Программа по преодолению страхов и тревог
Программа: « Как преодолеть страхи и тревоги»
Педагог-психолог: Азанова В.С.
МАДОУ №13
г. Нытва
Данная коррекционная программа рассчитана на контингент клиентов, для эмоционального состояния которых характерно проявление повышенного уровня тревожности и наличие большого количества страхов. Такая личность склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность.
Тревожность является индикатором психологического неблагополучия, нарушений в эмоциональном и социальном развитии человека. По мере закрепления неадекватного отношения к себе, своим возможностям, неадекватность становится устойчивой чертой отношения к миру. Очевидна необходимость своевременного оказания социально-психологической помощи данной категории людей.
Целью программы является создание условий для снижения количества страхов и уровня тревожности до уровня соответствующего возрастной норме.
Для достижения этой цели поэтапно решаются следующие задачи:
- выявление чувства страха или тревожности;
- вербализация и коррекция страха и тревожности;
- развитие навыков самоанализа и рефлексии;
- повышение устойчивости к страху и тревожности.
Средства, которые используются для реализации указанных целей и задач- лекционные, семинарские и практические формы проведения занятий.
Методы и приемы работы:
· игровая терапия;
· арт –терапия;
· музыко – терапия (использование релаксационной музыки);
· когнитивно – поведенческая терапия;
· групповая дискуссия.
Материалы и оборудование:
· бумага для письма и рисования;
· маркеры, цветные карандаши, ручки;
· ватманы;
· компьютер, диски с музыкой.
Программа рассчитана на 12 часов. К основным условиям эффективности программы необходимо отнести создание максимально безопасной атмосферы в группе.
Тематический план занятий.
№ п/п Наименование темы программы Количество часов
1 Что такое тревожность? 1
2 Я тебя придумал, значит, я – хозяин 1
3 Я побеждаю свой страх 1
4 Основы релаксации 1
5 Я справляюсь со своим страхом 1
6 Я изучаю себя 1
7 Все страхи выдумка 1
8 Страхи в домиках 1
9 Школьные трудности 1
10 Страх- страж 1
11 Герой древних мифов 1
12 Нужен ли человеку страх?! 1
Итого часов 12
Содержание программы
«Страхи и тревоги»
Цель: коррекция страхов и тревожности.
Занятие № 1 «Что такое тревожность?».
1) Беседа о тревоги «Что есть- тревога?».
2) Сказка «Новость».
3) Сказка «Страх».
4) Мини- лекция «Действия, когда я боюсь».
- Не встречаться со своим страхом (избегать его);
- Отвлечь себя от страха (занять себя делом, чтобы время пролетело быстро);
- Найти защиту от своего страха (крестик, амулет, оберег);
- Проанализировать свой страх/ существует ли он на самом деле. Найти объяснение своему страху и нейтрализовать его;
- Отпустить свой страх/ перестать бояться.
5) Рисунок «Смешной страх».
Занятие № 2 «Я тебя придумал, значит, я – хозяин».
1) Рассказ «Один день из жизни страха»;
2) Игра «Страшилки».
Занятие № 3 «Я побеждаю свой страх».
1) Мини- лекция «Игры, упражнения на снятие напряжения»;
2) Упражнение «Лабиринт»;
3) Упражнение «Самолёт для страха»;
4) Упражнение «Воздушный шарик для страха».
Занятие № 4 «Основы релаксации».
1) Мини- лекция «Релаксация»;
2) Релаксация «Пять этажей»;
3) Релаксация «Дирижёр»;
4) Релаксация «Водопад»;
5) Релаксация «Путешествие на облаке».
Занятие № 5 «Я справляюсь со своим страхом».
Лекции, на тему как вести себя, если …
- Приснился плохой сон;
- Смерч или иное стихийное бедствие;
- Нападает собака;
- Встретил/ а подозрительного незнакомца на улице;
- Укусила змея.
Занятие № 6 «Я изучаю себя».
1) Рисунок «Чего я уже не боюсь»;
2) Мини- лекция «Признаки тревожности»;
3) Притча «Потеря осла»;
4) Притча «Мыло»;
5) Упражнение «Мой личный герб».
Занятие № 7 «Все страхи выдумка»
1) Просмотр и обсуждение мультика «СкубиДу, что новенькое!» 1 сезон 2 серия;
2) Мини- лекция «Шесть основных страхов» из книги «Построение мощной нервной силы» Поль С. Брэгг , стр. 25- 29.
Занятие № 8 «Страхи в домиках»
Методика «Страхи в домиках» . Источник: газета «Школьный психолог» № 8 за февраль 1999.
Занятие № 9 «Школьные трудности».
1) Рисунок «Школьные трудности»;
2) Мозговой штурм «Помоги однокласснику»;
3) Плакат с «заклинаниями – девизами». Например: Я смогу это! Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу! Я могу стать таким, каким я хочу быть!
Занятие № 10 «Страх- страж».
1) Мини- лекция «Страх- страж»;
2) Методика превращения образов;
3) Методика «Кинозал».
Занятие № 11 «Герой древних мифов».
Просмотр и обсуждение мультика «Воины мифов. Хранители легенд. Андрокл и лев». 2 часть 11 серия.
Занятие № 12 «Нужен ли человеку страх?!»
Сочинение- рассуждение «Нужен ли человеку страх?!». Участники пишут своё мнение в виде небольшого сочинения на 15- 20 предложений. Затем происходит групповое рассуждение на заданную тему.
Занятие № 1 «Что такое тревожность?».
Цель: выявление чувства тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, работа с этим чувством.
1) Беседа о тревоги «Что есть- тревога?».
Беседа о тревоги: что это такое, с чем она может быть связана, вспомнить себя в таком состоянии, рассказать, как оно проявляется, «где живет».
Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх. При повышенном уровне личностной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха.
2) Сказка «Новость» (выявление чувства тревожности или страха).
Психолог читает сказку: «Один мальчик возвращался со школы домой, и мама ему говорит: «Наконец, ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость мама хочет сообщить мальчику?».
После прочтения сказки высказывается каждый ребёнок (какую новость мама сообщила мальчику и почему именно эту новость).Типичные ответы: пришел гость, позвонили и сообщили что – то хорошее, и т. д. Тревожащие ответы: кто – то умер, мама хочет отругать мальчика, мама хочет что – то запретить, мама сердится и т. д.
3) Сказка «Страх» (выявление чувства тревожности или страха).
Психолог читает сказку: «Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?».
Каждый участник записывает свой вариант страха для мальчика, затем происходит групповое обсуждение возможных страхов мальчика.Типичные ответы: вел себя плохо и теперь боится наказания, сбежал с уроков и боится наказания мамы, боится темноты, боится какого-то животного, просто шутит. Тревожащие ответы: боится, что его украдут, чудовище хочет его украсть и съесть, боится оставаться один, боится дьявола, боится, что умрет мама или папа и т.д.
Проходит уточняющая беседа по тревожащим вариантам страха мальчика. Постепенный переход от «мальчика» к конкретному: «А тебе приходилось испытывать чувство страха. Что представляет собой страх, что чувствует человек, когда его испугают, что делает испуганный человек, вы когда–нибудь испытывали чувство страха, как это происходит, в каком месте тела вы почувствовали страх, что вы сделали, что бы вы могли сделать в следующий раз, какой момент в жизни был самым страшным». (Вопросы задаются по ситуации).
4) Мини- лекция «Действия, когда я боюсь».
Психолог объясняет возможные действия, когда человек испытывает страх.
- Не встречаться со своим страхом (избегать его);
- Отвлечь себя от страха (занять себя делом, чтобы время пролетело быстро);
- Найти защиту от своего страха (крестик, амулет, оберег);
- Проанализировать свой страх/ существует ли он на самом деле. Найти объяснение своему страху и нейтрализовать его;
- Отпустить свой страх/ перестать бояться.
5) Рисунок «Смешной страх».
Участникам раздаются листочки, на которых они рисуют свои страхи.Затем участников просят сделать свой страх смешным, так чтобы когда на него смотрели люди, им было бы смешно.
Примечание: занятие «Что такое тревожность» основано на коррекционно – развивающей программе "Маленькая фея". Именно: из занятия «Что есть- волнение?» была позаимствована сказка «Новость»; из занятия «Господин Страх» была позаимствована сказка «Страх».
Занятие № 2 «Я тебя придумал, значит, я – хозяин».
