Срезовая контрольная работа по учебной дисциплине Обществознание
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методической комиссией Заместитель директора по Т/О
_________________ ______________________
«__»_____________20___г. «__»_____________20____г.
СРЕЗОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: Обществознание
для обучающихся I курсапрофессий: Машинист локомотива; Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава; Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов); Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте; Проводник на железнодорожном транспорте
I вариант
Часть 1.
Выберите правильный ответ
1. Общество – это:
1. направленное развитие от менее совершенного к более совершенному;
2. способы взаимодействия и формы объединения людей;
3. часть природы;
4. материальный мир в целом;
5. часть материального мира, обособившегося от природы, но тесно с ней связанная;
6. часть материального мира, обособившегося от природы, но потерявшая с ней связь?
2. Человек отличается от животного тем, что он:
1. имеет природные инстинкты;
2. обладает наиболее совершенным слухом;
3. не зависит от природных условий;
4. обладает членораздельной речью;
5. способен укрываться от холода;
6. способен мыслить?
3. Деятельности человека в отличие от поведения животных свойственно:
1. связь с окружающей средой;
2. жизненная запрограммированность;
3. осознанный выбор;
4. проявление эмоций;
5. творческий характер;
6. обучение потомства?
4. Рациональное познание в отличие от чувственного:
1. отражает форму предмета;
2. создает зрительный образ предмета;
3.сравнивает существенные признаки предметов;
4. определяет пространственное расположение предметов;
5. формирует наглядный образ предмета;
6. находит объективность истины?
5. Одним из проявлений общественного прогресса является:
1. внедрение новых технологий;
2. снижение уровня социальной мобильности;
3. утрата навыков выживания в природной среде;
4. вооруженный конфликт между государствами;
5. введение технологии нового поколения;
6. усовершенствование техники и технологий?
6. Общим для науки и художественного творчества является:
1. обоснованность предположений;
2. рассудительность;
3. выражение эмоций;
4. стремление к познанию мира;
5. формирование чувства к прекрасному;
6. использование образно-символических средств?
7. Относительная истина – это знание:
1. ложное;
2.исчерпывающее;
3. неполное;
4.необоснованное;
5. объективное;
6. обобщенное?
8. Абсолютная истина, в отличие от относительной – это:
1. философское обобщение;
2. исчерпывающее знание;
3. объективное знание;
4. субъективное знание;
5. народную мудрость;
6. очевидные факты?
9. Культура в широком смысле слова – это:
1. вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты;
2. совокупность всех человеческих достижений;
3. все достижения человека с момента его возникновения;
4. все, что создано человеком;
5. уровень образованности населения;
6. все, что относится к деятельности в сфере искусства?
10. В отличие от других форм культуры религия предполагает:
1. требования к поведению людей;
2. поклонение сверхъестественным силам;
3. создание художественных образов;
4. доказательность, логичность выводов;
5. обязательное исполнение определенных ритуалов;
6. использование вымышленных персонажей?
Часть 2.
Верны ли следующие суждения?
11.
А) В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.
Б) В постиндустриальном обществе прочные позиции занимают информационные технологии
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
12.
А) Знания – это результат познавательной деятельности людей.
Б) Знания – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
13.
А) Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений
Б) Истина – это результат познания
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
14.
А) Общество развивается, в нем постоянно появляются новые элементы.
Б) В составе общества 4 сферы: экономическая, социальная, духовная, политическая
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
15.
А) Прогресс – это поступательное развитие общества от более простого к более сложномуБ) Прогресс – это исключительно совершенствование техники и технологии
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
Часть 3.
16. Установите соответствие между видами деятельности и их определениями (напротив цифры впишите букву):
1 2 3 4
Виды деятельности: Определения:
1) Игра А) освоение опыта предшествующих поколений
2) Труд Б) преобразование предметов окружающего мира
3) Учеба В) преобразование информации в процессе
4) Общение взаимодействия
Г) взаимодействие с воображаемыми средствами
Часть 4.
17. Вставьте пропущенное слово в предложение:
«Деятельности человека в отличие от поведения животных свойствен _________________ характер»
18. Вставьте пропущенное слово в схеме:
Типы общественного развития
эволюция революция
Часть 5.
