Материал по изо. Старинный народный промысел Хохлома
Материал к уроку по изобразительному искусству
«Старинный русский народный промысел – Хохлома»
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. История возникновения хохломы…………………………………………….4
3. Виды хохломского орнамента………………………………………………..5
4. Хохломская роспись по дереву………………………………………………7
5. Тайна рождения «золотой» посуды………………………………………….8
6. Народные мастера……………………………………………………………..9
7. Выводы………………………………………………………………………..10
8. Список использованных источников……………………………………….11
Введение
«Как музыкант из ограниченной гаммы звуков
извлекает бесконечное разнообразие мелодий,
так и хохломской мастер из немногих
сочетаний цвета создаёт каждый раз новый узор»
Гуляя в лесу, поле, берегом реки, разве не удивлялись вы красоте родной земли, обильному разнотравью её лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса мохнатые труженицы – пчёлы? Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные.
Расписная посуда, да ещё с золотом, была для крестьянина недоступна. Ведь при ежедневном употреблении, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот и стала перед мастером задача сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ей могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность, пишет В.М. Вишневская, эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.[1]
Шло время и хохломская посуда процветала. Но в годы Великой Отечественной войны промысел потерял значительную часть художников. Большую работу в этом направлении провели опытные мастера Семеновской художественной школы: старейшие художники – Николай Григорьевич и Никанор Григорьевич Подоговы и Федор Андреевич Бедин. Главным художником фабрики «Хохломской художник» в г. Семёнове становится заслуженный художник РСФСР Ольга Павловна Лушина. Также знамениты мастера А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.
Николай Григорьевич в течение нескольких лет рисовал таблицы, вспоминая узоры, которые видел, и записывал все, что слышал от отца и деда. В работе ему помогала дочь Анна, ставшая к этому времени уже опытным мастером. Так были созданы четыре экземпляра альбома, в которых запечатлены многие орнаменты XIX и начала XX века. Это ценнейшее собрание рисунков помогло сохранению в искусстве Хохломы традиционных приемов росписи.
Хохлома – один из древнейших русских художественных промыслов.
Как же возникло это искусство?
История возникновения хохломы.
Кто же считается основоположником этого искусства?
Время возникновения искусства хохломской росписи, утверждает М.С. Соколова, считается вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они привозили с собой древние иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани, ювелирные изделия. [5]
Чем занимались бежавшие раскольники?
Они были вынуждены, пишет С.К. Жегалова, заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Наиболее состоятельные переселенцы стали торговцами и скупщиками. Тяжёлая подневольная была работа мастеров на скупщиков. Скупщик был полным хозяином на промысле, он всячески стремился урезать плату работникам. В красильнях работали с двух часов ночи до позднего вечера. Особенно тяжело было работать детям. Часто в зимние темные ночи они засыпали с кистью в руках. Заработка же едва хватало на пропитание. И, несмотря на все это, хохломское искусство жило. Почти в каждой деревне были мастера, сочинявшие новые узоры. Они украшали росписями прялки, швейки, лукошки, поставцы. [3]
Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда. В одних селениях заготавливали древесину, в других занимались токарством, в третьих - вырезали из дерева ложки, в четвертых - расписывали изделия. Самое крупное село, в котором жили мастера росписи, раньше называлось Бездели (сейчас это село Новопокровское). Мастера объясняют его происхождение следующим образом: "Хлебопашцы завидовали нашему занятию художеством. Считали наш труд за безделье. "Не работают они, а только кисточкой балуются",- говорили про нас, так и прозвали село - Бездели". Занявшись росписью, мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл.
Как зародилось искусство золотой хохломы?
Иконописцы для окраски иконы использовали не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Зная приём окраски иконы, мастера попробовали окрасить посуду в золотистый цвет. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе. Так зародилось искусство золотой хохломы.
2. Виды хохломского орнамента
Узор из цветов, трав и ягод (земляничка, малинка, ежевичка, крыжовник, чёрная и красная смородина, рябинка) называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента несколько. Самый любимый и стародавний – «травный», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по 3,5 – кустиком. Она обычно пишется красным и чёрным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся много краски. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся словно гнутся от ветра. Очень часто среди кустиков и веточек, пишет А.В. Красильников, художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Но никогда один и тот же узор художник не повторяет. Всякий раз он по-новому располагает цветы, листья, травку, придавая орнаменту неповторимое своеобразие. Одно из красивейших блюд с орнаментом "осочки" принадлежит Семеновскому музею. Оно было приобретено вместе с другими расписными вещами в доме бывших купцов Витушкиных, занимавшихся торговлей хохломской посудой. Блюдо относится к числу самых ранних из дошедших до нашего времени произведений травной хохломской росписи [4].