Цель: вербализация страха
1) Рассказ «Один день из жизни страха».
Задание: сочинить рассказ о страхе. Как его зовут, где он живет, какой у него характер, с кем дружит, чем питается, что любит, что не любит, о чем мечтает, самое радостное событие в его жизни, самое грустное событие в его жизни и т. д. как ты к нему относишься, а он к тебе, сколько ему лет, с ним можно подружиться (вопросы задаются исходя из содержания рассказа).
2) Игра: «Страшилки».
Обучающиеся должны придумать страшилку со счастливым концом. Все страшилки зачитываются, обсуждаются, проигрываются по ролям.
Ниже приведены примеры страшилок, которые придумали дети:
№ 1
В черном, черном замке была темная, темная комната. В этой комнате находился черный, черный стол. За этим столом сидели два мальчики.
Один из этих мальчиков говорит другому: «Опять эти коммунальщики электричество вырубили!».
Автор: Гришина Полина 5 «Б»
№ 2
В одном черном, черном городе. Было черное, черное здание. В этом здание было много черных комнат. В одной комнате был черный телефон. Этот телефон вдруг позвонил, но никто не отвечал. Вдруг звонок прекратился, и открылась черная дверь, из этой черной двери показалась белая рука. Это белая рука достала белый нож и сказала: «Кому колбасы нарезать?».
Автор: Голенков Михаил 5 «Б»
№ 3
Мальчик сидит дома один. Вдруг слышит из шкафа какой- то шум. Он берет фонарик и смотрит, оказывается там хомячок, это подарок на день рожденья от родителей. Хомячка назвали Снежинкой.
Автор: Иванов Кирилл 1 «А»
Страшилки были взяты из информационного периодического издания, гимназии № 1 Центрального района г. Волгограда, выпуск 6 (35) за апрель- май 2013 г., стр: 8.
Примечание: занятие «Я тебя придумал, значит, я – хозяин» основано на коррекционно – развивающей программе "Маленькая фея". А, именно: из занятия «Господин Страх» была позаимствовано упражнение: сочинить рассказ о страхе.
Занятие № 3 «Я побеждаю свой страх».
Цели:
- развитие навыков самоанализа и рефлексии;
- коррекция страха.
1) Мини- лекция «Игры, упражнения на снятие напряжения».
Для того чтобы расслабиться и успокоиться можно поделать физические упражнения, например упражнение «Рубка дров»:встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой, с силой опустите топор. Так вы разрубили бревно. Затем ставьте следующее бревно перед собой и рубите вновь.
Если вы хотите побыть в одиночестве, наедине со своими мыслями, то в этом вам поможет упражнение «Прогноз погоды»:возьмите лист бумаги, карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в данный момент времени. Или просто напишите большими буквами фразу "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что вы хотите побыть в одиночестве, чтобы собраться мыслями, а может, хотите таким образом отдохнуть. Вы можете положить такой лист перед собой на стол, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце.
Творчество является для нас активным помощником в выплеске накопившейся энергии, чувств, переживаний. Поэтому предлагаю вашему вниманию следующие упражнения.
«Каракули»: Нарисуйте карандашом/ручкойкаракули на чистом листе. Затем внимательно посмотрите на свои каракули и найдите в них какие- нибудь нарисованные предметы, детали, картинку, сюжет. Например: цифру восемь, солнце, круг и т. д..«Портрет обидчика»: Это упражнение подходит вам если вас кто- то очень сильно оскорбил или обидел. Вам надо нарисовать портрет своего «обидчика», а затем превратить свой рисунок в смешной. Дорисовать, переделать свой рисунок так чтоб вам стало смешно глядя на рисунок.
В спорах, конфликтах очень важно суметь во время остановиться, сделать паузу. Вам помогут это сделать следующие упражнения.
«Счет до 10»: самый простой способ справиться с напряжением - это сделать глубокий вдох и досчитать мысленно до 10. Таким образом, у вас появляется время, чтобы всё обдумать и принять правильное решение.
«Приём «Вода во рту»: когда чувствуете, что едва сдерживаетесь от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно наберите в рот воды.
2) Упражнение «Лабиринт».
Участники рисуют лабиринт, в котором размещают свои страхи. Затем закрывают (зарисовывают) все выходы из лабиринта, так чтобы страхи остались там навсегда.
3) Упражнение «Самолет для страха».
Участники из бумаги делают самолет. Куда помещают (рисуют на листе) свои страхи, они становятся «пассажирами» самолета. Затем этот самолет можно:
А) отправить в путешествие (выбросить в окно);
Б) отправить в пропасть (для этого на полу рисуется пропасть).
4) Упражнение «Воздушный шарик для страха».
По аналогии с упражнением «Самолет для страха», только за вместо бумажного самолета используется воздушный шарик.
Занятие № 4 «Основы релаксации».
Цель: обучение навыкам релаксации.
1) Мини- лекция «Релаксация».
Релаксация (уменьшение напряжения, ослабление)- состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий (Краткий психологический словарь/Сост. Карпенко Л. А.; Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г.- М.: Политиздат, 1985- 431 с., стр. 300- 301).
2) Релаксация «Пять этажей».
Инструкция психолога: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Теперь представь себе, что ты стоишь перед дверью лифта. Ты нажимаешь на кнопку и вызываешь лифт… дверь открывается, и ты в него заходишь. Рядом с кнопками ты обнаруживаешь 5 табличек. На первой из них написано «Классная комната» (это наш класс), на второй – «Чудесное спокойное место», на третьей – «Приятный умный человек с которым можно хорошо поговорить». На четвертой табличке написано «Потрясающее приключение», на пятой – «Встреча с другом, которого давно не видел».
Выбери этаж, на который тебе больше всего хочется попасть, и нажми кнопку. Следи за тем, как медленно закрывается дверь лифта и постарайся ощутить, как лифт медленно едет к выбранному тобой этажу. Вот ты уже приехал и дверь медленно открывается. Выходи из лифта и осмотрись вокруг. Делай то, что тебе хочется здесь делать. У тебя есть около минуты, но в твоем воображении за эту минуту пройдет гораздо больше времени. Его будет достаточно для того, чтобы ты успел сделать там все, что тебе нужно. (1-2 мин.)
Теперь приходит время возвращаться назад. Попрощайся с этим местом и со всеми, кого ты там встретил. Дверь лифта осталась для тебя открытой. Зайди в кабину и из нее еще раз взгляни на место, где ты был. Теперь нажимай на кнопку, около которой написано «Классная комната». Смотри, как закрывается дверь, и почувствуй, как лифт медленно опускается вниз. После того, как дверца откроется, открой глаза, потянись, выпрямись. И вот ты снова здесь бодрый и свежий.»
3) Релаксация «Дирижёр».
Инструкция психолога: «Пожалуйста, встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку — каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром. (Включайте музыку)
Представь себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хочешь, можешь слушать с закрытыми глазами. Обрати внимание на то, как ты сам при этом наполняешься жизненной силой. Вслушивайся в музыку и начинай в такт ей двигать руками, как будто ты дирижируешь оркестром... Отлично!
Двигай теперь еще и локтями, и всей рукой целиком... Пусть, в то время как ты дирижируешь, музыка течет через все твое тело. Дирижируй всем своим телом и реагируй на слышимые тобой звуки каждый раз по-новому. Ты можешь гордиться тем, что у тебя такой хороший оркестр! Музыкантам нравится играть под твоим руководством, и они все время смотрят на тебя...
Сейчас музыка кончится. Открой глаза и устрой себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт».
4) Релаксация «Водопад».
Инструкция психолога: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд.)
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза».
5) Релаксация «Путешествие на облаке».
Инструкция психолога: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный».
Литература:
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Фопель К. Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2.— М.: Генезис, 1998.— 160 с.
Занятие № 5 «Я справляюсь со своим страхом».
Лекции, на тему как вести себя, если …
- Приснился плохой сон;
- Смерч или иное стихийное бедствие;
- Нападает собака;
- Встретил/ а подозрительного незнакомца на улице;
- Укусила змея.
Приснился плохой сон
Нужно понять разницу между плохим сном и ночным кошмаром. Во время кошмара человек испытывает настоящий ужас, оцепенение, которое не проходит долгое время после пробуждения. Если вас мучают кошмары, и вы боитесь ложиться спать, необходимо обратиться к врачу-психотерапевту, он поможет решить вашу проблему на глубоком уровне. Что же касается плохих снов, вам под силу справиться с ними самостоятельно.