Прочитав высказывания ответьте «да», если с ним согласны, или «нет» если не согласны:
19. «Прометей принес людям свет знаний» - данное утверждение является примером мифологического знания?
20. «Судьба человека зависит от расположения звезд в момент его рождения» - данное утверждение является примером научного знания?
Ответы:
Часть 1.
1. Общество – это:
2. способы взаимодействия и формы объединения людей;
5. часть материального мира, обособившегося от природы, но тесно с ней связанная;
2. Человек отличается от животного тем, что он:
4. обладает членораздельной речью;
6. способен мыслить?
3. Деятельности человека в отличие от поведения животных свойственно:
3. осознанный выбор
4. Рациональное познание в отличие от чувственного:
3.сравнивает существенные признаки предметов
6. находит объективность истины
5. Одним из проявлений общественного прогресса является:
1. внедрение новых технологий
5. введение технологии нового поколения
6. усовершенствование техники и технологий
6. Общим для науки и художественного творчества является:
4. стремление к познанию мира
7. Относительная истина – это знание:
3. неполное
8. Абсолютная истина, в отличие от относительной – это:
2. исчерпывающее знание
9. Культура в широком смысле слова – это:
1. вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты
2. совокупность всех человеческих достижений
3. все достижения человека с момента его возникновения
4. все, что создано человеком
10. В отличие от других форм культуры религия предполагает:
2. поклонение сверхъестественным силам
5. обязательное исполнение определенных ритуалов
Часть 2.
Верны ли следующие суждения?
11. 2) только Б;
12. 2) только Б;
13. 1) только А;
14. 3) и А, и Б;
15. 1) только АЧасть 3.
16.
1 2 3 4
Г Б А В
Часть 4.
17. творческий
18. реформа
Часть 5
19. Да
20. Нет
II вариант
Часть 1.
1. Какой признак характеризует индустриальное общество:
1. ведущая роль сельского хозяйства;
2. слабый уровень разделения труда;
3. массовое промышленное производство;
4. решающее значение сферы услуг в экономике
2. Социальной потребностью человека является потребность в:
1. пище и воде;
2. физическом движении;
3. воздухе;
4. общении?
3. Укажите наиболее общее значение понятия «культура»:
1. воспитанность, цивилизованность человека;
2. все виды преобразовательной деятельности человека;
3. исторически обусловленный уровень развития общества;
4. деятельность в сфере искусства и науки?
4. Истинным является знание:
1. которое очевидно и его нельзя представить себе иначе;
2. достаточное для успешного ведения своих дел;
3. соответствующее содержанию объекта познания и проверенное на
практике;
4. основанное на доверии к уму и познаниям великих ученых?
5. Вид деятельности, который ориентирован не столько на результат, сколько на сам процесс:
1. учеба;
2. творчество;
3. игра;
4. труд
6. Потребность – это:
1. общая ориентация человека на определенный вид деятельности;
2. осознаваемая человеком необходимость в том, что нужно для поддержания
организма человека;
3. процесс, в результате которого человеком создаются материальные блага;
4. побуждение к действию
7.Переход от низшего к высшему:
1. регресс;
2. прогресс;
3. деградация;
4. революция
8.Молодежь, женщины, пенсионеры это социальные общности:
1. территориальные;
2. демографические;
3. этнонациональные;
4. профессиональные?
9.Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь:
1. убеждения;
2. интересы;
3. социальные установки;
4. самопознание?
10.Чем обеспечивается соблюдение моральных норм:
1. силой государства;
2. общественным сознанием;
3. правилами этикета;
4. необходимостью?
Часть 2.
Верны ли следующие суждения?
11.
А) Общественное развитие – явление сложное и противоречивое, включающее в себя и поступательное движение, и циклическое, и регрессивное
Б) Общественное развитие может осуществляться через катастрофы, разрушение определенных общественных институтов
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
12.
А) Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения
Б) Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
13.
А) Важнейшей ценностью постиндустриального общества является информация и средства ее передачи
Б) Техника и технологии в постиндустриальном обществе развиваются крайне медленно
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
14.