Растительный орнамент в технике "под фон" и рисунки "кудрины" в XIX веке исполнялись мастерами значительно реже, чем травные узоры, утверждают М.С. Соколова и Т.И. Емелькина, поэтому в этой области художественное наследие Хохломы намного беднее. Оба эти вида росписи были более трудоемки, чем травное письмо, и ими долгое время владели лишь самые опытные мастера. Рисунки с орнаментом "под фон" встречаются на вещах, выполнявшихся по особым заказам или для подарка. Эти предметы иногда сохраняют надпись, в которой указаны дата создания, имя владельца, а иногда и имя мастера, К их числу относятся донца прялок и швеек, лубленые лукошки для ягод, скамеечки, коромысла и дуги [2;5].
Лишь во второй половине XIX века, в связи с развитием в Хохломе производства мебели, техника росписи "под фон" получает более широкое распространение. Орнаменты с золотыми цветами и птицами на черном фоне, исполнявшиеся особенно часто на детских столиках и стульях, привлекают внимание красотой узора, нанесенного свободными движениями кисти. Как и в травных рисунках, в росписи "под фон" появляются свои четко выработанные приемы орнаментальной скорописи. Композиции становятся строже, лаконичнее и вместе с тем эмоционально выразительнее
Приемы исполнения орнамента "кудрины" менее трудоемки, чем роспись "под фон". С середины XIX века ими уже широко владели многие хохломские мастера. Рисунки "кудрины" писали на чашках и на больших "артельных" блюдах. Своими крупными монументальными формами они напоминали узоры поволжской домовой резьбы. Во второй половине XIX века мотивы "кудрины" часто исполнялись и в росписи ложек. В каждой мастерской их писали самые умелые мастера на так называемых ложках с "лицом", клавшихся по одной сверху в короб с дешевыми простыми ложками, чтобы показать способности и умение "писарей".
3. Хохломская роспись по дереву.
Деревянная посуда, отмечает Т.И. Емельянова, с древних времён была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярина и в избе простого крестьянина и даже в царском обиходе [2].
Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Следовательно, пишет М.С. Соколова, наибольшим спросом пользовались ложки, чашки и солонки. Посуда эта различалась по формам и размерам. В чашках подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они были широкими и глубокими. Ведь в семье было много народу! Не случайно на одной из таких чаш на обеих рукоятках для хозяйки был написан указ: «Неси» и «Не плещи». Не так-то просто было такую чашу хозяйке донести от стола до печи [5].
Блюда делали плоскими, с широкими бортами. Они были праздничной посудой – в них подавали на стол блины, пироги, пряники, сладости.
Больше всего в доме требовалось ложек. Миски и чашки – это общая посуда. А вот без своей личной ложки не мог обойтись ни один человек. Имело большое значение вместительность ложки – больше зачерпнёшь – больше достанется.
Самой почётной посудой была солоница. В народных пословицах – хлеб и соль неразделимы. «Хлеб - соль ешь, а правду режь» - говорит одна. «Без соли, без хлеба – худая беседа – вторит другая. Народный мастер не скупился на отделку солоницы. На севере их делали в виде уточки, а хохломичи в виде вазочки с крышкой, на фигурной ножке.
Часто приходится слышать о том, что мастера использовали красную и черную краски лишь потому, что они не выгорают в печи при закалке. Это верно только отчасти. Коричневая, зеленая и желтая краски также не меняют свой цвет при высокой температуре, однако их применение становится весьма ограниченным. Художники предпочитали сочетание красного, черного и золота, прежде всего, в силу его особых декоративных качеств. Такую цветовую гамму ценили и мастера древней Руси. Но была и другая причина. Получавшийся у мастеров золотистый цвет уступал цвету золота по яркости и не имел желаемого оттенка теплоты. Этот недостаток мастера стремились сделать возможно менее заметным, нанося роспись красной и черной краской, создававшими с золотистым фоном звучный цветовой аккорд. Огненно-яркая киноварь придавала большую теплоту золотистому фону, а черная краска способствовала тому, что он казался светлее и ярче.