Наиболее распространенная причина плохих сновидений — стресс. До тех пор, пока вы не снизите уровень стресса и не решите проблемы, которые держат вас в напряжении в реальной жизни, избавиться от плохих снов будет сложно. Еще одна причина заключается в неспособности принять решение. Если вы откладываете какое-то важное решение, и это сильно вас тревожит, ощущение подвешенности и безвыходности проявляется через подсознание в виде тревожных снов.
Как избавиться от плохих снов
Часто мы, сами того не понимая, провоцируем плохие сны своим поведением и отношением к здоровью. Согласно исследованиям человеческого сна, вы увеличиваете свои шансы проснуться в холодном поту от нехорошего сна, если:
Едите на ночь острую, жирную пищу и вообще наедаетесь перед сном. Это усиливает метаболизм и активность головного мозга, в результате чего появляются плохие сны.
Принимаете лекарства. Некоторые медикаменты (антидепрессанты, кетамин, барбитураты и т.д.) также могут вызывать тревожные сновидения.
Во время болезни, которая сопровождается повышенной температурой, человек часто видит плохие сны, но, как правило, они исчезают вместе с болезнью. Что касается повторяющихся плохих снов (то есть, снов с одним и тем же сюжетом и исходом), избавиться от них можно двумя вариантами. Во-первых, поняв, к какой ситуации в вашей жизни эти сны относятся, и решив ее. Во-вторых, попробуйте осознать себя во время очередного плохого сна и изменить его развитие. Контролируйте сон и сделайте его приятным, победите противника, если с кем-то боретесь, упадите на мягкую перину, если летите вниз головой и т.д.
Сны это обработка информации за день. Если сны не снятся, значит, мозг не отдыхает, это плохо.
Смерч сильный ветер.
Смерч (или торнадо от исп. tornado «смерч») — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров.
Время существования смерча различно и колеблется от нескольких минут до нескольких часов (в исключительных случаях). Скорость продвижения смерчей также различна, в среднем — 40—60 км/ч (в очень редких случаях может достигать 480 км/ч).
Наибольшее количество смерчей фиксируется на североамериканском континенте, в особенности в центральных штатах США, меньше — в восточных штатах США. На юге, в штате Флорида у островов Флорида-Кис, смерчи появляются с моря почти каждый день, с мая до середины октября, за что этот район получил прозвище «край водяных смерчей». В 1969 году здесь было зафиксировано 395 подобных вихрей.
Вторым регионом земного шара, где возникают условия для формирования смерчей, является Европа (кроме Пиренейского полуострова), и вся Европейская территория России, за исключением юга России, Карелии и Мурманской области, а также других северных областей.
Таким образом, смерчи в основном наблюдаются в умеренном поясе обоих полушарий, приблизительно с 60-й параллели по 45-ю параллель в Европе и 30-ю параллель в США.
Поражающие факторы смерча
Подъём на большую высоту (падение с которой для человека может оказаться летальным)
Захваченные предметы (в том числе с острыми кромками), летящие с большой скоростью
Разрушение зданий, коммуникаций, обрывы линий электропередач
Возникновение пожаров
Меры предосторожности при смерче
Необходимо укрыться в наиболее прочном железобетонном строении со стальным каркасом, держась возле самой прочной стены, также — наилучший вариант укрытия — подземное убежище или пещера. Оставаться в автомобиле или в вагончике, учитывая большую подъёмную силу смерча, смертельно опасно, также опасно для жизни встретиться со стихией вне помещения.
Если смерч застал человека на открытом пространстве, то нужно перемещаться с максимальной скоростью перпендикулярно видимому движению воронки. Или, при невозможности отступления, укрыться в углублениях на поверхности (овраги, ямы, траншеи, кюветы дорог, рвы, канавы) и плотно прижаться к земле лицом вниз, укрыв голову руками. Это поможет значительно снизить вероятность и тяжесть травм от несомых смерчем предметов и обломков.
В небольшом одно- двух- этажном частном доме можно воспользоваться подвалом (здесь же на подобный экстренный случай разумно зараннее поместить запас воды и консервы, также свечи или светодиодные лампы), если подвала нет, то следует держаться в ванной или в центре маленькой комнаты на нижнем этаже, можно под прочной мебелью, но подальше от окон. Благоразумным будет — одеться в плотную одежду, взяв с собой деньги и документы. Чтобы дом не взорвался от перепада давления, вызванного нагнетанием воздуха вихрем, со стороны приближающегося смерча рекомендуется плотно закрыть все окна и двери, а с противоположной стороны — открыть нараспашку и зафиксировать. Согласно технике безопасности желательно перекрыть газ и отключить электричество.
Что делать, если поступило штормовое предупреждение?
Прежде всего — внимательно выслушать инструкции штаба ГО и ЧС. В них будет сообщено предполагаемое время и сила урагана, рекомендации по использованию убежищ и эвакуации. Затем надо принимать личные меры самозащиты:
- с наветренной стороны здания плотно закрыть окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия; стёкла окон оклеить, по возможности защитить ставнями или щитами; чтобы уравнять внутреннее давление, с подветренной стороны двери и окна открыть и закрепить в этом положении;
- подготовить автономный запас воды и пищи, медикаментов; взять фонарик, керосиновую лампу, свечу, походную плитку или керосинку, приёмник на батарейках; взять с собой документы и деньги;
- убрать с балконов, подоконников и лоджий вещи, которые могут быть захвачены воздушным потоком; то же касается предметов во дворе или на крыше;
- погасить огонь в печах, подготовиться к выключению электросети, закрыть газовые краны;
- оставить включёнными радиоприёмники и телевизоры: по ним может поступить новая важная информация;
- из лёгких зданий перейти в более прочные или убежища ГО.
Лучше всего переждать ураган в убежище, заранее подготовленном укрытии или хотя бы в подвале. Если это не удалось и вам приходится встречать наступление стихийного бедствия в здании, нужно выбрать наиболее безопасное место — в средней части дома, в коридорах, на первом этаже. Ранить могут осколки разлетающихся окон, поэтому следует встать в простенке, вплотную к стене, спрятаться во встроенном шкафу или защититься матрасами.
Если во время урагана или бури вы оказались на улице, нужно находиться как можно дальше от зданий и спрятаться в кювете, яме, канаве, прижавшись плотно к земле. Это спасёт от летящих осколков черепицы, шифера, стекла, различных предметов, сорванных дорожных знаков и кирпича — наиболее вероятных источников опасности. Разумеется, если есть возможность оказаться в убежище или подвале ближайшего здания, то надо сделать это как можно быстрее.
Крупных сооружений — мосты, эстакады, трубопроводы — нужно избегать во что бы то ни стало. Надо иметь в виду, что техногенные катастрофы и пожары — обычный результат сильных стихийных бедствий, поэтому лучше оказаться в стороне от химических и нефтеперегонных заводов, различных объектов повышенного риска и линий электропередачи. Кстати, возможно и поражение атмосферным электричеством, так как вместе с бурей очень часто приходит гроза.
Когда ветер стих, не стоит сразу же выходить на улицу: через несколько минут шквал может повториться. Потом, когда станет ясно, что ураган закончился, выходя из дома, вначале осмотритесь — нет ли нависающих предметов и частей конструкции, оборванных проводов. Нет ли запаха газа. Огонь нельзя зажигать до тех пор, пока не будет уверенности, что обошлось без утечек. Нельзя также пользоваться лифтами.
На улице надо держаться, подальше от зданий, столбов, высоких заборов, мачт и т.д. Следует помнить, что после стихийного бедствия в городе может быть введено чрезвычайное положение, и вы обязаны выполнять все распоряжения представителей комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Активно включайтесь в работу спасателей, однако не навязывайте свою инициативу, доверьтесь специалистам.
Одна из разновидностей стихийного бедствия — снежная буря. Она может длиться несколько суток, но даже и за несколько часов метель может серьёзно нарушить жизнь города. В это время можно выходить из дома лишь в исключительных случаях и никогда в одиночку. Сообщите соседям, куда вы идёте и когда вернетесь.