А) Приобщение к искусству возможно для каждого человека
Б) Не все, а только талантливые люди могут создать произведения искусства
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
15.
А) Современное общество столкнулось с проблемой экологического кризиса
Б) Все сферы общественной жизни тесно связаны между собой
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
Часть 3.
16. Установите соответствие между социальными институтами и сферами общественной жизни (напротив цифры впишите букву):
1 2 3 4
Социальные институты: Сферы общественной жизни:
1) Государство А) Социальная2) Семья Б) Духовная
3) Производство В) Политическая
4) Образование Г) Экономическая
Часть 4.
17. Вставьте пропущенное слово в предложение:
«Быстрые, радикальные изменения в обществе, сопровождающиеся сломом старых порядков, - это: _________________» 18. Вставьте пропущенное слово в схеме:
Мировые религии
буддизм ислам
Часть 5.
Прочитав высказывания ответьте «да», если с ним согласны, или «нет» если не согласны:
19. «Наша Вселенная образовалась в результате большого взрыва» – это научная гипотеза?
20. «Противоположным понятием понятию общественный прогресс», является понятие социальная революция?»
Ответы:
Часть 1.
1. Какой признак характеризует индустриальное общество:
1. ведущая роль сельского хозяйства
2. Социальной потребностью человека является потребность в:
4. общении
3. Укажите наиболее общее значение понятия «культура»:
2. все виды преобразовательной деятельности человека
4. Истинным является знание:
3. соответствующее содержанию объекта познания и проверенное на
практике
5. Вид деятельности, который ориентирован не столько на результат, сколько на сам процесс:
3. игра
6. Потребность – это:
2. осознаваемая человеком необходимость в том, что нужно для поддержания
организма человека
7.Переход от низшего к высшему:
2. прогресс
8.Молодежь, женщины, пенсионеры это социальные общности:
2. демографические
9.Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь:
1. убеждения
10.Чем обеспечивается соблюдение моральных норм:
2. общественным сознанием
Часть 2.
Верны ли следующие суждения?
11. 1) только А;
12. 1) только А;
13. 1) только А;
14. 4) ни А, ни Б
15. 3) и А, и Б
Часть 3.
16. Установите соответствие между социальными институтами и сферами общественной жизни:
1 2 3 4
В А Г Б
Часть 4.
17. Вставьте пропущенное слово в предложение:
революция
18. Вставьте пропущенное слово в схеме:
христианство
Часть 5.
19. Да
20. Нет
Ш вариант
Часть 1.
1.Какому источнику знаний отдают предпочтение философы – эмпирики:
1. разуму;
2. общественной практике;
3. чувственному опыту ;4. ответ отсутствует?
2.Отличием деятельности человека от деятельности других живых существ является:
1. инстинктивное поведение;
2. эмоциональное переживание;
3. целеполагания;
4. подражание?
3.Одна из основных мыслительных операций:
1. ощущение;
2. восприятие;
3. абстрагирование;
4. представление?
4.Скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний это:
1. промышленный переворот;
2. научно-технический прогресс;
3. научно-техническая революция;
5. Индустриализация это:
1. происходит замена ручного труда машинным;
2. возрастает значение науки и образования;
3. увеличивается роль аграрно-сырьевого сектора;
4. формирование демократическое государство?
6. Что отличает научное знание:
1. систематизацию объективных знаний о действительности;
2. образность, эмоциональность;
3. признанность обществом;
4. художественные представления?
7. Процесс обновления всех сторон общественной жизни при переходе от традиционного к индустриальному обществу это:
1. революция;
2. модернизация;
3. реформа;
4. эволюция?
8. Найдите в приведенном ниже списке социальные потребности человека:
1.потребность в сне;
2. потребность в достижении статуса;
3. потребность в пище;
4. потребность в труде.
9. Гуманизация образования предполагает:
1. разнообразие образовательных услуг;
2. особое внимание к наукам о природе;
3. унификацию требований к учебному оборудованию;
4. особое внимание к общественным дисциплинам?
10. Екатерина студентка училища. Что из перечисленного характеризует её как личность?
1. у Екатерины зелёные глаза;
2. у Екатерины тёмные волосы;
3. Екатерина трудолюбивая и ответственная;
4. по темпераменту Екатерина – флегматик.
