Рабочая программа Литература для 10-12 классов заочной формы обучения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
Литература
Рабочая программа
для обучающихся 10-12 классов
заочной формы обучения
Обсуждено на заседании
методического объединения
Протокол № 5 от 04.03.2014г.
Руководитель МО Т.Т. Чудинова
Составитель:
Трунова И.А.,
учитель русского языка
МБОУ «СОШ № 65»
Утверждено педагогическим советом
Протокол № 5 от 09.03.2014г.
Директор школы Л.А.ПятибратоваКемерово, 2014 г.
CодержаниеПояснительная записка…………………………………………….4-8
Учебно-тематический план………………………………...........9-11
Содержание учебной дисциплины…………………….……….12-28
Список литературы для учителя …………………………………..29
Список литературы для учителя …………………………………..30
Перечень ключевых слов………………………………………..31-32
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 10-12 классов заочной формы обучения создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2008 года и представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы, список литературы для учащихся и для учителя, перечень ключевых слов. В соответствии с Базисным учебным планом для вечерней (заочной) формы обучения и учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65» на изучение литературы в 10-12 классах отведено 2 часа в неделю в 10 - 12 классах (всего 216 часов).
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.
Обращение к этой программе вызвано следующими причинами:
- отсутствием специальной программы по литературе для классов заочной формы обучения;
- особым контингентом учащихся, их слабой подготовленностью, огромными пробелами в их знаниях;
- неумением данной категории обучающихся грамотно выразить свои чувства и мысли; отсутствием навыков в работе с литературным текстом.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы. Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в старших классах. Программа решает основную задачу преподавания литературы: развивать представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Программа позволяет учитывать различный уровень подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций. Данная программа обеспечивает прочную связь материала 10 класса с материалом, изученным в 9 классе. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются. Предусмотрена межпредметная связь: литература – история – музыка – ИЗО – МХК. Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счёт информативной стороны произведений, но и за счёт воспитательных ресурсов самого языка.
Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
Развитие речи (практико-ориентированный и деятельный подходы);
«Связь с другими видами искусства» (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов);
«Возможные виды внеурочной деятельности» (деятельный, личностно-ориентированный, дифференцированный подход к обучению).
Реализация программы предполагает достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознании, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе сети Интернета.
Программа предусматривает следующие основные виды деятельности обучающихся по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
В 10-12 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. В программе для 10-12 класса выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно-ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для «текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.), произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями обучающихся.
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать (понимать):
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков, этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
владеть различными видами пересказа;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения различных жанров на литературные темы, изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.
Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме контрольных работ, сочинений разного типа, тестов.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю в 10-12 классах ( всего – 216 часов).
Учебно - тематический план
10 класс (72 часа -2 часа в неделю)
№ п/п Разделы программы Всего уроков Уроки развития речи Уроки внеклассного чтения Формы контроля знаний
1. Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. 1 2. А.С. Пушкин 13 2
Классное
сочинение
3. М.Ю. Лермонтов 10 2
1 Классное
сочинение
4. Н.В. Гоголь 8 1
Классное
сочинение 1
Контрольная работа
5. Литература 2 половины 19 века 1 6. И.А.Гончаров 4 7. А.Н.Островский 6 8. И.С.Тургенев 7 1
Контрольная работа
9. Ф.И.Тютчев 4 10. А.А.Фет 2 11. А.К.Толстой 1 1 12. Н.А.Некрасов 8 13. М.Е. Салтыкова-Щедрин 3 14. Л.Н.Толстой 2 1
Контрольная работа
Итого 72 5 2 3
11 класс (72 часа-2 часа в неделю)
№ п/п Разделы программы Всего уроков Уроки развития речи Уроки внеклассного чтения Формы контроля знаний
1. Л.Н.Толстой. Роман « Война и мир» 11 1 Домашнее сочинение
2. Ф.М.Достоевский. Роман « Преступление и наказание» 9 2 Классное сочинение
3. Н.С.Лесков 3 1 4. А.П.Чехов 7 1
Контрольная работа
5. Из литературы народов России.
Коста Хетагуров. 1 1 6. Из зарубежной литературы II половины XIX века 2 2 7. Нравственные уроки литературы XIX века 1 1
Контрольная работа
8. Литература начала XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. 1 9. Писатели – реалисты начала XX века.