В автомобиле можно двигаться только по большим дорогам и шоссе. Если вы потеряли ориентацию и хотите осмотреться, нельзя отходить от машины за пределы видимости. А вообще лучше переждать снежную бурю в ближайшем населённом пункте.
Гроза
Меры предосторожности во время грозы
Меры предосторожности обусловлены тем, что молния бьёт в основном в более высокие предметы. Это происходит потому, что электрический разряд идёт по пути наименьшего сопротивления, то есть по более короткому пути.
Во время грозы ни в коем случае нельзя:
- находиться возле линий электропередачи;
- прятаться от дождя под деревьями (особенно под высокими или одиноко стоящими);
- плавать в водоёмах (так как голова пловца выступает из воды, кроме того вода обладает хорошей электропроводностью);
- находиться в открытом пространстве, в "чистом поле", так как в этом случае человек значительно выступает над поверхностью;
- забираться на возвышенности, в том числе на крыши домов;
- пользоваться металлическими предметами;
- находиться возле окон.
- ездить на велосипеде и мотоцикле.
Несоблюдение этих правил часто приводит к гибели людей или получению ожогов и тяжелых травм.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0
Нападает собака.
Когда собака нападает с лаем, опасность, как правило, невелика. Она вас просто пугает, прогоняя с территории (места), где вы находитесь. При этом не исключено, что она может вас и укусить, но это произойдет только тогда, когда вы повернетесь к ней спиной или боком, и отведете от нее взгляд. Не делайте ни того, ни другого. Не отводя взгляда от глаз собаки, не спеша и не делая резких движений, покиньте данную территорию (место), и конфликт будет исчерпан. В случае, если конфликт затянется, попробуйте проверить ее реакцию на команды «Фу!», «Гуляй!»,«Апорт!», «Кошка!».Многим собакам они знакомы. Если, например, на команду «Фу!» собака реагирует и сделает паузу, – перестанет лаять, – значит, команда «работает» и вас защитит. В развитие этой команды (при положительной реакции собаки) подайте другую: «Хорошо фу», а затем «Гуляй!». Если животное проявит интерес к команде «Апорт!», подберите с земли какую-нибудь палочку, камень или сломайте ветку. Покажите ее собаке, повторяя команду «Апорт!», а затем бросьте. Не исключено, что брошенный предмет собаку заинтересует, и она оставит вас в покое. Достаточно эффективной может оказаться и команда «Кошка!». Как правило, на эту команду собака реагирует бурно. При этом она начинает метаться из стороны в сторону в поисках интересующего ее объекта.
Для вас это выигрыш во времени. Скорее уходите с этой территории. Но если вы видите бегущую на вас молча или с рычанием собаку, знайте – она может серьезно атаковать. Если позволяют время и обстановка, постарайтесь занять такое место, в котором собака вас не достанет (заберитесь куда-нибудь повыше или воспользуйтесь ближайшей дверью (калиткой). Если есть водоем, зайдите в воду. Даже если он неглубок и собака попытается добраться до вас вброд, встретьте ее брызгами воды – это ее остановит. Там, где собаке придется добираться до вас вплавь, будьте спокойны – вы в безопасности. На плаву собака не укусит, да и отогнать ее брызгами не составит труда.
Если вам некуда спрятаться или взобраться, и нет водоема, то возьмите пригоршню песка (земли) и бросьте ее (по возможности с наименьшего расстояния) в глаза и в пасть набегающей собаке.
Никогда не кричите бесцельно, особенно испуганным голосом. Не размахивайте руками и не суетитесь! Крик от страха и нервозность еще больше возбудят собаку.Ее натиск только усилится. Из подручных средств можете воспользоваться палкой, ящиком, коробкой, верхней одеждой, головным убором и т.д. Если у вас хватает сил нанести собаке ощутимый удар (например, палкой или ящиком), постарайтесь сделать это прежде, чем собака вас укусит. Болевой удар поколеблет уверенность животного в своем превосходстве. Укус же, наоборот, его укрепит. Но и в этом случае будьте осторожны. Не все собаки пасуют от боли. Да и удар удару рознь. Ведь точно и сильно попасть в движущееся животное не так-то просто. К тому же собак служебных пород специально готовят держать удар и пробиваться к атакуемому, превозмогая боль. Учтите: для нанесения удара у вас будет только одна попытка.
Подозрительный незнакомец на улице.
Правила поведения с незнакомцами
1. Старайся избегать разговоров. Если говоришь – будь вежлив.
2. Не садись в машину к незнакомцу.
3. Не играй по дороге из школы домой.
4. Не играй в темное время на улице.
5. Не рассказывай чужим людям о своей семье, о соседях.
6. Не впускай незнакомых людей в квартиру.
7. Если потерял ключ – скажи об этом родителям.
Еще правила поведения на улице:
- никогда не разговаривать с незнакомыми людьми;
- запомните, что любая вещь, которую у вас хотят отнять, не стоит вашего здоровья и безопасности;
- соблюдать меры предосторожности, когда идете из школы: возвращайтесь всегда группой или вдвоем, нигде не останавливаясь по дороге, следовать одним и тем же маршрутом, уже дома позвонить родителям на работу.
- не ходить в одиночку через плохо освещенные переходы и туннели, избегать короткого пути, ведущего через парк, пустырь или строительную площадку;- не отвечать и не поддаваться на провокацию, если к вам грубо обращаются и насмехаются;
- не подходить близко к стоящему автомобилю, особенно если в нем сидят люди и работает двигатель;- не садиться в пустые вагоны трамваев, метро и электричек в позднее время, стараться находиться ближе к водителю;
- не садиться отдельно от всех в кинотеатре, если на сеансе мало зрителей;
- не давать адреса и домашнего телефона незнакомым лицам без явной необходимости.Вы открываете дверь квартиры, а в вашей квартире посторонние. Ваши действия? Предполагаемые действия:
1 – закрыть дверь на ключ, не вынимая его из замка;
2 – обратиться за помощью к соседям;
3 – доступным способом вызвать милицию;
4 – позвонить домой и узнать, что там происходит;
5 – попросить кого-нибудь из соседей дежурить у подъезда, чтобы выяснить на какой машине и куда уедут воры;
6 – наблюдая за квартирой, приготовиться к тому, чтобы запомнить “гостей” (лица, одежду, телосложение).
Вы слышите шум, крики о помощи в подъезде вашего дома. Ваши действия? Предполагаемые действия:
1 – постараться выяснить причину, не подвергая себя опасности;
2 – не вступая в единоборство с преступниками, сообщить о происходящем соседям, людям, входящим в подъезд или прохожим;
3 – если конфликт мирным путем разрешить не представляется возможным, то необходимо вызвать наряд милиции.
На вас напали в лифте. Ваши действия?
Предполагаемые действия:
1 – забыть о страхе и нерешительности;
2 – пустить в ход все подручные средства и приемы самозащиты;
3 – помнить, что успех зависит от неожиданности, решительности и напора;
4 – помнить, что большинство преступников бояться своей жертвы;
5 – во избежание подобных ситуаций не входить в лифт с незнакомыми лицами.
Насильники, которые хотят сорвать зло на женщинах, как правило, не поддаются на уговоры и просьбы. Надо попытаться их ошеломить, отвлечь, привести в состояние шока. Ваша задача – не бороться с насильником, который наверняка сильнее вас, а использовать любые действия, которые дадут вам возможность вырваться и убежать.
Как не стать жертвой насилия
1. Одежда не должна быть вызывающей, яркой, слишком откровенной.
2. Одежда должна быть удобной для движения, в том числе быстрого.
3. Обувь должна быть удобной не только для танцев, но и для ходьбы и бега.
4. Поведение не должно быть вызывающим, развязным.
5. Слишком яркий, грубый макияж выдаёт желание обратить на себя внимание.
6. Грубый с надрывом смех, развязный разговор привлекает лиц определённой наклонности.
7. Нельзя садиться в машину к незнакомым или мало знакомым людям.
8. Идти домой следует по людным, освещённым улицам.
9. Постарайтесь, чтобы ваши близкие встречали вас или сопровождали до дома.
10. Имейте под рукой простейшие защитные средства (баллончик с газом, лаком для волос, шпильки, свисток, пакетик с молотым перцем или табаком и т.д.).
По утверждению специалистов, именно подъезды, лифты и лестничные клетки домов становятся все более опасными для жизни местами. Для того, чтобы избежать неприятных ситуаций в подъезде, необходимо:
Во-первых, на лестничных клетках и у входа должны гореть вечером и всю ночь лампочки.
