Учебно-методическая разработка техника запоминания немецкой лексики по смысловой классификации


Департамент образования и молодёжной политики ХМАО-Югры
АУ ПО ХМАО - Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»
Учебно-методическая разработка
Техника запоминания немецкой лексики по смысловой классификации словарного минимума глаголов и существительных
Преподаватель немецкого языка ХМТПК: Рачева В. Л.

Ханты-Мансийск, 2014
Одобрена
Предметно-цикловой комиссией
Протокол
Председатель ПЦК
«Иностранный язык»
Мальцева Н.ВРазработчик:
ХМТПК преподаватель иностранных языков Рачева В.Л

Содержание:
Введение
Смысловая классификация глаголов
Смысловая классификация существительных
Техника запоминания глаголов и существительных в предлагаемой классификации
Литература

Введение.
Предлагаемая смысловая классификация основана на разделении минимума слов по частям речи (глаголы, существительные) с дальнейшим делением на смысловые группы.
При изучении слов в смысловой классификационной системе со смысловой макроструктурой, состоящей из названий смысловых групп и смысловых блоков, вы точно знаете, что вы знаете. Вы также знаете, в какой части вашей памяти находится нужное слово. Единицей информации при таком изучении является не отдельное слово, а блок слов (7-10 слов). Блоки существительных содержат большое число слов.
Предлагаемая классификация, составленный на ее основе, обеспечивают выбор нужного немецкого слова при выражении мыслей на немецком языке. Мысль рождается в самых общих чертах, есть общая идея/тема (которую можно сравнить со смысловой группой классификации). Затем ведется поиск средств для ее выражения (вы останавливаетесь на каком-то блоке), и уже при составлении предложения вы берете какое-то конкретное слово в блоке.
Слова в блоке объединяются как синонимы, антонимы и как однородные действия, признаки или предметы, объединяемые общим понятием, выраженным в названии блока. Например, блок «учебные операции» содержит слова: учить, обучать, объяснять, понимать, запоминать, знать, забывать, ошибаться, исправлять. Эти слова дают краткое изложение процесса обучения.
В предлагаемой классификации выделяют два основные части речи: глаголы, существительные. Распределение слов по частям речи облегчает использование слов в предложениях, поскольку разные части речи выполняют различные функции в предложении.
Актуальность изучения иностранных языков состоит в том, что за последние годы ситуация с иностранными языками в России радикально изменилась. Приход на рынок большого количества иностранных компаний и возможность свободных поездок за рубеж поставили нас перед необходимостью владения одним или несколькими иностранными языками.
Среди иностранных языков, изучаемых в России, немецкий язык занимает твердое второе место, а во всем мире его изучают около 20000000 человек. В разных сферах образования немецкий язык является одним из важнейших языков для подготовки квалифицированных кадров.
Предлагаемая учебно - методическая разработка предназначена для широкого круга учащихся, приступающих к освоению немецкого языка. Цель - комплексное развитие лексических навыков обучающихся.

2. Классификация глаголов по смысловым группам:
Глаголы минимума разбиваются на следующие десять смысловых групп:
Глаголы стадии: начинать, продолжать, завершать
Глаголы движения: бежать, ехать, лететь, плыть
Глаголы наличия /количества: иметь, хранить, сокращать, накапливать
Глаголы статического положения: стоять, сидеть, висеть, лежать
Бытовые глаголы: работать, есть, одевать, болеть
Глаголы чувства: любить, ненавидеть, радоваться, плакать
Глаголы мышления: думать, делать вид, решать, складывать, передумать
Глаголы, выражающие рабочие операции: изготовлять, ремонтировать, пилить, стирать
Глаголы общения: говорить, спрашивать, отвечать, брать, давать, знакомиться, извиняться
Глаголы борьбы: нападать, защищаться, побеждать, стрелять.