И.А.Бунин 6 10. А.И.Куприн 3 1 Домашнее сочинение
11. А.М.Горький 6 1
Контрольная работа
12. Серебряный век русской поэзии конца XIX-начала XX века. Обзор. 1 13. Русский символизм 1 14. В.Я.Брюсов 1 15. К.Д.Бальмонт 1 1 16. А.Белый 1 1 17. Акмеизм. Обзор раннего творчества А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, М.А.Кузьмина, С.М.Городецкого. 1 18. Н.С.Гумилев 2 19. Футуризм как литературное направление 1 1 Домашнее сочинение
20. И.А.Северянин 1 21. А.А.Блок 5 22. Н.А.Клюев 1 1 23. С.А.Есенин 6 1 1 Классное сочинение
Итого 72 6 8 3
12 класс (72 часа-2 часа в неделю)
№ п.пРазделы программы Всего уроков Уроки развития речи Уроки внеклассного чтения Формы контроля знаний
1. Введение 1 2. Литература начала XX века 1 3. Литература 20-х годов XX века 3 4. В. В. Маяковский 5 1 Домашнее сочинение
5. Обзор литературы 30 - х годов XX века 1 6. М. А. Булгаков 7 1 1
Контрольная работа
7. А.П. Платонов 2 8. А. А. Ахматова 4 9. О. Э. Мандельштам 2 10. М. И. Цветаева 3 1 Домашнее сочинение
11. М. А. Шолохов 8 1
Контрольная работа
12. Литература периода Великой Отечественной войны 1 13. Русская литература второй половины XX века (обзор) 3 14. А. Т. Твардовский 2 15. Б. Л. Пастернак 4 1 16. А. И. Солженицын 2 17. В. Т. Шаламов 1 1 18. Н. М. Рубцов 1 19. В. П. Астафьев 2 20. В. Г. Распутин 2 21. И. А. Бродский 1 22. Б. Ш. Окуджава. Авторская песня. 2 23. Городская проза. Ю. В. Трифонов 1 1 24. А. В. Вампилов 1 2 1 25. Из литературы народов России
Мустай Карим 1 1 26. Литература конца XX - начала XXI века 2 27. Из зарубежной литературы 4 4 28. Проблемы и уроки литературы 20 века. 2 1
Контрольная работа
Итого 72 5 9 3
Содержание программы:
10 КЛАСС (72часа)
Литература XIX векаРусская литература XIX века в контексте мировой культуры (1ч.)
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение. Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализм и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин (13ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны ..», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон»,«Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов (10ч.)
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…» «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова, тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь (8ч.)
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века (1ч.)
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров (4ч.)
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики. ( «Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе, Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский (6ч.)
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно - поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия, покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев (7ч.)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев (4ч.)
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско - всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет (2ч.)
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор).Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета - практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. (1ч.)
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого, основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».
Николай Алексеевич Некрасов (8ч.)
Жизнь и творчество (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова, героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтическии язык. Замысел поэмы «Кому на Руси хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников».Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли..», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро», «Музе», « Мы с тобой бестолковые люди», « О Муза! Я у двери гроба…» «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам воины...», «Тройка»*, «Еду ли ночью по улице темной»
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (3ч.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая фоника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (Развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).1
Лев Николаевич Толстой (3ч.)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
11 КЛАСС (72часа)
Лев Николаевич Толстой (11ч.)
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилистическое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личном независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно - психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления, Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский (9ч.)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в «позиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема соци альной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы и выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков (3ч.)
Жизнь и творчество (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов (7ч.)
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное»
существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность. Поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России.
Коста Хетагуров (1ч.)
Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор). Стихотворения из сборника « Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы второй половины ХIХ (2ч.)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины ХIХ века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен.
Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. 0бнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как « драма идей» и психологическая драма.
Артюр Рембо.
Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Литература начала ХХ века.
Введение (1ч )
Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления , в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло различные потоки русской литературы. Основные темы проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. (6ч.)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня» (возможен выбор других пяти стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения только для школ с русским (родным) языком обучения), «Легкое дыхание», «Сны Чанга» (возможен выбор других рассказов). Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. (3ч.)
Жизнь и творчество (обзор).Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький (6ч.)
Жизнь и творчество (обзор).Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Своеобразие художественного конфликта в драме. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Русский символизм (1ч.)
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Валерий Яковлевич Брюсов (1ч.)
Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ассаргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик», «Грядущие гунны», (стихотворения по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт (1ч.)
Слово о поэте. Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь. Семицветник».Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев) (1ч.)
Слово о поэте. Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман «Петербург» (обзорное знакомство с чтением фрагментов). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм (1ч.)
Н. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев (2ч.)
Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай» или другие стихотворения ( 3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм как литературное направление (1ч.)