Часть 2.
Верны ли следующие суждения?
11.
А) В составе общества можно выделить 4 сферы: экономическую, политическую, социальную, духовную
Б) Сферы общественной жизни не связаны между собой
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
12.
А) Истина относительна потому, что мир изменчив и бесконечен
Б) Истина относительна потому, что возможности познания определяются уровнем развития науки
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
13.
А) Признаком регресса считают ситуацию, когда общество утратило способность выполнять значимую для него функцию
Б) Признаком регресса считают ситуацию, когда власть осуществляется насильственным путем
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
14.
А) Свобода человека – это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям
Б) Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей и общества в целом
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
15.
А) Важнейшей ценностью индустриального общества является сельское хозяйство
Б) В индустриальном обществе достижения науки активно внедряются в производство
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
Часть 3.
16. Установите соответствие между сферами общественной жизни и элементами общественной жизни (напротив буквы впишите цифру):
А Б В Г
Сферы общественной жизни: Элементы общественной жизни:
А) Экономическая 1) деятельность парламента
Б) Социальная 2) обмен продуктами производства
В) Политическая 3) общественные классы
Г) Духовная 4) научные учреждения
Часть 4.
17. Вставьте пропущенное слово в предложение:
«Мысль, отражающая предметы и явления в их общих существенных признаках, называется: _________________» 18. Вставьте пропущенное слово в схеме:
Типы обществ
доиндустриальное
(аграрное) постиндустриальное (информационное)
Часть 5.
Прочитав высказывания ответьте «да», если с ним согласны, или «нет» если не согласны:
19. «Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является скачкообразность перемен?»
20. «Деятельность, в результате которой создается качественно новые материальные и духовные ценности, называется творчеством?»
Ответы:
Часть 1.
1.Какому источнику знаний отдают предпочтение философы – эмпирики:
3. чувственному опыту
2.Отличием деятельности человека от деятельности других живых существ является:
3. целеполагания
3.Одна из основных мыслительных операций:
3. абстрагирование
4.Скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний это:
3. научно-техническая революция
5. Индустриализация это:
1. происходит замена ручного труда машинным
6. Что отличает научное знание:
1. систематизацию объективных знаний о действительности
7. Процесс обновления всех сторон общественной жизни при переходе от традиционного к индустриальному обществу это:
4. эволюция
8. Найдите в приведенном ниже списке социальные потребности человека:
2. потребность в достижении статуса
9. Гуманизация образования предполагает:
4. особое внимание к общественным дисциплинам
10. Екатерина студентка училища. Что из перечисленного характеризует её как личность?
3. Екатерина трудолюбивая и ответственная
Часть 2.
Верны ли следующие суждения?
11. 1) только А;
12. 3) и А, и Б;
13. 3) и А, и Б;
14. 2) только Б;
15. ) только БЧасть 3.
16. Установите соответствие между сферами общественной жизни и элементами общественной жизни:
А Б В Г
2 3 1 4
Часть 4.
17. понятием
18. Вставьте пропущенное слово в схеме:
Индустриальное (промышленное)
Часть 5.
19. Нет
20. Да
IV вариант
Часть 1.
1. Понятие человек включает в себя характеристики:
1. биологическую, психологическую, социальную;
2. биологическую;
3. социальную;
4. психологическую?
2. Термин индивид характеризует человека как:
1. общественного деятеля;
2. представителя человеческого рода;
3. носителя своеобразных качеств;
4. созидателя и творца?
3. Представление человека об окружающем его мире и его отношение к нему – это определение:
1. разума;
2. ценности;
3. эрудиции;
4. мировоззрения?
4. Творчество проявляется:
1. в неукоснительном следовании инструкции;
2. в соблюдении обычаев;
3. в переходе улицы;
4. в создании нового направления живописи?
5. Истина – это знание:
1. отражающее объективные свойства предметов;
2. отвечающее интересам большинства;
3. добытые только научным путем;
4. доступное каждому?
6. Прогресс в развитии общества – это:
1. неизменность общественной жизни;
2. совершенствование общества;
3. любые общественные изменения;
4. скачкообразные изменения в обществе?