Названные смысловые группы охватывают нашу жизнь, выраженную в действиях. Действительно, все в окружающем мире изменяется, проходит стадии, движется, имеет количественное выражение и изменение или находится в состоянии покоя.
Каждый человек поддерживает свое существование, испытывает какие-то чувства и думает.
Человек появляется в обществе, чтобы работать, общаться и бороться.

Смысловая классификация немецких глаголов:
Глаголы движения.
двигать(ся) (sich) bewegenостанавливать(ся) stehenbleiben/haltenподнимать hebenподнимать hochhebenподниматься steigenопускать senkenвыходить eintretenвходить sichbegeben/abfahrenидти вдоль folgenследовать biegenповернуть налево biegen (nach links)
прибывать ankommenвозвращаться zuruckkommenидти gehenприходить kommenбежать laufenлетать fliegenскакать reitenГлаголы чувств.
любить gernhabenлюбить liebenнравиться gefallenхотеть wollenвосхищаться bewundernненавидеть hassenстрадать leidenплакать weinenуспокоиться sichberuhigenсмеяться lachelnнаслаждаться genissenрадоваться sichfreuenбыть уверенным sicherseinсомневаться zweifelnуставать mudeseinбыть сердитым boseseinобижать krankenГруппа глаголов: рабочие операции.
делать tunделать machenвыполнить erfullenготовить vorbereitenпрятать versteckenискать suchenнаходить findenбрать nehmenдержать haltenоткрывать offnenзакрывать schliessenотсоединять trennenрезать schneidenлить giessenсушить trocknenГлаголы борьбы.
нападать angreifenсражаться kampfenзащищать schutzenвыиграть gewinnenпроигрывать ferlierenстрелять schiessenубить totenранить verwunden5.Глаголы наличия / количества
Быть seinИметь habenИмеется esgibtБыть достаточным genugen / ausreichenОтсутствовать fehlen / abwesendseinБыть пустым leer seinСобирать sammelnБыть полным vollseinИсключать ausschliessenПринадлежать gehorenСодержать enthalten6. Глаголы положения
класть legenлежать liegenсидеть sitzenсадиться sichsetzenстоять stehenставить stellenвисеть/вешать hangenнаходиться sein / liegen7.Бытовые глаголы
жить lebenродиться geborenseinработать arbeitenзарабатывать verdienenесть essenпить trinkenпечь backenжарить bratenкипятить /кипеть sieden / kochenносить tragenнадевать anziehenстирать waschenгладить bugelnложиться спать zubettgehenспать schlafenбудить weckenпросыпаться erwachenвставать aufstehenболеть krankseinвыздоравливать gesundwerden8.Глаголы восприятия и мышления
видеть sehenслышать horenчувствовать fuhlenпомнить sichernnernзабывать vergessenузнавать erkennenразличать unterscheidenчитать lessen
писать schreibenсчитать zahlenдумать denkenрешать entscheiden9.Глаголы общения
говорить sprechenсказать sagenобращаться sichwendenспрашивать fragenпросить bitten
отвечать antwortenразрешать erlaubenсоветовать ratenпредлагать anbietenдавать gebenпокупать kaufenпродавать verkaufenдарить schenkenприглашать einladenпосещать besuchenзнакомиться kennenlernenизвинять entschuldigenпрощать verzeihenблагодарить dankenтепло встречать willkommenheissen Существительные в немецком языке имеют три рода, которые выражаются артиклями. В данном словаре существительные приведены с определенными артиклями. Так их и нужно заучивать, иначе может возникнуть проблема при использовании слов в речи, поскольку во многих случаях род в русском и немецком языках не совпадает. Рядом с существительными дается окончание родительного падежа единственного числа и форма именительного падежа множественного числа.
