Внеклассное меропричтие: Откуда пришла книга
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского
языка № 1 города Буденновска Буденновского района»
Внеклассное мероприятие: «Откуда пришла книга»
Казарян Роза Эдуардовна
2015- 2016 гг.
Задачи:
Развивающие.
Дать детям понятие о том, как создаётся книга, используя электронное сопровождение; подвести детей к пониманию того, что для изготовления бумаги используется дерево, на изготовление книги затрачивается труд людей многих профессий;
Умение определять цели предстоящей учебной деятельности; делать выводы, задавать вопросы; умение планировать своё высказывание по заданной ситуации; умение слушать и оценивать ответ по содержательности;
Образовательные.
Способствовать развитию познавательно - речевой активности, любознательности; формировать основы системного мышления, логического анализа окружающей действительности; активизировать мыслительную деятельность, творчество;
Воспитательные.
Воспитывать нравственные качества, интерес и бережное отношение к книгам, природе
Воспитывать положительное отношение к труду, и к человеку труженику.
Оборудование - презентация, раздаточный материал: «Собери пословицу», бревна (палочки), опилки, ярко красочные книги, бумага разного качества на каждого ребёнка, "Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова".
Планируемые результаты –
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать картинки, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе).
Ход мероприятия:
Инициация
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Вступительное слово учителя:
Отгадайте загадку.
Не куст, а с листочками, Не рубаха, а сшита,Не человек, а рассказывает.
(Книга)
-О чём мы сегодня будем говорить?
На столе лежат предметы из дерева, среди них лежит книга.
(Деревянная ложка, книга, линейка, карандаш).
- Подумайте и скажите, что объединяет все эти предметы?
- А почему среди них книга? Разве она тоже сделана из дерева?
- Определите тему и цели мероприятия.
-Читать книги любят все. Книги помогают познать окружающий мир, узнать, о давно прошедших временах.
-Читая сказку, рассматривая иллюстрацию, становится интересно, кто и как сделал книгу. Какой путь прошла книга, сколько людей принимали участие в её создании.
Покамест книгою сделается книга,
Огромный путь она пройти должна.
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.
III. Основная часть
Откуда пришла книга? Конечно, книги не растут на дереве. — И всё-таки, жизнь любой книги начинается в лесу.
- Как вы понимаете эту фразу?
- На столах по три вида бумаги (салфетка, картон, альбомный лист) на каждого ученика.
- Рассмотрите бумагу и определите, какая из них подойдёт для изготовления книги.
(Рассматривают, определяют качество и делают вывод: салфетка мягкая, легко рвётся; картон трудно рвётся, плотный; альбомный лист прочнее, чем салфетка, но мягче чем картон – оптимальный вариант для изготовления книги).
-Чтобы узнать, откуда же пришла книга разобьемся на группы. Распределите обязанности в группе.
- У вас на столах лежат листы А 4 и зелёные конверты. Вскройте их. Вам необходимо выбрать текст, который относится к картинке, вырезать его и приклеить на цветной лист. Можно оформить вашу работу рисунками. А представитель группы должен будет рассказать отрывок, который вы выбрали.
1 группа (Лес)
Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной. Шли годы. Верхушки сосны тянулись к солнцу.
Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили могучее дерево. Лесорубы - это рабочие, которые рубят, пилят деревья. Сначала они делают метки на деревьях, которые надо спилить.
- Жужжит в умелых руках бензопила.
На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами – тросами. Потянет вездеход тяжёлую ношу к реке.
- Как называют людей, которые вырубают деревья? Какое это слово? Как оно образовалось?
2 группа (Река)
Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут по ней брёвна. Порой брёвна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за движением леса следят сплавщики. Сплавщики – это люди, которые сплавляют лес по реке.
Сильные, храбрые, умелые люди.
- Как называют людей, которые следят за движением леса по воде?
3 группа (Картонно - бумажный комбинат.)
И вот стволы продолжают путь по широкой дороге. Дорога приведёт стволы на картонно - бумажный комбинат. Из них будут делать бумагу. Стволы переходят из цеха в цех.
Деревья распиливают и измельчают в опилки. Дальше – варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на тесто. - Всё это делают умные машины под управлением человека.
Машины раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бумага выползает бесконечной лентой из машины и сматывается в огромные рулоны. Из рулонов делают книгу.
- Расскажите, как же образуется бумага. Я предлагаю вам просмотреть фрагмент фильма и увидеть, как производят бумагу.
4 группа (Типография)
- А как из рулона книгу делать?
- До книги ещё далеко. Ведь её надо написать. А написать хорошую книгу совсем не просто. Прежде всего, для этого нужны способности, нужен талант, а кроме того, нужно много ездить и много видеть. Труд писателя считается одним из самых сложных. Недаром на обложке каждой книги, большой и малой стоит фамилия её автора.
