Формирование мотивации по средствам использования современных информационных технологий на уроках географии
Формирование мотивации учащихся по средствам использования современных информационных технологий на уроках географии.
Лицей № 22 "Надежда Сибири" Ефремова Марина Евгеньевна
Новосибирск 2014Содержание
Актуальность проекта.
3
Цели, задачи.
4
Этапы реализации.
5
Ожидаемые результаты.
6
Исполнители проекта.
6
Описание реализации проекта.
Описание этапов проекта:
1 этап;
2 этап;
3 этап;
4 этап.
Оценка эффективности проекта
Результаты работы
Сведения о повышении квалификации и участие в мероприятиях
6
10
10
16
20
21
21
22
28
Актуальность проекта
Сегодняшняя действительность в мире может быть представлена бегущими стрелками часов, символизирующими стремительные изменения в обществе. Ежедневно издаются более трех тысяч книг, каждый месяц в поисковой системе Google ищут информацию более 3 миллиардов человек, еженедельная "Нью-Йорк Таймс" содержит больше информации, чем человек в 18 веке мог бы воспринять за всю жизнь. В 2013 году построен суперкомпьютер, вычислительные способности которого превысили способности человеческого мозга, а с 2010 года объем технической информации удваивается каждые 72 часа.
"Человечество переживает третью волну - информационную. Первая - сельскохозяйственная длилась пять тысяч лет, вторая - индустриальная - триста лет, третья - информационная длится всего тридцать лет. Первые три волны - это детство человечества. Выросли только машины, а человечество осталось ребенком. Новая - четвертая волна зарождается сейчас. Новая эпоха погружает нас в конкурентную среду величиной во всю планету. В современном мире необходимо "бежать", чтобы просто оставаться на месте. Уже нельзя однажды научиться, чтобы потом всю жизнь быть квалифицированным специалистом, непрерывное образование превращается в жизненную необходимость. . Кризис образования охватил весь мир потому, что мир изменился, а образование осталось прежним".
Основная задача школы - соответствовать изменениям во всем мире и учить детей творчески перерабатывать знания, воспринимать действительность в противоречиях и решать открытые творческие задачи, жить в быстроменяющемся мире, постоянно переучиваясь.
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий.
К сожалению современные дети имеют низкую мотивацию к обучению, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, такой как география. Учитель не может наполнить ребенка необходимыми знаниями помимо его воли, следовательно, учащийся включается в любую деятельность, когда это ему интересно , когда возникает определенный мотив для работы. Поэтому необходимо совершенствование уровня преподавания географии, позитивного изменения качества образования по предмету через формирование мотивации учения на уроках по средствам современной информационно-коммуникационных технологий. Это взаимодействие позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего, проблемного, дифференцированного обучения и др. Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата.
Цель и задачи работы
Создание системы работы с использованием информацинно-коммуникационных технологий на уроках географии, нацеленных на повышение мотивации учащихся, развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся, достижение эффективных результатов изучения географии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
формировать мотивированное обучение на основе развития интереса детей к изучению географии;
Активизировать у обучающихся познавательную, творческую активность и интерес к предмету с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формировать и развивать у обучающихся умения работать с информацией, анализировать, делать обобщения, выводы и т.п , осознания необходимости в дополнительной информации.
Развивать навыки работы с элементами электронных средств обучения (ЭСО), статистическими материалами, тщательно отбирая ее; осуществлять синтез существующей информации и создание нового знания.
Разработать современный научно-методический комплекс для предмета "География" с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Содействовать творческому развитию каждого ученика.
Способствовать воспитанию социально – активной личности.
Этапы реализации
Программа рассчитана на период с 2011-2016 гг. и содержит следующие этапы:
1. Экспериментальный этап (2011-2013 гг.) – разработка и экспериментальное внедрение системы работы с использованием ИКТ в практику образовательного процесса на уроках географии.
2. Реализующий этап (2013-2014 гг.) – полномасштабное внедрение системы работы с использованием ИКТ в практику образовательного процесса на уроках географии. Апробация информационного контента сетевой дистанционной школы.
3. Творческий этап (2014-2015 гг.) разработка собственного дистанционного учебно-методического комплекса по географии.
4. Информационно-аналитический этап (2016 г.) – корректировка системы работы с использованием ИКТ на уроках географии.
Ожидаемы конечные результаты:
Модель современной информационной образовательной среды по географии позволят развивать у обучающихся:
повышение мотивации учащихся к обучению;
рост познавательной активности учащихся;
создание условий для базовой подготовки учащихся по основным направлениям коммуникационных и информационных технологий;
расширение возможностей для самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся;
изменение системы оценки учебных достижений обучающихся;
создание условий для творческого саморазвития обучающихся;
подготовка элементов учебно-методической базы открытого образования;
рост мотивации педагогов в области использования ИКТ;
повышение профессиональной компетентности и улучшение квалификационного уровня педагогов, участвующих в проекте.