Смысловая классификация немецких существительных:
1.Природные явления
стихийные бедствия Naturkatstrophenplметеорология Meteorologieосадки Niederschlageсезон Jahreszeit/Klima-en
погода Wetter -s
природа Naturвремя года die Jahrezeitзима die Winter -s
весна der Fruhling– s, - e
лето der Sommer-s
осень der Herbst- es, -s
климат das Klima–s, - s
гроза das Gewitter -s
гром der Donner -s
молния der Biltz- es, - e
ветер der Wind- es, - e
луч der Strahl -s, - en
темнота die Dunkelheitбуря der Sturm - s
дождь der Regen -s
туман der Nebel -s
лёд das Eis- esснег der Schnee -esиней der Reif -esпожар der Brand-esзагрязнение die Verschmutzung - en
окружающая среда die Umweltзащита окружающей среды der Umweltschutz-esущерб der Schaden - s
2.Геометрия
размер die Grosse –n
форма die Form-en
фигуры на плоскости die Flache - en
линия die Linie - n
структура die Struktur/Aufbau –en
длина
ширина die Lange -n
die Breite -n
высота die Hohe-n
глубина die Tiefe-n
толщина die Starke-n
тело der Korper -s
шар die Kugel –n
ряд die Reihe -en
точка der Punkt–es, - e
сторона die Seite-n
задняя часть die HIinterseite-n
середина die Mitte-n
3.Мир
небо der Himmel -s
земля die Erdeвода das Wasser-s
положение Lage/Richtung -n
зоны GeographischeZonen -n
воздух dieLuftоблако die Wolke-n
солнце die Sonneзвезда der Stern –es, -e
луна der Mond -esпланета der Planet–en, - en
почва der Boden-s
остров die Insel- n
берег das Ufer-s
морское побережье die Kuste -n
пляж der Strand–es, Strandeморе das Meer–es, -e
океан der Ozean–s, - e
река der Fluss–es, Flusseболото der Sumpf–es, Sumpfeручей der Bach-esволна die Welle-n
место der Ort- es, - e
направление die Richtung-en
север der Norden-s
юг der Suden-s
восток der Osten-s
запад der Westen-s
лес der Wald–es, Walderлуг die Wiese-n
пустыня die Wuste–n
гора der Berg–es, - e
холм der Hugel-s
вершина der Gipfel-s
равнина die Ebene -n
поле das Feld–es, - erдолина das Tal–s, Taler4.Растения
овощи das Gemuse - s
фрукты/ягоды das Obst – es \Beere - n
урожай die Getreide-s
дерево der Baum–es, Baume
лист das Blatter–es, Blatterцветок die Blume - n
морковь die Mohrrube-n
картофель doe Kartoffel-n
капуста der Kohl -esлук die Zwiebel-n
свекла die Rube-n
огурец die Gurke-n
помидор die Tomate-n
дыня die Melone-n
арбуз die Wassermelone-n
яблоко der Apfel–s, Apfelгруша die Birne-n
слива die Pflaume-n
вишня die Kirsche-n
персик der Pfirsich–es, - e
лимон die Zitrone-n
апельсин die Apfelsine-n
сад der Garten- s, Gartenплод die Frucht, Fruchteурожай das Getreide-s
пшеница der Weizen-s
рис der Reis-esкукуруза der Mais-esбереза die Birke-n
дуб die Eiche-n
ветвь der Zweig–es, - e
сук der Ast–es, Aste5.Животные
дикие животные Wieldtiereволк der Wolf–es, Wolfe
лиса der Fuchs–es, Fuchseмедведь der Bar–es, - en
тигр der Tiger-s
лев der Lowe –n, - n
слон der Elefant–en, - en
обезьяна der Affe–n, -n
верблюд das Kamel–s, - e
кролик das Kaninchen-s
заяц der Hase–n, -n
домашние животные das Haustiereкорова die Kuh, Kuheлошадь das Pferd–es, - e
коза die Ziege-n
овца das Schaf–es, - e
осел der Esel-s
свинья das Schwein–es, - e
кошка die Katze-n
собака der Huhd–es, - e
мышь die Maus , Mauseкрыса die Ratte-n
