
Кружевная аппликация - это очень изящный и красивый вид рукоделия. Кружево это интересный элемент декорирования. Существует большое разнообразие видов кружева. Кружевная аппликация может быть сделана как из кружева ручной работы, так и кружева промышленного изготовления. Кружево ручной работы может быть выполнено в технике фриволите, ажурной глади или вывязано крючком или спицами. Кружевная аппликация заключает в себе огромные возможности для творчества. Стиль аппликации из кружева обычно растительный, цветочный. Легкое воздушное и изящное кружево можно сочетать с контрастными или однотонными тканями основы.
Используемые материалы
Термин "кружево" встречается в русских летописях уже в XIII в. при описаниях богато украшенной одежды князей. Но в то время понятие кружева было другим. Так называли различные декоративные элементы, окаймляющие ту или иную одежду. Существовали следующие виды кружева: металлическое кованое (золотое, серебряное), волочёное, плетеное, пряденое, низаное и шитое жемчугом. Западно-европейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII в. В начале XVIII в. кружево служило отделкой одежды особ дворянско-помещичьей верхушки в связи с европеизацией русского костюма и быта, предписанной Петром I. В крестьянском быту русского населения до XVII-XVIII вв. кружева для оформления костюма не применялись.
В данной работе мой основной материал – кружево. Кружево – ажурная ткань, созданная вручную. Для ее производства используются различные приспособления и техники плетения. Можно выделить два основных вида кружева: сделанное с помощью коклюшек и крючком. Таким образом, под понятием кружево мы имеем в виду вид ткани, создаваемый при помощи коклюшек и крючков.
Виды кружева
В первую очередь кружево разделяется по способу исполнения: машинное или ручное. Техника кружевоплетения делится на несколько основных направлений:
Фриволите (frivolite) – плетётся при помощи специального челнока. Основа фриволите – двойные узлы и пико, образующие собой плавные линии, круги, дуги или кольца. Наиболее часто в этой технике используется замкнутый мотив. При необходимости построения более сложной композиции отдельно изготавливаются замкнутые мотивы и соединяются вместе при помощи пико.
На коклюшках (утонченных у основания деревянных палочках) – такие кружева плетутся из нескольких ниток одновременно. По способу изготовления они делятся на три вида. Численные кружева получаются переплетением нитей в строго определенном порядке, имеют геометрические узоры. Сколочные изготавливаются по рисунку, прикреплённому к валику, нитки крепятся при помощи булавок. Сцепное плетется отдельными частями, по заранее заготовленному эскизу. На коклюшках вяжутся брюггские, мехельнские, вятские, елецкие, рязанские и прочие кружева [7].
Шитое кружево – то, где основным инструментом для изготовления является игла. Самое простое считается кружево из тесьмы, когда узор выкладывается из узкой ленты и пришивается. Для остальных видов требуется пришивание каймы по контуру рисунка и последующее заполнение пустого пространства специальными швами. Так изготавливаются миланские, венецианские, ирландские кружева, отдельный вид итальянского кружева «ретичелла» (retichella), бразильского «соль» (sol) и датского «хедебо» (khedebo).
Хардангер (hardanger) – скандинавская техника строчечной вышивки, имитирующая кружево.
Макраме (makrame) – техника плетения из узелков. При помощи основных и рабочих нитей можно создавать различные варианты узоров. Характерной чертой макраме является бахрома, которую собирают в одну или более кисточек.
Филейная техника – для изготовления кружев используют челноки и специальные палочки. Этот вид представляет собой плетение сеток и последующее вышивание на них. Сам способ плетения заимствован у рыболовных сетей, но при этом используется более тонкий материал. Существует так же простое филе – это отдельное изготовление сеток, без вышивки (скатерти, салфетки, накидки, сумки и т.д.).
Вязание крючком – делится на два основных направления техники вязания: коротким и длинным крючком. Первым вариантом изготавливается кружево: обычное, ирландское, гипюр, на вилке и планочке. При помощи длинного крючка вяжутся тунисское, афганское и викторианское кружево.
Для своей аппликации я буду использовать отдельные элементы из готового (машинного) кружева (рис. 12 приложения).