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и другие), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями
Игорь Северянин (И. В. Лотарев) (1ч.)
Слово о поэте. Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок (5ч.)
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения) .«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Когда вы стоите на моем пути...», «Скифы». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и восприятие ее современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия. (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев (1ч.)
Слово о поэте. Стихотворения «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, А. Майкова, Л. Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Группа «Краса» (Рерих, Ремизов, Городецкий и др.). Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-н
Сергей Александрович Есенин (6ч.)
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Возвращение на родину», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно - поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Есенинская «теория органического образа». Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Лирическая поэма. Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).12 класс (72 часа)
Введение (1ч.)
Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского Зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и этического идеалов.(обзор).
Литература начала ХХ века (1ч.)
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.(обзор).
Литература 20-х годов ХХ века (3ч.)
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения ( «Пролеткульт», «Кузница»,ЛЕФ, ОБЭРИУ и др.) Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, В.Ходасевич, И.Бунин. Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом ( В.Хлебников, поэты – обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения. Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения. Поиски нового героя эпохи. Русская эмигрантская сатира, ее направленность. Теория литературы: орнаментальная проза (начальные представления).
В.В.Маяковский (5ч.)
В.В.Маяковский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!». « Скрипка и немного нервно».«Лиличка!», «Юбилейное», « Прозаседавшиеся», «Нате!», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и др.Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, нелогизмы, гиперболичность. Пластика образов. Необычность строфики и графики стиха.) Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Тема поэта и поэзии. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества.
Поэма «Облако в штанах».Мотивы трагического одиночества, бунтарства. Четыре «долой!» как сюжетно – композиционная основа поэмы. Тема любви и искусства в поэме. Традиции Маяковского в российской поэзии ХХ века.
Теория литературы: Футуризм ( развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представления о рифме: рифма составная ( каламбурная), рифма ассонансная.
Обзор литературы 30-х годов ХХ века (1ч.)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и поэзии в творчестве А.Ахматовой. М.Цветаевой, Б.Пастернака, О.Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б.Корнилова, П.Васильева, Я.Смелякова, М.Исаковского и др.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А.Толстой «Петр Первый»,Ю.Тынянов «Смерть Вазир - Мухтара», поэмы Д. Кедрина, К.Симонова, Л.Мартынова.
М.А.Булгаков (7ч.)
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество(обзор). Обзор романа «Белая гвардия».История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического до сатирического (бытового).Сочетание реальности и фантастики. Проблема предательства (Иуда), тема ученичества (Левий Матвей) и тема совести (Понтий Пилат) в романе. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе (И.-В.Гете, Э.-Т.-А.Гофман, Н.В.Гоголь). Теория литературы: Разнообразие типов романа в русской прозе ХХ века. Традиции и новаторство в литературе.
А.П.Платонов (2ч.)
А.П.Платонов. Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Котлован».Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородство детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести, необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры М.Е.Салтыков – Щедрин). Теория литературы: индивидуальный стиль писателя(углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
А. А. Ахматова (4ч.)
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (обязательны для изучения); «Я научилась просто, мудро жить..», «Заплаканная осень, как вдова», «Приморский сонет» (по выбору).Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонаций и музыкальность стиха. Слиянность судьбы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы ВОВ. Пушкинская тема в поэзии Ахматовой.
Поэма «Реквием». Неразделенность. единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание поэмы. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Творческое наследие Ахматовой и русская поэзия ХХ- начала ХХI веков. Теория литературы: лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы. (углубление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
О.Э.Мандельштам (2ч.)
О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»(обязательны для изучения); «Айя-София», «Siltntium», «Концерт на вокзале», «Мы живем, под собою не чуя страны…»(по выбору).
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце ХХ- начале ХХI веков.
Теория литературы: Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
М.И.Цветаева (3ч.)
М.И.Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня…», «Тоска по Родине! Давно…»(обязательны для изучения); «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину» (по выбору).
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта. Значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, гражданская война вынужденная эмиграция, тоска по Родине.) Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей. Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Очерк Цветаевой «Мой Пушкин» (проблема восприятия поэта читателем).Традиции Цветаевой в русской поэзии ХХ века.
Теория литературы: Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
М.А.Шолохов (8ч.)
М.А.Шолохов. Жизнь и творчество (обзор). «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как подступ к роману. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л.Н.Толстого в романе. Художественное своеобразие романа, художественное время и пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе ХХ века.
Теория литературы: Роман -эпопея (закрепление понятия), художественное время и пространство (углубление понятия). Традиции и новаторство в художественном творчестве ( развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны (1ч.)