птицы der Geflugelптица der Vogel–s, Vogel
курица das Huhn–es, Huhnerпетух der Hahn–es, Hahneгусь deiGans, Ganseутка die Ente-n
ворона die Krahe-n
воробей der Sperling–s, - e
журавль der Kranich–es, - e
аист der Storch–es, Storcheорел der Adler-s
соловей die Nachtigall-en
Рыбы Fischрыба der Fisch–es, - e
карп der Karpfen -s
сом der Wels–es, - e
акула der Haifisch–es, - e
щука der Hecht–es, - e
насекомые Insekteмуха die Fliege-n
пчела die Biene-n
бабочка der Schmetterling–s, -e
стрекоза die Libelle-n
муравей die Ameise-n
жук der Kafer-s
6.Жилье
дом/адрес das Haus, Hauser
крыша das Dach–es, Dacherкомнатadas Zimmer-s
мебель/обстановка die Mobel - s/Einrichtungпостель das Bett-esдверь die Tur -en
квартира die Wohnung-en
улица die Strasse-n
этаж die Etage-n
двор der Hof–es, Hofeворота das Tor–es, - e
площадь der Platz–es, Platzeкухня die Kuche-n
ванная das Baderzimmer - s
туалет die Toilette-n
гостиная das Gastzimmer-s
прихожая der Vorraum-esспальня das Schlafzimmer-s
столовая das Esszimmer-s
кабинет das Arbeitzimmer-s
детская комната das Kinderzimmer-n
стол der Tisch–es, e
стул der Stuhl–es, Stuhleкресло der Sessel-s
диван das Sofa-s, - s
плательный шкаф der Kleiderschrank-esкнижный шкаф der Bucherschrank-esковер der Teppich–s, - e
зеркало der Spiegel-s
шторы der Vorhang-esвешалка die Garderobe-n
7.Время
единицы времени Zeiteinheitenпраздник/ свободное время Feirtag / Freizeitмесяцы der Monat–es, -e
рабочее время die Arbeitszeit-en
дни недели der Wochenttag - e
временные этапы die Stadienplстадии дня die Tageseinteilung -e
секунда die Sekunde-n
минута die Minute-n
час die Stunde-n
день der Tag–es, - e
сутки die Stude - en
неделя die Woche-n
месяц der Monate–es - e
год das Jahr–es - e
столетие/век das Jahrhundert–s -e
тысячелетие das Jahrtausend–s - e
вечность die Ewigkeitчасы die Uhr-en
будильник der Wecker-s
миг der Augenblick–s - e
8.Человек
пол dasGeschlecht–es- e
мужчина derMann–es - erженщина dieFrau -en
мальчик derJunge-n
девочка dasMadchen-s
возраст dasAlter-s
детство die Kindheitюность/ молодость die Jugendребенок das Kind–es – erподросток der/ die Jugendliche-n
молодежь die Jugendplимя der Name-en
отчество der Vatersname-en
фамилия der Familienname-en
паспорт der Pass-e
визитная карточка die Visitenkarte-en
человек/личность die Person-en
национальность die Nationalitat-en
биография die Biographie-esдень рождения der Geburtstag-e
9.Чувства/характер
эмоции das Gefuhl–es - e
удовольствие das Vergnugen-s
счастье das Gluck-esрадость die Freude-n
интерес das Interesse-en
облегчение die Erleichterungскука die Langweileбеспокойство die Unruhe-en
возбуждение die Erregung-en
недовольство die Unzufriedenheitпечаль dirTraurigkeitстрадание das Leiden-en
горе der Kummer-s
несчастье das Ungluck -esстрах die Angst
гнев die Wut–es- e
сочувствие das Mitleid-esуважение die Achtungдружба die Freundschaft- en
терпение die Geduldхрабрость die Tapferkeit-esуверенность die Sicherheitслабость die Schwache-n
трусость die Feigheitгордость die Stolz -esстыд die Scham- e
скромность die Bescheindenheitгрубость die Grobheitтерпимость die Toleranzжелание der Wunsch–es- e
мечта der Traum -es - e
цель das Ziel–es - e
