Методическая разработка Тестирование по физическому воспитанию школьников















Методическая разработка

Тестирование по физическому воспитанию школьников





























Тольятти, 2016

Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся
Проблема тестирования физической подготовленности человека разработанных в теории и методике физического воспитания, спортивной метрологии, антропомоторике, биомеханике, спортивной медицине и других науках. За примерно 130-140 лет истории этой проблемы накоплен огромный и самый разнообразный материал, который всегда вызывал и продолжает вызывать к себе большой интерес не только со стороны научных работников, но и учителей физической культуры, тренеров, учащихся, их родителей.
Первая статья, посвященная рассматриваемой проблеме, вводная. В ней раскрываются основы теории тестов и тестирования, без ознакомления с которыми учителю трудно решать задачи применения тестов в практике своей работы.
В данной статье мы обсудим: 1) задачи тестирования; 2) понятие «тест» и классификацию двигательных (моторных) тестов; 3) организацию тестирования физической подготовленности детей школьного возраста.
Задачи тестирования. Тестирование двигательных возможностей человека является одним из наиболее важных направлений деятельности научных работников и педагогов в области физической культуры и спорта. Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач по выявлению уровней развития кондиционных и координационных способностей, оцениванию качества технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп учеников, проживающих в разных регионах и странах; проводить соответствующий отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять достаточно объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.
Наряду с научными задачами в практике разных стран задачи тестирования сводятся к следующему:
а) научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;
б) стимулировать учащихся к дальнейшему улучшению своего физического состояния (формы);
в) знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определённое время;
г) стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за достигнутый высокий уровень физической подготовленности, сколько за реализацию запланированного повышения личных результатов.
Специалисты подчеркивают, что традиционный подход к тестированию, когда данные стандартизированных тестов и нормативов сравниваются с показанным результатом, вызывает у многих учеников, особенно с низким и средним уровнями физической подготовленности, негативное отношение. Тестирование же должно способствовать повышению интереса у школьников, приносить им радость, а не вести к развитию комплекса неполноценности. В этой связи предлагаем следующие подходы:
результаты тестов ученика определяют не исходя из сравнения с нормативами, а на основании изменений, произошедших за определённый период времени;
все компоненты теста модифицируются, используются облегчённые варианты упражнений (задания, составляющие содержание теста, должны быть достаточно лёгкими, чтобы вероятность их успешного выполнения была велика);
нулевая оценка или со знаком «минус» исключены, правомочно только получение положительных результатов.
Итак, при тестировании важно сближение научных (теоретических) задач и лично значимых, положительных для школьника мотивов участия в данной процедуре.
Понятие «тест» и классификация двигательных (моторных) тестов. Термин тест в переводе с английского языка означает проба, испытание. Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае двигательных, или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах «учении о движениях», теории и методике физического воспитания.
Тест это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест. В качестве тестов следует использовать лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям и в соответствии с которыми должны быть:
а) определена цель применения любого теста (или тестов);
б) разработаны стандартизированная методика измерения результатов в тестах и процедура тестирования;
в) определена надёжность и информативность тестов;
г) реализована возможность представления результатов тестов в соответствующей системе оценки.
Система использования тестов в связи с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием. Полученное в ходе измерений числовое значение результатом тестирования (теста).
Например, прыжок в длину с места это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов тестирование; длина прыжка результат теста.
В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания). Такие тесты называются двигательными, или моторными.
В настоящее время еще не существует единой классификации двигательных тестов. Известна классификация тестов по их структуре и преимущественным показаниям (см. таблицу 1).
Различают единичный и комплексный тесты. Единичный тест служит для измерения и оценки одного признака(координационной или кондиционной способности). Поскольку структура каждой координационной или кондиционной способности является сложной, то с помощью такого теста оценивается обычно только один компонент данной способности (например, способность к равновесию, быстрота простой реакции, сила мышц рук).
С помощью учебного теста оценивают способность к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за определенный период обучения технике движений).
Тестовая серия даёт возможность один и тот же тест использовать в течение длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются. К сожалению, данную разновидность единичного теста пока недостаточно широко используют как в науке, так и на практике.
С помощью комплексного теста оценивают несколько признаков или компонентов разных способностей или одной и той же способности (например, прыжок вверх с места со взмахом рук, без взмаха рук, на заданную высоту). На основании такого теста можно получить информацию об уровне скоростно-силовых способностей (по высоте прыжка), координационных способностей (по точности дифференцирования силовых усилий, по разности высоты прыжка со взмахом и без взмаха рук).
Организация тестирования физической подготовленности детей школьного возраста. Второй важной проблемой тестирования двигательных способностей (напомним, что первая отбор информативных тестов рассмотрена ранее) является организация их применения.
Учитель физической культуры должен определить: в какие сроки лучше организовать тестирование, как осуществлять его на уроке и как часто следует проводить тестирование.
Срони тестирования устанавливают в соответствии со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое тестирование целесообразно проводить во вторую-третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдёт в нормальное русло), а второе за две недели до окончания учебного года (в более поздние сроки могут иметь место организационные трудности, вызванные приближающимися экзаменами и каникулами).
Знание годичных изменений в развитии двигательных способностей школьников позволяет учителю вносить соответствующие коррективы в процесс физического воспитания на следующий учебный год. Однако учитель может и должен проводить более частое тестирование, осуществлять так называемый оперативный контроль. Данную процедуру целесообразно выполнять, например, для того, чтобы определить изменение уровня скоростных, силовых способностей и выносливости под влиянием уроков лёгкой атлетики в течение I четверти и т.п. С этой целью учитель может применить тесты для оценки координационных способностей детей в начале и в конце освоения учебного материала школьной программы, например, по спортивным играм, для выявления изменения показателей развития этих способностей.
Следует учитывать, что разнообразие решаемых педагогических задач не даёт возможности предоставить учителю унифицированную методику тестирования, одинаковых правил проведения тестов и оценки результатов тестирования. Это требует от экспериментаторов (учителей) проявления самостоятельности в решении теоретико-методологических и организационных вопросов тестирования.
Тестирование на уроке необходимо увязать с его содержанием. Другими словами, применённый тест (или тесты) при соблюдении соответствующих требований к нему как к методу исследования должен (должны) органически входить в состав запланированных физических упражнений. Если, допустим, у школьников требуется определить уровень развития скоростных способностей или выносливости, то необходимые тесты следует запланировать в ту часть урока, в которой будут решаться задачи развития соответствующих физических способностей.
Частота проведения тестирования во многом определяется темпами развития конкретных физических способностей, возрастно-половыми и индивидуальными особенностями их развития.
Например, чтобы добиться существенного прироста быстроты, выносливости или силы, требуется несколько месяцев регулярных занятий (тренировок). В то же время, чтобы получить достоверный прирост гибкости или отдельных координационных способностей, требуется всего 4-12 тренировок. Достичь улучшения того или иного физического качества, если начинать «с нуля», можно и за более короткий срок. А вот чтобы улучшить это же качество, когда оно у школьника достигает высокого уровня, требуется больше времени. В данной связи учитель должен глубже изучить особенности развития и совершенствования различных двигательных способностей у детей в разные возрастнополовые периоды.
При оценке общей физической подготовленности учащихся, как отмечалось, можно использовать самые разнообразные батареи тестов, выбор которых зависит от конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Однако в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путем сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей. Например, опираться на те из них, которые рекомендованы в «Комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы» (М.: Просвещение, 2004-2006).
Для сравнения общего уровня физической подготовленности ученика или группы учащихся с помощью комплекса тестов прибегают к переводу результатов тестирования в очки или баллы (об этом подробнее поговорим в очередной статье). Изменение суммы очков при повторных тестированиях позволяет судить о прогрессе как отдельного ребенка, так и группы детей.






