Статья Развитие умений работать с текстом


Развитие умений работы с текстом на занятиях внеурочной деятельности.
Т.М. Колесникова
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Должанского района Орловской области
« Должанская средняя общеобразовательная школа»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»Д. Дидро.
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит - учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным ; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.Наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску новых знаний и принятию нестандартных решений. В свете требований ФГОС современному школьнику необходимо научиться способам получения знаний, то есть «научиться учиться». Достичь поставленной цели можно только через интеграцию учебной и внеучебной деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность обучающихся – это совокупность всех видов деятельности обучающихся, в которой в соответствии с ООП НОО решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. В нашей школе введены часы для занятий внеурочной деятельностью. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). С 2014 года мною реализуется внеурочная деятельность поформированию  информационной компетентности , которая определяется как совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса обучения школьников и может быть сформирована только в работе с текстом.
Это кружок « Я-исследователь. Учимся учиться, размышлять , исследовать» для 5 классов. Актуальность программы: Необходимость овладения ребенком УУД , формирование «умения учиться», т.е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.В конечном итоге эти приобретенные качества определяют успешность самореализации во всех сферах жизнедеятельности. В образовательном процессе сформированность УУД позволяет обучающемуся ориентироваться в различных предметных областях, в структуре учебной деятельности, придает ценностно-смысловую характеристику познавательному процессу. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность в том числе. В содержание программы вошли следующие разделы.
Первый раздел программы «Развитие логического мышления» направлен на изучение различных способов классификаций, сравнение понятий, умение классифицировать , Выбор критериев для сравнивания, составление предложений, смысловых сочетаний, умение понимать смысл текста. Развитие умений давать определение понятиям, подведение под понятие. Последние формируются, совершенствуются у обучающихся в процессе всего периода обучения
Второй раздел программы «Развитие творческого мышления» знакомит учащихся с понятием творчества. В процессе изучения учащиеся обретут навыки задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, находить ассоциации, создавать презентации Знакомит с понятием о моделировании( преобразование в модель, где выделены существенные признаки объекта). Развитие способности видеть проблемы Каждый из изучаемых разделов тесно связан со всеми предметами, четко прослеживаются межпредметные связи.
Третий раздел программы « Создание учебного проекта» знакомит учащихся с различными методами проектирования.
Практические работы курса направлены на приобретение обучающимися практических навыков в составлении предложений, в решении творческих задач следующими способами: мозговой штурм, метод контрольных вопросов, ассоциаций, ведение дискуссий.
В процессе реализации программы осуществляется деятельностных подход в условиях личностно¬-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
С этой целью организуется самостоятельная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками информации, с привлечением литературных произведений, электронных пособий и материалов Интернета.
С 2015-2016 учебного года мною начата реализация программы « Я- исследователь. Раскрой себя» построенная на основе технологии критического мышления. К данной технологии ещё недавно относились как к интересной новинке. В настоящее время данная педагогическая технология стала неотъемлемым элементом школьной практики многих учителей. При использовании данной технологии важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин – всё можно обсуждать или подвергать анализу.
Технология развития критического мышления предлагает для выбора целый набор стратегий, приёмов и методов, которые можно использовать во внеурочной деятельности на всех стадиях единого процесса. В результате использования ТРКМ во внеурочной деятельности у детей происходит соотнесение внешней информации с имеющимися знаниями, опытом и собственным поведением; выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом воспитанникам часто приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Содержание программы:
Первый раздел программы «Особенности работы с различными видами текста» направлен на развитие умений извлекать необходимую информацию, анализировать её, оценивать с различных точек зрения создавать собственный текст. Приёмы :кластер, инсерт, эффективная лекция, чтение с остановками.
Второй раздел программы «Визуальные методы организации материала». С помощью предложенных приёмов обучающиеся пытаются систематизировать материал высказывать свои идеи, взглянуть на проблему со стороны.Приёмы: « Выглядит, как…Звучит ,как» , « Плюс-минус- интересно»,Таблица « ЗУХ», « Что? Где? Когда? Почему?»
Третий раздел программы «Групповая работа. Обучение сообща».
Организация обучения в сотрудничестве –работы в парах или небольших группах над одной и той же проблемой на основе компромисса или на осориентированное обучение
Личностные: самоопределение, принятие эстетических принципов. Регулятивные: стремление к самовоспитанию, умение преодолевать усталость Познавательные: расширение и углубление объёма знаний и умений, развитие и становление познавательных способностей ребёнка. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, владение формами речи, умение разрешать конфликты Проблемное нове выборанаиболее ценного мнения. Приёмы : чтение, суммирование прочитанного в парах, стратегия «Зигзаг»,игра «Как вы думаете»
Четвёртый раздел программы «Организация письменной работы в технологическом режиме» организация рефлексии на уроке: проверка пройденного, смысл узнанного, привлечение новых знаний. Приёмы: интервью, рецензия, синквейн, эссе, РАФТ, бортовой журнал.