усталость die Mudigkeitлень die Faulheitлюбовь die Liebeобида die Krankung -en
зависть der Neid -esвосхищение die Bewunderungревность die Eifersuchtзлоба die Bosheit10.Анатомия человека
вес das Gewicht–es - e
рост die Statur-en
кожа die Haut
волос das Haar–es - e
кровь das Blut–es - e
тело der Korper-s
голова der Kopf–es - e
шея der Hals-esгрудь die Brust- e
спина der Rucken-s
живот der Bauch-esнога das Bein–es - e
стопа der Fuss–es - e
колено das Knie–s- en
рука der Arm–es - e
ноготь der Nagel-s
голова der Kopf–es - e
глаз das Auge-esбровь die Braue–n – en
ресница die Wimper-n
ухо das Ohr–es - en
рот der Mund-esгуба die Lippe-en
зуб der Zahn–n - e
язык die Zunde-e
лицо das Gesicht–es- erнос die Nase-en
лоб die Stirn-e
щека die Wange-en
мозг das Gehirn-esлегкие die Lunge-en
сердце das Herz -e
желудок der Magen-s
печень die Leber-n
11.Отношения между людьми
отец der Vater-s
мать die Mutter
сестра die Schwester-n
брат der Bruder-s
бабушка die Grossmutterдедушка der Grossvater-s
сын der Sohn-e
дочь die Tochterмуж der Mann-erжена die Frau-en
свадьба die Hochzeit-en
развод die Scheidung-en
родители die Elternplродные die Verwandtenplдядя der Onkel-s
тетя die Tante-en
племянник der Neffe -en
племянница die Nichte-en
двоюродный брат der Vetter-s
двоюродная сестра die Kusine-en
друг der Freund–es - e
коллега der Kollege-en
хозяин der Besitzer-s
работодатель der Arbeitnehmer-s
12.Одежда
пальто der Mantel-s
плащ der Regenmantel -s
шуба der Pelzmantel-s
мужская одежда die Mannerkleidungженская одежда die Frauenkleidungдетская одежда die Kinderkleidungрабочая одежда die Arbeitskleidungкуртка die Jacke-en
костюм der Anzug–s - e
рубашка das Hemd–es - e
брюки die Hose-en
джинсы Jeansplплатье das Kleid- erюбка der Rock–es- e
носок die Socke -en
чулок der Strumpf–s - e
обувь die Schuhepl - en
сапог/туфля der Stiefel-esшляпа der Hut–e
шапка die Mutze -en
пуговица der Knopf–es - e
ремень der Riemen -s
галстук die Krawatte-enперчатки die Handschirmplзонтик der Regenschirm-esочки die Brille-n
13.Питание
прием пищи die Mahlzeitзавтрак das Fruhstuck- es,-e
обед das Mittagassen -s
чай der Tee- s,-s
ужин das Abendbrot- s,-e
вкус der Geschmack - s,Geschmackeаппетит der Appetit- s,-e
14.Напитки
напиток das Getrank - es,-e
чай der Tee - s,-s
кофе der Kaffee - s,-s
какао der Kakao -s
молоко die Milchсок der Saft - es,Safteвино der Wein - es, -e
минеральная вода das Mineralwasser -s
кола das Cola
водка der Wodka - s,-s
лимонад die Limonadeконьяк der Kognak - s,-s
15. Блюда
первое блюдо derersteGang -es,Gangeвторое блюдо derzweiteGang - es,Gangeдесерт derNachtisch - es, - e
суп dieSuppe - n
каша derBrei- es, - e
вареное яйцо dasgekochteEi - es, - erкотлета das Kotelett - s, - s
мясо das Fleisch - esптица das Geflugel - s
рыба der Fisch - esсалат der Salat - es, -e
приправа die Wurze - n
перец der Pfeffer - s
соль das Salz - es16. Сладости
сладости dieSussigkeitenplшоколад dieSchokoladeваренье dieKonfitureторт/пирожное dieTorte - n
пирог derKuchen - s
сахар der Zucker - s
мед der Honig - s
17.Пищевые продукты
сливочное масло die Butter
сыр der Kase - s
творог der Quark - esсметана saureSahneколбаса die WurstWursteяйцо das Ei - es, - er18.Хлеб