улучшение материально-технической базы лицея, за счет притока средств в связи с активным участием педагогов лицея в инновационных и социально-значимых проектах.
Исполнители:
Преподаватели кафедры естественных наук, информатики и вычислительной техники лицея, системные администраторы лицея, администраторы по организации и сопровождению учебного процесса в региональной системе дистанционного обучения.
Описание реализации проекта
Проект стал логическим продолжением "Программы информатизации лицея" но, развитие в этой отрасли происходит очень стремительно и 2011 году МБОУ "Лицей № 22 "Надежда Сибири" реализует региональный проект "Сетевая дистанционная школа". В связи с чем данная работа получила новое развитие. Кроме того в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ об образовании в части применения электронного и дистанционного образования" электронное и дистанционное образование являются обязательными составляющими современного образования.
С 2010 года в рамках своей педагогической деятельности я начала работать с учебно-методическим комплексом - «Сферы» , авторами которого являются В.П.Дронов, и Л.Е. Савельева, который апробирован мною полностью. «Сферы» это проект по разработке и внедрению новой технологии организации учебного процесса с использованием комплекса современных учебно-методических материалов, созданных в единой методологии.
В основу проекта положена идея организации учебно-воспитательного процесса в новой информационно-образовательной среде, позволяющей наиболее эффективно реализовать потребности современных школьников в формировании жизненно важных компетенций: личностной, социальной, коммуникативной, интеллектуальной и т.п. В условиях современного учебного процесса осваиваются и новые виды деятельности, основанные, прежде всего на работе с информацией: приобретаются навыки ее поиска, отбора, структурирования, анализа и оценки, так как помимо собственно учебника комплекс имеет электронные учебные издания, интерактивные карты, картографические пособия.
С 2012 года я являюсь участником проекта по апробации контента «Сетевой дистанционной школы». На базе учащихся 7 класса я использую и проверяю материал к электронной базе данных НСО.
Используя информационные технологии я работаю по нескольким направлениям см. рис № 2.13 EMBED Word.Document.12 \s 1415Описание этапов проекта.
1. Экспериментального этап (2011 - 2013 г.) Целью экспериментального этапа является разработка и экспериментальное внедрение системы работы с использованием ИКТ в практику образовательного процесса на уроках географии.
В начале эксперимента в 5-6 классе мной проводилась диагностика (тестирование, анкетирование), с целью знакомства с учениками, определения их уровня знаний по предмету, способностей работать и электронной информацией и применять свои знания на практике.
Рассмотрим более подробно этапы формирования информационной компетенции на уроках географии.
1 этап. На этом этапе у школьников формируются основные географические понятия, прививаются грамотные взгляды на природные процессы и явления, создаётся теоретическая база для географического мышления, необходимого современному человеку. Кроме того, у обучающихся вырабатываются основные умения и навыки, необходимые для естественнонаучных исследований. Опыт моей работы показывает, что если при изучении нового теоретического материала на уроке совмещать использование презентации и работу с УМК "Сферы", то продуктивность работы учащихся на уроке повышается. При подведении итогов урока у учащихся не возникает проблем при выделении главного и установлении причинно-следственных связей в изученном материале. Кроме того возникает познавательный интерес и необходимость в дополнительной информации. После изучения ряда таких тем, мной был проведён социологический опрос и получены следующие результаты табл. № 2.
таблица № 2
Вопросы анкеты
Опрошенные учащиеся, %
1. Презентация никак не влияет на запоминание содержания темы.
6
2. Презентация помогает проследить логику внутри темы.
81
3. Презентация помогает выделить главное.
91
4. Презентация привлекает как новый вид подачи информации.
75
5. Презентация помогает лучше запомнить содержание темы.
80
Таким образом, учащиеся отметили положительные стороны использования презентации на уроке. Эти способы формирования опорного "скелета" урока ведут к формированию следующих навыков деятельности по отношению к информации в учебном предмете:
соотнесение "сжатой" информации на слайде и "развёрнутой" информации в учебнике;
выделение главного в материале темы;
установление логических связей между темами уроков и внутри темы урока;
Отбор информации для записи в тетради.
2 этап. Данный этап включает овладение учащимися методик по осуществлению поиска информации и составлению простых проектов используя разные источники географической информации. В процессе работы я провожу анкетирование на предмет владения и использования различных программ учащимися.
В тетради – практикуме одна из работ в 6 классе подробно рассматривает механизм подготовки презентации и требования к её выполнению. На примере отдельной темы учащиеся с помощью необходимых ссылок в интернете учатся структурировать материал и грамотно выполнять работу. Представление своей работы происходит на уроке-конференции. Подобный вид деятельности формирует умение работать с ресурсами Интернет, отбирать материал, оформлять в виде презентации, формирует опыт публичных выступлений.
