Программа элективного курса по физике Физика в моем доме

Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса
«Физика в моем доме»

Пояснительная записка
 
Физика является базовым предметом для технического образования после школы. Социальный спрос на технические специальности неуклонно возрастает, это требует качественной подготовки учащихся по предмету. Наилучший результат может дать профильное обучение физике в старшей школе.
Целью данного элективного курса является: дать учащимся 9-х классов возможность определится с выбором профиля дальнейшего обучения в старшей школе, при этом показать значимость знаний по физике в жизненных различных ситуациях и их роль для различных профессий.
Для этого необходимо решить задачи:
Тема курса должна быть доступна, интересна и значима для каждого ученика. Этому полностью соответствует выбранная  тема «Физика в моем доме».
Каждый ученик  должен иметь возможность посетить  элективный курс, сравнив его содержание с аналогичными курсами по другим предметам. Этому соответствует краткость курса рассчитанного на 16 часов, который можно пройти за одну учебную четверть.
Материал курса не должен дублировать школьную программу, а лишь опираться на полученные,  на уроках знания, давая им новую практическую направленность.
Данный элективный курс позволит так же повысить познавательный интерес к предмету и приобрести конкретные практические навыки. В ходе  изучения наглядно демонстрируется  значимость физики для рабочих профессий (электрик, сантехник, столяр и др.), для инженерно технических, а так же для специальностей связанных с дизайном, архитектурой, экологией, медициной.
Программа охватывает все основные  темы общего курса физики, который завершается в 9-м классе, это позволит дополнительно повторить и закрепить наиболее значимые для жизни вопросы физики.
В ходе работы  предполагается использование методов активного  обучения, таких как эвристическая беседа, разрешение проблемной ситуации, обучение пользованию необходимых в быту электротехнических устройств, экспериментальное моделирование реальной бытовой ситуации, унифицированное использование элементарных бытовых предметов на основе знания законов физики, знакомство с техническими новинками.
Ожидаемые результаты обучения:
Формирование конкретных навыков, решения бытовых проблем на основе знания законов физики.
Формирование  четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту.
Повышение самооценки учащимися собственных знаний по физике.
Преодоление убеждения «физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится».
Повышение познавательного уровня к предмету на уроках.
Увеличение количества учащихся выбирающих для профилизации предметы естественнонаучного цикла.
 Формы контроля достижения результатов:
Анкетирование учащихся на начало и конец курса.
Решение индивидуальной задачи: «Проблема в моем доме»
Контроль выбора профиля обучения учащимися.
  Учебно-тематический план 

Тема
Основные понятия
Кол-во часов (тер/прак)

1
Механика
Рычаги в быту. Установка горизонтальности, вертикальности. Резонанс. Трение.
1/1

2
Тепловые явления.
Термометры. Теплопроводность, конвекция, излучение. Использование диффузии. Насыщенный, ненасыщенный пар. Кипение. Техника безопасности.
1/1

3
Электричество.
Электростатические разряды – вред и защита. Устройство и неполадки электроприборов. Безопасность домашней электропроводки. Расчет энергозатрат.
3/3

4
Магнитные явления
Магниты в доме.  Электромагнитное воздействие на организм человека.
1/1

5
Электромагнитные волны.
Излучение  и прием электромагнитных волн в быту.  Телевизор. Радио. Компьютер. Освещение. Отражение, поглощение света.
2/1

6
Обобщение.
Решение индивидуальной задачи «Проблема в моем доме» 
1


Всего часов

16

 
 Содержание  элективного курса
1Механика. Принципы работы бытовых механизмов. Золотое правило механики в действии. Колебания.   Изготовление  и использование сообщающихся сосудов для «отбивания горизонтали», отвес, правильное и безопасное пользование молотком, пилой, гвоздодером; современные смазочные средства. 
2.Тепловая физика. Виды теплопередачи в быту. Диффузия. Влажность. Кипение. Вопросы безопасности в тепловых процессах.   Значение цвета для оформления бытовых приборов, посуд; проверка работы вентиляции; ароматизация помещения, изготовление волосяного гигрометра.
3.Электричество. Электростатические заряды. Бытовые электроприборы. Домашняя электропроводка. Техника безопасности  в работе с бытовым электричеством.   Знакомство с работой индикаторной отверткой, электрическим тестером; исследование квартирной проводки на пожароопасность, составление принципиальной и монтажной схемы электропроводки, основы элементарного ремонта бытовых электроприборов.
 4.Магнитные явления. Использование магнитов в быту. Использование магнита как металлоискателя
 5.Электромагнитные волны. Радио. Телевидение. Оптика. Влияние электромагнитного излучения на живой организм. Исследование интенсивности электромагнитного излучения электробытовых приборов с помощью рентгеновской пленки. 
  Список литературы 
И. С. Якиманская. Технология личностно ориентированного образования. Москва. 2000.
М. К. Аракелян, Л. И. Вайнштейн. Электробезопасность в жилых зданиях. Москва. «Энергоатомиздат» 1983.
И. Л. Юфанова. Занимательные вечера по физике в средней школе. Москва. «Просвещение», 1990.
А. С. Иванов, А. Т. Проказа. Мир механики и техники. Москва. «Просвещение». 1993.
А. В. Аганов и др. Физика вокруг нас. Сборник качественных задач по физике. Москва. «Дом педагогики». 1998.
Интернет ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия , CD-ROM
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ «Маметьевская ООШ» Альметьевского района
Загидуллина Людмила Васильевна