Во-вторых, при входе в подъезд не позволяйте себе “отключиться”, полностью погружаясь в собственные мысли. Осмотритесь внимательнее, помня о возможной опасности. В-третьих, подходя к подъезду дома, убедитесь, что там нет посторонних, подозрительных субъектов. Увидев незнакомца, задержитесь, не искушайте судьбу. В-четвёртых, по возможности старайтесь входить в подъезды, особенно в вечернее время, с кем-либо из знакомых или соседей. Преступники нападают, как правило, на одиночек. В-пятых, никогда не ездите в лифте с незнакомым человеком, даже если “специально для вас” придерживают двери лифта. В ответ на такую любезность можно сказать, что ты не один и еще подождёшь родителей. В-шестых, не подходить к своей квартире и тем более не открывать ее своим ключом, если рядом находится незнакомый человек, лучше выйти из подъезда, сделав вид, что не туда попали, и подождать, пока незнакомец не выйдет на улицу.
Укусила змея.
Отравление змеиным ядом всегда опасно для жизни человека. После оказания первой помощи обязательно надо обратиться в лечебное учреждение, где будет введена специфическая противоядная сыворотка. Ее компоненты нейтрализуют яд змеи.
Укус любой змеи воспринимается человеком как укол булавкой. Укус не ядовитой змеи оставляет на теле две полоски тонких мелких царапин. От укуса ядовитой змеи также остаются две полоски царапин, но на конце каждой из них виден прокол от клыков.
К местным симптомам укуса змеи относятся: боль, отек, подкожное кровоизлияние, образование пузырей, наполненных кровянистым содержимым, увеличение регионарных (ближайших) лимфоузлов.
Место укуса
Укусы в туловище и руки опасны тем, что в подобных случаях яд быстрее разносится по всему организму.
Чем ближе место укуса к голове, тем он опаснее.
На месте укуса обычно образуется кровянистый отек. Он начиняет формироваться через 15-20 минут после укуса и увеличивается (в зависимости от тяжести укуса) в течение 1-5 дней. Отек захватывает не только область укуса, но и близлежащие ткани. Кожа растягивается, приобретает блеск. В области отека видны множественные подкожные кровоизлияния.
Первая помощь при укусе змеи. Советы
Первые минуты после змеиного укуса пострадавший не ощущает сильной боли. Но уже через 10-15 минут она начинает усиливаться, приобретая жгучий характер, особенно в области укуса. Если человеку не оказать помощь, то мучительная боль будет продолжаться 3-5 дней.
Что нельзя делать
Накладывать жгут выше места укуса.
Наложенный жгут не улучшает, а ухудшает положение пострадавшего. По сообщениям некоторых врачей, им часто приходится ампутировать пораженные конечности после наложения жгута.
Зарубежные исследователи установили, что наложение жгута значительно усиливает местные патологические процессы в организме вплоть до гангрены всей конечности.
Прижигать места укуса змеи, делать разрезы и насечки пораженной области. В результате разрезов пострадавший обычно теряет много крови, что ослабляет организм и мешает ему бороться с ядом. Также велика вероятность занесения в рану инфекции.
Прижигания вызывают долго не заживающие раны.
Важно!
Отсасывание яда, надрез на месте укуса допустимы только в следующих случаях:
- пострадал ребенок; змея очень крупная и сильно ядовитая;
- человек, оказывающий помощь, может действовать хладнокровно и точно и раньше сталкивался с такой методикой оказания первой ПОМОЩИ;
На губах, слизистых полости рта человека, который оказывает помощь, нет ранок или царапин.
Отсасывать яд следует только тогда, когда нет никакого шанса на медицинскую помощь в ближайшие часы, то есть в серьезных длительных походах.
Отсасывание яда нужно производить сразу же после укуса! По прошествии времени эта процедура становится бессмысленной.
Что делать при укусе змеи?
Официальная медицина в качестве мер первой помощи при укусе змей рекомендует:
Немедленно отправляться к врачу (или вызывать скорую помощь).
Уложить больного, по возможности не давать ему ходить
Но после укуса начинают бурно развиваться как местные, так и общие симптомы отравления.
По дороге к врачу очень важно, чтобы укушенная часть тела оставалась неподвижной и не работала. Движение ускоряет поступление яда в организм. Конечность можно зафиксировать косынкой, обычными палками.
Успокоить больного (нервозность и паника ускоряют кровоток и усиливают сердечную деятельность).
Обмыть укушенное место теплой водой с мылом и наложить чистую повязку.
Придать укушенной конечности возвышенное по отношению к туловищу положение.
Много пить (только не сразу, лучше небольшими порциями, до трех литров, желательно простой воды). Можно принять 1-2 таблетки лекарства от аллергии, например «Супрастина», «Тавегила».
Больше ничего по дороге к врачу делать не следует.
Как избежать укуса змеи?
Отправляясь в места, где возможна встреча со змеями, необходимо иметь соответствующую одежду и обувь. Предохраняют от укусов змей: высокие сапоги; толстые шерстяные носки; плотные, не обтягивающие тело брюки, заправленные с напуском в обувь.
При сборе грибов и ягод лучше раздвигать траву длинной палкой, а если вы намерены уделить заросшей кочке особое внимание – пошуршите в ней палкой перед тем, как запустить туда руки.
Занятие № 6 «Я изучаю себя».
Цель: анализ собственной личности, анализ своих переживаний и сомнений.
1) Рисунок «Чего я уже не боюсь».
Ведущий предлагает детям нарисовать свой страх, а затем рядом со своим страхом нарисовать себя (как можно крупнее). После этого ведущий просит детей зачеркнуть свой страх и оставить только себя.
2) Мини- лекция «Признаки тревожности».
Психолог объясняет участникам, каковы признаки тревожности.
К проявлениям тревоги относятся:
1) Ухудшение соматического здоровья;
2) Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов);
3) Излишняя старательность при выполнении заданий;
4) Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий;
5) Раздражительность и агрессивные проявления;
6) Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках;
7) Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях (дрожь в коленях, бледность, тошнота);
8) Страх потерять или испортить школьные принадлежности;
9) Страх опоздать в школу;
10) Ночные кошмары;
11) Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом;
12) Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму);
13) «Сверхценность» школьной оценки;
14) Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний.
3) Притча «Потеря осла» (Лавский В. В., сост., 1997)
Мулла потерял осла: он ищет его и возносит благодарение к Богу. Когда у него спросили, за что он благодарит, мулла ответил: «Я благодарю Бога за то, что не сидел на этом осле, а то ведь и я мог потеряться.»
Источник: Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка/ Сост: Безбородкина Е. С., Барабохина В. А., Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г., Савченко С. Ф., Шкарина Н. В.- СПб.: Речь, 2007- 296 с., стр. 143.
4) Притча «Мыло» (Лавский В. В., сост., 1997)
Мулла Насреддин со своей женой пошли на озеро стирать белье и ковры. Занимаясь стиркой, они не заметили, как ворона схватила у них мыло и улетела.
Увидев это, жена Насреддина закричала:
- Хватай, лови ворону, она утащила наше мыло.
- Разве ты не видела, какая она чёрная? Если бы ей не нужно было вымыться, она не утащила бы наше мыло.
Источник: Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка/ Сост: Безбородкина Е. С., Барабохина В. А., Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г., Савченко С. Ф., Шкарина Н. В.- СПб.: Речь, 2007- 296 с., стр. 143.
5) Упражнение «Мой личный герб».
Для того, чтобы получше познакомиться, давайте нарисуем свой личный герб. На это я даю вам 5 минут. Потом по желанию можно будет рассказать про свой герб.
Занятие № 7 «Все страхи выдумка».
Цель: коррекция собственных страхов через анализ ситуации.
1) Просмотр и обсуждение мультика «СкубиДу, что новенькое!» 1 сезон 2 серия.
2) Мини- лекция «Шесть основных страхов» из книги «Построение мощной нервной силы» Поль С. Брэгг . Из книги берутся главные мысли и идеи. При этом учитываются особенности группы, клиента.
ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ СТРАХОВ
Большинство людей, если их спросить, чего они боятся больше всего, отвечают обычно: «Ничего». Это неверно, потому что каждый человек в какой-то период жизни является жертвой одного из шести основных страхов: страха бедности, болезни, старости, потери любви, страха перед людскими судами и страха смерти. Миллионы людей живут все время в высоком нервном напряжении. Их нервная сила постепенно убывает, и в конце концов они получают нервный срыв.
