Понятие об обособлении. Условия обособления.
Класс _______________
Предмет_________________
Дата:
Тема: Понятие об обособлении. Условия обособления.
Цель: изучить особенности обособления.
Задачи:
обучающие:
- повторить что такое обособления, понятие обособления, условия обособления;
- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки;
2. развивающие:
- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжить развитие творческих способностей;
- формирование орфографической зоркости;
3. воспитательные:
- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Методы работы: устная, письменная
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Ребята, мы продолжаем путешествие по разделу «Синтаксис. Пунктуация простого предложения», а также «Простое осложненное предложение».
-Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?
-Однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др.
Верно. Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним синтаксический и пунктуационный разборы.
Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки.
Комментарий учащихся: предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющемся соединительным союзом И.
Между определениями маленькие, тонкие, низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная.
-Какие члены предложения называются однородными?
Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.
-Когда определения считаются однородными? Определение является однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Знания, которые мы повторили, пригодятся при рассмотрении нового материала.
Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки.
Из жизни Обособленных членов предложения
Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.
Итак, тему определили и записали. А какую цель мы поставим перед собой?
-Научиться распознавать обособленные члены, ставить правильно знаки препинания.
Изучение нового материала.
Ребята, вспомните, что такое обособление?
(Выделение по смыслу членов предложения. В речи интонационно, а на письме – знаками препинаниями).
-С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты).
Обратимся к словарю.
Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего. В. Даль
Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.
Краткий справочник по современному русскому языку.
Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Плешковский.
Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.
Изучение правила в учебнике ___________________
Дополнительный материал по обособлению
1)Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.
Запятая в предложении не ставится, так как причастие очаровательный является частью составного именного сказуемого.
2) На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката.
Запятая в предложении ставится, так как в предложении есть прилагательное с зависимым словом.
Закрепление.
Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.
Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.
Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе.
Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях.
1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).
Упражнение ________________
Подведение итогов.
- Какие члены предложения называются обособленными?
- В каком случае обособляются определения?
- Для каких стилей речи характерны обособленные определения?
Домашнее задание.
_________________
_________________
Р.р.
***
Р.р.
Р.р.
***
***
***