4. Тайна рождения «золотой» посуды
1.Сначала токарь вытачивает посуду на станке. У неё ровная и гладкая поверхность. Она нежного, розоватого цвета древесины. Изделия сушат и шлифуют.
2.Теперь деревянная посуда попадает в руки грунтовщика. Грунт – это специальная масса красно-коричневого цвета, так как в её состав входит глина. Изделие из дерева обмазывают и под слоем грунта оно становится похоже на глиняное. Его ставят в печь и сушат.
3.А затем оно переходит в руки лудильщика. В грунтованное изделие втирают измельчённый в порошок металл- алюминий. Это называется лужением. Лужоное изделие похоже на серебряное. Кажется, что посуда отлита из металла.
4.Наступает время работы художника. По серебряному фону сразу кистью наносит он хохломской орнамент.
5.Мастера – лачилы покрывают изделия лаком.
6.Печники ставят полаченные изделия в печь и следят, чтобы лак закалился при температуре 160-180 градусов.
Вошли в печь изделия серебристо-холодные, а вышли сияющие, золотые. Под плёнкой закалённого лака всё, что было серебряным, стало золотым. Правильно народ говорит в пословицах:
«Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго»
5.Народные мастера
Старожилы села Новопокровского рассказывают, что художник Михаил Красильников в 1884 года и написал на крышке стола картину "Крестьянское утро". Изобразил деревню, пастуха с рожком, крестьян, выгонявших скот, и всю картину окружил рамкой из золотых завитков "кудрины". Рассказывают, что работа имела на выставке успех: мастера вызвали в Петербург и наградили часами и тулупом. Однако учиться в столице ему никто не предложил. С горя мастер пропил и часы, и тулуп.
Отличным живописцем считался в Новопокровском и Яков Марусин – человек редкого всестороннего дарования, шутник и вольнодумец. В Семеновском музее сохранился мочесник его работы. В бывшем доме скупщика Тюкалова, где он долго жил в батраках, и сейчас находятся расписанные им двери, на которых изображены мужчина в восточном тюрбане с саблей и женщина в платочке и сарафане. Умер Яков Марусин в 1916 году в Сибири, уехав туда в поисках счастья, найти которое ему так и не удалось.
Во время Великой Отечественной войны промысел потерял значительную часть художников, ярко проявивших себя в искусстве предшествующих лет. В боях на Днепре погиб талантливый орнаменталист Анатолий Григорьевич Подогов. Не стало Архипа Михайловича Серова, Семена Степановича Юзикова, Ивана Егоровича Тюкалова. Многие мастера не вернулись с фронта.
В первые послевоенные годы главнейшей задачей промысла стало восстановление его творческого коллектива и обучение молодежи. Большую работу в этом направлении провели опытные мастера Семеновской художественной школы. В Ковернинском районе Горьковской области, отдаленном от Семенова, с молодыми мастерами занимались старейшие художники – Николай Григорьевич и Никанор Григорьевич Подоговы и Федор Андреевич Бедин. Постижению традиционных основ искусства промысла помогало собрание хохломских орнаментов, созданное Николаем Григорьевичем Подоговым.
Сознавая важность передачи знаний новым поколениям художников, мастер еще в годы Великой Отечественной войны начал работу над альбомом хохломских орнаментов. В течение нескольких лет он рисовал таблицы, вспоминая узоры, которые видел, и записывал все, что слышал от отца и деда. В работе ему помогала дочь Анна, ставшая к этому времени уже опытным мастером. Так были созданы четыре экземпляра альбома, в которых запечатлены многие орнаменты XIX и начала XX века. Это ценнейшее собрание рисунков помогло сохранению в искусстве Хохломы традиционных приемов росписи.
Мы пришли к выводу, что изделия Хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами. Различные виды хохломского орнамента – верховое "травное" письмо, роспись "под фон", "Кудрина" – восходят в своих истоках к искусству Древней Руси.
Список использованных источников
1. В. М. Вишневская "Хохлома", М.: Издательство: Мозаика-Синтез 2005
2.Емельянова Т.И. Золотая Хохлома. Декоративная роспись по дереву. Издательство: Интербук-бизнес 2001
3.С.К.Жегалова "Русская народная живопись", "Росписи Хохломы" М.: Просвещение, 2000
4. А. В. Красильников. "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА". М.: Просвещение, 2001
5. М. С. Соколова "Художественная роспись по дереву", М.: Дрофа, 2001