хлеб das Brot - esбулочка die Semmel - n
пончик kleinePastete - n
мука das Mehl - esтесто der Teig - esкондитерские изделия die Susswarenplблины die Fladenpl19.Кухонные принадлежности
обеденный стол der Esstisch - es, - e
ложка der Loffer - s
чайная ложка der Teeloffel - s
вилка die Gabel - n
нож das Messer - s
тарелка der Taller - s
стакан das Glas – es, Glaser
чашка die Tasse - n
столовая посуда das Geschirr – es, - e
сковорода die Pfanne - n

Практические советы по заучиванию слов предлагаемой классификации:
Для достижения конечной цели – воспроизведение глаголов и существительных как таблицы умножения – рекомендуется выполнить следующие задания:
Научитесь читать немецкие слова в блоках.
Научитесь переводить глаголы и существительные блоков с немецкого языка.
Научитесь переводить глаголы и существительные блоков с русского языка на немецкий.
Выучите наизусть слова блоков с полным заполнением на русском языке.
Расскажите глаголы и существительные минимума на немецком языке наизусть, опираясь на смысловую макроструктуру и на русские слова, заученные в блоке.
Первоначально вы воспроизводите немецкие слова с опорой на русские слова. Это очень важно, потому что в дальнейшем эта классификация используется для поиска немецкого слова, соответствующего русскому слову.
Для заучивания слов по предлагаемой системе рекомендуется изготовить карточки на каждый блок. С одной стороны карточки записываются слова на немецком языке, а с другой – их перевод на русский язык. Слова можно пронумеровать для облегчения нахождения соответствующего слова. Карточки должны иметь с одной стороны цифровое обозначение, а с другой – название блока в соответствии со смысловой макроструктурой. Карточки лучше заполнять фломастером. Материал для карточек лучше брать жесткий, чтобы карточки можно было тасовать, как карты. На карточках вы можете выполнять задания, рекомендуемые для заучивания слов. На практике установлено, что изучающие немецкий язык могут легко выучить в день 20 слов. На повторение уже выученных слов требуется очень мало времени.
Использование предлагаемой системы позволяет поддерживать знание слов и без наличия языковой среды, и практики живой речи. Вы привыкаете получать доступ к словам, пользуясь карточками, а впоследствии и без опоры на карточки – словарь есть у вас в голове. Обязательно проходите три главных ступени при изучении слов в указанной последовательности: чтение и перевод с немецкого, перевод с русского, воспроизведение наизусть каждого блока.
Пользование макроструктурой можно отрабатывать без заполнения ее словами и с минимальным заполнением блоков.
Помните, что знание слов – это уже 80% знание языка в целом!

Литература:
Листвин, Д.А. Современный немецкий. [Т]: учебное пособие/Д.А. Листвин. – М.: Астрель: АСТ, 2011. – 317 с.
Литвинов , П.П. 3500 немецких слов. Техника заполнения [Текст]/П.П. Литвинов. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 256 с. – (немецкий. Ступени к успеху).Никифорова, А.С., Проценко В.А. немецко-русский и русско-немецкий словарь для всех. [Текст]/А.С. Никифорова – М.: Цитадель-трейд: Вече, 2010. – 848 с.