Страх захватывает и материальную, и духовную стороны жизни.
Он затрудняет даже задачу обеспечения предметами первой необходимости: пищей, жильем, одеждой. Уничтожает инициативу, энтузиазм, амбиции, подрывает уверенность в себе и душит воображение. Страх порождает жадность, бесчестность, подлость, злобу и раздражительность в отношении с окружающими.
Страх ужасен, потому что он постоянно находится в подсознании, где его нелегко найдет даже жертва. Если страх раскрыл свое присутствие острыми болями, в частности, головными, это менее безнадежно, так как его присутствие определено и его жертва должна что-то делать, чтобы избавиться от него. Но страх приходит подобно вору ночью и отравляет мозг так, что тот не может нормально функционировать.
Вы, и только вы, можете узнать о существовании ваших страхов.
Вы можете контролировать состояние своего ума, когда создадите большие запасы нервной энергии. Страшные мысли проходят, когда есть мощная нервная сила. Это не может быть куплено, ни за какие деньги, это может быть только создано вами.
Величайшим фактором в выведении страны из состояния величайшей депрессии 30-х годов было заявление президента Рузвельта:
"Нам нечего бояться, кроме самого страха". Это — правда. Страх парализует. Но если, простите за каламбур, мы без страха встретим наши страхи, мы победим противника.
Страх бедности
Не может быть компромисса между бедностью и богатством.
Дороги к ним противоположны по направлению. Если вы хотите быть богатым, значит, вы должны отбросить все, что ведет к бедности. Слово "богатый" используется здесь в самом широком смысле, означающем не только финансовое положение, но также здоровье и постоянную жизнеспособность, энергию, долгую полноценную жизнь. Для меня величайшим богатством является здоровье.
Страх бедности — это состояние ума, вызванное нервным истощением. Восстановите нервную силу, и вы избавитесь от страха бедности. Создавая постоянно мощную нервную силу, вы уже пойдете по дороге здоровья и богатства.
Страх болезни
Зерна страха болезни живут в каждом человеческом мозгу. Для того, чтобы эти зерна не зацвели ужасным цветом, ваш долг — создать для себя нервную силу самого высокого уровня.
Когда нервная сила снижена, каждая боль взрывается смертельной болезнью. Начинает работать воображение. Простая головная боль превращается в воспаление мозга. Если вы будете жить по программе естественной жизни, данной в этой книге, вы забудете о страхе перед болезнью.
Вы создаете ваши болезни нездоровыми ежедневными привычками. Когда вы едите безжизненную пищу без витаминов и минеральных веществ, вы будете страдать от недостатка полезных компонентов.
Если вы ленивы и отказываетесь создать хорошую циркуляцию соответствующими упражнениями, вы идете на то, чтобы иметь в этой области какие-либо нарушения.
У вас никогда не будет страха болезни, если вы живете по законам природы. И этому я научу вас в этой книге. Живите по законам природы, и вы получите в награду крепкое здоровье.
Страх старости
Когда нервная сила падает до низкого уровня, этот огромный страх берет власть над мозгом. Человек видит себя старым и хилым, слепым, глухим, дрожащим, безобразным. С этим страхом мы должны бороться, придерживаясь здорового образа жизни и используя положительные эмоции.
Во-первых, нет такой вещи, как старость, так как нет клеток в нашем теле старше одиннадцати месяцев, за исключением костей и зубов.
Каждый день мы теряем множество клеток и каждый день создаем миллионы новых. Так какая же наша часть старая? Нет таких частей. Наши враги не дни рождения, а яды, которые попадают в наше тело и преждевременно старят нас.
Мы много раз слышали: "Человек так стар, как его артерии".
И это совершенно верно. Множество людей в 70, 80 и даже 90 лет имеют гибкие, чистые артерии. У них неплохая циркуляция, хорошее зрение и слух. Они изучили, как держать свои артерии свободными от засорений, отбросов и токсических материалов.
С другой стороны, вы найдете людей 40, 50 и 60 лет, которые засорили артерии и поэтому преждевременно чувствуют свой возраст.
Помните, что есть два вида возраста — ваши календарные годы и биологические. Календарные годы ничего не значат, если вы живете по законам природы. У меня есть друзья, которым свыше 100 календарных лет, а их планы превосходят планы многих 40—50-летних людей. Они нашли источник молодости в здоровой жизни.
Моему хорошему другу Рою Уайту из Калифорнии 107 лет, однако его тело не знает усталости, боли и возраста. Он живет по законам природы. У него нет страха старости. По биологическим годам он молодой человек. И я могу назвать многих-многих людей, которые в их 80, 90 и даже 100 лет биологически молоды.
Наполните ваши резервуары нервной силой до высшего уровня, и вы навсегда изгоните мысли о старости. Моя программа научит вас, как дольше прожить молодым.
Страх перед людским судом
Когда нервная сила падает до нижнего уровня, вы становитесь очень чувствительными. Вы чувствуете, что все смотрят на вас и осуждают. Чтобы избавиться от этого страха, первое, что вы должны сделать, — понять, что многие люди завистливы. Единственный путь, которым они могут оправдать собственную слабость, — это постоянно осуждать кого-либо. Таким осуждением являются даже сомнительные комплименты. Но если вам завидуют, значит вы можете совершить что-то такое, что другие не могут сделать.
Мои друзья, ветераны политической арены, часто замечают, если в вас никто не пускает ядовитых стрел, значит, вы нигде не делаете успехов. Поэтому надо беспокоиться, когда о вас не треплют языками, значит, вы топчетесь на одном месте.
Помните, что бы вы ни делали, вы не сможете сделать приятное сразу всем, будь то даже самые близкие родственники. Я хорошо помню, как много лет назад, когда я начал свой путь к здоровой жизни, некоторые из моих братьев и сестер критиковали меня и называли "здоровым сумасшедшим", "чудаком пищи", "здоровым чудаком" и другими не совсем приятными словами. Но моя нервная сила была на высоком уровне, и они не могли разрушить мир моего ума. Долгие годы доказали, что я был прав и получил в результате крепкое здоровье. Я уже достаточно долго прожил после того, как похоронил своих критиков.
Я живу наедине с богом и природой и обладаю высоким уровнем умственных, физических и духовных сил. Так почему же я должен позволять каким-то больным умам влиять на себя.
Когда я живу правдой и умом, пустячная критика не может задеть меня. Поэтому будьте и вы непроницаемы для клеветы.
Страх потерять любовь
Когда у вас упадок нервной силы, то появляется комплекс неполноценности. Вы теряете уверенность в себе, чувствуете неполноценность, начинаете бояться, что кто-то отнимет у вас близкого и дорогого вам человека. Есть только один путь победить этот гложущий вас страх — это поднять нервную силу посредством естественной жизни так высоко, что любое чувство неполноценности покинет вас навсегда.
Ревность — это такая вещь, с которой мы все должны бороться.
Мы можем любить кого-то, но это не означает, что человек — ваша собственность. Когда вы восстановите вашу нервную силу, вы поймете мудрость того положения, что каждый человек может жить своей собственной жизнью. Создайте такую нервную силу, чтобы быть выше ревности, выше страха потерять возлюбленного.
Любовь — самая большая сила в мире Любите, и вы будете любимы. Помните, что вы не сможете никогда потерять того, кого вы любите и кто любит вас. Если вы отдаете вашего возлюбленного, можете быть уверены, что он (она) не был действительно вашим любимым.
Вы должны помнить, что в мире существует множество непостоянных людей, и не надо плакать об этих потерях. По этому поводу можно вспомнить классические строки:
Лучше иметь любовь и потерять ее,
Чем не иметь ее вовсе.
Страх остаться одному и не быть любимым, хотя и посещает многих людей, беспричинен. Всегда есть кто-то, кто нуждается в вашей любви и кто хочет любить вас. Ищите и найдете. Все, в чем вы нуждаетесь, — это уверенность, которая приходит со здоровьем и мощной нервной силой.
