Презентация по предмету Искусство на тему: Что такое колокол?


Колокольные звоны России Презентация на тему Колокольные звоны – составная часть духовной российской культуры Колокола – это одно из таинств бытия, национальная святыня. Из истории колоколов и колокольного звона Первоначально, до появления на Руси  колоколов, более общий способ созыва верующих к Богослужению определился  к VI веку, когда стали употреблять била, кандии и клепала.  Била и кандии (их иногда еще называют плоскими колоколами – в отличие  от тюльпанообразных) – это сперва деревянные доски, а затем и  металлические пластины. Клепала – железные или медные полосы, согнутые в  полукруг (по тем и другим ударяли специальными деревянными молотками). И только в конце X в. появились колокола. Колокольным звоном традиционно начинается и заканчивается Богослужение в церквах, соборах и храмах Русский церковный  звон всегда привлекал внимание своей стройностью, мощью, благообразием.  Этот малиновый звон… Православный звон  всегда основывался на строгости и простоте, но никто не запрещает в  рамках существующих канонов проявлять творчество . Звонарь сам себе и  композитор, и исполнитель, и импровизатор. С помощью разной силы ударов, темпа и ритма он может передать покой и  скорбь, ликование и тревогу. Но первое, о чем должен помнить звонарь,  стоя на колокольне, – что он является связующим звеном между храмом и  Небом и что церковный звон является равноценным храмовым  священнодействием (ведь им начинается и заканчивается Богослужение). Звонарь обладает чувством ритма Особые виды звона Традиционно сложились особые виды звона: благовест, перебор проводной (погребальный), звоны будничные, свадебные (разгонные), встречные и, наконец, праздничные, среди которых различают великие, средние, красные и особую форму – трезвон. Трезвон Трезвон – наиболее сложный по исполнению, но самый яркий в музыкальном  отношении. Он состоит из 3-х частей, соединенных в единое целое (да и  само название его происходит от слияния словосочетания “три звона”).  Красный звон во все колокола (”во вся тяжкая”) поражает своей мощью и  красотой на Великие праздники. Благозвучие Колокола на звонницы всегда подбирались таким образом,  чтобы все вместе они образовывали стройный “звон-хор”. Если какой-либо  колокол диссонировал с остальными, выпадая из общего строя, он получал  меткое прозвище “баран”, “беспутный” и, как правило, исключался из  звона. Для звонниц обычно подбирают 3 группы колоколов: большие – благовестники, средние – подзвоны и малые – зазвонные колокольчики.  Что касается звучания и тональности колоколов, то это зависит от их  веса, формы и качества литья: 100 одинаковых колоколов, отлитых на одном  и том же производстве, будут звучать по-разному (влияет и температура  заливки, и то, как металл остывал). Православный колокольный звон Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим  возвещается благая весть о начале Богослужения в храме. /Благовест  бывает праздничный, будничный и постный./Перезвон –  это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького  (или наоборот) с различным количеством ударов в каждый колокол.  /Существуют 2 основных перезвона: погребальный и водосвятный./Собственно звон – это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп  колокольного звукоряда. /К звонам данной группы относятся: праздничный  звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные  самим звонарем (последние являются результатом творческой работы и  самовыражения звонаря). Изготовление колоколов «Изготовление колоколов – это многодельное производство. И  самое главное – настроить колокол. Металл должен литься уже в  “настроенную” форму. Сама форма для отливки колокола заранее определяет  звучание будущего инструмента. Надо сказать, что процесс формирования  звучания колокола, его благозвучия еще не остановлен, он постоянно  совершенствуется и разрабатывается. И главное в качестве звука – это  форма колокола. Конечно, существенную роль играет и сам металл. Начинать  приходится с формы колокола… Литьё колокола… Потом эта форма  определенным образом обрабатывается, сушится и обжигается, а затем  собирается под литье. Сама форма сделана из специальных термостойких  смесей, способных выдержать высокую температуру расплавленного металла.  Плавка меди… Следующий этап – в печи плавится медь. Чистая, без всяких примесей.  Потом, когда расплав подготовлен, в него добавляется колокольная бронза.  Кстати, такой бронзовый расплав не используется больше нигде. В эту  бронзу на четверть добавляется олово. Дальше расплав продувается  аргоном. Из него выходят все примеси и шлаковые включения, которые  образовались в процессе плавки. Они поднимаются наверх и собираются  вместе с пленкой. Хрупкий колокольный металл… Теперь металл готов и разливается в форму. Потом в  течение суток колокол остывает. Чем медленнее он остывает, томится, тем  выше качество его звона. В это время происходит кристаллизация, от  которой зависит его долговечность. Может, вы удивитесь, но колокольный  металл очень хрупкий. И звучание колокола находится на границе хрупкости  и прочности. Подвижка в любую сторону, малейшая неточность при  формировании состава сплава недопустима. Колокол или лопнет или будет  тускло звучать. Особенно это важно во время зимних звонов. Следующий этап – в печи плавится медь. Чистая, без всяких примесей.  Потом, когда расплав подготовлен, в него добавляется колокольная бронза.  Кстати, такой бронзовый расплав не используется больше нигде. В эту  бронзу на четверть добавляется олово. Дальше расплав продувается  аргоном. Из него выходят все примеси и шлаковые включения, которые  образовались в процессе плавки. Они поднимаются наверх и собираются  вместе с пленкой. Спасибо за внимание!