Литература «предгрозья» : два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр ( поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака.Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, К.Симонова, О.Берггольц, Д.Кедрина.и др. Песни А.Фатьянова; поэма «Зоя» М.Алигер, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольского, «Россия» А.Прокофьева. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно- символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого, К.Паустовского, М.Шолохова, Б.Горбатова, А.Платонова, В. Гроссмана. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон». Значение литературы периода ВОВ для прозы, поэзии, драматургии 2 половины ХХ века.
Русская литература второй половины (50-90-х годов) ХХ века (обзор) (3ч.)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов - шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.Соколов, Н.Рубцов, Д.Самойлов, С. Орлов, Ю.Друнина и др.
«Городская» проза: Д.Гранин, Ю.Трифонов, Б.Матанин и др.Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства, цельность и глубина духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В.Набоков, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, Б.Зайцев, М.Алданов, М.Осоргин).Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима.
А.Т.Твардовский (2ч.)
А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (обязательны для изучения); «В тот день, когда закончилась война…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти Гагарина» (по выбору). Поэма «По праву памяти». Лирика и эпос произведения. Тема исторической памяти и личной ответственности перед своим народом. Исповедальная интонация поэмы.
Лирика крупнейшего крупнейшего эпического поэта ХХ века. Размышление о настоящем и будущем страны. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А.Т.Твардовского. Теория литературы: Традиции и новаторство в поэзии. (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Б.Л. Пастернак (4ч.)
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (обязательны для изучения); «Марбург», «Лето», «Быть знаменитым некрасиво…» (по выбору). Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир , «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы – символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя – Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
А.И. Солженицын (2ч.)
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Матренин двор». Жизненная основа сюжета и характеров рассказа. Реальный прототип главной героини. Образ Матрены как характерное воплощение народного типа. Крестьянской судьбы. Глубинный смысл первоначального названия рассказа «Не стоит село без праведника». Традиции житийной древнерусской литературы в рассказе, значение рассказа для развития «деревенской» прозы второй половины ХХ века.
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Роман «Архипелаг «Гулаг» (фрагменты).
Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы: Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный жанр (закрепление понятия).
В.Т. Шаламов (1ч.)
В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловеченности».Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова – прозаика. Теория литературы: Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы. Традиции и новаторство в художественной литературе. (развитие представлений ).
Н.М.Рубцов(1ч.)
Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Видение на холме», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Звезда полей»,«В горнице» (по выбору). Поэма «По праву памяти». .Основные темы и мотивы лирики Рубцова – Родина, Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть. Радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Взаимодействие романтического и реалистического начал, символики и быта как характерная черта стилевого своеобразия лирики Рубцова. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
В.П.Астафьев (2ч.)
В.П.Астафьев. Жизнь и творчество (обзор). «Царь – рыба», «Печальный детектив» (одно произведение по выбору).Взаимоотношения человека и природы в «Царь – рыбе». Утрата нравственных ориентиров – главная проблема в романе «Печальный детектив».
В.Г.Распутин (2ч.)
В.Г.Распутин. Жизнь и творчество (обзор). «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору). Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем «Живи и помни» с традициями русской классики. Своеобразие художественного конфликта в повестях Распутина. Роль пейзажа. Символика.
И.А.Бродский (1ч.)
И.А.Бродский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (Возможен выбор 3 других стихотворений). Широта проблемно – тематического диапазона поэзии Бродского. Традиции русской классической поэзии в творчестве Бродского. Теория литературы: Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Б.Ш.Окуджава. Авторская песня. Городская проза. (2ч.)
Б.Ш.Окуджава. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: « До свидания, мальчики…», «Ты течешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…».(Возможен выбор других стихотворений). Память о войне в лирике поэта – фронтовика. Поэзия оттепели и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая Вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов – бардов.
Ю.В.Трифонов. (1ч.)
Жизнь и творчество (обзор). Городская проза и повести Трифонова. Повесть «Обмен». Осмысление « вечных тем» человеческого быта на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести.
Теория литературы: литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
А.В.Вампилов (1ч.)
А.В.Вампилов. Жизнь и творчество (обзор). Слово о драматурге. Темы и проблемы современной драматургии. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России. Мустай Карим (1ч.)
Мустай Карим. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: « Подует ветер – все больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю». Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство – самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.
Теория литературы: Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца ХХ – начала ХХI века (2ч.)
Общий обзор произведений последнего десятилетия. Основные направления и тенденции развития современной литературы. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков. и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н.Тряпкин, Ю.Кузнецов, О.Чухонцев, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.