Страх смерти
Страх смерти подкрадывается, чтобы мучить мозг, когда нервной силы мало. Некоторые люди живут в постоянном страхе смерти. Мысли о неизлечимых болезнях, кажется, заменяют им все духовные интересы. Психиатрические больницы заполнены мужчинами и женщинами, которые стали безумными из-за страха смерти. Этот страх бесполезен, смерть придет независимо от того, думают о ней или нет. Шекспир сказал:
Трусы умирают много раз до смерти,
Доблестный умирает только раз,
Кажется странным, что человек боится,
Ибо смерть — необходимый конец -
Придет тогда, когда придет.
Принимайте смерть, как необходимость, и выбросите вечный страх перед смертью из головы. Молодость — это приготовление к старости, жизнь — это приготовление к смерти. Если вы добросовестно работали всю жизнь, выполняли свой долг перед людьми и привели дела в порядок, почему вы не можете встретить смерть с достоинством? Если вы живете долго, не закрывайте глаза на смерть. Говорите о ней без содрогания, принимайте как должное, готовьте себя к встрече с косой. Вся жизнь — это приготовление к смерти. Ведите себя так, чтобы вы могли уйти на тот свет без раскаяния. Живите достойно, чтобы достойно умереть.
Сейчас в атомный век наука свидетельствует, что вся Вселенная — это энергия. И первый закон физики гласит, что энергия не создается и не исчезает. Она проявляется бесконечным числом путей в различных формах материи, но эта все та же самая энергия. Она может быть преобразована, но не может быть уничтожена. Жизнь — это энергия. И если энергия не может быть уничтожена, то и жизнь не может быть уничтожена, как и другие формы энергии. Жизнь может проходить через различные процессы переходов и изменений, но все еще остается жизненной энергией. Смерть — это только переход.
Если смерть не просто изменение или переход, тогда после смерти ничего не происходит, кроме долгого мирного сна, а сна нечего бояться.
Таким образом вы можете избавиться от страха смерти.
Для меня лично мысль о смерти очень далека. Я мыслю только терминами жизни. Я верю, что каждую ночь, когда мы засыпаем, мы умираем, а просыпаясь утром, мы начинаем новую жизнь. Так я делаю каждый день, насколько это возможно.
Материал взят из книги «Построение мощной нервной силы» Поль С. Брэгг, стр. 25- 29 Занятие № 8 «Страхи в домиках»
Методика «Страхи в домиках».
Авторы методики: А.И. Захаров и М.ПанфиловаЦель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.Взрослый рисует контурно два дома: черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи).
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".
Перечень страхов: Ты боишься
1) Когда остаешься один;
2) Нападения бандитов;
3) Заболеть, заразиться;
4) Умереть;
5) Того, что умрут твои родители;
6) Каких- то людей;
7) Потерять маму или папу;
8) Того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ, невидимки, скелетов, Черной руки, Пиковой дамы и т. п.;
10) Опоздать в детский сад/школу;
11) Перед тем как заснуть;
12) Страшных снов;
13) Темноты;
14) Волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15) Машин, поездов, самолетов (страх транспорта);
16) Бури, ураганы, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
17) Когда очень высоко (страх высоты);
18) Когда очень глубоко (страх глубины);
19) Оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);
20) Воды;
21) Огня;
22) Пожара;
23) Войны;
24) Больших площадей;
25) Врачей (кроме зубных);
26) Крови;
27) Уколов;
28) Боли;
29) Неожиданных, резких звуков (когда внезапно что- то упадет, стукнет).
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
страх смерти (своей);
боязнь животных;
страхи сказочных персонажей;
страх темноты и кошмарных снов;
социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.
Возрастные нормы(по А. И. Захарову)Среднее число страховВ дошкольном возрасте: — у девочек =10,3; - у мальчиков — 8,2;В школьном возрасте: — у мальчиков = 6,9; - у девочек = 9,2.Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
Возраст Мальчики Девочки
3 9 7
4 7 9
5 8 11
6 9 11
7д 9 12
7ш 6 9
8 6 9
9 7 10
10 7 10
11 8 11
12 7 8
13 8 9
14 6 9
15 6 7
Занятие № 9 «Школьные трудности».
Цель: коррекция школьной тревожности.
1) Рисунок «Школьные трудности».
Психолог предлагает детям собрать «копилку школьных трудностей»: «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?». Ученики высказывают, какие трудности бывают у школьников, все ответы проговариваются и обсуждаются.
2) Мозговой штурм «Помоги однокласснику».
Ученики обсуждают школьные трудности и выдвигают предположения, как можно с ними справиться.
3) Плакат с «заклинаниями – девизами».
Дети делают плакат на котором они пишут/ рисуют заклинания: «Я смогу это!», «Попробуй- и результат обязательно будет!», «Когда говорю себя, что я могу, я действительно могу!», «Я могу стать таким, каким я хочу быть!».
Занятие № 10 «Страх- страж».
Цель: устранение страхов.
1) Мини- лекция «Страх – страж».
Не проблема причина стресса, а наше отношение к этой проблеме.
В. В. Синельников выделяет две разновидности страха (представлено в таблице снизу).
Осторожность Ложный/ иллюзорный страх
Элементарная осторожность предупреждает о реальной опасности и оберегает от неприятностей. За ней стоит инстинкт сохранения жизни. Такой страх помогает держаться подальше от опасности. Страх является неотъемлемой частью инстинкта самосохранения, страх предупреждает о возможной опасности. Чем больше чувство уверенности в себе, тем меньше необоснованных страхов. Надо уметь задавать себе вопрос: насколько необходим страх, предупреждает ли он о реальной опасности, насколько иллюзорен тот или иной страх? В основе этого страха лежит ложное восприятие окружающей действительности. Иллюзорный страх рождается из неадекватного восприятия самого себя (заниженная самооценка, недоверие к себе, сомнения в успехе). Ошибочное, неадекватное восприятие самого себя почти всегда результат жёсткого, авторитарного воздействия в детстве на неокрепшее сознание ребёнка. Представления о мире, которые закладываются в детстве, очень прочно закрепляются в поведении на многие годы, а иногда и десятилетия. Необходимо понять, для чего наше подсознание создало нам страх, для чего он нам нужен, чему учит. Самое главное, чтобы человек научился принимать и понимать свои страхи ( чем он их создал, и для чего они нужны).
2)Методика превращения образов.
1 этап.
Психолог просит клиента ответить на вопрос: «Что запускает чувство страха, что вызывает негативное чувство? Это может быть какой- то предмет, звук, образ человека …».
2 этап.
Психолог перечисляет варианты работы со страхом. Клиент выбирает тот вариант, который ему больше подходит.
А. Картинку своего страха на мысленном экране можно отодвинуть подальше от себя. С увеличением расстояния уменьшаются размеры картинки. Вы можете мысленно отодвинуть её вдаль и уменьшить до точки.
Б. Можно картинку поместить на экран телевизора. Представить, что выключили телевизор и вместо изображения появилась светящаяся горизонтальная полоса, которая сократилась до точки. Экран погас.
В. «Страшную» картинку вы рисуете на стекле цветными мелками, потом берёте мокрую тряпку и стираете всё нарисованное.
3 этап.
Психолог просит клиента: «Вспомните/ представьте «Я»- образ себя счастливого человека. И ответьте на следующие вопросы: «Что я увижу, услышу, почувствую будучи счастливым/ ой?» Представляйте себя ярко, сочно, в деталях и подробностях».
4 этап.
Слова психолога: «Снова вспомните негативную картинку, в которой вы испытываете страхи. Снова уберите её с вашего ментального экрана и нарисуйте «Я»- образ себя счастливого. Удержите этот образ перед собой несколько минут, наслаждаясь увиденным.
Отвлекитесь. Повторите процесс ещё раз, быстро меняя одну негативную картинку на другую- позитивную. Всего таких циклов необходимо 7 – 10. Доведите всё это до автоматизма».
5 этап.
Психолог обращается к клиенту: «Если несколько раз поменять образы с одного на другой и довести этот процесс до автоматизма, то потом негативную картинку приходится, что называется, выдирать из памяти. Появилась мысль- страх, спросите себя: «Чем я создал эту пугающую меня мысль? Для чего мне она нужна?».
А понять нужно следующее: подсознательный разум говорит нам, что нет в нас уверенности. В этом и есть позитивное намерение негативных обстоятельств».
3)Методика «Кинозал».
1 этап.
Психолог обращается к клиенту: «Вспомните себя в какой- то ситуации, когда вы были уверены в себе и спокойны. Обозначьте состояние уверенности каким- то характерным для этой ситуации словом, например «спокойствие» (постройте ассоциацию со словом; слово= ситуация)».