Приведу пример занятия по внеурочной деятельности в 6 классе .Тема занятия. «Что такое стратегия «Зигзаг»»
Мысль в подарок: «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.» Э. Кинг
Трёхфазовая структура урока:
-Вызов
-Осмысление (реализация)
-Рефлексия
ВЫЗОВ
- Мотивационная  (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
-Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
-Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями)
Цели:
Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
Активизация деятельности учащихся. 
Формирование мотивации на учебную деятельность.
Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.
ПОВТОРЕНИЕ Кубик БлумаПочему -объясни -назови – предложи - придумай -поделись -какие
Бросить кубик и сформулировать вопросы к пройденному учебному материалу по той грани на которую выпадает кубик.( Например Назови приёмы технологии критического мышления, Объясни как составить Кластер. и т.д.)
ОСМЫСЛЕНИЕ (реализация)
  Информационная (получение новой информации по теме)
  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знанияЦели:
Получение обучаемыми нового знания.
Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым. 
Освоение способа работы с информацией. 
Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.
РЕФЛЕКСИЯ
-Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
-Информационная (приобретение нового знания)
-Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
-Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса)
Цели
Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете изучения.
Постановка новых целей в учебной деятельности.
Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.
ХОД ЗАНЯТИЯ Прием «Зигзаг»:
1. Деление на группы (обучение будет более успешным, если количество слушателей в группах будет совпадать с количеством групп: 3 группы по 3 человека, 4 группы по 4 человека и т.д.). И ребята в течение 3–5 минут должны выбрать ведущего (организатора, командира, лидера), который отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно; дежурного (стенографиста, секретаря) – его задача все записывать и следить за временем; генератора идей (писателя, выдумщика) – он отвечает за творческий процесс, за создание текста; выступающего (он отвечает за презентацию конечного результата). Перед группой ставится задача: совместное создание текста, в группе определяются основные ключевые идеи (опорные понятия, примерный план сценария и т.п.) будущего текста. После того, как каждая группа определит основные ключевые идеи (опорными словами, планом и т.п.) будущего текста, то есть, то, что в их будущем тексте должно отразиться
2. Переход в новые группы, которые называются экспертными. Каждая новая группа работает с отдельным текстом, в котором отражается материал, являющийся частью изучаемой темы.
3. После работы над текстом во временной группе возобновляется работа в домашних группах, теперь в каждой такой группе есть специалист по отдельному аспекту изучаемой темы. Жанры написания текста:
Письмо другу.
Рассказ родителям
Заметка в детский журнал
Тезисы к научной конференции
Происходит создание общего текста в группе, при этом каждый привносит в коллективную работу свои специфические знания, таким образом, реализуется идея взаимообучения слушателей.
 Самооценка. По листу самооценки.
Я предлагал идеи по составлению проекта – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Особенности технологии:
-Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, присваивать.
-Не присвоение готового знания, а конструирование своего.
-Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, партнерские отношения.
-Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Все умения работы с текстом можно разделить на две группы: общеучебные, которые есть в программе, и дополнительные, которые формируются и развиваются с помощью отдельных приемов технологии.
Для учеников 5-6 классов общеучебными умениями работы с текстом будут: умение находить ключевые слова в тексте; умение пересказывать текст целиком или по частям; умение отвечать на вопросы, поставленные учителем. Умения по технологии РКМЧП: умение заполнять таблицу по тексту; умение ранжировать информацию по степени новизны; умение составлять и задавать вопросы, различать их по сложности; умение рассуждать и аргументировать свои ответы; умение рефлексировать; умение классифицировать, обобщать.
Технология имеет в своем арсенале огромное количество приемов, способствующих воспитанию вдумчивых читателей. Множество приемов дают возможность делать урок разнообразным, ярким. Стратегия уже содержит внутри себя базовую модель "Вызов - Реализация смысла - Рефлексия", что облегчает планирование урока.
Формирование и совершенствование этих знаний и умений, без которых принципиально невозможна успешная и дальнейшая профессиональная деятельность, должны быть предметом особого внимания педагогов.
Роль педагога – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь в первую очередь школьный учебник.
Хочется отметить, что работа по данной технологии доставляет мне и моим ученикам огромное удовольствие. Впереди у нас еще много неизведанных тропинок вместе с технологией РКМЧП, которые ведут к большой дороге под названием «Умение работать в информационном поле». учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом. Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курсаВасильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.).  — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.