Клеевое соединение
Клей «Момент-кристалл» особенно хорошо подходит для склеивания мягкого и жесткого поливинилхлорида, полистирола, оргстекла и других пластиков, в различных сочетаниях склеивает дерево, металл, резину, бумагу, картон, полиуретан, пробку, поролон, фарфор, керамику, стекло, кроме посуды, контактирующей с пищей. Не подходит для стиропора, полиэтилена и полипропилена.
Основные свойства:
Прозрачный
Универсальный
Полиуретановый
Обеспечивает высокую прочность склеивания
Водостойкий
Техника безопасности
При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется.
Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Во время работы открывать окно и проветривать помещение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня я хочу воспеть и восславить
«Сердце доброе, щедрость да разум,
Руки искусные народа русского».
В работе мне удалось выяснить, что кружевной промысел Елецкого уезда являлся одним из наиболее крупных кустарных промыслов в России. Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. В исследовании отражена история народного промысла елецкие кружева, неповторимость русских традиций кружевоплетения, отличительных особенностей коклюшечного кружева, его изысканность и уникальность.
Практическая значимость представлена одним из креативных, новаторских подходов к декорированию предметов быта и одежды – аппликация по мотивам елецкого кружева (рис. приложения). Аппликация по мотивам елецкого кружева - это изящный и красивый вид декоративно-прикладного творчества. Кружево - интересный элемент декорирования и заключает в себе огромные возможности для творчества. Кружевная аппликация выполняется как из кружева ручной работы, так и кружева промышленного изготовления. Стиль аппликации из кружева растительный, цветочный.
На мой взгляд, новизна работы заключается в разработке оригинальной технологии современного способа декорирования предметов быта на основе традиций местных промыслов, характерных особенностей елецкого кружева.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Попова О.С., Каплан Н.И. «Русские художественные промыслы», Москва, «Знание», 1984
http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=20
Электронная энциклопедия Википедия
http://что-означает.рф/
http://рукоделие.net/http://igrushka.kz/vip46/ruskru.phphttp://www.kruzhevo.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
Технологическая карта
Последовательность выполнения работы Изображение
Обведём, выбранный шаблон, белым карандашом на листе картона
Вырежем фигуры из кружева
Подберём рисунок и разложим кружево на картоне
Приклеим кружево на картон с помощью клея, соблюдая технику безопасности
Сделаем фон из вязальных ниток «Ирис»
Рис.1 Тропинин В.А. «Кружевница»
Рис.2 Кружевное полотенце со словами: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Ивановна, 1801 год».
Рис.3.Конец назеркального полотенца (узор «сливочки»). Конец XVIII в., Орловская губерния, г. Елец. «Сливочки» – один из любимейших элементов елецких узоров, в данном случае, самый ранний из известных.
Рис.4. Оплет носового платка (узор «мелкотравное»). 1880 г. В середине XIX в. сцепная техника плетения была завезена в г. Елец, и елецкие мастерицы разработали ещё один способ кружевоплетения, парносцепной.
Рис.5. Край (узор «гречишка с цветом»). 1880 гг. Численное кружево выполняется без предварительного технического рисунка, сколка, когда кружевница по памяти повторяет движения коклюшек (их всего несколько пар), выплетая одновременно и фон, и узор.
Рис.6 Оплет носового платка. 1880 г. Самый красивый оплет назывался «черепушкой». Зубцы заполнены вертикальными цветочными ветками, в промежутках – девяти – и четырехлепестные розетки, вдоль кромок протянута цепочка мелких «колёс».
Рис. 7 Эксклюзивные изделия НПХ «Елецкие кружева»
Рис.8 Плетение кружева на коклюшках рис.9 Плетение кружева на коклюшках
Рис.10. Кружевная машина. Современная фирма ЗАО «Елецкое кружево»
рис.11 Столовый комплект
-76200-130810
рис. 12 Элементы кружева для аппликации
13. Эскиз для аппликации «Петушок» 14. Эскиз для аппликации « Барышня»
15. Эскиз для аппликации «Бабочка» 16. Эскиз для аппликации «Цветок»
1803400-31051500
Рис.17 «Салфетка», аппликация по мотивам елецкого кружева. Авторская работа
180403512954100
Рис.18. «Петушок», аппликация по мотивам елецкого кружева. Авторская работа.
1442085-4381400
144208522225000Рис.19 «Салфетка», аппликация по мотивам елецкого кружева. Авторская работа
Рис.20. «Барышня», аппликация по мотивам елецкого кружева. Авторская работа.