Результаты наблюдений по отбору информации при подготовке домашнего задания представлены в табл. №3.
Таблица №3
Система отбора информации учениками 6 класса 2010-2011 г
При подготовке домашнего задания работаю с информацией:
На начало года %
На конец года %
1. Работаю с информацией учебника.
52
56
2. Работаю с информацией учебника и дисками к нему.
64
68
Ищу информацию в книгах, энциклопедиях.
36
36
Ищу информацию в сети Интернет.
80
88
Беру информацию только с 1 сайта.
72
46
Тщательно отбираю материал.
44
68
По данным таблицы № 3 можно сделать вывод:
Увеличилась доля учащихся, работающих с информацией учебника на печатной основе, электронного учебника «Сферы», комплекта дисков и электронных карт. Объем информации в данном УМК удовлетворяет учеников.
Увеличилась доля учащихся, работающих с несколькими образовательными сайтами, и доля учащихся тщательно отбирающих материал для подготовки индивидуального задания. Это говорит о том, что данная форма работы вызывает интерес к поиску информатизации и к предмету география.
3 этап. Данный этап включает овладение умениями работать с различными видами информации, организовывать свою собственную деятельность и планировать результат. Таким образом, деятельностный характер обучения, организация самостоятельных работ с различными источниками географической информации, использование ИКТ на уроках обеспечивает более качественное усвоение учащимися стандарта образования по географии, позволяет формировать учебно-познавательные и информационные компетенции на материале содержания учебного предмета географии. По результатам анкетирования учащиеся 6 класса на вопрос «Почему я люблю выполнять доклады, сообщения, творческие задания» выделили следующие варианты ответов. Результаты сведены в табл. № 4.
Таблица № 4.
Наиболее распространённые варианты ответов.
Наиболее распространённые варианты ответов.
Опрошенные учащиеся, %
1. Лучше запоминаю материал.
64
2. Люблю отвечать у доски.
40
3. Люблю работать с интерактивной доской.
72
4. Интересно.
68
5. Умею очень быстро и хорошо искать информацию.
40
6. Нужна оценка.
28
Анализ результатов экспериментальной работы показывает, что:
Наблюдается положительная динамика готовности учащихся к работе с ИКТ.
У учащихся возникает интерес к новой информации и желание выполнять подготовку к творческим заданиям самостоятельно, осваивая новые инструменты.
Пропадает страх публично выступления.
На каждом этапе обучения осуществляется контроль результатов подготовки учащихся, при этом я ставлю следующие задачи:
изучение эффективности обучения и самостоятельной работы учащихся;
обеспечение условий для максимальной реализации творческих и индивидуальных возможностей;
Уровень усвоения материала я контролирую с помощью тестов. Тренировочные тестирования я провожу регулярно в процессе изучения материала и по итогам изучения темы. С помощью дифференцированных заданий, предусмотренных авторами УМК "Сферы", я могу мониторировать качество подготовки учащихся, развитие познавательной интереса и уровень мотивации. Кроме того обучающиеся довольно быстро овладевают необходимыми информационными навыками для выполнения творческих работ по географии. Уровень презентаций, изготовленных учащимися разный, лучшие презентации могут быть оценены не только учителем географии, но и учителем информатики.
На данном этапе в курс по природоведению были введены два факультатива "Природа в занимательных экспериментах" и "Экология Новосибирской области", работа которых направлена на развитие познавательного интереса к естественным наукам. Каждое занятие предусматривало создание модели или прибора изготовленного своими руками из подручных средств, которые позволяют измерить представить природные или антропогенные объекты в реальности.
Основная задача предлагаемого курса состоит в формировании у учащихся географического мировоззрения, и географической культуры, бережного отношения к природе.
Высокая познавательная активность и уровень мотивации проявляются у обучающихся в желании разрабатывать свои исследовательские проекты и представлять их на МНПК и различных конкурсах.
2. Реализующий этап (2013-2014 гг.) – полномасштабное внедрение системы работы с использованием ИКТ в практику образовательного процесса на уроках географии. Апробация информационного контента сетевой дистанционной школы.
В 2012-2013 учебном году прошла апробация дистанционного курса, разрабатываемого в рамках регионального проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области».
Цель работы на данном этапе.
Анализ содержания дистанционного курса, разработанного для СДО НСО, изучение возможности использования этого курса в образовательном процессе общеобразовательного учреждения региона и определение оптимальных условий для последующей реализации в СДШ НСО.