- А чтобы книжка была красочной, необходимо поработать профессионалам – ХУДОЖНИКАМ
- Над созданием книги потрудилось уже много людей и теперь её надо напечатать.
- Печатают книги в типографии. Затем их везут на склад, а оттуда уже в магазины, библиотеки.
- Что такое типография? Посмотрим в толковый словарь. Люди каких профессий помогают нам создать книгу из бумаги?
- Вот такой интересный путь проделывает книга.
- Как вы думаете, что мы можем сделать из ваших работ? (Мы можем создать книгу)
-Давным – давно книга писалась и рисовалась от руки. Ценилась очень дорого, так как создавалась медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже).
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу.
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
Люди задумались: «Книгу хотят прочесть многие. Как размножить книгу?» Теперь книгу не переписывают, а печатают в типографии.
И вот, наконец, наступил этот срок,Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.
Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку. Библиотека — слово не русское. Оно состоит из двух слов «библио» и «тека».
Библио — означает книга, а тека — хранилище. Если это слово перевести на русский язык, получится книжное хранилище или хранилище книг.
Книг в библиотеке очень много. Их можно взять домой, прочитать и вернуть обратно. А в магазине книгу можно только купить.
-Прежде чем книга окажется на книжных полках в магазине и библиотеке, она проходит большой путь. В этом ей помогают люди разных профессий. Это огромный труд людей, который вложен в каждую книгу и мы должны уважать их труд, беречь книгу.
- Составьте правила бережного отношения к книгам.
- Как надо относиться к книгам, чтобы у них была долгая жизнь?
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ
На книжку, учебник одевай обложку.
Имей закладку.
Не рисуй на страницах.
Не рви, не загибай страницы.
Если книга порвалась – подклей её.
IV. Рефлексия
● Чей труд вложен в подготовку каждой книги? Какие профессии людей вы запомнили?
● Как вы понимаете слова: «Жизнь любой книги начинается в лесу»?
● Как называется книжная фабрика, где печатают книги?
- Где начинает свой путь книга? (в лесу)
- Какой инструмент использует лесоруб? (бензопилу)
- Кто сплавляет лес по реке? (сплавщик)
- Где делают бумагу? (на картонно – бумажном комбинате)
- Где печатают книги? (в типографии)
- Где можно приобрести книги? (в магазине, в библиотеке)
- Мы много говорили сегодня о книгах, о людях, которые трудятся над созданием книг, о том, из чего делают книги, о бережном отношении к книгам.
Урок сегодня был удачный, Вы все очень постаралисьНе прошёл для вас он зря. Вам понравилось, друзья?Продолжите предложение, выбрав начало словами…
«Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».
Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной. Шли годы. Верхушки сосны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили могучее дерево. Лесорубы - это рабочие, которые рубят, пилят деревья. Сначала они делают метки на деревьях, которые надо спилить. Жужжит в умелых руках бензопила. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами – тросами. Потянет вездеход тяжёлую ношу к реке.
Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут по ней брёвна. Порой брёвна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за движением леса следят сплавщики. Сплавщики – это люди, которые сплавляют лес по реке. Сильные, храбрые, умелые люди.
И вот стволы продолжают путь по широкой дороге. Дорога приведёт стволы на картонно - бумажный комбинат. Из них будут делать бумагу. Стволы переходят из цеха в цех. Деревья распиливают и измельчают в опилки. Дальше – варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на тесто. Всё это делают умные машины под управлением человека. Машины раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бумага выползает бесконечной лентой из машины и сматывается в огромные рулоны. Из рулонов делают книгу.
До книги ещё далеко. Ведь её надо написать. А написать хорошую книгу совсем не просто. Прежде всего, для этого нужны способности, нужен талант, а кроме того, нужно много ездить и много видеть. Труд писателя считается одним из самых сложных. Недаром на обложке каждой книги, большой и малой стоит фамилия её автора. А чтобы книжка была красочной, необходимо поработать профессионалам – ХУДОЖНИКАМ. Над созданием книги потрудилось уже много людей и теперь её надо напечатать. Печатают книги в типографии. Затем их везут на склад, а оттуда уже в магазины, библиотеки. Вот такой интересный путь проделывает книга.
Книга в счастье украшает, а в
несчастье утешает.
Хорошая книга ярче
звёздочки светит.
Книга в деревне - что окно в
избе.
3 «в» класс
Откуда пришла книга
Лесоруб - рабочий, занимающийся рубкой, валкой леса.
Сплавщик - работник, занимающийся сплавом леса.
Типография- полиграфическое предприятие, изготавливающее книги, журналы, газеты.