Структура урока информатики в контексте ФГОС ООО

Структура урока информатики в контексте ФГОС ООО



 








В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая  непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая  его преемственность с курсом информатики  начальной школы.
Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и  Примерную программу по информатике (2011г). Для каждого образовательного учрежделния должна быть разработана рабочая программа курса информатики, которая должна  содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного курса;
2) общую характеристику учебного курса;
3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного курса;
5) содержание учебного курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного курса.
         Содержание Примерной программы курса информатики представлено инвариантной  и вариативной частью. На вариативную часть отводится  25% времени программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Часы для вариативной части используются авторами рабочих программ для более глубокой проработки основного содержания обучения.
Системный характер содержания курса информатики определяется названными тремя сквозными направлениями (представленными в несколько обобщенном виде):
-       информация и информационные процессы;
-       моделирование, информационные модели;
-       области применения методов и средств информатики.
В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:
а) в направлении «Информация, информационные процессы»:
информационные процессы;
информационные ресурсы;
б) в направлении «Моделирование, информационные модели»:
моделирование и формализация;
представление информации;
алгоритмизация и программирование;
в) в направлении «Области применения методов и средств информатики»:
информационные и коммуникационные технологии;
информационные основы управления;
информационная цивилизация.
Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.
Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математики, философии, стилистики, психологии и инженерии. Информатика оперирует с фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания.
Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики.
Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики, прежде всего, личностных универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.
Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие общий прием решения задачи.
Учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
 Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.
         Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучаемый заинтересован.
Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая  информация становилась для них личностно-значимой.
Как спроектировать урок  информатики с метапредметным подходом?
По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.
Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие  должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.
Первая функция  введение обучаемых в учебную деятельность., Введение в учебную деятельность предполагает:
а) создание у обучаемых учебной мотивации («мотив» побудитель к действию, «мотивация» процесс побуждения, стимулирования мотивов);
б) осознание и принятие учащимися учебной цели.
Таким  образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.
Вторая функция, которую учитель должен предусмотреть, создавая проект учебного занятия  создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.
Для  создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.
Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение учебной задачи это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. При этом речь идет об освоении полного цикла решения задачи, а именно:
постановка задачи;
построение, анализ и оценка модели;
разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;
анализ и использование результатов.
Именно умения самостоятельно поставить задачу, найти метод ее решения, построить алгоритм, т. е. описать последовательность шагов, приводящих к необходимому результату (или применять уже готовые программные продукты), правильно оценить и использовать полученный результат, делают человека по-настоящему готовым к жизни в современном, быстро меняющемся мире. В процессе решения задач формируется язык, общий для многих научных областей.
Третья функция, которую должен спроектировать учитель  обеспечение учебной рефлексии.
Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:
«Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
«Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);
«Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
«Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).
Если ученики не могут построить своей версии из сложившегося положения, то учитель либо еще раз должен повторить демонстрацию, но с новыми акцентами на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение, либо прочитать лекцию (цикл лекций), в которой дается информация, необходимая для решения задачи такого типа, которая решалась учениками. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у обучаемых к учебе». Лекция читается не тогда, когда учащиеся еще не знают, куда ее «поместить в своей голове» (потому часто теряют интерес), а «под потребность» намаявшись с затруднениями, построив свои предположения, они готовы и хотят слушать педагога. Место теоретической лекции оправдано.
Четвертая функция  функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого контроль за правильностью выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.