Основные задачи на этапе апробации:
комплексное тестирование курса,
выявление опечаток, ошибок в содержании и технической реализации курса, а также методах доставки и сопровождения,
анализ педагогической и технологической эффективности курса,
определение целесообразности его дальнейшего использования для обновления содержания и повышения качества образования,
определение необходимых условий для дальнейшей реализации апробированного курса в СДШ НСО.
Для решения этих задач организуется набор группы, обучаемых на курсе.
Апробация материала проводилась на 7 "В" классе и включала в себя интеграцию материала курса СДШ в мою рабочую программу по географии. УМК по географии в СДШ и УМК лицея не совпадали, в связи с этим проводилась корректировка каждого урока. Это позволяло использовать в УМК "Сферы" дополнительный интерактивный материал.
Уроки, которые предлагает "Сетевая дистанционная школа" предусматривают значительную долю самостоятельных занятий обучающихся; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса, регулярный контроль и учет знаний учащихся со стороны ОУ, ведущего курс, а также психолого-педагогическую поддержку того ОУ, где находится ученик.
Уроки в рамках СДШ проводятся как в кабинете информатики, где у обучающегося есть персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, так и в кабинете географии с помощью мобильного компьютерного класса.
Далее проводился всесторонний анализ результатов апробации курса, отладка и исправление выявленных ошибок. При необходимости модифицировалась структура курса, и технологические решения для каждого раздела с учетом результатов апробации. Изменение претерпели и содержания курса и разработка новых элементов (текст, слайды, рисунки, тесты, примеры и т.д.), запись дополнительных аудио и видео фрагментов и др.
Так же на втором этапе уже апробированный, пересмотренный и отобранный материал по географии СДШ был включен в учебный процесс седьмого класса. В автономную рабочую группу учеников вошел не весь класс, а только 14 человек. В данную группу были включены учащиеся, которые испытывали трудности в изучении предмета и низкую мотивацию к предмету. В подобный учебном процессе старались участвовать все учащиеся класса, так как просмотр заданий не был ограничен. В результате качественная успеваемость в автономной рабочей группе повысилась В группе увеличилась доля учащиеся с высокой мотивацией и желанием работать по углубленной схеме изучения предмета. (2 ученика стали призерами школьного и городского этапа Всероссийской олимпиады школьников, заняв 4 и 6 место по городу).
Таким образом "Сетевая дистанционная школа" дает возможность:
1. Получения качественного образования разным группам учащихся, в том числе индивидуальной формы обучения.
2. Вовлечения в единое образовательное пространство НСО.
3. Приобретения навыков работы с электронной информацией.
4. Развитие способности к самостоятельной познавательной деятельности. И возможность к углубленному изучению географии.
На втором этапе в рамках внеурочной работы была введена клубная работа, которая объединила учащихся с 5 по 9 классы. Работа в клубе направлена на создание интерактивной карты Google с дополненной информацией по посещению разных городов и стран мира, в которых побывали учащиеся. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы. Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему. Видеоматериал, фрагменты сочинений, рассказов о природе, достопримечательностях объединены в небольшие проекты, материалы которых содержит общая карта путешествий. Данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения так как он формирует метапредметные, предметные, коммуникативные и информационные компетенции у учащихся.
Для упрощения работы по проекту мной был создан собственный сайт, где отражены материалы уроков и достижения учащихся и основная информация.
3. Творческий этап (2014-2015 гг.) разработка собственного дистанционного учебно-методического комплекса по географии.
С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно развиваться электронные средства обучения (ЭСО) – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий.
На третьем этапе я планирую работу над собственным электронным средством обучения, которая будет включать:
1. обучающие средства, методическое назначение которых – ообщение суммы знаний и навыков учебной и практической деятельности и обеспечение необходимого уровня их усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы;
2. программные средства – тренажеры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки учащихся. Они обычно будут использованы при повторении или закреплении пройденного материала;
3. контролирующие программные средства, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Работа над данным материалом уже началась.
4. Информационно-аналитический этап (2016 г.) – корректировка системы работы с использованием ИКТ на уроках географии.
комплексное тестирование всех видов деятельности;
выявление опечаток, ошибок в содержании и технической реализации, а также методах проведения;
анализ педагогической и технологической эффективности курса;
определение целесообразности его дальнейшего использования для обновления содержания и повышения качества образования;
Устойчивость инновационной деятельности и дальнейшее развитие
Среди рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации программы, можно отметить социальный риск. Исходя из того, что деятельность в рамках программы предполагает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, включая родителей, существует опасение, что те новообразования, которые будут формироваться и развиваться у учащегося в стенах лицея, не найдут необходимой поддержки в семье.
Для того, чтобы снизить подобный риск необходима проводить разъяснительную работу на каждом конкретном новом этапе. Презентовать родительскому сообществу результаты программы и демонстрировать достижения учащихся.
lђЗаголовок 1ЗђЗаголовок 2Заголовок 315