Для оценивания уровня физической подготовленности учащихся предлагаются две технологии. Первая ориентирована на состав тестов и нормативные требования, представленные в последнем выпуске комплексной учебной программы, допущенной Министерством образования к реализации. Это одна из форм государственного контроля уровня физической подготовленности учащихся. Она предусматривает контроль результатов физической подготовки учащихся выпускных классов (4, 9,11). Состав тестов и нормативные требования по ним представлены ниже.

Нормативы физической подготовленности учащихся 4,9,11 классов общеобразовательных школ (мальчики).
Определяемые способности
Контрольное упражнение (тест)
4 класс
9 класс
11 класс



высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

Координационные
Челночный бег (3х10 м)
сек.
8,6
9,5-9,0
9,9
7,7
8,4-8,0
8,6
7,2
7,9-7,5
8,1

Скоросто-силовые
Прыжки в длину с места,см.
185
140-160
130
220
190-205
175
240
205-220
190

Выносливость
Бег 1000м, мин.сек.
4,16
4,41
5,01
3,19
3,44
4,04
3,04
3,29
3,49

Силовая выносливость мышц живота
Поднимание туловища из положения лёжа на спине,раз 30 секунд
22
16
10
29
21
12
32
23
14

Силовые
Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз
5
3
1
10
7
3
12
9
5

 
Нормативы физической подготовленности учащихся 4,9,11 классов общеобразовательных школ (девочки).
Определяемые способности
Контрольное упражнение (тест)
4 класс
9 класс
11 класс



высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

Координационные
Челночный бег (3х10 м)
сек.
До 9,1
До 10-9,5
10,4
8,5
9,3-8,8
9,7
8,4
9,3-8,7
9,6

Скоросто-силовые
Прыжки в длину с места,см.
170
140-155
120
205
165-185
155
210
170-190
160

Выносливость
Бег 1000м, мин.сек.
5
5,25
5,45
4,06
4,31
4,51
4,02
4,22
4,42

Силовая выносливость мышц живота
Поднимание туловища из положения лёжа на спине,раз 30 секунд
21
15
9
28
20
12
29
21
13

Силовые
Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз
18

4
16

5
18

6


15