Из зарубежной литературы (4ч.)
Д. Б. Шоу. Слово о писателе. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся) «Дом, где разбиваются сердца». Влияние Чехова на драматургию Шоу. «Английская фантазия на русские темы».Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Теория литературы: Парадокс как художественный прием .
Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся с Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии( Данте, Шекспира, Дж.Донна).
Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе с краткой характеристикой его романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
Э.М.Ремарк. Слово о писателе. «Три товарища» (обзорное изучение романа). Э.М.Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).
Теория литературы: внутренний монолог (закрепление понятия).
Проблемы и уроки литературы 20 века (2ч.)
Контрольно- обобщающие уроки по литературе 20 века.
Список литературы для учителя:
Алиева, Л.Ю., Торкунова,Т.В. Тесты по литературе. [Текст]/ Л.Ю. Алиева, Т.В. Торкунова. - Москва: Айрис-Пресс, 2010.- 275 с.
Золотарева, Н.В., Егорова, Н.В.Поурочные разработки по литературе: 5-9 классы. [Текст]/ Н.В. Золотарева, Н.В. Егорова . –М.: Вако, 2011.- 389 с.
Коровина, В.Я. ,Журавлев, В.П.,Коровин, В.И., Збарский, И. С., Полухина, В.П. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 класс (базовый уровень) под ред. Коровиной В.Я. [Текст]/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин ,И. С. Збарский ,В.П. Полухина. –М.: Просвещение, 2008.- 251 с.
Макарова, А.А.Литературные поэтические вечера. 7-11 классы. [Текст]/ А.А. Макарова. – М.: Вако, 2011.- 115 с.
Мещерякова. М.И., Темиз, Я.В. Литература в таблицах и схемах ( теория и история). [Текст]/ М.И. Мещерякова, Я.В. Темиз.- Москва: Просвещение, 2009.- 95
Образовательные ресурсы сети Интернет:
1. Всероссийская олимпиада школьников по литературе http://lit.rusolymp.ru2.Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru3. Лаборатория рифмы _ все о рифме и стихосложении http://rifma.com.ru/4. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
5. Методико-литературный сайт «Урок литературы»http://mlis.fobr.ru
6. Национальный сервер современной поэзии http://www.stihi.ru7. Портал Philolog.ru http://www.philolog8. .Поэзия.ру: литературно-поэтический сайт http://www.poezia.ru9. Национальный сервер современной поэзии http://www.stihi.ru10..Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература» http://lit.1september.ru12. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»http://www.feb-web.ru 13. Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы http://lib.prosv.ruСписок литературы для обучающихся:
Коровин, В.И. Русская литература 19 века 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений . Часть 1. [Текст] / В.И. Коровин – М.: Просвещение, 2011. – 334 с.
Русская литература 19 века, 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений . Часть 2. под редакцией Коровина, В.И. [Текст] / под редакцией В.И. Коровина – М.: Просвещение, 2011 – 318 с.
Русская литература 20 века, 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений . Часть 1. под редакцией Журавлева В.П. [Текст] / под редакцией В.П. Журавлева – М.: Просвещение, 2011. – 399 с.
Русская литература 20 века, 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений . Часть 2. под редакцией Журавлева В.П. [Текст] / под редакцией В.П. Журавлева – М.: Просвещение, 2011. – 444 с.
Мещерякова. М.И.. Литература в таблицах и схемах ( теория и история). [Текст]/ М.И. Мещерякова.- Москва: Просвещение, 2011.- 95 с.
Перечень ключевых слов:
Аллегория
Аллитерация
Анализ произведения
Антонимы
Ассонанс
Баллада
Басня
Бродячие сюжеты
Былины
Вечные образы
Внутренний монолог
Гипербола
Гротеск
Двусложные размеры
Диалог
Драма
Жанр литературный
Завязка
Звукопись
Идея произведения
Интонация
Ирония
Исторические песни
Комедия
Конфликт
Кульминация
Легенда
Лирика
Лирический герой
Литература
Литературный герой
Метафора
Мифы
Метонимия
Монолог
Направление литературное
Образ художественный
Описание, повествование, рассуждение
Парафраза, парадокс
Пейзаж в литературном произведении
Персонаж
Портрет персонажа
Поэзия, проза
Реализм
Рифма
Род литературный
Роман
Русский фольклор
Символ, символизм
Серебряный век
Тема произведения
Трагедия
Устное народное творчество
Характер художественный
Цитата
Эпиграф
Эпизод
Эпитет
Эссе
Эпос
Художественное время и пространство.
Футуризм
Фигуры речи.