Презентация опыта Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы Лимонько А.С., методист ГМЦ г.Тореза Цели: преодоление отчуждения ученика от окружающего мира и возможность самому активно осваивать его; формировать логически правильную, грамотную речь, богатую выразительными средствами; обучать написанию сочинений различных жанров, умению вступать публично, уметь обосновывать свою точку зрения. Задачи: учить находить в авторских текстах средства языковой выразительности, анализировать их значение в раскрытии главной мысли текста; приобщать к многосторонней творческой деятельности с выходом на конечный продукт; учить использовать художественные средства для придания индивидуальности собственного стиля; развивать умение создавать собственный текст; развивать умение анализировать текст, находить и исправлять ошибки и недочеты; формировать умение воздействовать на людей словом. Ожидаемые результаты: ученики научатся составлять высказывания (сочинения) на различную тематику и разных жанров; выступать публично с речью или определенной ролью; составлять задания различных видов, проекты; развивать свой индивидуальный стиль Принципы учебного процесса Принципы учебного процесса, способствующие формированию творческих способностей учеников Развитиес учетом возрастных и индивидуальных способнос-тей Самодеяте-льность (деятельностный подход)Ученик – учитель - ученик (соучастникучебного процесса) Самореали-зация(участие в диспутах, конференциях, спектаклях, написание своих творческих работ и т.д.) «Стартовая площадка» «Стартовая площадка» успешного обучения и формирования творческой личности Высокий уровень Сформированнос-ти элементарных познавательных процессов Организованности и целенаправленности познавательных процессов Актив-ного мышления Методы работы, используемые для развития творческих способностей Русский языкТекстоцентрический подход – работа с текстом в ходе изучения грамматических тем (лингвистический, семантико-стилистический, синтаксический анализ текста)Метод КСУ (коммуникативно-ситуативных упражнений)Уроки развития речи по созданию собственных высказываний различных типов и стилей речи.Создание презентаций на основе языкового материала.Создание обобщающих схем, опор, рисунков к грамматическим темам. ЛитератураРазличные виды анализа художественного произведения- КСУ«вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. С позиций коммуникативно-деятельностного подхода такие упражнения считаются ведущими на занятиях…» - Инсценирование отдельных страниц художественных произведений- Создание коллажей, кроссвордов, иллюстраций, рисунков-ассоциаций, макетов, ментальных карт и т.д.Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени. Для метода исследования проектная форма обучения весьма органична, поскольку ориентирует на создание образовательного продукта, а не просто изучения определенной темы. Смысл метода проектов в том, что школьники индивидуально или по группам за определенное время (от одного урока до двух-трех месяцев) выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.По видам их можно подразделить на: - исследовательский проект - организационный проект - проект – инсценировка - проект – выставка - проект – разработка предмета и описание его - проект – видеофильм - проект – рекламный ролик Метод проектов Урок-общественный смотр знаний в 10-Б (кл.рук.Лимонько А.С.) Урок с использованием интерактивных методов (5-В) Работа в группах и парах (5-В) Урок с применением игровых технологийинсценирование отрывков из трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» (6-А) Конкурс читателей (совместно с филиалом Центральной библиотеки) Призна-ние в любви стихами А.С.Пуш-кина Урок-зачет с применением метода проектов, игровых технологий Ролевые и имитационные игры, коммуникативно-ситуативные упражнения на уроке литературы (10-Б) Урок-диспут (10-е классы) Интегрированный урок литературы и истории(11-В) Инсценирование отрывка из романа Стивенсона «Остров сокровищ» Создание проекта на уроке литературы (9-А) Уроки с примене-нием игровых методикИнсценирование сказок и басен6-В Инсценирование отрывка из пьесы Б.Шоу «Пигмалион» (11-Б) Инсценирование отрывка из трагедии Гете «Фауст» (9-А) Устное народное творчествоИнсценирование народных песен, частушек(8-В) Урок взаимообучения (10-А) Метод «Лидер-спикер» на уроке русского языка (11-В) Урок-творческая мастерская «Солнце» (5-В) Конкурс-защита творческих работ МАН – результат работы