7. Познавательная деятельность в отличие от трудовой:
1. средства должны соответствовать целям
2. субъектом выступает отдельная личность
3. цель состоит в получении достоверного знания
4. результатом является создание нового продукта
8. В аграрном обществе в отличие от индустриального:
1. происходит быстрое совершенствование орудий труда;
2. традиции играют решающую роль в обществе;
3. господствуют рыночные отношения;
4. соблюдается обязательность республиканской формы правления?
9. Понятие «общество» включает в себя:
1. природную среду обитания;
2. формы объединения людей;
3. принцип неизменности элементов;
3. окружающий мир?
10. К духовной сфере жизни общества относится:
1. промышленное предприятие;
2. сельскохозяйственное угодье;
3. нравственность;
4. финансовая система?
Часть 2.
Верны ли следующие суждения?
11.
А) В процессе общественного развития могут возникать новые элементы и отношения
Б) В процессе общественного развития определенные отношения и элементы отмирают
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
12.
А) Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет его характеризовать как динамическую систему
Б) Общество в широком смысле – это весь окружающий мир
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
13.
А) Самопознание необходимо лишь тем людям, которые по каким-то причинам не могут обучаться в учебных заведениях
Б) Самопознание не обязательно для хорошо подготовленных специалистов
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
14.
А) Переход к постиндустриальному обществу связан с достижениями НТР
Б) Основу постиндустриального общества составляет аграрное производство
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
15.
А) Истинными признаются знания, которые соответствуют представлениям большинства людей
Б) Истинными признаются знания, которые соответствуют самому познаваемому объекту
1) только А; 2) только Б; 3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б
Часть 3.
16. Установите соответствие между видами проблем и их проявлениями (напротив цифры впишите букву):
1 2 3 4
Виды проблем: Проявления:
А) глобальные 1) ущемление прав национальных
Б) локальные меньшинств;
2) угроза экологического кризиса;
3) спад производства;
4) возрастание разрыва между
развитыми и развивающимися
странами
Часть 4.
17. Вставьте пропущенное слово в предложение:
«Термин индивидуальность характеризует в человеке: _________________ черты»
18. Вставьте пропущенное слово в схеме:
Формы чувственного познания
ощущение восприятие
Часть 5.
Прочитав высказывания, ответьте «да», если с ним согласны, или «нет» если не согласны:
19. «В процессе игры ребенок примеряет к себе роли взрослых и учится взаимодействовать с обществом?»
20. «Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности ученика состоит в том, что ученый добывает знание, новое для всего человечества?»
Ответы
Часть 1.
1. Понятие человек включает в себя характеристики:
1. биологическую, психологическую, социальную
2. Термин индивид характеризует человека как:
2. представителя человеческого рода
3. Представление человека об окружающем его мире и его отношение к нему – это определение:
4. мировоззрения
4. Творчество проявляется:
4. в создании нового направления живописи
5. Истина – это знание:
1. отражающее объективные свойства предметов
6. Прогресс в развитии общества – это:
2. совершенствование общества
7. Познавательная деятельность в отличие от трудовой:
3. цель состоит в получении достоверного знания
8. В аграрном обществе в отличие от индустриального:
2. традиции играют решающую роль в обществе
9. Понятие «общество» включает в себя:
2. формы объединения людей
10. К духовной сфере жизни общества относится:
3. нравственность
Часть 2.
Верны ли следующие суждения?
11. 3) и А, и Б;
12. 1) только А;
13. 4) ни А, ни Б
14. 1) только А;
15. 2) только БЧасть 3.
16. Установите соответствие между видами проблем и их проявлениями:
1 2 3 4
б а б а
Часть 4.
17. Вставьте пропущенное слово в предложение:
неповторимые
18. Вставьте пропущенное слово в схеме:
представление
Часть 5.
19. Да
20. Да
Критерии оценки
За каждый правильный ответ вопроса – 1 балл
Из 20 вопросов:
от 20 до 19 баллов – отметка «5»;
от 18 до 15 баллов – отметка «4»;
от 14 до 10 баллов – отметка «3»;
менее 10 баллов – отметка «2»