2 этап.
Слова психолога: «Вспомните ситуацию, где у вас что- то не получилось, где вам было очень страшно, где вы сильно боялись за себя/ близких.
Вы приходите в воображаемый кинотеатр, садитесь на сиденье в первом ряду и начинаете смотреть фильм про себя (негативная ситуация).
Гаснет верхний свет. На большом экране идут титры, вы видите везде свою фамилию. Вы и сценарист, и режиссёр- постановщик, и главное действующее лицо. Там же присутствуют все те, кто принимал участие в реальных событиях. Как только дело дойдет до самого неприятного момента, вспомните своё ключевое слово. Скажите его себе.
Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях».
3 этап.
Психолог просит клиента: «Мысленно пересядьте в последний ряд зрительных кресел, снова прокрутите весь фильм. В особо неприятных случаях воспользуйтесь своим «ключевым» словом.
С удалением и уменьшением картинки на экране уменьшаются негативные впечатления».
4 этап.
Обращение психолога: «Сейчас вы мысленно встаёте, переходите в будку киномеханика. Ведь киномеханик- это вы. Вы можете заглянуть в кинозал и увидеть себя сидящим в последнем ряду или в первом. Вы этот фильм крутите себе уже далеко не первый год, и надоел он вам.
Всё происходящее на экране- в ваших руках. Вы можете сделать с кинолентой всё, что захотите, что позволит вам ваша фантазия. Конечно, с соблюдением этических норм.
Варианты для киномеханика:
А. Вставить комический эпизод.
Б. Можно взять в руки мысленные ножницы и вырезать самый неприятный кусок.
В. Добавить новый эпизод, где вы спокойно проходите все испытания, предложенные вам вашим подсознанием».
5 этап.
Психолог говорит клиенту: «На этом этапе необходимо перенести ситуацию в будущее и проверить, насколько вы смогли управлять своими эмоциями.
Вам необходимо выйти из будки киномеханика, и соединиться последовательно с вами, сидящим в заднем ряду кинотеатра, потом в первом ряду. И снова просмотреть ваш фильм.
Затем поздравьте себя с успехом, поблагодарите свой подсознательный разум за уроки.
У вас в арсенале есть уже несколько методик по общению с вашими страхами. Попробуйте каждую из них применить на практике и посмотрите, какая из них лучше подходит вам. Вы можете, проявив творчество, соединить в одну несколько методик, а можете придумать что- то своё собственное, оригинальное. Самое главное, чтобы вы научились принимать свои страхи. Понимать, чем вы их создали, для чего они вам нужны. Другими словами, что вам необходимо выяснить из самого факта их присутствия в вашей жизни».
Источник: Практический курс доктора Синельникова. Как научиться любить себя/ Синельников В. В., Слободчиков С. О.- М.: Издательство Центр- полиграф, 2012.- 238 с.- стр. 87- 104
Занятие № 11 «Герой древних мифов».
Просмотр и обсуждение мультика «Воины мифов. Хранители легенд. Андрокл и лев». 2 часть 11 серия.
Миф «Андрокл и лев».
Раб одного римского проконсула в Африке. За бегство от своего господина он был осужден на бой с дикими зверями в цирке; но выпущенный на него лев вместо того, чтобы растерзать его, начал к нему ласкаться. Когда Андрокла спросили о причине такого странного поведения льва, он рассказал, как во время бегства от своего господина он вошел в пещеру, где увидел льва, лежащего с протянутой больной лапой. Андрокл осмотрел лапу и, найдя в ней большую занозу, вытащил ее. Таким образом он привязал к себе льва, и когда ему пришлось встретиться с ним в цирке, то лев узнал своего благодетеля. После этого рассказа раба отпустили на волю и подарили ему этого льва. Андрокл водил его по городу и таким образом собирал подаяния (Краткий словарь мифологии и древностей/М. Корш- СПб, издание А. С. Суворина, 1894).
Занятие № 12 «Нужен ли человеку страх?!».
Цель: коррекция страхов.
Содержание:
Сочинение- рассуждение «Нужен ли человеку страх?!». Участники пишут своё мнение в виде небольшого сочинения на 15- 20 предложений. Затем происходит групповое рассуждение на заданную тему.
Теоретический материал для ведущего (пример).
Нужен ли человеку страх?!
- Всем бывает страшно. Опасности надо бояться, иначе пропадешь, но нужно уметь преодолевать свой страх.
- У страха глаза велики.
- Все страхи живут в нашей голове. Человек сам создаёт свой мир. И он должен взять на себя ответственность за свою жизнь. Мир человека зависит от его мыслей.
- Страх! Ужасный враг, коварный и неумолимый. Он таится за каждым поворотом, подкрадываясь и выжидая. И если человек, дрогнув перед его лицом, обратится в бегство, его враг положит конец его поискам. Что нужно делать, чтобы одолеть страх? Ответ очень прост: не убегать. Человек должен победить свой страх и вопреки ему сделать следующий шаг, и ещё шаг, и ещё. И наступит день, когда его первый враг отступит. Человек почувствует уверенность в себе. Его устремленность окрепнет (К. Кастанеда «Учение дона Хуана»).
- Страх держит человека в постоянном напряжение, не позволяет ему действовать. Мысли о страхе, постоянно прокручиваясь в голове, буквально притягивают подобные ситуации.
- Во время присутствия чувства страха ускоряется пульс, повышается давление, усиливается сокращение сердечной мышцы. Постоянное внутреннее напряжение создаёт язвы, гипертонию, облысение и множество других проблем. Кроме того, мысли- страхи ослабляют иммунную систему.
- Нельзя допускать мысли- страхи. В любой ситуации надо думать о том, что может помочь и думать о хорошем.
- Человек не испытывает страх, когда чувствует себя в безопасности, спокойно и защищённо.
- Страх способствует тому, что человек перестаёт доверять людям и окружающему миру в целом и отгораживается от них. А это порождает закрытость и в конечном итоге приводит к одиночеству.
- Страх притягивает именно то, чего мы боимся. Все мысли материальные. Подобное притягивает подобное.
- Главная причина появления страхов это отсутствие доверия. Доверия к себе, к другим, ко всему миру. Такие люди постоянно ждут от окружающего мира чего- то плохого. И они это получают- ведь всё в нашей жизни происходит в соответствии с нашими ожиданиями. Для того чтобы избавиться от страхов, нужно научиться доверять.
- Страх – это сигнал опасности, который нам даёт наш подсознательный разум (Синельников В. В. «Возлюби болезнь свою»).
- Как только вы освободитесь от старых негативных мыслей и научитесь посылать людям и всему в этом мире любовь, исчезнут все страхи (Синельников В. В. «Возлюби болезнь свою»).
- Если вы чего- то боитесь, то пойдите внутрь себя и высветите причины страхов. Они находятся в вашей личной истории (Синельников В. В. «Возлюби болезнь свою»).
- Беспокойство не даст ответа. Оно только расстроит здоровье, преждевременно состарит человека. Большинство людей полны беспокойства, поэтому они никогда не смогут преодолеть свои несчастья, каждый день они расстраивают по кусочку свою нервную силу на свои беспокойства. Беспокойство не разрешит, а только усугубит ваши проблемы (Поль С. Брэгг «Построение мощной нервной силы»).
- Страх уничтожает инициативу, энтузиазм, амбицию, он подрывает самоуверенность и душит воображение (Поль С. Брэгг «Построение мощной нервной силы»).
- Нам нечего бояться кроме самого страха (Рузвельт).
- Вера создаёт ценности. Страх уничтожает их. Вера- строит. Страх- разрушает. Все успехи начинались с веры. Все неудачи- со страха. Страх не постоянная вещь (Поль С. Брэгг «Построение мощной нервной силы»).
- Для преодоления страха нужна физическая, умственная и духовная энергия. Вы должны преодолеть свой страх сами, и поэтому с вами должна быть ваша мудрость. Не бегите от страха, анализируйте его и воспринимайте его не более чем физическое чувство (Поль С. Брэгг «Построение мощной нервной силы»).
Когда вы здоровы и счастливы, погода не беспокоит вас. Ваше настроение не подвержено барометру. Вы сами светитесь изнутри (Поль С. Брэгг «Построение мощной нервной силы»).